Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О КОНФЛИКТАХ В ГЕТЕРОГЕННОЙ ГРУППЕ ПОДРОСТКОВ

Авторы:
Город:
Вологда
ВУЗ:
Дата:
17 октября 2017г.

Вопросы гетерогенности в течение нескольких десятилетий остаются одними из сложнейших в педагогической науке. Проблемы образования приобретают особое значение, так как на первый план выходят вопросы формирования и развития личности, которая способна эффективно адаптироваться и успешно самореализоваться в межличностных отношениях.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы, позволяет отметить, что подростковый возраст является решающим этапом в процессе социализации личности. Большое внимание на формирование личности подростка оказывают ровесники, дворовые компании, в связи с чем, ослабляется педагогическое воздействие семьи и школы и возрастает проблема конфликтов в подростковой среде.

В  психолого-педагогической  науке  существует  множество  понятий  и  подходов  к  вопросу конфликтов. По мнению социолога А.Г. Здравомыслова, конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена про- тивостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями [4, c. 96].

Известный отечественный социальный психолог А. Г. Ковалев пишет, что «конфликт как естественное противоречие, возникающее между людьми, порождается проблемами личной и социальной жизни, противоречиями интересов, взглядов, социальных установок людей» [6].

Как показывает практика, конфликт происходит тогда, когда возникшие противоречия и разногласия нарушают нормальное общение и взаимодействие подростков гетерогенных групп. В этом случае они должны любым образом преодолеть разногласия и вынуждены вступать в открытое конфликтное взаимодействие друг с другом, а именно, когда стороны начнут активно противодействовать друг другу, преследуя свои цели. Поэтому конфликт всегда «начинается как двустороннее (или многостороннее) поведение и ему, как правило, предшествуют инициирующие действия одной из сторон, выступающей в качестве зачинщика конфликта» [3, c. 95].

Особенно противоречия интересов, взглядов, социальных установок проявляются в гетерогенной группе подростков.

Ряд исследователей рассматривают гетерогенную группу обучающихся как «разнородную группу, включающую в себя определенное количество людей с различными признаками (национальность, возраст, пол, интеллект, особенности физического и психического развития и др.)» [1, c. 129; 7].

Педагог  О.С.  Волынская  понимает  гетерогенную  группу  как  разнородную,  «включающую определенное   количество   людей,   имеющих   различные    признаки,    подчиненные    общему смыслу, находящиеся во всесторонней зависимости друг от друга» [2, c. 8].

В нашем исследовании в гетерогенную группу вошли подростки с различным социальным статусом, а именно подростки из многодетных, неполных семей и семей с низким достатком. Кроме того нами были выделены подростки-близнецы.

Для определения стиля поведения подростка гетерогенной группы в конфликтной ситуации, и изучения его предрасположенности к конфликтному поведению, мы провели опрос обучающихся (30 чел), используя тест Томаса.

Анализ полученных данных показал, что причина конфликта часто кроется в семейных отношениях между родителями и подростками. Свое недовольство, обиды, злость подростки вымещают на близких им людях: братьях или сестрах, одноклассниках или друзьях, а также на родителях. Результаты диагностики представлены на диаграмме 1.




Диаграмма 1 показывает, что подростки из семей с низким достатком (6%) обладают высокими уровнем способностей к принятию компромиссных решений в связи с тем, что родители не скрывают финансовые проблемы и регулярно беседуют со своими детьми. Подростки готовы пойти на уступки. Это также обуславливает более низкий уровень соперничества у этих подростков, так как они чувствуют поддержку и участие родителей. Уровень приспособления не высок, однако социальное неравенство влияет на поведение подростков и их стремление быть как все, что является причиной раздражительности.

В свою очередь, подростки из неполных семей (16%) показывают невысокий уровень способности к компромиссным решениям, так как в стремлении обеспечить своего ребенка всем необходимым, родитель (как правило, мать) все свое время проводит на работе и не имеет достаточного времени для полноценного общения со своим ребенком. Этот недостаток общения повышает уровень соперничества, а уровень приспособления становится, в свою очередь, низкий, что обусловлено раздражительностью подростка гетерогенной группы.

У подростков-близнецов (6%), как показано на диаграмме, уровень компромисса выше, чем уровень приспособления, так как подростки большую часть времени проводят вместе и способны сглаживать ситуации напряжения и находить компромиссы, поэтому уровень соперничества и конфликтности значительно ниже.

В многодетных семьях у подростков (13%) ярко выражен уровень приспособления, что обусловлено количеством детей в семье и необходимостью идти на компромисс, уступчивостью и бóльшим сплочением членов семьи, чем у других категорий семей. В таких семьях наблюдается высокий уровень деятельностного подхода в воспитании, и как следствие высокий уровень взаимодействия, умений принимать компромиссные решения и более низкий уровень соперничества.

Мы считаем, что для предупреждения конфликтов работа с подростками гетерогенной группы в школе должна предусматривать создание положительного эмоционального фона, использование активных методов воспитания, соответствующих психологическому статусу ребенка, его природным и возрастным особенностям. Иными словами, не ребенок должен приспосабливаться к системе воспитания и образования, а система программ и методик должна разработать «траекторию развития личности ребенка в перспективе его жизненного самоопределения» [5, С. 7].

К сожалению, изучение имеющегося опыта в школе показывает, что не достаточно разработаны мероприятия по профилактике конфликтов среди подростков гетерогенных групп, незначительное количество подростков включено во внешкольную и внеурочную работу, следовательно, современной школе необходимо создавать условия для формирования социально-коммуникативной активной личности.

Поэтому, нам представляется, что данный вопрос, оставаясь актуальным, требует более тщательного исследования.

 

Список литературы

 

1. Балашова И.В., Тихомирова Е.Л., Шадрова Е.В. Исследование потребностей гетерогенных групп обучающихся // Психолого-педагогический поиск. Научно-методический журнал. 2014. №4 (32). С. 129–141.

2.   Волынская О.С. Подготовка воспитателей дошкольных учреждений к работе с гетерогенными группами детей. Автореф. дис. … канд.пед.наук, Биробиджан, 2010. 17 с.

3. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. М., 1993. 212 c.

4. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: Аспект Пресс, 1996. 261 с.

5.      Кевля Ф.И. Авансированная характеристика как метод проектирования индивидуальной траектории развития личности // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2010. Том 16. С. 7-10.

6. Ковалев А. Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. 391 с.

7. Микляева А. В., Румянцева П. В. Структура социальной идентичности личности: возрастная динамика // Вестник ТГПУ. 2009. № 5 (83). С. 129–133.