Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Киров
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Одним из ценностных ориентиров современного образования, в соответствии с федеральным государственным стандартом, является развитие умения учиться. Становление самостоятельной учебно- познавательной деятельности, формирование продуктивных  приѐмов работы с информацией, способности к саморазвитию и самореализации невозможно без учѐта индивидуальных особенностей познания обучающихся. По данным Е.А. Климова, В.С. Мерлина, М.Р. Щукина [5], добиться максимальной успешности деятельности и решить поставленные выше задачи можно в процессе целенаправленного формирования индивидуального стиля деятельности.

Наши исследования показали, что индивидуальный стиль познавательной деятельности (ИСПД) следует рассматривать как систему индивидуально-своеобразных способов познавательной деятельности, обусловленных психологическими особенностями индивидуальности субъекта, его личностными свойствами и системой предпочтений. В структуру ИСПД входят три компонента: 1) субъективный (индивидуальные особенности мотивационной, волевой, эмоциональной сфер, знание своих познавательных возможностей, особенности рефлексии и саморегуляции), 2) операциональный (система познавательных приѐмов, к которой человек предрасположен в силу своих индивидуальных свойств, а также освоенные познавательные действия), 3)    результативный (индивидуальное своеобразие продуктов познавательной деятельности).

Для проведения диагностики сформированности стиля предлагаем использовать следующие критерии и методики (см. Табл.1), которые были апробированы в экспериментальной работе школ г.Кирова. Комплексное обследование 260 младших школьников выявило четыре уровня сформированности ИСПД (Табл.2). На основе предлагаемых показателей и данных диагностики определяются методы организации сотрудничества детей с разными стилями на уроке, меры индивидуальной поддержки и пути выстраивания маршрута учения каждого ребѐнка, индивидуальные и дифференцированные задания для формирования универсальных учебных действий и ИСПД.


   Таблица 1

Критерии, показатели и методики исследования ИСПД


Компоненты

ИСПД

 

Критерии

 

Показатели сформированности

Методы и методики

исследования

I. Субъектив-

ный

1.   Положи-

тельные познавательные мотивы

2.   Рефлексия

3.   Саморегу ляция, способность к

1.1.         Интерес      к       процессу      познания,

способам    познавательной    деятельности, мотивы самообразования.

1.2.         Положительное          отношение          к

познавательной деятельности. Эмоциональный настрой на успех в познании.

2.1.    Осознание своего индивидуального своеобразия, «непохожести» на других, знание своих сильных и слабых сторон в познании.

2.2.    Сформированность рефлексии, в том числе умение разделять знание и незнание.

3.1. Развитая воля, умение преодолевать

1.1.        Методика             «Выбор

задач» А.К. Дусавицкого [1; 2], наблюдение

1.2.        Анкета «Незаконченные

фразы», наблюдение

2.1.        Анкета «Незаконченные фразы» для учащихся

2.2.    Анкета для учащихся, методика «Анаграммы»

А.З. Зака, методика «Диктант для робота» Г.А. Цукерман, Е. А. Бугрименко [2]

3.1. Наблюдение  

Компоненты

ИСПД

 

Критерии

 

Показатели сформированности

Методы и методики

исследования

трудности в познании.

II. Операцио-

нальный

варьированию своими действиями

3.2. Способность к выбору наиболее

эффективных и удобных способов познания в соответствии с меняющимися условиями

и субъективными познавательными особенностями, стремление к коррекции недостатков собственной деятельности.

3.2. Наблюдение, анализ

продуктов познавательной деятельности, анкета для учащихся

 

4.

Познавательные УУД, их индивидуальное своеобразие

4.1.    Наличие устойчивых индивидуальных познавательных стилей (предпочитаемых стратегий познания).

4.2.    Владение общими логическими приѐмами познания.

4.3.    Умение анализировать и адекватно

отражать объективные условия и требования деятельности. Сформирован- ность общедеятельностных умений (целеполагания, планирования деятельности, контроля и др.).

4.4.    Владение межпредметными и специальными предметными приѐмами.

4.1.    Методики

«Классификация»,

«Включѐнные фигуры» Г. Уиткина, «Сравнение похожих рисунков»

Дж. Кагана [7]

4.2.    Методики «Ряд колец» А.Б. Воронцова [2], «Составь текст» и др.

4.3.    Методика «Найди фигуру» Л.И. Аршавиной [4], задание «Проверь себя», анкета «Незаконченные фразы»

4.4.    Задание «Разбор предложения» (разбор языковой модели

Л.В. Щербы), методика

«Сочинение по результатам наблюдения»

Ю.Н. Вьюнковой,

М.В. Зверевой [3; 6]

III.

Результативный

5.

Продуктивность стиля

5.1. Продуктивность познавательной

деятельности, положительные результаты познания, их индивидуальное своеобразие

5.1. Анализ продуктов

познавательной деятельности, наблюдение

    

Таблица 2  

Характеристика уровней сформированности ИСПД учащихся



Уро-

вни Кри- терии

ИСПД не сформирован

Низкий уровень

сформированности ИСПД

Средний уровень

сформированности ИСПД

Высокий уровень

сформированности ИСПД

I

II

III

IV

1. Позна-

вательные мотивы

Ученик усваивает

знания под влиянием внешних стимулов и контроля. Познавательные интересы не проявляются. Отношение к познавательной деятельности нейтральное или отрицательное.

Реагирует на

новизну, яркие факты, проявляет интерес к содержанию познания, внешней оценке. Устойчивой активности не проявляет, интерес быстро падает. Отношение нейтральное или пассивно-поло- жительное.

Проявляет устойчивый

интерес к теоретическому материалу, поиску закономерностей, открытию новых знаний. Ситуативный интерес к способам познавательной деятельности, не выходящий за рамки решения конкретной познавательной задачи.

Устойчивые внутренние

познавательные мотивы, субъективно значимые познавательные интересы, выходящие за рамки учебного материала. Обобщѐнный интерес к процессу, общим способам познавательной деятельности. Положительное отношение, оптимистический

Уро-

вни

Кри- терии

ИСПД не сформирован

Низкий уровень

сформированности ИСПД

Средний уровень

сформированности ИСПД

Высокий уровень

сформированности ИСПД

I

II

III

IV

Положительное

отношение к познавательной деятельности, настрой на успех.

настрой, испытывает

радость познания.

2. Рефлексия

Отсутствуют

умения самоанализа. Интерес к индивидуальности не проявляет. Не видит «плюсов» и

«минусов» собственной познавательной деятельности. Не дифференцирует знание и незнание.

Ученик замечает

свои успехи и неудачи в познании, но не связывает их с индивидуальными особенностями. Рефлексивные умения не развиты. Ситуативный интерес к индивидуальности.

Связывает успехи и

неудачи в познании с индивидуальными возможностями, проявляет интерес к индивидуальным различиям. Выделяет основные компоненты собственной деятельности, способен к пошаговому соотнесению хода познавательной деятельности с обобщѐнной схемой необходимых действий. Рефлексивные умения развиты недостаточно. Недостатки собственной

деятельности выделяет только с помощью взрослого.

Ученик осознаѐт

индивидуальное своеобразие познавательной деятельности. Анализирует собственную познавательную деятельность, знает свои сильные и слабые стороны. Хорошо развиты рефлексивные умения. Способен критически оценить собственные познавательные возможности до выполнения действий, отличается пониманием механизмов познания.

3. Саморе-

гуляция, способность к варьировани ю своими познавательн ыми действиями

Слабо развитая воля

не позволяет ученику преодолевать познавательные затруднения. Не способен к выбору эффективных способов познавательной деятельности, их изменению при изменении объективных требований. Не осуществляет самокоррекцию деятельности.

Ребѐнок не всегда

может разграничить знание и незнание. Стремится к выбору эффективных способов познания, но анализ познавательной ситуации характеризуется односторонностью, поэтому ученик пока не умеет адекватно адаптироваться к меняющимся условиям познания.

Способен

анализировать и адекватно понимать условия и требования деятельности, преодолевать трудности в познании. Не всегда правильно выбирает способы познания при изменении ситуации. Стремится к самокоррекции, с помощью учителя вносит коррективы в собственную деятельность и находит эффективные приѐмы познания.

Легко преодолевает

трудности в познании. Опираясь на адекватный анализ познавательной ситуации и самоанализ, самостоятельно определяет способ действия, наиболее эффективный в данных обстоятельствах и одновременно соответствующий индивидуальным познавательным возможностям. Может компенсировать некоторые недостатки деятельности, применяя непривычные, новые способы познания.

Уро-

вни

Кри- терии

ИСПД не сформирован

Низкий уровень

сформированности ИСПД

Средний уровень

сформированности ИСПД

Высокий уровень

сформированности ИСПД

I

II

III

IV

4. Познавате

льные УУД, их индивидуаль ное своеобразие

Владеет малым

количеством логических и общеучебных действий. Умения целеполагания, планирования и контроля деятельности не сформированы. Умеет воспринимать и осмысливать знания в готовом виде. Ученик не способен к самостоятельной реализации познавательной деятельности.

Владеет

логическими приѐмами, ограниченным числом общеучебных и специальных

предметных приѐмов познания. Не осуществляет перенос освоенного нового приѐма. При выборе способа познания действует неосознанно, часто ошибается. Испытывает трудности в постановке и решении проблем.

Хорошо владеет

основными общими и специальными приѐмами познания. Осуществляет перенос способа на новый класс познавательных задач. Может построить новый способ действия или модифицировать уже известный способ с помощью взрослого. Способен осуществлять частично-поисковую познавательную деятельность.

Использует устойчивые

индивидуально- своеобразные способы познания. Владеет логическими, общеучебными, специальными предметными приѐмами познания. Опирается на принципы построения способов действия и на этой основе создаѐт новые способы. Сформированы регулятивные действия. Способен к творческой деятельности, постановке и решению проблем.

5. Результат

ивность ИСПД

Результаты

познания имеют низкую продуктивность. Индивидуальное своеобразие продукта познавательной деятельности выявить не удаѐтся.

Результаты

самостоятельной познавательной деятельности имеют низкую продуктивность. Индивидуальное своеобразие проявляется редко.

Средняя

продуктивность познавательной деятельности. Продукт индивидуально- своеобразный. При изменении условий в самостоятельной деятельности появляются ошибки.

Высокопродуктивная

самостоятельная познавательная деятельность. Продукты познавательной деятельности носят ярко выраженный индивидуальный характер.

 

Исследование стилей учащихся 3–4 классов показало, что у 68 % ИСПД не сформирован, низкий уровень зафиксирован у 25 % учащихся, средний уровень – у 7 % детей, высокий уровень не обнаружен ни у одного ученика. У испытуемых преобладали социальные мотивы, недостаточно были сформированы регулятивные и общеучебные универсальные действия. В результате реализации нашей комплексно-целевой программы деятельности начальной школы удалось сформировать ИСПД у 55 % учащихся: у 9 % младших школьников экспериментальной группы сформирован высокий уровень развития стиля, 26 % повысили свой уровень до среднего, 20 % оказалось на низком уровне. У 45 % школьников ИСПД сформировать не удалось, что очевидно связано со сложностью анализа и саморегуляции познавательной деятельности детьми младшего школьного возраста, а также ограниченностью временных рамок начального образования. Полагаем, что продолжение работы над формированием стиля в 5–11 классах может способствовать развитию индивидуальности учащихся, умений опираться на «сильные» стороны субъективных познавательных средств в учебной деятельности и компенсировать свои «слабые» стороны, применять эффективные индивидуально-своеобразные способы познавательной деятельности.

 

Список литературы

1.      Бараз Э.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе личностно ориентированного взаимодействия участников обучения : дис. … канд. пед. наук / Бараз  Элла Анатольевна. – Челябинск, 1998. – 175 с.

2.      Воронцов А. Б. Набор методик для работы учителя и психолога с показателями развития учащихся // Начальная школа. – 1999. – № 7. – С. 77–87.

3.      Конев А.Н.       Индивидуально-типологические      особенности      младших      школьников       как       основа дифференцированного обучения. – М.: Просвещение, 1968. – 208 с.

4.      Педагогическая психология: методики и тесты / авторы-сост. М.В. Демиденко, А.И. Клюева. – Самара :Бахрах-М, 2004. – 144 с.

5.      Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа / сост. Б. А. Вяткин, Л. Я. Дорфман, М. Р. Щукин. – М. : Смысл, 2011. – 636 с.

6.      Развитие  младших  школьников  в  процессе  усвоения  знаний:  Экспериментально-педагогическое исследование / под ред. М. В. Зверевой. – М. : Педагогика, 1983. – 168 с.

7.      Холодная, М. А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума : учебное пособие / Холодная М. А. – М. : ПЕР СЭ, 2002. – 304 с.