14 февраля 2016г.
Одним из ценностных ориентиров современного образования, в соответствии с федеральным государственным стандартом, является развитие умения учиться. Становление самостоятельной учебно- познавательной деятельности, формирование продуктивных приѐмов работы с информацией, способности к саморазвитию и самореализации невозможно без учѐта индивидуальных особенностей познания обучающихся. По данным Е.А. Климова, В.С. Мерлина, М.Р. Щукина [5], добиться максимальной успешности деятельности и решить поставленные выше задачи можно в процессе целенаправленного формирования индивидуального стиля деятельности.
Наши исследования показали, что индивидуальный стиль познавательной деятельности (ИСПД) следует рассматривать как систему индивидуально-своеобразных способов познавательной деятельности, обусловленных психологическими особенностями индивидуальности субъекта, его личностными свойствами и системой предпочтений. В структуру ИСПД входят три компонента: 1) субъективный (индивидуальные особенности мотивационной, волевой, эмоциональной сфер, знание своих познавательных возможностей, особенности рефлексии и саморегуляции), 2) операциональный (система познавательных приѐмов, к которой человек предрасположен в силу своих индивидуальных свойств, а также освоенные познавательные действия), 3) результативный (индивидуальное своеобразие продуктов познавательной деятельности).
Для проведения диагностики сформированности стиля предлагаем использовать следующие критерии и методики (см. Табл.1), которые были апробированы в экспериментальной работе школ г.Кирова. Комплексное обследование 260 младших школьников выявило четыре уровня сформированности ИСПД (Табл.2). На основе предлагаемых показателей и данных диагностики определяются методы организации сотрудничества детей с разными стилями на уроке, меры индивидуальной поддержки и пути выстраивания маршрута учения каждого ребѐнка, индивидуальные и дифференцированные задания для формирования универсальных учебных действий и ИСПД.
Таблица 1
Критерии, показатели и методики исследования ИСПД
Компоненты
ИСПД
|
Критерии
|
Показатели сформированности
|
Методы и методики
исследования
|
I. Субъектив-
ный
|
1. Положи-
тельные познавательные мотивы
2. Рефлексия
3. Саморегу ляция, способность к
|
1.1. Интерес к процессу познания,
способам познавательной деятельности, мотивы самообразования.
1.2. Положительное отношение к
познавательной деятельности. Эмоциональный настрой на успех в познании.
2.1. Осознание своего индивидуального своеобразия, «непохожести» на других, знание своих сильных и слабых сторон в познании.
2.2. Сформированность рефлексии, в том числе умение разделять знание и незнание.
3.1. Развитая воля, умение преодолевать
|
1.1. Методика «Выбор
задач» А.К. Дусавицкого [1; 2], наблюдение
1.2. Анкета «Незаконченные
фразы», наблюдение
2.1. Анкета «Незаконченные фразы» для учащихся
2.2. Анкета для учащихся, методика «Анаграммы»
А.З. Зака, методика «Диктант для робота» Г.А. Цукерман, Е. А. Бугрименко [2]
3.1. Наблюдение
|
Компоненты
ИСПД
|
Критерии
|
Показатели сформированности
|
Методы и методики
исследования
|
трудности в познании.
|
II. Операцио-
нальный
|
варьированию своими действиями
|
3.2. Способность к выбору наиболее
эффективных и удобных способов познания в соответствии с меняющимися условиями
и субъективными познавательными особенностями, стремление к коррекции недостатков собственной деятельности.
|
3.2. Наблюдение, анализ
продуктов познавательной деятельности, анкета для учащихся
|
|
4.
Познавательные УУД, их индивидуальное своеобразие
|
4.1. Наличие устойчивых индивидуальных познавательных стилей (предпочитаемых стратегий познания).
4.2. Владение общими логическими приѐмами познания.
4.3. Умение анализировать и адекватно
отражать объективные условия и требования деятельности. Сформирован- ность общедеятельностных умений (целеполагания, планирования деятельности, контроля и др.).
4.4. Владение межпредметными и специальными предметными приѐмами.
|
4.1. Методики
«Классификация»,
«Включѐнные фигуры» Г. Уиткина, «Сравнение похожих рисунков»
Дж. Кагана [7]
4.2. Методики «Ряд колец» А.Б. Воронцова [2], «Составь текст» и др.
4.3. Методика «Найди фигуру» Л.И. Аршавиной [4], задание «Проверь себя», анкета «Незаконченные фразы»
4.4. Задание «Разбор предложения» (разбор языковой модели
Л.В. Щербы), методика
«Сочинение по результатам наблюдения»
Ю.Н. Вьюнковой,
М.В. Зверевой [3; 6]
|
III.
Результативный
|
5.
Продуктивность стиля
|
5.1. Продуктивность познавательной
деятельности, положительные результаты познания, их индивидуальное своеобразие
|
5.1. Анализ продуктов
познавательной деятельности, наблюдение
|
Таблица 2
Характеристика уровней сформированности ИСПД учащихся
Уро-
вни Кри- терии
|
ИСПД не сформирован
|
Низкий уровень
сформированности ИСПД
|
Средний уровень
сформированности ИСПД
|
Высокий уровень
сформированности ИСПД
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
1. Позна-
вательные мотивы
|
Ученик усваивает
знания под влиянием внешних стимулов и контроля. Познавательные интересы не проявляются. Отношение к познавательной деятельности нейтральное или отрицательное.
|
Реагирует на
новизну, яркие факты, проявляет интерес к содержанию познания, внешней оценке. Устойчивой активности не проявляет, интерес быстро падает. Отношение нейтральное или пассивно-поло- жительное.
|
Проявляет устойчивый
интерес к теоретическому материалу, поиску закономерностей, открытию новых знаний. Ситуативный интерес к способам познавательной деятельности, не выходящий за рамки решения конкретной познавательной задачи.
|
Устойчивые внутренние
познавательные мотивы, субъективно значимые познавательные интересы, выходящие за рамки учебного материала. Обобщѐнный интерес к процессу, общим способам познавательной деятельности. Положительное отношение, оптимистический
|
Уро-
вни
Кри- терии
|
ИСПД не сформирован
|
Низкий уровень
сформированности ИСПД
|
Средний уровень
сформированности ИСПД
|
Высокий уровень
сформированности ИСПД
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
|
|
|
Положительное
отношение к познавательной деятельности, настрой на успех.
|
настрой, испытывает
радость познания.
|
2. Рефлексия
|
Отсутствуют
умения самоанализа. Интерес к индивидуальности не проявляет. Не видит «плюсов» и
«минусов» собственной познавательной деятельности. Не дифференцирует знание и незнание.
|
Ученик замечает
свои успехи и неудачи в познании, но не связывает их с индивидуальными особенностями. Рефлексивные умения не развиты. Ситуативный интерес к индивидуальности.
|
Связывает успехи и
неудачи в познании с индивидуальными возможностями, проявляет интерес к индивидуальным различиям. Выделяет основные компоненты собственной деятельности, способен к пошаговому соотнесению хода познавательной деятельности с обобщѐнной схемой необходимых действий. Рефлексивные умения развиты недостаточно. Недостатки собственной
деятельности выделяет только с помощью взрослого.
|
Ученик осознаѐт
индивидуальное своеобразие познавательной деятельности. Анализирует собственную познавательную деятельность, знает свои сильные и слабые стороны. Хорошо развиты рефлексивные умения. Способен критически оценить собственные познавательные возможности до выполнения действий, отличается пониманием механизмов познания.
|
3. Саморе-
гуляция, способность к варьировани ю своими познавательн ыми действиями
|
Слабо развитая воля
не позволяет ученику преодолевать познавательные затруднения. Не способен к выбору эффективных способов познавательной деятельности, их изменению при изменении объективных требований. Не осуществляет самокоррекцию деятельности.
|
Ребѐнок не всегда
может разграничить знание и незнание. Стремится к выбору эффективных способов познания, но анализ познавательной ситуации характеризуется односторонностью, поэтому ученик пока не умеет адекватно адаптироваться к меняющимся условиям познания.
|
Способен
анализировать и адекватно понимать условия и требования деятельности, преодолевать трудности в познании. Не всегда правильно выбирает способы познания при изменении ситуации. Стремится к самокоррекции, с помощью учителя вносит коррективы в собственную деятельность и находит эффективные приѐмы познания.
|
Легко преодолевает
трудности в познании. Опираясь на адекватный анализ познавательной ситуации и самоанализ, самостоятельно определяет способ действия, наиболее эффективный в данных обстоятельствах и одновременно соответствующий индивидуальным познавательным возможностям. Может компенсировать некоторые недостатки деятельности, применяя непривычные, новые способы познания.
|
Уро-
вни
Кри- терии
|
ИСПД не сформирован
|
Низкий уровень
сформированности ИСПД
|
Средний уровень
сформированности ИСПД
|
Высокий уровень
сформированности ИСПД
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
4. Познавате
льные УУД, их индивидуаль ное своеобразие
|
Владеет малым
количеством логических и общеучебных действий. Умения целеполагания, планирования и контроля деятельности не сформированы. Умеет воспринимать и осмысливать знания в готовом виде. Ученик не способен к самостоятельной реализации познавательной деятельности.
|
Владеет
логическими приѐмами, ограниченным числом общеучебных и специальных
предметных приѐмов познания. Не осуществляет перенос освоенного нового приѐма. При выборе способа познания действует неосознанно, часто ошибается. Испытывает трудности в постановке и решении проблем.
|
Хорошо владеет
основными общими и специальными приѐмами познания. Осуществляет перенос способа на новый класс познавательных задач. Может построить новый способ действия или модифицировать уже известный способ с помощью взрослого. Способен осуществлять частично-поисковую познавательную деятельность.
|
Использует устойчивые
индивидуально- своеобразные способы познания. Владеет логическими, общеучебными, специальными предметными приѐмами познания. Опирается на принципы построения способов действия и на этой основе создаѐт новые способы. Сформированы регулятивные действия. Способен к творческой деятельности, постановке и решению проблем.
|
5. Результат
ивность ИСПД
|
Результаты
познания имеют низкую продуктивность. Индивидуальное своеобразие продукта познавательной деятельности выявить не удаѐтся.
|
Результаты
самостоятельной познавательной деятельности имеют низкую продуктивность. Индивидуальное своеобразие проявляется редко.
|
Средняя
продуктивность познавательной деятельности. Продукт индивидуально- своеобразный. При изменении условий в самостоятельной деятельности появляются ошибки.
|
Высокопродуктивная
самостоятельная познавательная деятельность. Продукты познавательной деятельности носят ярко выраженный индивидуальный характер.
|
Исследование стилей учащихся 3–4 классов показало, что у 68 % ИСПД не сформирован, низкий уровень зафиксирован у 25 % учащихся, средний уровень – у 7 % детей, высокий уровень не обнаружен ни у одного ученика. У испытуемых преобладали социальные мотивы, недостаточно были сформированы регулятивные и общеучебные универсальные действия. В результате реализации нашей комплексно-целевой программы деятельности начальной школы удалось сформировать ИСПД у 55 % учащихся: у 9 % младших школьников экспериментальной группы сформирован высокий уровень развития стиля, 26 % повысили свой уровень до среднего, 20 % оказалось на низком уровне. У 45 % школьников ИСПД сформировать не удалось, что очевидно связано со сложностью анализа и саморегуляции познавательной деятельности детьми младшего школьного возраста, а также ограниченностью временных рамок начального образования. Полагаем, что продолжение работы над формированием стиля в 5–11 классах может способствовать развитию индивидуальности учащихся, умений опираться на «сильные» стороны субъективных познавательных средств в учебной деятельности и компенсировать свои «слабые» стороны, применять эффективные индивидуально-своеобразные способы познавательной деятельности.
Список литературы
1. Бараз Э.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе личностно ориентированного взаимодействия участников обучения : дис. … канд. пед. наук / Бараз Элла Анатольевна. – Челябинск, 1998. – 175 с.
2. Воронцов А. Б. Набор методик для работы учителя и психолога с показателями развития учащихся // Начальная школа. – 1999. – № 7. – С. 77–87.
3. Конев А.Н. Индивидуально-типологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения. – М.: Просвещение, 1968. – 208 с.
4. Педагогическая психология: методики и тесты / авторы-сост. М.В. Демиденко, А.И. Клюева. – Самара :Бахрах-М, 2004. – 144 с.
5. Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа / сост. Б. А. Вяткин, Л. Я. Дорфман, М. Р. Щукин. – М. : Смысл, 2011. – 636 с.
6. Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний: Экспериментально-педагогическое исследование / под ред. М. В. Зверевой. – М. : Педагогика, 1983. – 168 с.
7. Холодная, М. А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума : учебное пособие / Холодная М. А. – М. : ПЕР СЭ, 2002. – 304 с.