Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
08 января 2016г.

    Развитие рыночных отношений в экономике страны предопределяет формирование рыночных объектов этих финансово-хозяйственных отношений. Одним из таких объектов можно считать гудвилл (деловая репутация) [1], который является гарантией действующего предприятия и способностью его персонала увеличивать прибыль без дополнительного увеличения имущества. Рыночная стоимость предприятия имеющего деловую репутацию превышает учтенные активы. Это делает предприятия привлекательным для потенциальных инвесторов, повышает к нему интерес со стороны партнеров, государства. Инвесторы, соглашаясь с наличием гудвилла предполагают, что будущая прибыль, связанна с продукцией этого предприятия, а также с тем, что оно обладает определѐнными дополнительными преимуществами, которые они получат и которые превышают возможности открытия нового предприятия. Однако определение стоимости и идентификации деловой репутации затруднено из-за отсутствия национального механизма их определения.

    История возникновения гудвилла, связана с главным показателем цивилизованности общества его интеллектуальным потенциалом и уровнем культурного развития, что потребовало от предпринимателей создание положительного образа своего предприятия.

   Ещё в дореволюционной России, более столетия назад, в 1912 г. были выработаны семь принципов предпринимательской деятельности, которые были сформулированы приблизительно так:

1.     Уважай власть, поскольку власть является необходимым условием эффективности ведения дел;

2.     Будь честен и правдив, поскольку честность и правдивость являются фундаментальными основами предпринимательской деятельности;

3.     Уважай право частной собственности, поскольку свободное (частное) предпринимательство является основой благополучия государства и его граждан;

4.     Люби и уважай человека, ибо только эти чувства могут вызвать ответную адекватную реакцию и способствовать гармонизации интересов работника и предпринимателя;

5.     Будь верен слову, поскольку именно от этого во многом зависит доверие окружения, партнѐров и в конечном итоге успех дела;

6.     Живи по  средствам, правильно  оценивай свои возможности и действуй  исходя их имеющихся средств;

7.     Будь целеустремлѐнным, при этом помни, что для достижения цели не следует переходить границы дозволенного.

   Это базовые постулаты, являющиеся неотъемлемой частью делового этикета, которые актуальны и для рыночной экономики двадцать первого века. Как базовые идеи эти принципы имели, рекомендательный характер, должны были быть, так сказать, "моральным кодексом" предпринимателей.

   В мировой хозяйственной практике вплоть до второй половины прошлого века аналогичные "кодексы чести" предпринимателей существовали и существуют во многих цивилизованных странах, но, как и в России, они носят, скорее всего, морально-этическую направленность. С развитием производительных сил и производственных отношений, некоторые из них трансформировались во вполне реальные хозяйственные категории, одной из которых и является деловая репутация. В том числе на создание и укрепление репутации, составной частью которой является деловая репутация, направлена деятельность PR-подразделений, имиджмейкеров и т.п.

   Нематериальные активы, отраженные в балансе предприятия подаются идентификации, имеют документальное подтверждение и являются объектом бухгалтерского учета. Тогда как деловая репутация не поддается идентификации, ее не возможно измерять в натуральных и денежных показателях. Действительно как можно измерять деловые связи или маркетинговые приемы, технологическую и техническую компетенцию. Гудвилл проявляется и рассматриваться в совокупности всего имущественного комплекса предприятия. То есть возникновения гудвилла связано с тем, что его стоимость признана и подтверждена сделкой и есть вероятность получения от его использования прибыли [4].

     Стоимость гудвилла устанавливается при осуществлении купли-продажи предприятия, когда нет возможности идентифицировать его стоимость, как той части выгоды, которая превышает балансовую стоимость внеоборотных и оборотных активов. В этом случае считается, что сумма превышения и составляет стоимость гудвилла. Также определяется совокупности тех элементов бизнеса, которые могут стимулировать покупателей купить именно конкретное предприятие и которые могут, приносит этому предприятия прибыль сверх расчетной величины при разумном доходе на все остальные активы предприятия.

Математический метод исчисления стоимости предприятия можно представить в виде функции, зависящей от множества факторов, главными из которых являются:

S = f (A, I, G)

где: A - чистая стоимость имущества (чистые активы);

I - стоимость (оценка) "интеллектуальной составляющей";

G - деловая репутация (гудвилл).

   Поэтому, если ориентироваться на выше приведенную зависимость, то между рыночной стоимостью фирмы и чистой стоимостью еѐ имущества всегда должно быть различие. Это различие принято называть "деловой репутацией".

  Деловая репутация, как экономическая категория, является понятием достаточно ёмким, синтетическим, включающим в себя в том числе: деловые связи, качество продукции, позитивный опыт управления, уровень квалификации персонала, наличие стабильного сегмента рынка и т.д. и т.п., то есть большинство таких факторов, которые в настоящее время трудно отнести к каким-либо активам или пассивам фирмы. Причём от наличия этих факторов и их использования во многом зависит уровень прибыльности предприятия.

   В то же время необходимо сказать, что проблема стоимостного выражения гудвилла является ключом к стоимостной оценки персонала, который действующими нормативными документами пока не признаётся нематериальным активом.

   Деловая репутация (гудвилл) словарём бухгалтера и аудитора определяется как "составляющая общей цены фирмы, один из видов нематериальных активов; определяется как разница между рыночной ценой фирмы и стоимостью её чистых активов."

    Вместе с тем, для обоснования гудвилла можно систематизировать факторы обуславливающие происхождения гудвилла и на их основе разработана классификация причин его возникновения. Одним из российских аналогов понятию репутация является доверие, которое должно включать:

-    известность фирмы на рынках;

-   стремление дорожить своей репутацией;

-   положение фирмы на рынке: совокупность финансовых возможностей и доли рынка;

-   лидерство по качеству производимой продукции;

-   наличие легко узнаваемого образа фирмы в виде бренда или товарного знака;

-    приспособление к месту пребывания: умение найти поддержку местных властей, привлечение местных специалистов и учѐт специфики потребителей.

   Если исходить их формулы определения деловой репутации, то можно сделать вывод, что она, во- первых, как некая реальность, проявляет себя в процессе купли-продажи, и, во-вторых, как результат вышеуказанной разности может быть как положительной, так и отрицательной [3]. Поэтому положительную деловую репутацию можно интерпретировать, как надбавку к цене фирмы за определѐнные еѐ достоинства, которые в настоящее время трудно выразить в учѐтных единицах, но за которые являются привлекательными для покупателя и он согласен за них платить, имея в виду будущие экономические выгоды.

   С другой стороны, отрицательная разность, то есть отрицательная деловая репутация, действующими нормативными документами, в том числе и ПБУ 14/2000, рассматривается как скидка с цены, поскольку фирма не обладает или обладает в недостаточной мере, указанными трудновыразимыми для учёта факторами и покупателю придётся затратить определённые ресурсы, чтобы добиться экономических выгод.

     Отличительная черта деловой репутации состоит в том, что она является неотъемлемой частью предприятия и не существует отдельно от него, то есть, представляет собой неотчуждаемый атрибут, которым нельзя распорядиться отдельно от предприятия. Оценка всей  совокупности факторов, составляющих деловую репутацию, может быть осуществлена только в комплексе и никак по отдельности, хотя в последние годы появились серьёзные работы по оценке интеллектуального потенциала предприятия. То есть, предприятие является действующим и у него имеется дополнительная стоимость, превышающая стоимость активов и покупатель уплачивая большую стоимость, чем балансовое имущество, приобретает не идентифицированные и идентифицированные затраты. Такие затраты, как маркетинговые исследование, научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы, расходы  на переподготовку кадров и др. затраты, которые были вложены в развитие предприятия и которые будут им использованы. Задача оценщика при оценке деловой репутации найти больше идентифицированных затрат, которые были произведены предприятием, но не нашло отражение в бухгалтерском учѐте. Неидентифицируемые активы выявляются путѐм выявление их связи с имеющимися идентифицируемыми активами путем комплексной оценки экономического состояния предприятия, анализа и диагностики финансово- хозяйственной деятельности предприятия [5].

     Для целей бухгалтерского учета величина приобретенной деловой репутации предприятия, как уже упоминалось, в настоящее время, определяется расчетным путем, как разница между суммой, уплачиваемой продавцу за предприятие, и суммой всех активов и обязательств по его бухгалтерскому балансу на дату покупки (приобретения).

     При приобретении объектов приватизации на аукционе или по конкурсу деловую репутацию предприятия можно также определить, как разницу между покупной ценой, уплачиваемой покупателем, и оценочной (начальной) стоимостью проданного предприятия (п. 28 ПБУ 14/2000) [2].

    Необходимо отметить, что в бухгалтерском учёте деловая репутация находит отражение исключительно при совершении сделки купли-продажи, в момент смены владельца, и согласно этому же документу может быть положительной или отрицательной (ниже мы выскажем наше мнение по этому поводу).

   На практике возможны два варианта приобретения предприятия по цене, отличающейся от стоимости имущества:

-   когда цена покупки превышает оценочную цену;

-   когда цена покупки меньше оценочной цены.

   В первом случае, имущество покупаемого предприятия приходуется по оценочной стоимости по дебету соответствующих счетов их учёта и кредиту учёта денежных средств, предназначенных для данной покупки, а размер превышения над ценой оценки оформляется как нематериальный актив по соответствующему субсчёту счёта 04 .

   Во втором случае, приходование осуществляется по той же учѐтной процедуре, что и в первом случае, а расходование по кредиту учёта денежных средств и соответствующего субсчёта счёта 98 для суммы превышения оценочной стоимости над ценой покупки [2]. Возникает «эффект отрицательной деловой репутации».

    Следует отметить, что деловая репутация или есть или еѐ нет. Она по определению не может быть отрицательной. Дело в том, что нематериальные активы неоднородны по своей экономической природе и не ко всем из них можно относиться, как к вещам. Нематериальные активы представляют, прежде всего, исключительные права, которые не могут быть вещными правами и их объектами. Очевидно, что это один из принципиальных недостаток ПБУ 14/2000, который порождает массу недоразумений в хозяйственной практике и чем быстрее он будет устранен, тем лучше.

   Что же касается «отрицательной деловой репутации», то, под ней понимается скидка с цены в связи со сложностью реализации продукции, отсутствием маркетинговой стратегии и планов, низкий уровень управления и квалификации персонала. Очевидно, что в качестве одного из вариантов решения этой задачи целесообразно использовать применяющееся в ряде стран пропорциональное снижение стоимости активов на величину этой отрицательной разницы [6].

   Как юридическая категория деловая репутация предприятия выступает, как фирменное наименование и представляет собой как личную, так и имущественную ценность и охраняется государством. Право на фирму (фирменное наименование) обладает, коммерческое юридическое лицо, которые выступают в гражданском обороте под своим фирменным наименованием определенным в учредительных документах и включен в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

     Потребность юридического лица в индивидуализации своего участия в обороте связана с тем, что участник оборота вправе рассчитывать на большую стоимость своего имущественного комплекса. А также то, что идентифицировав и закрепив нематериальный актива в стоимостном выражение фирменное наименования предприятие при нарушении этих прав вправе требовать возмещение причиненных убытков.

   Фирменное наименование предприятия не ограничено сроком и сохраняется, пока оно существует.

   Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым, не  противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках. Фирменное наименование, включенное в товарный знак или знак обслуживания, охраняется независимо от охраны товарного знака или знака обслуживания.

 

Список литературы

1.     Гражданский кодекс российской федерации: Части первая, вторая, третья и четвертая. – М.: Издательство «Омега-Л», 2007 г.

2.     23 ПОЛОЖЕНИЯ по бухгалтерскому учѐту. – М. : Эксмо, 2009.

3.     Н.М. Балакирева. «Нематериальные активы: учѐт, аудит, анализ». Учебное пособие. М.: Изд.«ЭКСМО», 2005 г.

4.     Л.И. Воронина. «Учѐт нематериальных активов»: Учебное пособие. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2004.

5.     А.Н. Козырев, В.Л. Макаров. «Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности», М., 2003.

6.     Модильяни Ф., Миллер М. «Сколько стоит фирма? Теорема ММ»: Пер с англ.- 2-е изд.- М.: Дело, 2001.