08 января 2016г.
Одним из показателей структурных преобразований здравоохранения, направленных на повышение эффективности здравоохранения, является развитие национальной системы высокотехнологичной медицинской помощи, включающей в себя применение новых сложных и инновационных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники [1].
Начиная с 01.01.2015 г. порядок оказания высокотехнологичной медицинской помощи установлен Приказом Министерства здравоохранения России от 29.12.2014 г. № 930н «Об утверждении Порядка организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы», согласно которому высокотехнологичная медицинская помощь оказывается в следующих условиях: в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения) и стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, утверждённых Министерством здравоохранения РФ [1]. Ежегодно Министерство здравоохранения России формирует государственный заказ с учѐтом заявленной субъектами РФ потребности населения.
Таблица 1 Динамика потребности в высокотехнологичной медицинской помощи согласно заявкам субъектов РФ и её удовлетворённости с 2008 по 2011 г.[3]
Показатель
|
2008 г.
|
2009 г.
|
2010 г.
|
2011 г.
|
Потребность в оказании высокотехнологичной медицинской помощи, тыс. чел.
|
236,5
|
286
|
333
|
388,1
|
Удовлетворѐнность потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи, %
|
91,1
|
89
|
87
|
83,1
|
Приведенные данные свидетельствуют о росте потребности населения в оказании данных медицинских услуг на 64,1 % и снижении удовлетворённости потребности населения в связи с недостаточной доступностью высокотехнологичной медицинской помощи (Табл.1). Объѐмы медицинских услуг при оказании высокотехнологичной медицинской помощи с 2008 по 2011 г. возросли на 49,6 %, финансирование в текущих ценах увеличилось на 84,7 % (Табл.2).
Таблица 2 Динамика объёма высокотехнологичной медицинской помощи и финансирование расходов [3]
Показатель
|
2008 г.
|
2009 г.
|
2010 г.
|
2011 г.
|
Объѐм оказанной высокотехнологичной медицинской помощи (число пролеченных больных), тыс. чел.
|
215,5
|
254,6
|
289,7
|
322,5
|
Объѐм финансирования высокотехнологичной медицинской помощи в текущих ценах, млрд. руб.
|
24,2
|
30,5
|
37,2
|
44,7
|
С 2015 г. финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования. При этом, с 2015 года оплата всей высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется по «полному тарифу», включая все статьи затрат.
Одним из приоритетных направлений работы здравоохранения Сахалинской области, в соответствие с Государственной программы «Развитие здравоохранения в Сахалинской области на 2014 – 2020 годы», в 2014 году является оптимизация стационарной помощи и развитие высокотехнологичной медицинской помощи. В соответствии с постановлением правительства РФ от 28.11.2014 № 1273 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» с 2015 года высокотехнологичная медицинская помощь оказывается в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Показатели стационарной помощи Сахалинской области представлены в Табл.3.
Таблица 3 Показатели стационарной помощи Сахалинской области за 2013-2014г.[4]
Показатели
|
Период
|
2013 г.
|
2014 г.
|
Число коек, всего (абс.)
|
5961
|
5650
|
Число коек без сестринского ухода, (абс.)
|
5710
|
5404
|
Обеспеченность койками на 10000 населения (коек)
|
120,84
|
115,1
|
Средняя длительность пребывания больного на койке (дни)
|
13,9
|
13,6
|
Оборот койки (количество больных пролеченных в течение года)
|
23,84
|
24,17
|
По области коечный фонд был сокращѐн на 5,2 % (311 коек), коечный фонд составляет 5650 коек. Обеспеченность койками на 10 тыс. населения в 2014 году сохраняется высокой и составляет 115,1, что ниже 2013 года – 120,8 и выше показателей по РФ и ДВФО(РФ 2012г. – 84,1, ДВФО – 93,3).Показатель средней длительности лечения больного в стационаре с учетом работы коек сестринского ухода по области составил 13,6 дней (при плане - 12,9 дней). Оборот койки 24,14. В 7 муниципальных образованиях области имеется 246 коек в составе отделений сестринского ухода.
В Сахалинской области количество пациентов, которым была оказана высокотехнологичная медицинская помощь, с 2013 г. увеличилось на 19,5 % и составило 2703 человек в 2014 г. (Рисунок 1)[4].
Рис.1. Объёмы оказания высокотехнологичной медицинской помощи в Сахалинской области
Рис.2. Финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи
В федеральных медицинских организациях высокотехнологичная медицинская помощь оказана
1188 пациентам.
В учреждениях здравоохранения области
высокотехнологичная медицинская помощь
оказана 1515 пациентам, что на 44,8% больше 2013 года (в том числе 625 пациентам за счет средств обязательного медицинского страхования).
Высокотехнологическая медицинская помощь в регионе
оказывалась за счѐт средств федерального бюджета и бюджета
Сахалинской области (Рисунок
2). Финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи:
за счѐт средств федерального бюджета
уменьшилось на 12,6 % и составило
в 2014 г. 23933 тыс. руб.; за счѐт средств бюджета региона
увеличилось на 63 % и составило в 2014 г. 185881,4
тыс. руб. [3].
Таким
образом, одна из главных целей
государственной политики
в области охраны здоровья
граждан Российской Федерации – повышение доступности для населения высокотехнологичной медицинской помощи. Дальнейшее развитие высокотехнологичной медицинской помощи в регионах
требует дополнительного увеличения финансирования, подготовки квалифицированных специалистов, оснащения
медицинских организаций дорогостоящим медицинским оборудованием.
Список литературы
1. Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации : Федеральный закон № 323 – ФЗ от 21 ноября 2011 г. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.08.2015).
2.
Закон Сахалинской области от 12.12.2014 № 82-30 "О бюджете территориального
фонда обязательного медицинского страхования Сахалинской области на 2015 год
и плановый период 2016 и 2017 годов". URL: http://www.consultant.ru (дата обращения
10.08.2015).
3. Общественное здоровье и здравоохранение. [Текст]
: Национальное руководство / под ред. В.И. Стародубова, О.П. Щепина и др. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 624 с.
4.
http://www.sakhalin.biz/news/finance/97867/(дата обращения 10.08.2015).