Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
16 октября 2017г.

Одна из важнейших тенденций развития современной российской экономики — рост инвестиций. Нарастание конкуренции между экономикой регионов РФ в условиях ограниченных финансовых ресурсов, негативных демографических процессов и нестабильности мировой экономики порождает новые вызовы для региональных властей в рамках реализации экономической политики. В таких условиях особое внимание региональных властей Новосибирской области должно уделяться вопросам создания стратегических преимуществ и региональной специализации, что обусловливает необходимость стимулирования инвестиционной активности в ключевых отраслях региональной экономики.

Инвестиционная привлекательность - совокупность объективных и субъективных характеристик объекта инвестирования, обуславливающих потенциальный спрос на инвестиции. Инвестиционный потенциал региона - это потенциальные возможности региона к развитию экономики. Инвестиционный потенциал оценивается по нескольким составляющим: ресурсно-сырьевому, трудовому, производственному, инновационному, институциональному, инфраструктурному, финансовому и потребительскому потенциалам.

По данным рейтингового агентства «Эксперт», рейтинг инвестиционного потенциала Новосибирской области за последние семь лет стабильно занимает 15 – 16 строчку среди регионов России.

Перечислим основные конкурентные преимущества нашего региона.

Новосибирск является третьим по численности городом в России. В нем существует развитый рынок и динамично растущий спрос. Также стоит отметить благоприятную социально-экономическую ситуацию. В регионе существует современная социальная инфраструктура, есть широкие перспективы для реализации своих возможностей.

Экономика Новосибирской области высоко диверсифицирована. В ней доминируют такие отрасли, как промышленность, транспорт, сельское хозяйство, строительство и связь. «Основу промышленного комплекса Новосибирска составляют более 200 крупных и средних предприятий, производящих более 75% промышленной продукции области. Новосибирская область занимает лидирующие позиции в тех производствах, которые работают на удовлетворение внутреннего спроса. К ним относятся пищевая промышленность, торговля, транспорт, телекоммуникации и связь» [9].

Новосибирская область находится на третьем месте в стране по среднедушевым объемам сельскохозяйственного производства. Также значительным потенциалом обладает строительный комплекс. В регионе высока роль предприятий малого и среднего бизнеса (шестое место в России по числу малых предприятий).

«По данным ежемесячного обследования по проблемам занятости, численность экономически активного населения, в среднем за 2016 год составила по области 1470,9 тыс. человек, численность занятого населения составляет 1367,3 тыс. Численность рабочей силы в третьем квартале 2016 года по сравнению с соответствующим периодом 2015 года увеличилась на 26,0 тыс. человек» [3].

По итогам 2016 года рейтинговое агентство «Эксперт» присвоило Новосибирской области рейтинг инвестиционного климата 2В. Это означает средний потенциал и умеренный риск [8].

По данным интернет-бирж «Start2up» и «Business Platform», в регионе довольно выгодные позиции в инвестировании. В период с 2016 г. по начало 2017 г. на бирже «Start2up» в Новосибирской области размещено 14 потенциальных инвестиционных проектов [4]. На более крупном ресурсе «Business Platform» размещено 44 проекта [10]. Биржа «Business Platform» в Сибирском федеральном округе за период 2015- 2016 г. г. объявила о 213 потенциальных инвестиционных проектах, из них в Новосибирской области 44 проекта. По сравнению с данными других сибирских областей это лучшие показатели инвестиционной активности.

Мы выяснили, что за 2016 год и начало 2017 года на интернет–бирже «Business Platform» в инвестировании Новосибирской области ведущей отраслью является строительство. Немного менее востребованы проекты в сфере отдыха и промышленности (7 и 6 проектов соответственно) [10].

С нашей точки зрения, есть следующие факторы, угрожающие инвестиционной привлекательности Новосибирской области.

В первую очередь, это неконтролируемый рост сферы торгово-посреднических услуг. Если не увеличивать их качество, это может привести к сильной конкуренции за трудовые и финансовые ресурсы, земельные площади. Также последствием может быть ослабление возможностей развития реального сектора и усиление социального расслоения общества.

Следующей проблемой следует отметить ускоренное развитие городской агломерации без надлежащей поддержки и гармоничного развития других территорий и сельских поселений области.

Также на данный момент существует угроза конкуренции российских регионов за привлечение финансовых ресурсов и инвестиций.

«Около 12% населения, по официальным данным, в последние годы живет за чертой бедности. Среднедушевые доходы данной категории домашних хозяйств не достигают величины прожиточного минимума» [11, с.102]. Относительно невысокая платёжеспособность населения может свести к минимуму результаты инвестирования, так как рост производства не будет востребован.

Низкая доля доходов населения от бизнеса и собственности свидетельствует об отсутствии благоприятных условий для ведения бизнеса и предпринимательской деятельности. «По некоторым оценкам, в России менее 10% населения живут за счет доходов от бизнеса и собственности, в то время как в развитых странах – 20-25%» [11, c.102].

В Новосибирской области есть ряд проблем, мешающих развитию  малого бизнеса. Это, « во-первых, трудности нормативно-правового характера (непродуманность государственной политики в отношении малых предприятий, неэффективность налогового законодательства, непреодолимые административные барьеры); во-вторых, проблемы финансово-кредитного обеспечения» [2, с.94].

Экономический рост других регионов может вызвать потенциальную угрозу в виде перелива квалифицированных кадров в эти регионы, в случае предоставления лучших социальных гарантий.

Возможная смена парадигмы государственной поддержки отечественной науки может привести к сокращению федерального финансирования институтов Сибирского отделения РАН, расположенных в Новосибирской области. При этом сохраняется угроза «утечки мозгов» из интеллектуальной сферы региона.

В Новосибирской области, по данным РА «Эксперт», наименьшие риски в финансовой сфере [8].

Это также влияет на высокий ранг Новосибирской области по уровню безопасности в целом в экономической сфере. Однако очень высоки криминальные риски.

Анализ статистики последних трех лет показывает, что в 2015 году инвестиционный риск области значительно снизился по сравнению с 2014 годом, а в 2016 году резко вырос. Это заметно по показателям криминального и социального рангов.

Что бы ни предпринималось для развития экономики и для повышения конкурентоспособности отечественных предприятий, одним из ключевых факторов, не дающих развиваться нашей стране и Новосибирской области, в частности, является коррупция.

В заключение приведём несколько предложений для повышения инвестиционного потенциала региона.

Наша область должна активнее принимать участие в импортозамещении. У нас достаточно благоприятный климат для развития сельского хозяйства. Есть все условия для разведения крупного рогатого скота, большие территории для посевов. Для роста сельхозпроизводства нужны налоговые льготы производителям, субсидирование процентной ставки по кредитам. Нужно создать специализированную компанию по привлечению инвестиций, в которой органы власти будут иметь долевое участие. Необходимо принять меры для ликвидации недостатков властных институтов, способствующих коррупции. Целесообразно создание открытой для пользования базы «информационного обеспечения предпринимателей по вопросам получения кредитов, по конкурсам, тендерам, свободным площадям и земельным участкам и оборудования» [2, с.95].

Все эти меры должны осуществляться согласованно. Только тогда можно надеяться, что политика повышения инвестиционной привлекательности региона не будет простой формальностью.

Список литературы и источников

 

1.                     Акимова О. Е. Пути решения проблемы нехватки инвестиционных ресурсов с использованием потенциала финансово-промышленных групп / О. Е. Акимова, А. С. Пугиев. // Аудит и финансовый анализ . – 2011. –№6. – C.45-49

2.                   Гуляева Л.А., Кононенко Н.А., Щербатая И.Н. Проблемы малого бизнеса в Новосибирске и роль  государства  в  их  решении//Прорывные   экономические   реформы  в  условиях  риска  и неопределенности: Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2016. -с.93-96.

3.                   Занятость и безработица в Российской Федерации в сентябре 2016 года (по итогам обследования  рабочей  силы): [Электронный  ресурс]   -    URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/216.htm (дата обращения: 7.08.2017)

4.                   Интернет биржа инвестиционных проектов Start2Up [Электронный ресурс] - URL: https://start2up.ru/ (дата обращения:17.07.2017)

5.                   Корчагин Ю.А. Инновационная политика и венчурный бизнес в России и регионе / Ю. А. Корчагин // Воронеж: ЦИРЭ, 2003

6.                   Новосибирская область и путь к импортозамещению и продовольственной безопасности. [Электронный  ресурс]//Информационное молодежное агентство URL: http://imapress.media/2015/08/31/novosibirskaya-oblast-put-k-importo/ (дата обращения:10.07.2017)

7.                 Основные социально-экономические показатели Новосибирской области в феврале 2015 года:  [Электронный ресурс]//    Профсоюз     работников    культуры     Новосибирской     области URL:http://www.profkultura.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=707:-2015-&catid=60:2010-12-27-03-44-52&Itemid=77(дата обращения:10.07.2017)

8.                   Рейтинговое агентство Эксперт: [Электронный ресурс] URL:http://www.raexpert.ru/ratings/regions/2013/att1/att1-4/ (дата обращения:5.07.2017)

9.                   Стратегия социально-экономического развития новосибирской области на период до 2025 года: от 3.12.2007 г. №474: утвержден постановлением Губернатора Новосибирской области (дата обращения: 9.07.2017)

10.               Федеральная бизнес платформа Business Platform [Электронный ресурс] - URL: https://business-platform.ru/ (дата обращения:10.07.2017)

11.               Фёдорова Л.Н., Гуляева Л.А. Домохозяйства России как субъект рынка. Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 1-2 (32). С. 101-103.