Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
20 декабря 2015г.

    В статье проанализированы полномочия органов местного самоуправления в Российской Федерации и источники финансовых поступлений в местные бюджеты, определено соответствие полномочий и финансовых возможностей муниципальной власти, предложен комплекс мер по увеличению экономического потенциала органов местного самоуправления

    Одной из важнейших ветвей власти, наряду с государственной, в Российской Федерации является местное самоуправление, общие принципы, правовые и экономические основы функционирования которого заложены статьей 132 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ.

    В научной литературе понятие «муниципальная власть» трактуется следующим образом «муниципальные органы - это органы местного самоуправления, обладающие правом принимать в рамках общих законов обязательные в пределах данного региона решения, вводить местные налоги и платежи, формировать и распределять местные бюджеты, осуществлять социальные меры, направленные на поддержку жителей региона» [5, с.210]. Таким образом, муниципальные власти в пределах своей компетенции управляют правовым, экономическим, социальным и экологическим развитием конкретного административно-территориального образования.

   Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации, его территориальную основу составляют муниципальные образования, которые подразделяются на 5 видов и функционируют на двух уровнях (см. Рисунок 1): муниципальный район; сельское поселение; городское поселение; городской округ; внутригородская территория города федерального значения.
 
Рис.1. Структура муниципального уровня управления в РФ

 

 

    В соответствии с  законодательством РФ  определение компетенции местного самоуправления должно исходить из принципа дополнительности, предусматривающего возложение субъектом РФ и Российской Федерацией на органы местного самоуправления такого количества полномочий, которое они в состоянии выполнить.

    В настоящее время к компетенции муниципальных властей относятся следующие основные полномочия: принятие уставов муниципальных образований, внесение изменений в них, контроль за их соблюдением; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов; комплексное социально- экономическое развитие муниципального образования; содержание и эксплуатация муниципального жилищного фонда и нежилых помещений; организация, содержание и развитие учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, учреждений здравоохранения; охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения, канализации; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог; благоустройство территорий; создание условий для деятельности учреждений культуры, развития физической культуры и спорта; обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения; участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования и т.п.

    Для выполнения столь внушительного перечня задач муниципальным органам власти необходимы соответствующие финансовые ресурсы, основными источниками которых являются налоги (сборы) и неналоговые поступления. В Табл.1 наглядно представлена структура налогов, формирующих бюджеты органов местного самоуправления.

Таблица 1 Источники налоговых поступлений в местные бюджеты в РФ, %


 

№ п/п

 

Вид налога (сбора)

Федеральный

бюджет

Региональный

бюджет

Местный

бюджет

Федеральные налоги и сборы

1

НДФЛ

-

60

40

2

Специальные налоговые режимы:

2.1

Единый сельскохозяйственный налог

-

40

60

2.2

Единый налог на вмененный доход

-

10

90

 

2.3

Налог по упрощенной системе

налогообложения

-

50

50

Местные налоги

1

Земельный налог

-

-

100

2

Налог на имущество физических лиц

-

-

100

 

    Как видно из Табл.1, за муниципальными образованиями закреплено два налога — земельный налог и налог на имущество физических  лиц. В совокупности  поступления от местных налогов составляют  только несколько процентов от всех собственных доходов местных бюджетов. Так, по данным Министерства регионального развития РФ в 2009 году они составляли всего лишь 3,8% в совокупных доходах местных бюджетов, в 2011 году 4,8% от земельного налога и 0,2% от налога на имущество физических лиц [6]. Такой объем налоговых доходов по местным налогам не может обеспечить финансовую самостоятельность местных бюджетов. Основная часть налоговых доходов местных бюджетов по-прежнему формируется за счет отчислений от налога на доходы физических лиц, на регулирование порядка взимания которого органы местного самоуправления не могут оказывать какого-либо влияния.

    Значительную долю в доходах местных бюджетов составляют межбюджетные трансферты, что ограничивает финансовую самостоятельность муниципальных образований и ставит их финансовое положение в зависимость от размеров финансовой помощи из бюджетов вышестоящего уровня. Так, по данным Минфина России межбюджетные трансферты местным бюджетам, связанные с финансовым обеспечением собственных полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в 2011 году составили 1086,8 млрд. руб. или 48,3% общего объема собственных доходов местных бюджетов [4, с.7]. В связи с этим финансовое положение муниципальных образований в значительной степени зависит от финансовых возможностей самих субъектов  Российской  Федерации, размеров  межбюджетных трансфертов и  налоговых доходов, передаваемых из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам, а также эффективности механизмов их распределения между бюджетами муниципальных образований.

    Вторым элементом, составляющим экономическую базу местного самоуправления, являются неналоговые доходы, в первую очередь, доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, которые находятся в ведении органов местного самоуправления; доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности; различного рода штрафы, суммы конфискаций, компенсаций [2, с.123]. Суммы этих поступлений в местные бюджеты настолько малы, что трудно найти какие-либо статистические данные по объемам поступлений средств от этих источников доходов.

    Итак, можно сделать вывод о том, что собственные налоги, сборы и неналоговые поступления местных бюджетов, как правило, не покрывают законодательно закрепленные за ними расходы, поэтому большинство местных бюджетов являются дефицитными. Для покрытия дефицита, как правило, используются средства бюджетов субъектов РФ, которые в настоящее время составляют от 40 до 80% доходов местных бюджетов [3, с.111].

    Муниципальные образования должны хотя бы частично обладать реальными собственными финансовыми средствами, которыми они вправе распоряжаться по своему усмотрению. Ведь очевидно, что местное самоуправление не может эффективно развиваться только на дотациях, субсидиях и субвенциях из бюджетов вышестоящего уровня.

    Для обеспечения устранения названных выше проблем местного самоуправления предлагаем осуществить следующий комплекс мер по совершенствованию  бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации в целях стимулирования муниципальных образований к наращиванию собственного экономического потенциала.

1.    Разработать и принять пакет законопроектов, предусматривающих отмену льгот по региональным и

местным налогам, установленные федеральным законодательством (по налогам на имущество организаций, имущество физических лиц, земельному налогу). Передать рассмотрение этого вопроса на муниципальный уровень.

2.    Необходимо рассмотреть вопрос о передаче местным бюджетам небольшой части налоговой ставки налога на прибыль организаций, например, в размере 2 процентов, суммы поступлений от которой в настоящее время зачисляются в федеральный бюджет. Данный вопрос уже широко обсуждается в Государственной Думе Российской Федерации [4].

3.   Рассмотреть вопрос о закреплении за местными бюджетами отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, от налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения в размере 100% доходов.

4.    Рассмотреть вопрос о расширении налоговых полномочий органов местного самоуправления в сфере регулирования налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства, в частности, о предоставлении органам местного самоуправления права регулировать некоторые элементы упрощенной системы налогообложения (в частности, налоговую ставку, налоговые льготы в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации).

5.   Ускорить введение в качестве местного налога на недвижимость (взамен земельного налога и налога на имущество физических лиц), обеспечив, с одной стороны, более справедливое распределение налоговой нагрузки между объектами недвижимого имущества с разной рыночной стоимостью, а с другой стороны, социально приемлемые размеры ставок и учет сложившегося уровня доходов населения, исключив риск повышения налоговой нагрузки на малообеспеченных граждан.

6.    Рассмотреть вопрос о введении порядка уплаты налога на доходы физических лиц, исчисленного и удержанного налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, в бюджет по месту регистрации (жительства) налогоплательщика.

7.     Рассмотреть вопрос о зачислении в местные бюджеты всех сумм денежных взысканий (штрафов), установленных законами субъектов Российской Федерации за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также сумм денежных взысканий (штрафов), налагаемых административными комиссиями, созданными органами местного самоуправления в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации.

Решение вопроса об увеличении доходной базы местных бюджетов и создание стимулов для органов местного самоуправления к наращиванию экономического потенциала муниципальных образований является необходимым условием обеспечения устойчивого и комплексного социально-экономического развития муниципальных образований.

 

Список литературы

1.      Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с изм. и доп.

2.      Колодина Е.А. Бюджетный федерализм как основа региональной экономической политики в современной России//Известия Иркутской государственной экономической академии, №6, 2011. - с.121-124.

3.      Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - изд. 3-е. Перераб. И доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 393 с.

4.      Презентация к докладу Депутата Государственной Думы Максимовой Н.С. "Меры по повышению бюджетной обеспеченности местных бюджетов" — www.vsminfo.ru/documenty-i-materialy. - дата обращения 28.07.2014.

5.      Райзберг Б.А. Словарь современных экономических терминов. - 5-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2009. - 480 с.

6.      Официальный сайт Министерства регионального развития  РФ – www.minregion.ru. – дата обращения 26.07.2014.