Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
16 октября 2017г.

 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 16-02-00093а.

 

Стратегически территориальное развитие российского государства должно быть ориентировано на создание условий, позволяющих каждому субъекту Федерации иметь необходимые и достаточные ресурсы для поддержания достойного уровня жизни граждан, обеспечения комплексного развития и повышения конкурентоспособности региональной экономики в рамках политического и правового единства страны.

В настоящее время целенаправленные воздействия федеральных органов власти на социально- экономическое развитие регионов в основном сводится к совершенствованию межбюджетных отношений, обеспечивающих нивелирование различий в их возможностях финансировать текущие расходы, но, ни как, для изменения темпов и пропорций в хозяйственном развитии подведомственных территорий. Значимость других инструментов государственного регулирования, предназначенных для привлечения инвестиций в региональное развитие вообще и, прежде всего, в развитие проблемных с депрессивной экономикой регионов (федеральные целевые программы, свободные экономические зоны, различного рода преференции и т.д.), как показывает практика, оказывается не столь значимой. Вместе с тем с учетом важности проблемы, основываясь на зарубежном опыте и современных научных представлениях, объективно обозначается необходимость в формировании более эффективной системы (механизма) государственного регулирования регионального развития [1-7].

При этом решение проблемы преодоления социально-экономической отсталости проблемных, экономически недостаточно развитых регионов должно базироваться на четких представлениях о причинах их неблагополучия, на оценках собственных ресурсных возможностей, привлекаемых средств, приоритетах и целях регионального развития.

Необходимость исследований в области совершенствования государственного регулирования развития регионов диктуется долговременным характером территориальных проблем, особенностями развития каждого региона, сложным переплетением экономических, социальных, экологических и других проблем. Действительно, усложнение внешнеполитических отношений, санкции, резкое падение цен на углеводородное сырье, усиление инфляции и другие негативные факторы сдерживают процессы преодоления, имеющей место резкой межрегиональной дифференциации в достигнутых уровнях социально- экономического развития [4,5].

Приведенные в таблице 1 сведения о состоянии бюджетной обеспеченности регионов в разрезе федеральных округов наглядно демонстрируют эту дифференциацию.

В этих условиях представляется актуальным поиск эффективных подходов, методологии и действенных способов регулирования регионального развития, под которым следует понимать специально организуемые целенаправленные действия по обеспечению устойчивого и сбалансированного функционирования региональных социально-экономических систем с ориентацией на улучшение качества и повышение уровня жизни населения

При этом для населения регионов главным критерием оценки эффективности региональной политики является характер динамики демографических показателей (позитивный, негативный), состояние рынка труда, уровень денежных доходов, заработной платы. Для экономики - развитие межрегиональных экономических связей, увеличение вывоза товаров и услуг, рост прибыльности хозяйствующих субъектов на территории региона. Оценка же экологической составляющей результатов регионального развития может осуществляться по показателям снижения (роста) отрицательного воздействия общества и производства на состояние природной среды и ее компонентов (земля, водоемы, атмосфера) [1,7].

Таблица 1 

Соотношение собственных бюджетных доходов и бюджетных расходов в разрезе федеральных округов Российской федерации



 

 

 

 

 

Округа

2010

2014

2015

Собствен-

ные бюджетные доходы на душу населения, тыс. руб

Бюджет

-ные расхо- ды на душу населе- ния, тыс. руб

Соот-

ноше- ние в

%

Собствен-

ные бюджет- ные доходы на душу населения, тыс. руб

Бюдже-

тные расхо- ды на душу населе- ния, тыс. руб

Соот-

ноше- ние в

%

Собствен-

ные бюджет- ные доходы на душу населения, тыс. руб

Бюдже-

тные расхо- ды на душу населен ия, тыс. руб

Соот-

ноше- ние в

%

В среднем по

округам РФ

 

35,2

 

46,5

 

75,7

 

49,1

 

63,9

 

76,7

 

52,0

 

64,7

 

80,4

Центральный

федеральный округ

 

47,5

 

54,5

 

87,2

 

66,7

 

77,4

 

86,2

 

70,2

 

76,6

 

91,7

Северо-

западный федеральный округ

 

 

46,0

 

 

57,2

 

 

80,4

 

 

60,8

 

 

74,4

 

 

81,8

 

 

64,6

 

 

74,8

 

 

86,4

Южный

федеральный округ

 

21,8

 

31,8

 

68,5

 

31,9

 

43,8

 

72,8

 

32,5

 

44,1

 

73,6

Северо-

кавказский федеральный округ

 

 

10,4

 

 

29,4

 

 

35,3

 

 

14,2

 

 

37,8

 

 

37,5

 

 

14,7

 

 

39,2

 

 

37,5

Приволжский

федеральный округ

 

 

24,1

 

 

36,2

 

 

66,7

 

 

35,1

 

 

47,8

 

 

73,4

 

 

36,8

 

 

48,9

 

 

75,3

Уральский

федеральный округ

 

49,8

 

58,3

 

85,5

 

69,3

 

78,9

 

87,9

 

71,8

 

79,7

 

90,1

Сибирский

федеральный округ

 

29,8

 

40,7

 

73,3

 

37,8

 

55,5

 

67,9

 

39,8

 

56,5

 

70,4

Дальневосто-

чный федеральный округ

 

 

44,0

 

 

75,7

 

 

58,1

 

 

79,5

 

 

116,8

 

 

68,1

 

 

97,3

 

 

130,1

 

 

74,7

Крымский

федеральный округ

 

14,9

 

60,0

 

24,9

 

17,1

 

51,0

 

33,4

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016. Стат.сб. / Росстат - М., 2016.

 

Соответственно, в качестве основных целей регионального развития на государственном уровне представляется целесообразным выделить:

-     обеспечение экономических, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства;

- обеспечение единых минимальных стандартов и равной социальной защиты, гарантии социальных прав граждан независимо от экономических возможностей регионов;

- выравнивание уровней социально-экономического развития регионов;

- предотвращение загрязнения и защита окружающей среды.

Арсенал современных инструментов государственного регулирования регионального развития располагает целым рядом различных форм и методов [5,7,8]. Формы регулирования подразделяются на следующие виды: законодательная, налоговая, кредитная и субвенционная.

Законодательная форма регулирования осуществляется путем принятия специальных законодательных актов, обеспечивающих относительно равные возможности для соперничества, расширяющих границы конкуренции, препятствующих развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен и т. д.

Налоговая и кредитная формы регулирования представляют собой использование налогов и кредитов в целях воздействия на структуру и объемы производства. Изменяя налоговые ставки и (или) льготы, органы власти воздействует на сужение или расширение производства, на принятие соответствующих инвестиционных решений. Варьируя условиями кредитования, государство может также оказывать влияние на уменьшение или увеличение объемов производства.

Субвенционная форма регулирования предполагает адресное предоставление государственных субсидий и налоговых льгот отдельным отраслям, предприятиям (главным образом таким отраслям, как сельское хозяйство, добывающая промышленность, а также предприятиям производственной инфраструктуры).

Среди методов государственного регулирования следует выделить: административное и правовое, прямое и косвенное регулирование.

К административным методам относятся разнообразные меры в области контингентирования, лицензирования и квотирования, контроля над ценами, доходами, валютными курсами и др. Эти меры имеют силу приказа и могут вступать в противоречие с экономическими интересами и реализующими их стимулами.

Государственное правовое регулирование осуществляется в рамках антимонопольного и хозяйственного законодательства через систему устанавливаемых им норм и правил. Важнейшей задачей государства в рамках прямого регулирования является поддержка регионов в тех видах деятельности, где возможности и компетенция региональных властей ограничены или недостаточны. К такому виду деятельности, прежде всего, следует отнести внешнеэкономические связи, поскольку законодательно именно государство должно оказывать помощь регионам в установлении контактов с внешнеторговыми партнерами и иностранными инвесторами, в получении международных кредитов и займов, во включении в международные программы и проекты технического содействия. Государство приходит на помощь регионам при ликвидации последствий чрезвычайных экологических и техногенных ситуаций (землетрясения, наводнения, радиоактивное заражение территорий и т.п.) [1,5,7].

Не менее значимыми являются и методы косвенного (опосредованного) регулирования, осуществляемые через финансовые, налоговые регуляторы, подкрепляемые региональными льготами и экономическими стимулами в разных сферах деятельности, влияющих в привязке к конкретному региону на ход его социально-экономического развития.

Среди инструментальных средств государственного воздействия на процессы экономического развития регионов особо следует выделить прогнозирование и программирование. Непосредственно, прогнозирование в рамках использования программно-целевых методов управления является основой конкретизации целевых установок регионального развития, ключевой составляющей при разработке и реализации целевых программ. Более того, решение крупномасштабных межотраслевых (отраслевых) и региональных проблем, как правило, осуществляется через реализацию целевых комплексных программ федерального и регионального уровней, которые следует рассматривать в качестве одного из средств осуществления структурной и региональной политики государства [2,6,8].

Позитивную роль в области регулирования регионального развития могут и должны играть специальные фонды федерального и регионального уровней, а также ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации, способствующие формированию межрегиональных рыночных структур для согласованного решения межтерриториальных проблем и укрепления взаимовыгодных экономических связей [5].

Вместе с тем, в современных, усложненных внешними вызовами условиях, особая роль должна отводиться совокупности взаимосвязанных территориально-ориентированных экономических регуляторов, действующих в рамках единого механизма регионального развития. Такой механизм призван поддержать равновесие между социальной справедливостью и экономической целесообразностью, формироваться в строгом соответствии с совместимостью и непротиворечивостью, задействованных в нем экономических регуляторов в привязке к конкретному региону [1,5].

Таким образом, система регулирования регионального развития должна отличаться конкретизированной направленностью на достижение целевых установок с учетом специфики той или иной территории.

 

Список литературы

 

1. Глазырин М. Системные факторы регионального развития / М. Глазырин // Экономист, № 6, 2013. С. 90-96.

2.   Гликман Н. Эконометрический анализ региональных систем / Н. Гликман – М.: Прогресс, 1980. С. 279.

3.   Горегляд В.П. Уроки бюджетного федерализма: 20 лет реформ / В.П. Горегляд // Федерализм, №1, 2016. С. 91-106.

4. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики / А.Г. Гранберг; Государственный университет – Высшая школа экономики. – Москва: ГУ ВШЭ, 2001. – С. 495.

5.   Завельский М.Г. Государственное регулирование рыночной экономики / М.Г. Завельский; РАН;Институт системного анализа. – Москва: Наука, 2006. – С. 328.

6.   Кохужева С.Н. Программно-целевое управление социально-экономическим развитием региона: роль организационно-экономического механизма в разработке региональных целевых программ социально-экономического развития / С.Н. Кохужева // Российское предпринимательство, N 8, вып. 1., 2011. С. 156-161.

7.    Лавровский Б.Л. Государственная политика регионального развития: вопросы теории / Б.Л. Лавровский // Федерализм, № 4, 2015. С. 121-130.

8.     Петросянц В.З. Экономическая политика депрессивного региона / В.З. Петросянц; РАН; Дагестанский научный центр; Институт социально-экономических исследований. – Москва: Наука, 2005. – С. 189.