Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ГЛАЗАМИ МАЛОГО БИЗНЕСА

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
08 января 2016г.

   Актуальность анализа, проработки и решения проблем инновационного развития регионов, в частности Ставропольского края, в первую очередь определяется объективной потребностью выработки и проведения активной инновационной политики, механизмов и инструментов ее реализации в условиях кризиса, ужесточенной конкуренции и в тоже время перехода к постиндустриальной экономике.

   В настоящее время мировая экономика стоит на пути перехода к постиндустриальному обществу, которое основывается на инновационных технологиях и процессах. Становление инновационной экономики России предполагает анализ особенностей инновационного развития отдельных регионов, поскольку субъект Федерации становится одним из главных участников инновационных социально-экономических преобразований.

     Ставропольский край как субъект Российской Федерации, переходящий на инновационный путь развития, имеет целый ряд преимуществ перед большинством соседних регионов. К данным преимуществам можно отнести:

- существенный научно-технический потенциал (в т.ч. инновационные человеческие ресурсы, активно проявляют себя множество научных коллективов);

- наличие ряда высокотехнологичных производств;

- значительная емкость регионального рынка инноваций в агропромышленном и курортно-рекреационных комплексах;

- действующие объекты инновационной инфраструктуры;

- государственная поддержка инновационной деятельности;

- непрерывное совершенствование нормативной базы в сфере государственной поддержки малого инновационного предпринимательства;

- выгодное географическое положение  позволяющее: позиционировать  СК как  Северо-Кавказский межрегиональный центр инноваций и инновационной деятельности; рассматривать регион как Северо- Кавказский транспортный узел и развивать инновации в области транспорта, а также развивать инновации в курортно-рекреационной сфере.

  В тоже время наличие соседних регионов с развитым промышленным комплексом создает возможности для внедрения инновационных разработок.

    Однако можно отметить наличие трудностей, тормозящих инновационное развитие региона:

- в крае отсутствует комплексная инновационная система, а именно:

- система поддержки и сопровождения инновационных проектов на всех стадиях жизненного цикла, единая для всего региона инфраструктура инновационной деятельности, финансовые механизмы стимулирования предпринимателей являются слабыми и недоработанными, система статистического учета результатов инновационной деятельности на региональном уровне недостаточно показательна и прозрачна;

- отсутствие условий для ориентации краевых предприятий и организаций на отечественную, а тем более региональную науку как источник инноваций, что также приводит к недостаточности регионального финансирования и ориентацию на зарубежную инновационную продукцию;

- недостаточный уровень развития промышленности, особенно в сфере сельскохозяйственных разработок, что значительно сужает возможный рынок инноваций на территории Ставропольского края;

Одним из первых серьезных шагов Ставропольского края в развитии инновационной экономики стало подписание «Соглашения об активизации инновационной деятельности на территории СК» между Правительством края и сторонами, заинтересованными в данной деятельности (общественными организациями, частными компаниями, банками и т.д.) в 2002 г.

     Следующим шагом было создание нормативной базы для инновационной деятельности, а именно, принятие Государственной думой края Закона «Об инновационной деятельности в Ставропольском крае», утверждение Правительством  СК Программы  министерства экономического  развития  Ставропольского  края «Модернизация экономики, развитие инноваций, малого и среднего бизнеса, поддержка конкуренции и улучшение инвестиционного климата».

   Вместе с тем, в 2003 году был сформирован Общественный научно-технический экспертный совет, в который входят специалисты, в первую очередь, в сфере инноваций и инвестиций. Совет производит отбор наиболее перспективных и эффективных разработок для их последующего развития и продвижения. А в 2005 году был основан Инновационно-технологический бизнес-центр, осуществляющие координацию всей инновационной деятельности в крае.

   Что касается механизмов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, то они реализуются министерством экономического развития Ставропольского края и его подведомственными учреждениями в рамках краевой целевой программы «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае на 2012-2015 годы». Таким образом, для малых инновационных предприятий возможны следующие виды государственной поддержки:

   Во-первых, субсидии инновационным компаниям, уже действующим в крае. Субсидии предоставляются компаниям, зарегистрированным и действующим на территории края более 1 года и представившим документы, подтверждающими права на результаты интеллектуальной деятельности в размере 80% от фактически произведенных затрат. Максимальный размер компенсации со среднесписочной численностью работников до 30 человек составляет 5 млн. рублей; максимальный размер компенсации со среднесписочной численностью работников от 30 и более человек составляет 15 млн. рублей.

  Во-вторых, гранты и субсидии начинающим малым инновационным компаниям, осуществляющим реализацию инновационных проектов, направленных на практическое применение результатов интеллектуальной деятельности (инновационных проектов), на финансирование целевых расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности до 80%, но не более 500 тысяч.

   В-третьих, создание  и  развитие центров молодежного  инновационного  творчества. Данный механизм ориентирован на обеспечение деятельности в научно-технической сфере субъектов малого и среднего предпринимательства в крае, детей и молодежи, в том числе предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в крае на создание и развитие центров молодежного инновационного творчества.

   Кроме того в регионе реализуются особые образовательные программы для инновационных предприятий.

   Среди них выделяются следующие: создание Южного Нанотехнологического Центра (ЮНЦ);

- создание Центра коллективного пользования (ЦКП);

- создание Центра трансферта технологий.

    Существенным прогрессом в развитии и популяризации программ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Ставропольского края стало создание в 2005 году регионального представительства Фонда на основе некоммерческого партнерства «Инновационно-технологический бизнес- центр Ставропольского края». Учредителями Некоммерческого партнерства «Инновационно-технологический бизнес-центр Ставропольского края» выступили:

- Торгово-промышленная палата Ставропольского края;

- Союз предпринимателей Ставропольского края;

- Краевой фонд поддержки малого предпринимательства;

- Краевой общественно-государственный фонд «Ставропольский центр деловой информации»;

- Ставропольская краевая ассоциация по защите прав инвесторов и акционеров;

- Ставропольский центр научно- технической информации;

- ведущие Вузы Ставропольского края;

- малые инновационные предприятия региона.

    На базе ИТЦ Ставропольского края ежегодно проводятся телеконференции с участием членов жюри Фонда содействия по конкурсной программе «СТАРТ» по СКФО. В настоящее время вокруг ИТЦ Ставропольского края объединились многие участники и победители программ Фонда содействия не только Ставропольского края, но и соседних областей и республик, для которых он стал бизнес-школой и региональным бизнес-инкубатором. ИТЦ Ставропольского края на базе федерального учреждения «Ставропольский центр научно-технической информации» организовало работу постоянно действующей выставки новых технологий и инновационной продукции Ставрополья, создаваемых в рамках программ Фонда содействия. Здесь же проходят заседания Общественного экспертного научно-технического совета, на которых проводится отбор и профессиональная оценка инновационных проектов. Как показывает практика, это позволяет значительно снизить риски промышленных организаций и инвесторов, финансирующих их дальнейшую реализацию. На сегодняшний день в интегрированной базе ИТЦ Ставропольского края собрано значительное число инновационных проектов, с которыми можно ознакомиться как в сети Интернет на сайте «Идеи для бизнеса» www.stavintech.ru, так и в выставочном зале. Многие из этих проектов получили высокую оценку на международных выставках и салонах инноваций в гг. Москве и С-Петербурге. Задачей федеральной государственной программы «Старт», которую осуществляет Фонд содействия, является финансирование инновационных проектов, находящихся на начальной стадии развития. За годы реализации программы в России созданы тысячи новых технологических компаний. В Ставропольском крае создано более 200 малых инновационных предприятий, осуществляющих свою инновационную деятельность на основе патентов [1].

    Локомотивом малого инновационного предпринимательства стало создание министерством экономического развития Ставропольского края в конце 2014 года Некоммерческой организации «Фонд содействия инновационному развитию Ставропольского края». Основными целями деятельности данного Фонда являются:

-    содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае;

-    создание среды для эффективного взаимодействия участников территориальных кластеров;

-    обеспечение реализации совместных кластерных проектов и повышение технологической готовности субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Структурными подразделениями Фонда являются региональный центр инжиниринга и центр кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, которые предоставляют следующие услуги:

- проведению тренингов, консультаций и конференций для субъектов малого и среднего бизнеса с участием ведущих экспертов;

- оказание всесторонней маркетинговой поддержки;

- разработка программ реинжиниринга производства;

- проведение финансового и управленческого аудита; подготовка и реализация проектов.

    При первичном обращении услуги центра инжиниринга оказываются субъекту малого или среднего предпринимательства на безвозмездной основе. При повторном и последующем обращении субъекта малого или среднего предпринимательства услуги оказывается на условиях софинансирования им расходов в размере не менее 5% от стоимости услуги.

    Обратимся к более точным данным, подтверждающим решение задачи развития малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае. В 2014 году оказана государственная финансовая поддержка в форме предоставления субсидий за счет средств федерального и краевого бюджета 130 субъектам малого и среднего предпринимательства, что позволило создать более 600 новых рабочих мест и увеличить объем налоговых отчислений в бюджеты различных уровней более чем на 400 млн. рублей. Динамика инвестиций (гранты и субсидии) на развитие малых инновационных компаний в Ставропольском крае представлена на Рисунке 1.



Рис.1. Инновационные компании, получившие государственную поддержку в виде субсидий и грантов (2011-2014гг).

   В рамках решения задачи Подпрограммы по созданию и развитию организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, в том числе инновационную инфраструктуру:

- оказана государственная поддержка в форме предоставления имущественной, консультативной и методической помощи по сопровождению деятельности, а также с целью продвижения продукции ставропольских товаропроизводителей на региональные и международные рынки более 6000 субъектам малого и среднего предпринимательства;

- предоставлены поручительства в отношении 106 субъектов малого и среднего предпринимательства в размере от 1 до 42,0 млн. рублей, на общую сумму 1,4 млрд. рублей, что позволило привлечь кредитных ресурсов на сумму 2,4 млрд. рублей;

- предоставлены микрозаймы 614 субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму 359,97 млн. рублей;

- на базе фонда поддержки предпринимательства создан центр инноваций социальной сферы, деятельность которого направлена на продвижение и поддержку социального предпринимательства, социальных проектов субъектов предпринимательства, поддержку и сопровождение социально ориентированных некоммерческих организаций, что позволило в декабре 2014 года оказать поддержку 173 субъектам  предпринимательства и провести 3 мероприятия (деловая игра, форсайт-сессия, бизнес-тренинг).

- создан городской молодежный инновационный центр «FabLab Бионика Невинномысск», которым заключены договоры о сотрудничестве с 10-ю школами г.Невинномысска с целью вовлечения детей и молодежи в инновационно-техническую деятельность;

- в качестве структурной единицы некоммерческой организации «Фонд содействия инновационному развитию Ставропольского края» (далее – НК ФСИР СК) созданы центр инжиниринга  и центр кластерного развития. В результате представители малого и среднего предпринимательства смогут воспользоваться услугами по оценке уровня технологической готовности производственных предприятий и разработки проектов развития предприятий с выбором модели модернизации, технического перевооружения или их реконструкции [2].

      Одним из показателей результативности проведенной работы в области развития инновационной деятельности на территории Ставропольского края стало увеличение доли инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме реализованных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг с 9,7 процента в 2013 году до 11,2 процента в 2014 году (по предварительной оценке).

   В настоящее время в Министерстве экономического развития Ставропольского края зарегистрированы около 60 инновационных проектов на различных стадиях жизненного цикла от научной разработки до создания патента и даже готовой продукции. Все они нуждаются в государственной поддержке и финансировании различного объема. Минимальные необходимые инвестиции - 20 тысяч рублей для таких проектов как «Трансформация данных российской отчетности в формат международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности» и «Расчет инвестиционного фонда ипотечной программы», а некоторым проектам необходимы инвестиции до 12, 2 млн. рублей - «Система контроля дорожной ситуации» и даже 10 млн. евро- «Российская национальная система контроля геофизических явлений и их изменений в реальном времени (Технология ЭКОС-31-7)». Большинство инновационных проектов представлено именно малыми предприятиями, но в тоже время есть и физические лица, а многие агро-промышленные инновационные проекты и проекты в сфере пищевой промышленности представлены Аграрным университетом (СтГАУ).

    Таким образом, в  Ставропольском крае в  2011-2012 гг. наблюдалось активное государственное инвестирование в инновационные компании (около 40млн рублей/год), однако в 2013-2014 гг. объем финансирования ощутимо уменьшился ввиду кризисной ситуации в стране, также были временно приостановлены несколько научно-технических разработок.

     Подводя итоги, хочется выделить Стратегию развития инновационной деятельности в Ставропольском крае на период до 2020 года, в соответствии с которой, все мероприятия по расширению инновационной деятельности должны проводиться по четырем основным направлениям: экономика, транспортная инфраструктура, кадровый потенциал и непосредственно инновационная деятельность. При этом, необходимо понимать, что именно государство должно стать тем самым соединительным звеном между научно- исследовательскими объединениями и производственными и прочими предприятиями, которого не хватает экономике края для перехода к инновационному развитию. Фактически именно малые инновационные компании - это основные элементы региональной экономики, затрагивающие экономические интересы населения региона. Кроме того, для развития и повышения активности малых инновационных компаний в Ставропольском крае требуется усиление взаимодействия между наукой и малым бизнесом, расширение инновационной инфраструктуры и упрощение бюрократической составляющей процесса получения государственной поддержки для малых предприятий инновационной направленности. Кроме того, по нашему мнению, при поддержке малых инновационных компаний, необходимо отслеживать не только объемы инвестирования в их развитие (в форме субсидий и грантов), но и непосредственные результаты данных вложений, их эффективность, что положительно скажется на стимулировании всех участников инновационного процесса.

 

Список литературы

1.     Официальный сайт министерства экономического развития Ставропольского края [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.stavinvest.ru/

2.     Официальный сайт некоммерческого партнерства «Инновационно-технологический бизнес-центр Ставропольского края [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.stavintech.ru/

3.     Стратегия развития инновационной деятельности в Ставропольском крае дна период до 2020 года от 29 июня 2009 г. (утверждена приказом министерства экономического развития Ставропольского края от 29 июня 2009 г. №220/од // Правовая система «Консультант плюс»