Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РФ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
20 декабря 2015г.

    Эффективная экономика немыслима без создания эффективного института налогообложения, который является основным проводником государственных интересов, и представляет собой закономерный результат проводимой государством налоговой политики.

    Налоговая политика выступает одним из основных инструментов бюджетной политики, привлечения финансовых ресурсов на нужды государства. Она зафиксирована в законах, Налоговом кодексе Российской Федерации, нормативных актах и других документах и призвана стимулировать воспроизводственные процессы народном хозяйстве.

    От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений. Государство, устанавливая налоги, стремится обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач. Определяя субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и сдерживает еѐ в других, исходя из общенациональных интересов.

    Налоговая политика многогранна и включает в себя:

-   выработку научно обоснованной концепции развития налоговой системы;

-   определение основных направлений и принципов налогообложения;

-    разработку мер, направленных на достижение поставленных конкретных целей в области социально- экономического развития общества, увеличения доходной части бюджета и т.д.

    Эффективное налогообложение возможно обеспечить путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны. Эффективность налогообложения определяется соотношением налоговых поступлений в бюджеты с общими затратами на сбор налогов, в том числе и в отношении к каждому конкретному налогу и заключается в следующем:

-    для государства – в увеличении доходов бюджета за счет налоговых поступлений и развитии налогооблагаемой базы;

-    для хозяйствующих субъектов – в получении максимально возможных доходов (прибыли) при минимизации налоговых платежей;

-    для населения – в получении достаточных доходов для существования при уплате установленных налогов, за счет которых государство предоставляет необходимые социальные услуги.

   Оптимальным является такое состояние налоговой системы, когда налоговая нагрузка не превышает предельно допустимого уровня, поскольку с одной стороны, не угнетается предпринимательская активность, а с другой стороны достигается максимально возможный уровень бюджетных доходов.

    К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики.

    На данном этапе экономические показатели РФ заметно ухудшились. В 2013 году в федеральный бюджет поступило 5,4 триллиона рублей, что выше 2012 года на 3,9%. Такие результаты достигнуты, несмотря на резкое замедление макроэкономических показателей, в частности: рост ВВП в 2013 году замедлился с 3,4% до 1,3%, промышленности — с 2,6% до 0,3%; инвестиции в основной капитал после роста в 2012 году на 6,6% снизились на 0,3%; сальдированный финансовый результат организаций в 2012 году вырос на 8,8%, а в 2013 году снизился на 15,6%, убытки выросли в 1,6 раза. Среди значимых негативных тенденций, приведших к замедлению экономического роста,  прежде  всего,  следует отметить прекращение  роста накопления основного  капитала, замедление роста зарплат и реальных доходов населения, и, соответственно, сокращение потребительского спроса и снижение темпов роста розничной торговли.

    Замедление экономики стало основным фактором, оказавшим влияние на поступление двух бюджетообразующих налогов - налога на прибыль   и НДС. Поступления налога на прибыль в 2013 году в консолидированный бюджет РФ составили почти 2,1 триллиона рублей, что на 12% меньше, чем в 2012 году. Поступления по НДС - составили около 1,9 триллиона рублей, что практически соответствует уровню 2012 года (99%), отметим позитивный тренд в администрировании других налогов: поступления по НДПИ выросли на 4,7%, НДФЛ - 10,5%, акцизов - на 22%.

    Налоговая система не может эффективно функционировать длительное время в неизменном виде. Изменения в экономике страны, в финансовой политике государства требуют проведения соответствующих преобразований и в налоговой системе.

    В 2013 году государством был начат налоговый маневр, направленный на снижение налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышении на потребление, рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также на переход к новой системе налогообложения недвижимого имущества. С 1 января 2014 года вступил в силу ряд значительных изменений в законодательстве о налогах и сборах, в том числе, связанных с ведением налогового учета и отчетности. Данные корректировки в основном направлены на совершенствование налогового администрирования, повышение эффективности налогового контроля, противодействие легализации (отмыванию) доходов, нажитых преступным путем и устранение пробелов в законодательстве. Отметим наиболее значимые изменения:

-   Изменен порядок получения имущественного налогового вычета. Налоговый вычет на строительство или приобретение жилья (земельного участка под него) можно использовать в несколько этапов. Если налогоплательщик при покупке недвижимости не израсходовал вычет полностью, он вправе воспользоваться остатком при покупке жилья в будущем. При этом общая сумма вычета по-прежнему не сможет превышать 2 млн. руб. (без учета процентов по кредитам и займам на соответствующие цели). Напомним, что до внесения изменений вычет можно было использовать только один раз, даже если он израсходован не в полном объеме.

-   Введен повышенный транспортный налог для автомобилей дороже 3 млн. руб. Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента.

-    Пересмотрены размеры взносов на обязательное пенсионное страхование для самозанятых лиц, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

- Налоговые органы получили право требовать пояснения о размерах понесенных убытков.

-    Введена ответственность для налоговых агентов за непредставление в установленный срок налоговой декларации. До 1 января 2014 года такая ответственность была установлена только для налогоплательщиков.

-   Введено регулирование уплаты НДФЛ с доходов в виде выигрышей, полученных в букмекерской конторе и тотализаторе. Суммы выигрышей подлежат обложению НДФЛ непосредственно у организаций, выплачивающих выигрыш (они являются в данном случае налоговыми агентами). При определении налоговой

базы по таким доходам учитываются суммы выигрышей за вычетом сумм ставок.

-    Повышены ставки акцизов. Повысились акцизы на алкогольную продукцию с долей этилового спирта свыше 9%, на сигареты и папиросы, на автомобильный бензин 4 и 5 класса.

    Важнейшим направлением проводимой налоговой политики является поддержание сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень.

    Правительством РФ были одобрены основные направления налоговой политики на ближайшую трехлетнюю перспективу: «Основные направления налоговой политики Российской федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (одобрено Правительством РФ 30.05.2013).

    В числе первоочередных задач, планируемых к реализации в краткосрочный период, - поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности.

Решить поставленные задачи планируется путем следующих действий:

-       Поддержка инвестиций, налоговая система Российской Федерации должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций.

-     Совершенствование процедуры налогового администрирования, которая должна стать максимально комфортной для добросовестных налогоплательщиков.

-    Переход к налогу на недвижимое имущество не только для физических лиц, но и для организаций. Предполагается, что новый налог для организаций будет отнесен к региональным налогам с передачей части поступающих сумм налоговых поступлений в местные бюджеты.

-    Индексация ставок акцизов с учетом прогнозируемого уровня инфляции и государственной политики, направленной на корректировку потребления алкогольной и табачной продукции, а также поэтапное повышение акцизов на данную продукцию, обеспечивающее достижение уровня налогообложения стран Европейского региона.

-   Пересмотр налоговых льгот. Принятие новой льготы должно сопровождаться определением источника для такого решения, в качестве которого может рассматриваться отмена одной или нескольких неэффективных льгот.

-   Стимулирование развития малого предпринимательства (субъектам РФ планируется предоставить право устанавливать для впервые зарегистрированных ИП, перешедших на УСН и ПСН и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, «налоговые каникулы» в виде налоговой ставки в размере 0 процентов, которые будут действовать в 2015 - 2018 годах).

    В среднесрочном периоде планируется сохранение действующей системы налогообложения. Предполагается принятие мер, направленных, в частности, на совершенствование налогообложения финансовых инструментов и создание Международного финансового центра, упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом, совершенствование налогообложения торговой деятельности.

    Проведя анализ современного состояния и путей совершенствования налоговой политики государства отмечаем, что существенных изменений в структуре налоговой системы, а также введения новых налогов в краткосрочном и среднесрочном периодах не требуется и не планируется. Дальнейшее совершенствование налоговой системы целесообразно реализовывать путем получения дополнительных доходов за счет улучшения качества налогового администрирования, сокращения теневой экономики, повышения налоговой культуры.

 

Список литературы

1.      Министерство     финансов      Российской Федерации      [Электронный      ресурс].     —      Режим      доступа: http://www.minfin.ru.

2.      Основные направления налоговой политики Российской федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (одобрено Правительством РФ 30.05.2013)[Электронный ресурс]. — Режим доступа: // http://consultant.ru.

3.      Федеральная налоговая служба Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.nalog.ru.

4.      Федеральная     служба    государственной    статистики    [Электронный    ресурс].     —     Режим     доступа: http://www.gks.ru.

5.      Шелепов В. Г. Финансово-кредитная и налоговая политика в системе обеспечения благоприятной деловой среды для развития российского бизнеса // TERRAECONOMICUS, 2013. -Том 11. - № 4.