Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ И СУДЕБНЫМИ ОРГАНАМИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
16 октября 2017г.

Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов имеет особую значимость в современных условиях, поскольку только межведомственное взаимодействие по пресечению, выявлению налоговых правонарушений и преступлением дает действенный результат по привлечению виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством, а также своевременному доначислению и взысканию соответствующих налогов и сборов с бюджеты всех уровней.

В рамках проведения совместных действий при проведении мероприятий налогового контроля органы исполнительной власти Российской Федерации руководствуются Конституцией РФ, Уголовным кодексом РФ (УК РФ), Уголовно-процессуальным кодексом РФ (УПК РФ), Налоговым кодексом РФ (НК РФ) и другими нормативно-правовыми актами.

В своей деятельности главенствующую роль играет взаимодействие Федеральной налоговой службы России с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Следственным комитетом России.

Вышеуказанные приоритетные межведомственные связи обусловлены тем, что в соответствии с п.1 ч.2 ст.151 УПК предварительное следствие по налоговым преступлениям (ст.198-199.2 УК РФ) производится следователями Следственного комитета РФ, с п.3 ч.2 ст.151 УПК РФ предварительное следствие по преступлениям, относящимся к блоку экономических преступлений в соответствии с УК РФ, относится к компетенции следователей МВД РФ.

На основании Соглашения о взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой от 13.02.2012 №101-162-12/ММВ-27-2/3 был подписан Приказ от 03.09.2013 №ММВ-7-4/306/61/663@ «О создании межведомственных рабочих групп ФНС РФ, СК РФ и МВД РФ» и в Самарской области такие межведомственные рабочие группы были созданы в целях обеспечения эффективного взаимодействия налоговых органов, следственных органов СК РФ и органов внутренних дел по вопросам выявления и расследования нарушений законодательства о налогах и сборах, противоправных действий при государственной регистрации и банкротстве юридических лиц, имеющих признаки уголовных преступлений.

Межведомственные рабочие группы должны ориентировать деятельность на рассмотрение вопроса межведомственного взаимодействия в сфере противодействия налоговым преступлениям, в том числе связанным с незаконным возмещением налога на добавленную стоимость, неправомерными действиями при миграции налогоплательщиков, государственной регистрации юридических лиц, реализации процедуры банкротства.

Межведомственные рабочие группы определяют мероприятия межведомственного взаимодействия, в том числе в части оперативного информационного обмена сведениями, разработки и утверждения совместных планов, предложений и программ по повышению эффективности взаимодействия ФНС РФ, СК РФ и МВД РФ.

На территории Самарской области в настоящее время действует соглашение от 14.04.2017 №01- 27/02/1/3с «О взаимодействии ГУ МВД России по Самарской области, УФНС России по Самарской области и СУ СК России по Самарской области по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений», в рамках которого организация взаимодействия органов внутренних дел Самарской области, налоговых органов Самарской области и следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по Самарской области в установленных сферах деятельности, в том числе, вопросах предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений, выявления и расследования преступлений, а также в вопросах повышения налоговой дисциплины в сфере экономики и обеспечения своевременности и полноты уплаты налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды.

Сотрудничество указанных органов исполнительной власти Самарской области осуществляется прежде всего по следующим основным направлениям:

-      выявление  и  пресечение  противоправной  деятельности  организаций  и  физических   лиц, уклоняющихся от налогообложения, в том числе осуществляющих незаконное предпринимательство;

-    выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства о государственной регистрации юридических лиц, законодательства о банкротстве, законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и/или расчетов с использованием электронных средств платежа;

-      предотвращение неправомерного возмещения из федерального бюджета сумм налога на добавленную стоимость;

-    выявление кредитных организаций, имеющих картотеку неоплаченных платежных документов клиентов по перечислению денежных средств в бюджеты всех уровней из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах;

-    организация и проведение мероприятий в соответствии с нормативными актами Российской Федерации о противодействии коррупции.

Вышеперечисленные органы в пределах установленной компетенции осуществляют взаимодействие на всех уровнях в следующих основных формах:

-   планирование и проведение как совместно, так и самостоятельно по запросам одной из сторон, мероприятий, направленных на обеспечение полноты поступления налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации и предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации;

- взаимный информационный обмен сведениями, в том числе в электронном виде, представляющими интерес для Сторон и непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- взаимные консультации по вопросам, входящим в компетенцию каждой из Сторон,

- обмен опытом в целях повышении квалификации кадров, в том числе путем проведения совместных семинаров (конференций) и стажировок;

-    проведение совместных исследований проблем, связанных с выявлением, предупреждением и пресечением налоговых правонарушений, и преступлений в сфере экономической деятельности.

По результатам совместно проведенных мероприятий правоохранительными органами передаются на возбуждение материалы проверок, содержащие признаки совершения налогоплательщиками следующих преступлений:

-ст.159 УК РФ «Мошенничество» - при незаконном возмещении или попытке возмещения налога НДС; 

-ст.173.1 УК РФ «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица»;

-ст.173.2 УК РФ «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица»;

-ст.174 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем»;

-ст.195 УК РФ «Неправомерные действия при банкротстве»;

-ст.196 УК РФ «Преднамеренное банкротство»;

-ст.198 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица»;

-ст.199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации».

Одной  из     наиболее  действенных    форм    межведомственного  взаимодействия  налоговых     и правоохранительных органов являются совместные выездные налоговые проверки.

За 2016 налоговыми органами Самарской области проведено 83 совместных с правоохранительными органами налоговые проверки, что составляет 7,1% от общего количества проведенных выездных налоговых проверок (1169 шт.), в том числе в отношении юридических лиц – 82. Результативность совместных проверок составила 98,8%.

Доначисления по результатам совместных выездных налоговых проверок за 2016 составили 1 354,4 млн. руб. (или 23,2 %) от общей суммы доначислений (5 845,8 млн. руб.). Показатель доначислений на одну совместную выездную налоговую проверку за 2016 составил 16,3 млн. руб., при среднеобластном – 5,0 млн. руб.

Налоговыми органами Самарской области за 2016 направлено в органы внутренних дел по Самарской области для решения вопроса о возбуждении уголовных дел 123 материала на сумму 888,7 млн. руб., в том числе: (по признакам ст.159 УК РФ «применения налогоплательщиком схемы незаконного возврата налогов, незаконного возмещения налогов», 84 материала на сумму 743 млн. руб., по ст.ст.195-197 УК РФ «неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного банкротства, фиктивного банкротства» 11 материалов на сумму 145,7 млн. руб. и по ст.ст.173.1, 173.2 УК РФ – 30 материалов). Кроме того, на начало 2016 года органами внутренних дел не было рассмотрено 43 материала на сумму 427 млн. руб.

Показатель удельного веса возбужденных уголовных дел за 2016 год по отношении к материалам, рассмотренным органами внутренних дел увеличился по сравнению с аналогичным показателем за 2015 год. В абсолютном количестве возбужденных уголовных дел наблюдается тенденция роста на 16 уголовных дел (2016 год – 45 уголовных дела, 2015 год – 29 уголовных дело) или на 55%. Обжаловано 38 отказных материалов или 55% от общего количества отказов в возбуждении уголовного дела.

За 2016 год в Самарской области удельный вес возбужденных уголовных дел по отношении к материалам, рассмотренными органами внутренних дел составил 40,9% (45 возбужденных уголовных дел /110 материалов рассмотрено).

В рамках существующих экономических реалий, сложившейся социальной и политической обстановки в стране, только постоянное, своевременное и объективное исполнение своих полномочий в пределах компетенции сотрудниками правоохранительных и налоговых органов позволит достичь максимального эффекта, заключающегося в значительном сокращении фактов совершения налоговых правонарушений и преступлений, предусмотренных налоговым и уголовным законодательством.



Список литературы

 

1.     Приказ МВД России №495, ФНС России №ММ-7-2-347 от 30.06.2009 (ред. от 12.11.2013) «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений».

2.       Приказ от 03.09.2013 №ММВ-7-4/306/61/663@ «О создании межведомственных рабочих групп ФНС РФ, СК РФ и МВД РФ».

3.       Соглашение от 14.04.2017 №01-27/02/1/3с «О взаимодействии ГУ МВД России по Самарской области, УФНС России по Самарской области и СУ СК России по Самарской области по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений».

4.       Журавлева А.Г., Назаров М.А. Перспективы совершенствования налогового администрирования в Российской Федерации   // В сборнике: Современная налоговая система: состояние, проблемы и перспективы развития VIII Всероссийская заочная научная конференция с международным участием: сборник трудов. Под редакцией М.К. Аристарховой; ГОУ ВПО "Уфимский государственный авиационный технический университет". 2014. С. 10

5.       Назаров М.А., Чеховских С.А. Проблемы оценки эффективности налогового администрирования // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2016. № 1-1. С. 401-405

6.       Официальный сайт ФНС России – www.nalog.ru