Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РФ

Авторы:
Город:
Томск
ВУЗ:
Дата:
15 октября 2017г.

*Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 17-12-70003).

 

Российская экономика четвертый год подряд находится в состоянии стагнации. Эксперты и аналитики в связи с этим говорят о «потерянном десятилетии», т.к. показатели развития экономики в 2016 году примерно соответствуют показателям докризисного 2007 года. А.Аганбегян отмечает, что если взять объемные показатели валового продукта, промышленности и сельского хозяйства, то можно говорить и о двадцатилетнем застое, потому что по этим показателям нынешний уровень очень близок к уровню 1990 года. С третьего места в мире, которое в 1990 году занимала Россия по объему валового внутреннего продукта, уступая только США и Японии, мы переместились на шестое место по при оценке валового внутреннего продукта по паритету покупательской способности и на 16-е место при оценке валового внутреннего продукта по рыночному курсу доллара [1].

То, что российская экономика устойчиво стагнирует, признается в настоящее время практически всеми специалистами, наблюдателями и даже официальными властями. За последние два года валовой внутренний продукт снизился на 4%, промышленность – на 3%, строительство – на 16%, инвестиции – на 14%. Экспорт упал в два раза, потребительские цены в годом выражении выросли на 15,5%, розничный товарооборот, заработная плата и потребление населения в реальном выражении сократились на 9 -10% [1].

Главная причина нынешней, как отмечают специалисты – рукотворной – стагнации заключается в сокращении инвестиций, из-за чего темпы социально-экономического развития снижаются, финансовая база будущего развития сужается, экономический рост прекращается. Особенно из-за недостатка инвестиционных ресурсов пострадали социальная сфера и экономика сельских территорий.

В сельской местности постоянно идет процесс сокращения численности сельских поселений, а современная демографическая ситуация характеризуется как критическая, поскольку в течение последних 15-17 лет постоянно уменьшается численность сельского населения как за счет естественной убыли населения, так и за счет миграционного оттока. Постоянно увеличивается число заброшенных сельских населенных пунктов. В некоторых субъектах РФ доля обезлюдивших деревень превысила 20%.

В 2012 году была разработана Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 с общим объемом финансирования 299167,4 млн. руб. [2]. В 2015 году принята Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 02.02.2015 г. № 151-р) [3].

Тем не менее, несмотря на принимаемые государством меры, отставание российского села в социально-экономическом развитии от города продолжается, системный кризис села углубляется. Так, численность сельского населения с 2000 года сократилась на 2,1 млн. человек и составила на 1 января 2016 г. около 38 млн. человек (по данным Росстата). В структуре сельского расселения преобладают малочисленные сельские населенные пункты. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, из 153 тыс. сельских населенных пунктов 12 процентов не имеют постоянного населения, а две трети - имеют население менее 200 человек. Сельские населенные пункты с численностью жителей более 2 тысяч составляют менее 2 процентов [3]. Населенные пункты с населением до 10 человек в 2010 году составляли 23,7 процента [3].

Сельское хозяйство в большинстве сельских населенных пунктов по-прежнему остается основной сферой приложения труда жителей сельских территорий, вследствие чего сельскую экономику можно характеризовать как моноотраслевую с низким уровнем производительности труда (по различным оценкам, в 8 - 10 раз ниже по сравнению с экономически развитыми странами). Масштабы падения объемов сельскохозяйственной продукции на примере Тверской области приведены на рис.1 [4].

Уровень жизни сельского населения остается крайне низким, увеличивается разрыв между городом и селом по уровню доходов. Так, в 2010 году среднедушевые располагаемые ресурсы сельских домашних хозяйств составляли 61 процент от городского уровня. Бедность, разрушающая трудовой и генетический потенциал села, остается массовым явлением.

Говорить о  росте качестве жизни сельского населения не приходится, поскольку  медицинские учреждения территориально доступны лишь для 49,4 процента сельского населения, для 40 процентов они трудно доступны, для 9 процентов - недоступны. В общеобразовательных учреждениях, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, обучаются в настоящее время более 100 тыс. сельских учащихся. Учреждения культурно-досугового типа доступны только для 39,6 процента сельского населения, т.е. две трети сельских населенных пунктов (105 тыс.) не имеют учреждений культуры [3]. Уровень обеспечения питьевой водой населения составлял в 2013 году 59,6 процента. Удельный вес сельских населенных пунктов, имеющих водоотведение, составлял всего 5 процентов (по городам - 98 процентов). Число школ в сельской местности с 2008 года сократилось более чем на 12 тыс. Сельские малокомплектные школы стали закрываться в результате действия проекта модернизации образования на 2011-2015 годы. Численность организаций здравоохранения в сельской местности также сокращается. По сравнению с 2000 годом число поликлиник сократилось на 65 процентов, фельдшерско-акушерских пунктов - на 22 процента, станций скорой помощи - на 11 процентов, численность среднего медицинского персонала сократилась на 9 процентов [3]. То есть, развитие жизненно важной инфраструктуры здравоохранения и образования подчинено цели обеспечения экономической эффективности в ущерб доступу населения к этим важнейшим социальным услугам.

Доля занятых в основных отраслях сельской экономики (сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство, рыболовство) с 2000 по 2013 год сократилась с 49 процентов до 23 процентов от общего числа занятых в сельской местности. Заработная плата в сельском хозяйстве на протяжении последних лет была в среднем стабильно в 2 раза ниже средней заработной платы по экономике страны. Доля семей со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума в сельской местности составила в 2013 году более 40 процентов от общего числа малоимущих семей [3].

Приведенные данные свидетельствуют о возрастающей необходимости формирования предпосылок для улучшения условий жизни на селе, а это возможно только на основе роста сельской экономики, стимулирования развития сельских территорий, несмотря на действие неблагоприятных внутренних и внешних факторов, продолжающуюся стагнацию российской экономики.

Главные причины социально-экономических проблем на селе заключены в действии специфического механизма торможения, который проявляется в сложной взаимосвязи сдерживающих сельское развитие факторов. Благодаря действию механизма торможения средства федерального бюджета, выделяемые для поддержки сельских депрессивных территорий, не приносят ожидаемых результатов, а разрабатываемые программы и проекты не выводят сельскую экономику на траекторию роста. Такой механизм способен на протяжении длительного периода времени воспроизводить и закреплять депрессивность системы, безрезультатно потребляя ресурсы, выделяемые для обеспечения роста экономики.

Исходя из изложенного выше, предпосылками, условиями повышения качества жизни на селе можно считать слом действующего механизма торможения, преодоление инерции экономической и социальной депрессии в сельской местности, что возможно осуществить на основе значительного роста объемов инвестиций, направляемых на социально-экономическое развитие села, поддержку аграрного сектора экономики, разработку и реализацию масштабных социальных и инфраструктурных проектов на сельских территориях.

Список литературы

 

1.                   Аганбегян А. Как нам преодолеть стагнацию / Вольная экономика, № 1, январь-март 2017 г. С.16.

2.                   Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной      продукции,      сырья      и      продовольствия     на      2013 -      2020 годы     / www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70319016/#ixzz4a8wS37yb

3.                   Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от  02.02.2015 г. № 151-р) / www.government.ru/media/files/Fw1kbNXVJxQ.pdf 

Стечкин В.И. Россия без колхозов вымирает / URL: http://burckina- \ new.livejournal.com/709033.html (дата обращения: 10.08.2017).