Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НОВЫЕ ФОРМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ В УСЛОВИЯХ НЕОБХОДИМОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РОСТА НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
20 декабря 2015г.

    Углубление мирового экономического кризиса, начавшегося в 2008 году и рассматриваемого как краткосрочный, привело к целому ряду проблем в экономике России. Становится очевидным, что стратегия устойчивого развития сменяет доктрину Вашингтонского консенсуса. В ходе первого этапа глобального кризиса Россия потеряла треть валютных резервов, падение промышленного производства превысило 10%, инвестиции сократились на 15%, втрое упал фондовый рынок, утрачено доверие к национальной валюте, инфляция подскочила до 18%. Разорились сотни тысяч граждан, взявших потребительские и ипотечные кредиты в иностранной валюте, выросла вынужденная безработица.[1]

    В таких условиях слабо представляется эффективная реализация стратегии опережающего развития, которая в свою очередь должна стать основой для формирования и развития инновационной экономики. Усиление глобализации и быстрые темпы технологического развития других стран не позволяют нам идти «догоняющим» путем и ориентироваться на пассивные методы в модернизации экономической системы страны и общественно-политических институтов. Краткосрочные меры выхода из кризиса и отсутствие стратегического плана оказались весьма расточительными. Необходим не только антикризисный план, но и вполне определенная стратегия построения модели инновационной экономики с ориентацией на опережающее развитие.

    Теория экономического развития говорит о неизбежности кризисов в процессе функционирования экономических систем, исторический опыт доказывает, что кризисы происходят с циклическим постоянством, а выход из них всегда сопровождается ростом нововведений, создающих основу для формирования нового технологического уклада.

    В зависимости от взаимодействия (сочетания) экономической политики и научно-технического потенциала влияние кризиса и его последствия для разных стран, естественно, будет различным. Он может быть разрушительным для одних регионов и может быть толчком к прогрессу для других. Академик Глазьев С.Ю. считает, что страны и институты ядра мировой финансовой системы будут пытаться использовать свое доминирующее положение для выживания за счет присвоения ресурсов периферийных стран путем установления контроля над их активами. Достигаться это будет обменом эмиссии резервных валют на собственность принимающих эти валюты стран. [2]

    Уже видны ключевые направления развития нового технологического уклада: биотехнологии, основанные на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологии, системы искусственного интеллекта, глобальные информационные сети и интегрированные высокоскоростные транспортные системы.[3]

    В последнее время в России активно разрабатываются и принимаются документы стратегического планирования Федерации, еѐ регионов и муниципальных центров. Концепция долгосрочного развития РФ до 2020 года ориентирована на поляризацию территориального развития страны. [4] Политика выравнивания уровня регионального   развития, доказав   свою несостоятельность,   сменяется курсом  поляризованного   развития, возникают новые формы пространственной организации производства, появляются зоны опережающего развития, районы высоких технологий, центры инновации и т.д.

    Данная стратегия предполагает присутствие лидера, так называемой «точки роста»: это может быть как регион в целом, так и отдельная отрасль или предприятие, вокруг которой формируется зона опережающего развития путем развития в  результате  постоянного взаимодействия «центра» и «периферии», путем обмена информацией, капиталом, рабочей силой и т.д.

    Наряду с резким повышением инвестиционной и инновационной активности на ключевых направлениях нового технологического уклада для выхода на оптимистический сценарий необходимо формирование регулирующих институтов, уполномоченных регулировать финансовые учреждения на основе универсальных глобальных правил. В том числе правил, предусматривающих ответственность менеджеров, прозрачность фондовых опционов, устранение внутренних конфликтов интересов в организациях, оценивающих риски, ограничение кредитных рычагов, стандартизацию финансовых продуктов, проведение трансграничных банкротств.[5]

    Правительство РФ четко определило курс на опережающее развитие, причем в экономическом аспекте упор делается именно на развитие регионов, которые должны стать двигателями экономики страны при помощи грамотной фискальной политики федерального центра. В своем десятом Послании к Федеральному Собранию президент В.В. Путин подчеркнул:«Надо провести серьезную инвентаризацию институтов развития. В последнее время их деятельность рассыпалась на множество разрозненных проектов, порой напрямую не связанных с инновациями. Мы не для этого создавали эти институты развития. Проекты, может быть, и хорошие. Но создавались эти институты для поддержки именно инновационного развития экономики».[6]

    В соответствии с Концепцией 2020, выделено 74 зоны опережающего развития, распределенных по пяти признакам (категориям зон):

1)      новая экономика;

2)      обрабатывающие производства, переработка природных ресурсов;

3)      туризм;

4)      добыча природных ресурсов;

5)      сельское хозяйство.

    На территории Краснодарского края выделено шесть зон опережающего развития, которые закрепляют сложившуюся специализацию территории края (см. Табл.1).


Таблица 1 Зоны опережающего развития Краснодарского края


 

Наименование

Специализация

Центральная Кубанская

зона

Финансовый      центр,      транспортно-логистический     комплекс,

промышленность

Южная      Черноморская

зона

Туризм,     спортивная    индустрия,     транспортно-логистический

комплекс, промышленность (ЛПК, нефтеперерабатывающая)

 

 

Юго-Западная Черноморская зона

Туризм, агропромышленный комплекс (в т.ч. виноградарство и

виноделие), транспортно-логистический комплекс, промышленность, в т.ч. промышленность строительных материалов, добыча ресурсов

 

Северо-Западная

Азовская зона

Туризм, транспортно-логистический комплекс, промышленность,

агропромышленный комплекс

Восточная       Кубанская

зона

Промышленность, сельское хозяйство, добыча ресурсов

 

Северная         Кубанская

зона

Транспортно-логистический         комплекс,         промышленность,

агропромышленный комплекс

 

Предполагаются следующие результаты развития территории края в рамках зон опережающего роста:

–      развитие городских агломераций на основе развития человеческого потенциала, инновационной и образовательной инфраструктуры, улучшения качества жизни населения и роста деловой активности;

–      пространственная кластеризация, ориентированная на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики;

–      формирование высокого уровня оказания услуг сервиса в туристско-рекреационных зонах;

–      развитие транспортно-логистических узлов и транспортной сети в рамках Южного федерального округа с ее интеграцией в развивающиеся мировые транспортные системы.

Формирование новых центров экономического роста приведет к снижению регионального неравенства и к уменьшению концентрации экономических ресурсов в столичных регионах.

 

Список литературы

1.      Глазьев С.Ю. «О стратегии модернизации и развития экономики России в условиях глобальной депрессии» [Электронный ресурс] // Сергей Глазьев: официальный сайт [сайт].[2011]. URL: http://www.glazev.ru/econom_polit/269/. (дата обращения 30.07.2014)

2.      Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. – М., Экономика, 2010 г.

3.      Нанотехнологии как ключевой фактор нового технологического уклада в экономике / Под. ред.

С.Ю.Глазьева и В.В.Харитонова – М.: «Тровант», 2009 г.

4.      Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

5.      Миркин Я.М. Посткризисная стратегия развития финансового сектора России[Электронный ресурс] //

Журнал новой экономической ассоциации [сайт]. URL:  http://journal.econorus.org/jsub.phtml?Id=24.(дата обращения 08.08.2014)

6.      Цель:      опережающее     развитие     //     Эксперт      он-лайн     [сайт].URL:      http://expert.ru/2013/12/12/tsel- operezhayuschee-razvitie/. (дата обращения 06.08.2014)

7.      Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года

Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2011 г. № 1538-р

8.      Гусева М.С. Зона опережающего экономического развития как инструмент пространственной кластеризации экономики / Вестник Самарского государственного экономического университета, 2012. № 10 (96)