20 декабря 2015г.
В современной экономике страны наблюдаются системные предпосылки к потере управления энергобезопасностью, выраженные прежде всего в отсутствии научных разработок к ее определению и управлению, превалировании технических аспектов безопасности над экономическими, отсутствии установления научно обоснованных критериев национальной энергобезопасности и реализации мероприятий и программ ее повышения. В то же время энергобезопасность сегодня относится к числу стратегических приоритетов развития национального топливно-энергетического комплекса России, что заявлено в Государственной энергетической политике и Государственной энергетической стратегии до 2030 г.
Для понимания сути энергобезопасности и ее роли в общей системе национальной безопасности нашей стране охарактеризуем результаты авторского научного поиска.
В актуальном понимании национальная безопасность России- состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства[5]. При этом самостоятельным направлением национальной безопасности является экономическая безопасность, критериями которой определены:
1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства
2. Зависимость экономики от импорта важнейших видов продукции и продовольствия, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране
3. Уровень внешнего и внутреннего долга и возможности его погашения
4. Обеспеченность экономики стратегическими ресурсами и эффективность государственного контроля за их обращением
5. Уровень бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы, максимально допустимые с позиции социально-экономической стабильности общества
6. Устойчивость финансовой системы
7. Рациональная структура внешней торговли
8. Доступность для населения образования, культуры, медицинского и социального обслуживания, пассажирского транспорта и массовых видов связи, а также жилья и коммунальных услуг
9. Поддержание научного потенциала страны и сохранение отечественных научных школ, обеспечение эффективного функционирования особо важных объектов науки
10. Сохранение единого экономического пространства и межрегиональных экономических отношений,
обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций
11. Обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических процессов с целью формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики. [3]
Отметим, что в рассматриваемом контексте энергобезопасность не вошла в число критериев экономической безопасности. Тем не менее, в государственной энергетической политики она заявлена в числе главных стратегических ориентиров вместе с энергетической, бюджетной и экологической эффективностью экономики [2]
Под энергетической безопасностью российское Министерство энергетики понимает состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства и экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Эти угрозы определяются внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, а также состоянием и функционированием энергетического сектора страны.[2] отметим, что в данном определении превалирует технический аспект, энергобезопасность отождествлена с надежностью энергоснабжения, при этом его доступность авторами данного определения не рассматривалась в качестве критериально-оценочного показателя, что с одной стороны упрощает содержание системы оценки показателей энергобезопасности, а с другой – в значительной мере снижает содержательность данного понятия и эффективность управления энергетической безопасностью экономики России на его основе.
В дальнейшем авторы данного определения дифференцировали содержание энергобезопасности в части выделения и характеристики ресурсной, достаточности, экономической доступности, экологической и технологической допустимости. [2] Однако под экономической доступностью понимается рентабельность энергообеспечения при соответствующей конъюнктуре цен [2], что абсолютно неверно с методологической точки зрения, поскольку термин «доступность» применяется обычно в качестве характеристики, отражающей относительный уровень затрат для преодоления каких-либо препятствий.
Основными проблемами в сфере энергетической безопасности в трактовке авторов Энергетической стратегии России являются:
– высокая степень износа основных фондов топливно-энергетического комплекса (в электроэнергетике и газовой промышленности - почти 60 процентов, в нефтеперерабатывающей промышленности - 80 процентов);
– низкая степень инвестирования в развитие отраслей топливно-энергетического комплекса (за последние 5 лет объем инвестиций в топливно-энергетический комплекс составил около 60 процентов от объема, предусмотренного Энергетической стратегией России на период до 2020 года);
-монозависимость российской экономики и энергетики от природного газа, доля которого в структуре внутреннего потребления топливно-энергетических ресурсов составляет около 53 процентов;
– несоответствие производственного потенциала топливно-энергетического комплекса мировому научно- техническому уровню, включая экологические стандарты;
-слабое развитие энергетической инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.[2]
На наш взгляд, данные моменты представляют собой системные проблемы развития отечественного ТЭКа, однако имеют весьма отдаленное отношение к надежному и доступному снабжению населения и корпоративных экономических субъектов, а также государства энергетическими ресурсами.
При описании системы стратегических целей и задач по управлению энергобезопасностью в масштабе страны Министерство энергетики России выделило следующие системные характеристики, нуждающиеся в улучшении:
– способность топливно-энергетического комплекса надежно обеспечивать экономически обоснованный внутренний спрос на энергоносители соответствующего качества и приемлемой стоимости;
– способность потребительского сектора экономики эффективно использовать энергоресурсы, предотвращая нерациональные затраты общества на собственное энергообеспечение;
– устойчивость энергетического сектора к внешним и внутренним экономическим, техногенным и природным угрозам надежному топливо- и энергообеспечению, а также его способности минимизировать ущерб, вызванный проявлением различных дестабилизирующих факторов.[2]
Как видно из приведенной системы целей, критерий доступности энергоресурсов для основных групп потребителей опять выпал из числа характеристик деятельности предприятий ТЭКа, нуждающихся в улучшении, а акцент опять смещен в сторону надежности энергоснабжения. При этом авторы данной стратегии совершенно упускают из виду то обстоятельство, что доступность и относительная стоимость энергоресурсов, ранее представлявшие значимое конкурентное преимущество российской экономики, сегодня становятся препятствием ее развития (в силу, например, ценовой дискриминации корпоративных субъектов различных видов экономической деятельности, немотивированных схем авансовой оплаты и т.д.)
Подводя итог сказанному отметим, что в нынешнем виде нормативно-правовое обеспечение процесса управления энергобезопасностью в российской экономике отличается декларативностью, расплывчатостью, и как следствие – недостаточной эффективностью.