Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭНЕРГОБЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПРИНЦИПОВ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
20 декабря 2015г.

   В современной экономике страны наблюдаются системные предпосылки к потере управления энергобезопасностью, выраженные прежде всего в отсутствии научных разработок к ее определению и управлению, превалировании технических аспектов безопасности над экономическими, отсутствии установления научно обоснованных критериев национальной энергобезопасности и реализации мероприятий и программ ее повышения. В то же время энергобезопасность сегодня относится к числу стратегических приоритетов развития национального топливно-энергетического комплекса России, что заявлено в Государственной энергетической политике и Государственной энергетической стратегии до 2030 г.

    Для понимания сути энергобезопасности и ее роли в общей системе национальной безопасности нашей стране охарактеризуем результаты авторского научного поиска.

    В актуальном понимании национальная безопасность России- состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства[5]. При этом самостоятельным направлением национальной безопасности является экономическая безопасность, критериями которой определены:

1.   Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства

2.     Зависимость экономики  от импорта важнейших  видов продукции и продовольствия, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране

3.   Уровень внешнего и внутреннего долга и возможности его погашения

4.   Обеспеченность экономики стратегическими ресурсами и эффективность государственного контроля за их обращением

5.       Уровень бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы, максимально допустимые с позиции социально-экономической стабильности общества

6.   Устойчивость финансовой системы

7.   Рациональная структура внешней торговли

8.      Доступность для населения образования, культуры, медицинского и социального обслуживания, пассажирского транспорта и массовых видов связи, а также жилья и коммунальных услуг

9.    Поддержание научного потенциала страны и сохранение отечественных научных школ, обеспечение эффективного функционирования особо важных объектов науки

10.      Сохранение единого экономического пространства и межрегиональных экономических отношений,

обеспечивающих  соблюдение       общегосударственных интересов,   исключающих развитие   сепаратистских тенденций

11.    Обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических процессов с целью формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики. [3]

    Отметим, что в рассматриваемом контексте энергобезопасность не вошла в число критериев экономической безопасности. Тем не менее, в государственной энергетической политики она заявлена в числе главных стратегических ориентиров вместе с энергетической, бюджетной и экологической эффективностью экономики [2]

    Под энергетической безопасностью российское Министерство энергетики понимает состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства и экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Эти угрозы определяются внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, а также состоянием и функционированием энергетического сектора страны.[2] отметим, что в данном определении превалирует технический аспект, энергобезопасность отождествлена с надежностью энергоснабжения, при этом его доступность авторами данного определения не рассматривалась в качестве критериально-оценочного  показателя, что  с одной  стороны упрощает содержание  системы  оценки показателей энергобезопасности, а с другой – в значительной мере снижает содержательность данного понятия и эффективность управления энергетической безопасностью экономики России на его основе.

     В дальнейшем авторы данного определения дифференцировали содержание энергобезопасности в части выделения и характеристики ресурсной, достаточности, экономической доступности, экологической и технологической допустимости. [2] Однако под экономической доступностью понимается рентабельность энергообеспечения при соответствующей конъюнктуре цен [2], что абсолютно неверно с методологической точки зрения, поскольку термин «доступность» применяется обычно в качестве характеристики, отражающей относительный уровень затрат для преодоления каких-либо препятствий.

    Основными проблемами в сфере энергетической безопасности в трактовке авторов Энергетической стратегии России являются:

–   высокая степень износа основных фондов топливно-энергетического комплекса (в электроэнергетике и газовой промышленности - почти 60 процентов, в нефтеперерабатывающей промышленности - 80 процентов);

– низкая степень инвестирования в развитие отраслей топливно-энергетического комплекса (за последние 5 лет объем инвестиций в топливно-энергетический комплекс составил около 60 процентов от объема, предусмотренного Энергетической стратегией России на период до 2020 года);

-монозависимость российской экономики и энергетики от природного газа, доля которого в структуре внутреннего потребления топливно-энергетических ресурсов составляет около 53 процентов;

–   несоответствие производственного потенциала топливно-энергетического комплекса мировому научно- техническому уровню, включая экологические стандарты;

-слабое развитие энергетической инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.[2]

    На наш взгляд, данные моменты представляют собой системные проблемы развития отечественного ТЭКа, однако имеют весьма отдаленное отношение к надежному и доступному снабжению населения и корпоративных экономических субъектов, а также государства энергетическими ресурсами.

    При описании системы стратегических целей и задач по управлению энергобезопасностью в масштабе страны Министерство энергетики России выделило следующие системные характеристики, нуждающиеся в улучшении:

–   способность топливно-энергетического комплекса надежно обеспечивать экономически обоснованный внутренний спрос на энергоносители соответствующего качества и приемлемой стоимости;

–       способность потребительского сектора экономики эффективно использовать энергоресурсы, предотвращая нерациональные затраты общества на собственное энергообеспечение;

–     устойчивость энергетического сектора к внешним и внутренним экономическим,  техногенным и природным угрозам надежному топливо- и энергообеспечению, а также его способности минимизировать ущерб, вызванный проявлением различных дестабилизирующих факторов.[2]

    Как видно из приведенной системы целей, критерий доступности энергоресурсов для основных групп потребителей опять выпал из числа характеристик деятельности предприятий ТЭКа, нуждающихся в улучшении, а акцент опять смещен в сторону надежности энергоснабжения. При этом авторы данной стратегии совершенно упускают из виду то обстоятельство, что доступность и относительная стоимость энергоресурсов, ранее представлявшие значимое конкурентное преимущество российской экономики, сегодня становятся препятствием ее развития (в силу, например, ценовой дискриминации корпоративных субъектов различных видов экономической деятельности, немотивированных схем авансовой оплаты и т.д.)

    Подводя итог сказанному отметим, что в нынешнем виде нормативно-правовое обеспечение процесса управления энергобезопасностью в российской экономике отличается декларативностью, расплывчатостью, и как следствие – недостаточной эффективностью.



Список литературы
1.      Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608) http://www.scrf.gov.ru/documents/15/23.html
2.      Государственная  энергетическая политика.      URL: http://minenergo.gov.ru/aboutminen/energostrategy/ch_5.php#l2
3.      Постановление  Правительства  Российской  Федерации  от  27  декабря  1996  г.  №  1569.  URL: http://lawrussia.ru/texts/legal_524/doc524a880x659.htm
4.      Приложение     №     2     к     Энергетической     стратегии     России     на     период     до     2030     года.     URL:
http://minenergo.gov.ru/aboutminen/energostrategy/pr_2.php
5.      Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/1/