Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СВОЕВРЕМЕННОГО ПРОЦЕССА ИХ ОБНОВЛЕНИЯ

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
08 января 2016г.

    Амортизационная система является важнейшим экономическим инструментом, гарантирующим минимально необходимые собственные инвестиционные средства для действующих предприятий. Она тесно связана с налоговой системой, ценообразованием, а следовательно, с интересами государства и общества.

    Амортизационная система как инструмент регулирования воспроизводства основных средств по своей сути не зависит от экономического уклада, она используется с некоторыми различиями практически во всех странах. В зависимости от экономических условий системы амортизация не теряет своего назначения, а видоизменяется. Предметом амортизационной политики должна является разработка и осуществление мер по приведению в соответствие с задачами экономики действующей системы амортизации.

   Созданию реальных условий стимулирования инвестиционной деятельности могли бы содействовать меры, предусматривающие совершенствование стоимостного учета основных средств, формирование реальной системы амортизации с ее нормами, методами начисления и правилами использования.

   Необходимо помнить, что амортизационная система, включающая нормы амортизации, способы ее начисления, срок полезной службы основных средств, является одним из важнейших регуляторов инвестиционной и инновационной активности.

   В настоящее время в России до сих пор не существует методик, позволяющих управлять процессом начисления амортизации. В  данном  контексте под словом «управлять» имеется в виду задавать именно те значения амортизационных отчислений и именно в тот период времени, когда это необходимо руководству хозяйствующего субъекта.

   Существующие способы и методы начисления амортизации не позволяют это сделать.

    Так, в соответствии с п. 18 ПБУ 6/01 для целей бухгалтерского учета организация может начислять амортизацию только следующими способами:

-   линейный способ;

-   способ уменьшаемого остатка;

-   способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

-   способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Каждый из этих способов ограничен в своих действиях.

   Так, по линейному способу ежегодно можно списывать только равнозначно-одинаковую сумму амортизационных отчислений.

   Способ списания амортизационных отчислений пропорционально объему продукции (работ) неотъемлемо напрямую связан с ежегодным объемом выпускаемой продукции [4].

   Способ списания по сумме чисел лет срока полезного использования привязан к логической математической последовательности, составляющей дробь, где числитель ежегодно уменьшается ровно на то значение, на которое сокращается срок службы актива. Т.е. данный способ математически привязан к сроку службы актива.

    Что касается способа уменьшаемого остатка, то он непосредственно связан с конкретными коэффициентами ускорения. В нормативных документах бухгалтерского учета информация о размерах данных коэффициентов совершенно отсутствует. В документах налогового учета (Налоговый кодекс РФ), напротив, кроме того, что они присутствуют, они имеют четко и однозначно установленные размеры. Размеры данных коэффициентов налоговыми органами абсолютно ничем не мотивированы. Только в некоторых случаях прослеживается относительная логика установления их размера.

   Так, к примеру, в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, организация вправе применять специальный коэффициент, но не выше 2. Для амортизируемых основных средств, которые являются предметом договора лизинга, к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять коэффициент, но не выше 3.

   Но при этом необходимо иметь в виду, что выше приведенные положения не распространяются на основные средства, относящиеся к первой, второй и третьей амортизационным группам, в случае, если амортизация по данным основным средствам начисляется нелинейным методом.

   В отношении сельскохозяйственных организаций промышленного типа (птицефабрики, животноводческие комплексы, зверосовхозы, тепличные комбинаты) налоговые органы дают право применить коэффициент, но не выше 2 [7].

   По легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, имеющим первоначальную стоимость соответственно более 300 000 руб. и 400 000 руб., основная норма амортизации применяется со специальным коэффициентом 0,5.

    Как видно из выше приведенных фактов, налоговые органы при установлении размера коэффициентов ускорения не приводят экономического обоснования их размера.

    Применяя коэффициент не выше 2-х при работе оборудования в агрессивной среде, совершенно не учитывается тот момент, что искусственные факторы создающие агрессивную среду (взрыво-, пожароопасную, токсичную или агрессивно технологическую), с которой соприкасаются основные средства, с течением времени, под влиянием высоких технологий, становятся агрессивнее. Это, несомненно, может отразиться на работе основных средств работающих в данной среде. Таким образом, данный коэффициент в полной мере не может учитывать постоянное развитие технологий, связанных с агрессивной средой, и как следствие этого, в полной мере учитывать, не говоря уже о моральном, физический износ оборудования.

   Размер коэффициента ускорения, применяемого при лизинге, установлен по аналогии с зарубежной практикой [1, 9].

    Одним из самых парадоксальных примеров хаотичного установления размера коэффициента, является пример с легковыми автомобилями и пассажирскими микроавтобусами, где его размер напрямую зависит от стоимости последних. В соответствии с выше приведенной  стоимостью транспорта можно сказать, что специальный коэффициент 0,5 не будет применяться, если стоимость автомобиля и микроавтобуса составят, например 299 999 руб. и 399 999 руб. соответственно.

    Кроме того, совершенно не ясно, по каким причинам налоговые органы решили поддержать сельскохозяйственные организации именно промышленного типа, предоставив только им право использовать коэффициентом ускорения. Создается впечатление, что сельскохозяйственные организации аграрного сектора в данном коэффициенте, который можно было бы применить к сельскохозяйственной и уборочной технике, совершенно не нуждаются. Если воспользоваться данными статистики, то именно в этом секторе наблюдается катастрофическая ситуация с обновляемостью парка оборудования.

    В отношении методов начисления амортизации, применяемых в налоговом учете, в настоящее время существует только два:

-   линейный метод;

-   нелинейный метод [6].

   При этом применение каждого из них, в зависимости от основных средств входящих в амортизационные группы, строго регламентирован.

   Принцип начисления амортизации линейным методом и его недостатки были описаны выше [2].

   Что же касается нелинейного метода, то эта некая совокупность линейного способа начисления амортизации и способа уменьшаемого остатка. Как и выше приведенные способы начисления амортизации, механизм расчета данного метода строго регламентирован и по своей сути не является механизмом, применяемым для активов имеющих особенность быстрого морального устаревания.

 

Список литературы

1.     Антипин Д.А., Антипина О.В. Концепции инновационного развития территорий и формирование национальной инновационной системы России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 8. С. 55-57.

2.     Будаева М.С. Банковское кредитование малого предпринимательства в России // Путеводитель предпринимателя. 2009. № 4-5. С. 41-47.

3.     Васильева, Е.А. Учетно-аналитическое обеспечение устойчивого развития хозяйствующего субъекта [Текст] / Е.А. Васильева // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 7 (36). - С. 229-232.

4.     Дубынин А.Р., Огнев Д.В., Нечаев А.С. Методические аспекты привлечения инвестиций в промышленность России // Вестник Ангарской государственной технической академии. 2007. Т. 1. № 1. С. 70-74.

5.     Зайцева Н. Расчет улучшенной амортизации // Расчет, 2006. - № 1. с.

6.     Казаков В.В. Управление многоуровневыми региональными системами и его финансовое обеспечение // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Ростовский государственный экономический университет. Ростов-на-Дону, 2009

7.     Максимова Г.В., Нечаев А.С. Проблемы перехода России на международные стандарты финансовой отчетности // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2004. № 1. С. 22-25

8.     Неугодова И.Г. Как увеличить амортизационную премию в несколько раз // Главбух, 2006. - № 8. с. 12

9.     Прокопьева А.В. Прямые инвестиции как источник финансирования // Вестник стипендиатов ДААД. 2014. Т. 1. № 1-1 (11). С. 66-71.