Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ КОРПОРАТИВНЫХ СТАНДАРТОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
20 декабря 2015г.

Аннотация

   Актуальность настоящего  подхода предопределяется необходимостью постоянного развития профессиональных компетенций специалистов, занятых в обеспечении экономической безопасности хозяйствующих субъектов, адаптированных к особенностям их функционирования и специфике управления их деятельностью.

    Предложенная автором методика разработана на основе системного подхода, с использованием данных, полученных в процессе практической деятельности по подготовке специалистов в области экономической безопасности.

    Результатом работы является методика подготовки профильных специалистов, профессиональные компетенции которых развиваются и совершенствуются в соответствии с потребностями хозяйствующего субъекта.

    Работа в данном направлении будет способствовать подготовке учебно-методических материалов, необходимых для обеспечения учебного процесса, программ профессиональной подготовки (повышения квалификации) преподавателей, занятых в процессе обучения, сокращения затрат на безопасность, за счет более профессионального решения профильных задач специалистами, прошедшими обучение.

 

    Abstract

    The actuality of the proposed methodology is determined by the necessity of development of the professional level of economic security. The method takes into account the business operation specific. The Method is based on a systematic approach. Baseline data was obtained while training in the field of economic security. The outcome of the research is a training method of specialists in the field of economic security. The developed methodology helps to prepare training materials to support the learning process and reduces security costs. It helps to solve the problem of security professionally by trained specialists.

 

     Формирование и непрерывное развитие профессиональных компетенций специалистов, занятых в системе обеспечения экономической безопасности субъектов реального сектора экономики, является значимым фактором обеспечения конкурентоспособности и финансово-экономической устойчивости в условиях рыночной системы хозяйствования.

    Как показывает практика, профессиональная подготовка и развитие профессиональных компетенций специалистов в области экономической безопасности, должна проводиться на постоянной основе, в соответствии с вновь возникающими потребностями хозяйствующего субъекта. Обучение всех категорий сотрудников, задействованных как в процессе подготовки и оказания услуг в сфере экономической безопасности (в производстве), так и в управлении данным процессом на уровне руководителей разных уровней управления, является циклическим процессом (Рисунок 1).


    Согласно разработанной нами методике, обучение во времени не должно прекращаться. По завершению очередного цикла должна проводиться оценка вновь достигнутого уровня развития профессиональных компетенций обучаемых и изменившихся условий функционирования предприятия, степень соответствия первых новым требованиям к уровню производства, качества, безопасности и т.д. На основе выявленных отклонений (а они обязательно будут так, как от начала обучения до его завершения проходит достаточно много времени, при этом меняется внешняя и внутренняя среда хозяйствующего субъекта) осуществляется корректировка содержания учебно-методических материалов, материально-технического и методического обеспечения. После учета и оценки указанных изменений и осмысления руководителями необходимости дальнейшего развития персонала, как правило начинается новый цикл обучения по откорректированных по форме и содержанию учебно-методическим материалам и методикам.

     Каждые последующие циклы обучения, о которых говорилось выше, существенно отличаться от предыдущего и зависят от следующих основных факторов:

·       степени изменения состояния внутренней и внешней среды предприятия;

·       появления новых технологий;

·       степени усложнения применяемого оборудования;

·       уровня совершенствования злоумышленниками способов противоправных действий, направленных против фирмы;

·       повышения  общего  уровня  профессиональной  подготовки  персонала  предприятия  как  в профессиональной сфере, так и в области экономической безопасности;

·       изменений общественно-политической и экономической ситуации в регионе;

·       трансформации общественного и социального восприятия вида предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта, в отношении которого реализуются технологии безопасности и ряда других.

Из вышеизложенного вытекает необходимость постоянного совершенствования каждого последующего цикла профессиональной подготовки, содержание и структура которого представлены моделью на Рисунок 2


Рис.2. Модель учебного цикла непрерывной профессиональной подготовки



     Раскроем содержание и сущность отдельных шагов одного из циклов непрерывной профессиональной подготовки.

Шаг 1. На начальном этапе необходимо выработать единый методологический подход к содержанию,

    вкладываемом в термины и определения, цель которого - единое восприятие сущности действий и явлений, описанных в учебно-методических материалах. Итогом работы на первом шаге подготовки к процессу обучения должно стать формирование библиотеки терминов и определений. Данная библиотека может быть доступна пользователям, как в печатном, так и в электронном виде.

     В тоже время, обязательной мерой до начала процесса обучения, автор считает издание приказа руководителя предприятия о введение в действие локального нормативного акта (придание законодательного статуса), обязывающего всех лиц, проводящих и проходящих обучение, использовать только те термины и определения, которые внесены в библиотеку.

Шаг 2  включает  в себя определение основных этапов работы обучаемого (например, по улучшению существующих условий, производительности, безопасности труда) на его участке работы. Другими словами, какие знания навыки и умения обучаемого должны быть улучшены для более качественного выполнения им своих должностных обязанностей и повышения эффективности его работы.

    Как показала практика обучения, проведенная автором, цикл профессиональной подготовки целесообразно разбить на 7 основных этапов, отличающихся по своему содержанию, как показано на рис.2.

1     ЭТАП - определение критериев оценки уровня рисков защищаемого объекта с точки зрения его

возможностей и способностей противодействия. Данные критерии могут быть представлены в виде количественных и качественных показателей. Например, время и вероятность преодоления системы защиты, скорость прибытия группы быстрого реагирования, количество постов на охраняемом объекте, доля технических элементов защиты в интегрированной системе безопасности, уровень деловой репутации, снижение количества хищений и другие. Будем называть их показателями безопасного функционирования (далее ПБФ).

2   ЭТАП-оценка условий функционирования защищаемого объекта в момент исследования (его текущего состояния). Исследования могут проводиться различными методами, например проведение аудита безопасности своими силами, или с привлечением внешней организации, посредством привлечения независимых экспертов, моделированием экстремальных ситуаций с последующей оценкой реакции на них системы безопасности, проверкой знаний, навыков и умений персонала действовать в экстремальных ситуациях и другими подобными способами.

По результатам такой оценки можно сделать вывод о степени соответствия имеющихся в наличии (реализованных) мер защиты, реальным условиям, как по отдельным показателям, так и по их интегральному значению.

Как показывает практика, при подготовке предложений, нацеленных на повышение уровня экономической безопасности, необходимо консолидировано учитывать особенности и величину воздействия всех негативных факторов, как на объект защиты, так и друг на друга. Это возможно, как было указано выше, путем интегральной оценки уровня экономической безопасности защищаемого объекта, с помощью модели, описанной формулой 1.


где КПT - интегральный показатель экономической безопасности защищаемого объекта, конкретных мероприятий; i=1,2,..., n – номер мероприятия защиты, улучшающего значение конкретного показателя; j=1,2,…,m – номер фактора i-го мероприятия экономической безопасности; αi- весомость i-го мероприятия экономической безопасности, улучшающего i-й показатель;
- весомость j-го фактора i-го показателя для объекта защиты;

- относительное, или нормативное значение i-го показателя экономической безопасности (ПБФ);
Фij - относительное, или нормативное значение i-го фактора j-го мероприятия, улучшающего уровень экономической безопасности защищаемого объекта.

    В целях адекватной идентификации условий безопасного функционирования фирмы, необходимо унифицировать полученные результаты, определив (например, в процентах) степень отклонения фактических значений оцениваемых показателей от их расчетных пороговых значений Di (2). При этом - чем больше отклонение, тем опаснее ситуация. Степень опасности и первоочередность принятия защитных мер может быть определена с помощью так называемой шкалы риска.


Di – величина отклонений i- го показателя от порогового;

Пi - относительное, или нормативное значение i-го показателя экономической безопасности (ПБФ);

Пif - фактическое значение i-го показателя экономической безопасности в момент оценки.

 

 

     Интегральный показатель уровня экономической безопасности защищаемых объектов характеризует их устойчивость к воздействию негативных факторов внутренней и внешней среды, а также стратегическую конкурентоспособность защищаемого объекта в условиях локального рынка, дает возможность руководителю принять решение о необходимости начала реализации защитных мер.

1   ЭТАП посвящается формулировке основных задач, решение которых улучшит текущее положение (с точки зрения безопасности) защищаемого объекта по основным показателям до уровня их расчетных значений, опираясь на полученные ранее данные (смотрите выше этап 2). Данные задачи могут быть сгруппированы по степени важности и срочности их решения, сложности и применимости к текущей ситуации, соответствию корпоративным стандартам, финансовым, техническим, кадровым и другим возможностям предприятия, после чего необходимо выстроить приоритеты и определить пути их решения.

2    ЭТАП предполагает отбор из всех возможных, приемлемых для предприятия основных мер защиты, реализация которых позволит решить задачи обеспечения безопасности, сформулированные выше. Такие меры могут иметь, как организационную, так и техническую направленность. Учитывая состояние окружающей среды, возможности и свойства объекта и субъекта защиты, предварительно проводят стоимостную оценку предложенных мер, времени на их реализацию, отбирают исполнителей для реализации защитных мер.

3   ЭТАП касается непосредственно подготовке и практической реализации приоритетных мер защиты. На данном этапе необходимо решить ряд задач, основные из которых - выбор исполнителя, т.е. кто непосредственно должен выполнять работы по внедрению выбранных мер. Этим могут заниматься как специалисты своей организации, так и внешние подрядчики на условиях договора.

    Другая задача – планирование последовательности и продолжительности выполнения отдельных работ, их содержание, объемы, критерии оценки качества, определение условий прекращения работ (например, уничтожение материальных ценностей, гибель охраняемого лица, ликвидация ранее существовавшей угрозы). В результате работы на данном этапе может быть подготовлен план-график работ, выбраны исполнители, выстроены правоотношения с ними.

    Далее следует реализация запланированных мероприятий, получение и оценка полученного предварительного результата.

4    ЭТАП цикла профессиональной подготовки посвящен оценке вновь созданных условий, призванных обеспечить заданный уровень безопасности (согласно расчетным значениям ПБФ). Реализация данного этапа осуществляется аналогично первому этапу, рассмотренному выше. В тоже время, существенным отличием от него является то, что оценка достигнутого состояния проводится не в комплексе по всем показателям, а только по группе основных показателей, подвергнутых корректировке с помощью ранее (этап 4) запланированных мер.

5    ЭТАП - принятие решения о необходимости и основным направлениям корректировки работ в сфере обеспечения безопасности, которые должны найти отражение в будущем цикле обучения, с учетом пройденных ранее учебных этапов.  Данное обстоятельство вызвано, прежде  всего, изменением состояния внутренней и внешней среды защищаемого объекта, перечня, структуры и величины воздействующих на него угроз.

    Как показывает практика, такая корректировка ложится в основу управленческого решения руководителя и может быть проведена по следующим направлениям:

А) пересмотр перечня основных ПБФ, перерасчет их значений;

Б) пересмотр методов диагностики текущего состояния объекта защиты и основных условий, способствующих реализацию объектом своей миссии, перечня исполнителей, привлекаемых для осуществления данных процедур, методов интерпретации полученных результатов и других;

В) пересмотр путей (решаемых для этого задач) создания условий, обеспечивающих безопасное функционирование объекта защиты, их сочетания;

Г) пересмотр перечня основных мероприятий, проведение которых обеспечит решение ранее определенных задач в сфере безопасности;

Д) пересмотр порядка реализации предложенных мер;

Е) пересмотр методов диагностики вновь созданных условий и степень их соответствия предъявленным требованиям.

    Выше обозначенные  направления совершенствования этапов учебного  цикла необходимо  включить в основной перечень обязанностей должностных лиц занятых в обеспечении экономической безопасности, ответственных за обучение сотрудников и профильных управленцев всех уровней.

Шаг 3. Распределение вопросов по учебным дисциплинам, изучение которых приведет к развитию профильных профессиональных компетенций обучаемых лиц и улучшению общей ситуации с точки зрения обеспечения экономической безопасности в деятельности хозяйствующего субъекта.

    Для успешной реализации каждого из семи ранее рассмотренных этапов совершенствования системы безопасности, сотрудник предприятия, в части касающейся его обязанностей, прав, полномочий, ответственности, степени участия в процессе управления, должен владеть необходимыми теоретическими знаниями, практическими навыками и умениями. Для этого необходимо определить перечень вопросов, которые он должен изучить теоретически и отработать на практике, применительно к каждому из семи этапов. Эти вопросы могут быть систематизированы по логической принадлежности к той или иной учебной дисциплине и внесены в графы таблицы – (Вопросы 1 …-Вопросы 7 этапа) (Рисунок 2). В колонке «Изучаемые дисциплины» необходимо обозначить названия учебных дисциплин, предложенных для изучения соответствующей категории обучающихся сотрудников. В дальнейшем, это потребуется для подготовки учебных планов, планирования часовой загрузки, составления расписания занятий и решения других вопросов организации и проведения учебных занятий.

    Колонка таблицы «Вспомогательные вопросы» включает не обязательные для изучения вопросы (не используемые при реализации этапов 1-7). В тоже время, их включение в учебные планы дисциплин должно осуществляться по усмотрению преподавателя, с учетом уровня базовой подготовки обучаемых. Изучение вспомогательных вопросов в рамках учебных дисциплин, будет способствовать целостному восприятию, как каждой отдельной дисциплины, так и учебного цикла целиком.

Шаг 4. Анализ и пересмотр содержания существующих материалов по учебным дисциплинам.

    В данном случае, главная цель – определение степени соответствия имеющихся учебно-методических материалов вновь предъявленным требованиям, а также подготовка плана по разработке новых и совершенствованию имеющихся в наличии учебно-методических материалов.

Шаг 5. Подготовка нового учебного плана по очередному учебному циклу с учетом внесенных изменений по отдельным дисциплинам, включенным в него. На данном этапе необходимо учитывать продолжительность, последовательность, формы и методы обучения.

Шаг 6. Переподготовка профессорско-преподавательского состава планируется и осуществляется с учетом базового уровня их знаний, требований нового учебного плана для очередного учебного цикла, изменений в содержании отдельных дисциплин и запланированных методов обучения.

Шаг 7. Обновление  учебно-методической базы, подготовка  учебных пособий, тестовых заданий, демонстрационных материалов и т.д.

    В целях повышения эффективности процесса обучения и достижения более высоких результатов для каждой категории тренеров, сотрудников службы безопасности, занятых в обучении, должны быть разработаны индивидуальные учебные программы, отличающиеся друг от друга по содержанию, продолжительности отдельных циклов и этапов обучения внутри каждого цикла.

    Таким образом, предложенная методика непрерывной профессиональной подготовки сотрудников, занятых в обеспечении безопасности фирмы будет способствовать постоянному развитию профессиональных компетенций профильных сотрудников, росту профессионального мастерства, способности эффективно решать задачи по обеспечению защиты жизненно важных интересов хозяйствующих субъектов, повышению их конкурентоспособности и финансово-экономической устойчивости.



Список литературы

1.      Власенко М.Н. Организационно-методические аспекты подготовки специалистов, осуществляющих деятельность в сфере обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов: программно- целевой подход. / М.: «Директор по безопасности» №12, 2013 г.

2.      Власенко М.Н. Проблемы подготовки специалистов в сфере безопасности бизнеса./ М.: ВГНА Минфина России, 2012.

3.      Минзов А.С. Высшее профессиональное и корпоративное образование: парадигма взаимного влияния. М.: Издательский дом МЭИ, 2012 г.

4.      Унижаев Н.В. Особенности проведения проверок при заключении сделок между объектами энергетики Российской Федерации и иностранными партнерами. Челябинск. Сборник научных трудов  по итогам международной научно-практической конференции. ИЦРОН, 2014 г. Стр. 139-142.