Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕАЛИЗАЦИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В МАШИНОСТРОЕНИИ РОССИИ

Авторы:
Город:
Рязань
ВУЗ:
Дата:
25 сентября 2016г.

Машиностроение – одна из самых емких отраслей российской промышленности.

Она включает в себя производство всевозможных машин, оборудования и приборов. Современное машиностроение состоит из более чем 200 подотраслей и производств (рис 1.1). В Российской Федерации в сфере машиностроения работает более 3,5 млн. человек.






 В РФ объем выпуска продукции машиностроительных предприятий в 2015 году  составил 5,22 трлн. рублей, это на 9,05% меньше чем в 2014 году. Отрицательная тенденция увеличилась с 2014г., продемонстрировав низший результат за 4 года.



Причиной такого снижения стал спад потребительского и инвестиционного спроса в 2014-2015гг. Отрицательное влияние оказали повышение стоимости кредитных ресурсов и рост цен на материалы (что связанно с введенными санкциями и повышением курса рубля). Кроме этого негативное влияние на машиностроение оказало вступление России в ВТО, особенно производители сельскохозяйственной техники.

Отраслевая структура российского машиностроения состоит из трех основных отраслей (рис. 1.3):

·                     Производство машин и оборудования;

 ·                     Производство электрооборудования;

 ·                     Производство транспортных средств.



Положительная динамика по итогам 2015 года зафиксирована только в трех машиностроительных подотраслях - в производстве станков, изделий медицинской техники и средств измерений, а также судов, летательных аппаратов и прочих транспортных средств (это связано с приоритетом государственных программ). Наилучшую динамику в станкостроении в 2015 году продемонстрировало производство кузнечно-прессовых машин. Объём их выпуска за год вырос более чем на 27% и достиг максимального за десятилетие уровня - 3140 единиц (данные Росстата). Этот рост связан прежде всего с отсутствием доступа к зарубежным технологиям начиная с 2014г.

В подотросли «Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов» произошло снижение объемов производства примерно на 28% (до 1.21 млн. шт.). В 2015г. в России было продано 1,6 млн. легковых автомобилей, что на 35,7% меньше чем в 2014г. Отрицательная динамика в производстве легковых автомобилей наблюдалась и в 2013г. на 2,7% (до 2,18 млн. шт.). В 2016г. Ассоциация европейского бизнеса прогнозирует снижение проданных автомобилей на 4,4% (до 1,53 млн. шт.). Снижение в 2013г. обусловлено увеличением добавленной стоимости выпускаемой продукции в подотросли. Спад в 2014-2015гг. объясняется продолжающимся падением российского автомобильного рынка, а также ростом цен на материалы и комплектующие. Выручка предприятий этой подотросли снизилась на 8%. Все это заставило предприятия сокращать производственные мощности, некоторые предприятия были вынуждены несколько раз останавливать производство и работать в сокращенном режиме в 2015г.

В 2014г. было отмечено сильное снижение объемов производства сельскохозяйственной и строительной техники:

·          Тракторов для сельского и лесного хозяйства – 11,9%;

 ·          Зерноуборочных комбайнов – 1,8%;

 ·          Силосоуборочных комбайнов – 44,9;

 ·          Бульдозеров – 41,8%;

·          Гусеничных тракторов – 56,5%.

 Причинами такого ухудшения стали снижение инвестиционного спроса в стране, удорожание материалов и комплектующих, в следствии санкций 2014г., а также процесс вступления РФ в ВТО (импортная пошлина на комбайны была снижена с 15% до 5%).

Однако, благодаря государственной поддержки в 2015г. (было выделено 2 млрд. рублей субсидий, заключено договоров купли-продажи на 6900 единиц – госзакупки тракторов, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов и т.д.) картина в данной подотросли изменилась. Объем производства увеличился на 20%. Выпуск тракторов увеличился в 1,5 раза, зерноуборочных комбайнов – 22%.

В производстве бытовой техники спад в 2015 году составил 2,8%:

 ·          Холодильники (снижение на 15,8%);

 ·          Стиральные машины (снижение на 10,2%);

·          Телевизоры (снижение на 46,4%).

 Это связано с насыщением рынка в 2014 году, когда наблюдался ажиотажный спрос на технику из-за первой волны девальвации рубля.

Небольшой рост был отмечен в 2014-2015г. в производстве оборудования для пищевой промышленности, точнее, для переработки мяса – сказалось действие эмбарго на ввоз некоторых видов продовольствия из стран ЕС.

Особо острую проблему можно выделить в сфере производства оборудования для энергетического комплекса. Нефтегазовая отрасль является основной для российской экономики, именно она в первую очередь пострадала от санкций, т.к. без участия иностранных предприятий не может успешно разрабатывать месторождения. Проблемы в этой области непосредственно коснулись производства оборудования для разработок, так на импортное оборудование в добыче нефти и газа приходится до 24% (на шельфе – почти 100%), в нефтегазопереработке и нефтехимии – до 35% (при производстве сжиженного природного газа – около 100%), в добыче угля – от 31 до 100%; в электроэнергетике импортируется до 45% газовых турбин, более 50% трансформаторов и до 30% гидротурбин.

Следовательно, отечественные производители имеют огромный потенциал в замещении импортных оборудований российскими аналогами, при посильной поддержке государства (одно из приоритетных направлений программ импортозамещения). При этом перед ними стоит задача диверсифицировать импорт и локализовать производство оборудования. Производство газовых турбин увеличилось в 2015 году в 2,1 раза, газогенераторов — на 43%. Однако, в январе-апреле 2016 года производство нефтеперерабатывающего оборудования упало более чем в 4 раза. Причиной этому стало резкое падение спроса со стороны нефтеперерабатывающих предприятий. Эксперты объясняют данную тенденцию технологической неподготовленность предприятий и производимой ими продукцией. В настоящее время происходит закупка российского оборудования для переоснащения старых месторождений, где идет замена советского оборудования. Для новых месторождений необходимы более развитые зарубежные технологии, доступ к которым прекратился в 2014г., инвестирование отечественных предприятий пока для собственников не привлекательно.

Согласно разработанной Минпромторгом стратегии локализации производства оборудования для шельфовых месторождений, к 2020 г. локализация судового оборудования составит 70% от себестоимости (сейчас – примерно 50%, например, все двигатели – иностранные). Нефтегазовое машиностроение, по данным Минпромторга, на 80% зависит от поставок импортного оборудования, производимого в основном в США и Европе. Это насосно- компрессорные комплексы, оборудование для геолого- и сейсморазведки, программно-аппаратные системы автоматизации, оборудование и технологии для морского бурения. В то же время, доля отечественного оборудования и сырья в поставках составляет от 75% (при добыче трудноизвлекаемых запасов углеводородов) до 100%. Компания планирует за три-четыре года полностью заместить иностранное нефтегазовое оборудование.

Однако, многие эксперты не поддерживают позитивные прогнозы правительства. При отсутствии в России современных технологий, необходимости наращивать мощности в машиностроении, а также плачевном состоянии станкостроения, наличии проблемы квалифицированных инженерных и производственных кадров задача заместить высокотехнологичное оборудование в заявленных объемах и в такие короткие сроки кажется маловыполнимым.



Список литературы

 

 

 

1.                  Бодрунов С.Д. Теория и практика импортозамещения: уроки и проблемы / монография / С.Д. Бодрунов. – СПб.: ИНИР им. С.Ю. Витте, 2015. – 171 с

2.                  Федеральнаяслужбагосударственнойстатистики http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/finance/

  3.                  Экономика России, цифры и факты [электронный ресурс] // http://utmagazine.ru/posts/10563-ekonomika-rossii-cifry-i-fakty-chast-10- mashinostroenie