25 сентября 2016г.
Машиностроение – одна из самых емких отраслей российской промышленности.
Она включает в себя производство всевозможных машин, оборудования и приборов. Современное машиностроение состоит из более чем 200 подотраслей и производств (рис 1.1). В Российской Федерации в сфере машиностроения работает более 3,5 млн. человек.
В РФ объем выпуска продукции машиностроительных предприятий в 2015 году составил 5,22 трлн. рублей,
это на
9,05% меньше
чем в 2014 году.
Отрицательная
тенденция увеличилась с 2014г., продемонстрировав низший результат за 4 года.
Причиной такого снижения стал спад потребительского и инвестиционного спроса в 2014-2015гг. Отрицательное
влияние оказали повышение стоимости кредитных ресурсов
и рост цен на материалы (что связанно с введенными санкциями и повышением курса
рубля). Кроме этого негативное влияние на машиностроение
оказало вступление России в
ВТО,
особенно производители
сельскохозяйственной
техники.
Отраслевая структура российского машиностроения состоит из трех основных
отраслей (рис. 1.3):
·
Производство машин и оборудования;
·
Производство электрооборудования;
·
Производство транспортных средств.
Положительная динамика по итогам 2015 года зафиксирована только в трех машиностроительных подотраслях - в производстве станков, изделий медицинской
техники и средств измерений, а также судов, летательных аппаратов и прочих
транспортных средств (это связано с приоритетом государственных программ). Наилучшую динамику в станкостроении
в 2015 году продемонстрировало производство
кузнечно-прессовых машин. Объём их выпуска за год вырос более чем на 27% и достиг
максимального
за десятилетие уровня - 3140 единиц (данные Росстата). Этот рост связан прежде всего с отсутствием доступа к
зарубежным технологиям начиная
с 2014г.
В подотросли «Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов» произошло
снижение объемов производства примерно на 28% (до 1.21 млн. шт.). В 2015г. в России
было продано 1,6 млн. легковых автомобилей, что на 35,7%
меньше чем в 2014г. Отрицательная
динамика в
производстве легковых автомобилей
наблюдалась и в 2013г. на
2,7% (до 2,18 млн. шт.).
В 2016г. Ассоциация европейского бизнеса прогнозирует снижение проданных автомобилей на 4,4% (до 1,53 млн. шт.). Снижение в 2013г. обусловлено увеличением добавленной стоимости выпускаемой продукции в подотросли. Спад в 2014-2015гг. объясняется продолжающимся падением российского
автомобильного рынка, а также ростом цен на материалы и комплектующие. Выручка
предприятий этой подотросли снизилась на 8%. Все это заставило предприятия сокращать
производственные мощности, некоторые
предприятия были вынуждены
несколько
раз останавливать производство и работать в сокращенном режиме в 2015г.
В 2014г.
было отмечено сильное снижение объемов производства
сельскохозяйственной и
строительной техники:
·
Тракторов для сельского и лесного хозяйства – 11,9%;
·
Зерноуборочных
комбайнов – 1,8%;
·
Силосоуборочных комбайнов – 44,9;
·
Бульдозеров –
41,8%;
·
Гусеничных тракторов – 56,5%.
Причинами такого ухудшения стали снижение инвестиционного спроса в стране,
удорожание материалов и комплектующих, в следствии санкций 2014г., а также процесс
вступления
РФ в ВТО (импортная пошлина на комбайны была снижена с 15% до
5%).
Однако, благодаря государственной поддержки в 2015г. (было выделено 2 млрд.
рублей субсидий, заключено договоров купли-продажи на 6900 единиц – госзакупки тракторов, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов и т.д.) картина в данной подотросли изменилась. Объем производства увеличился на 20%. Выпуск тракторов
увеличился в 1,5 раза, зерноуборочных
комбайнов – 22%.
В производстве бытовой техники спад в 2015 году составил 2,8%:
·
Холодильники (снижение на 15,8%);
·
Стиральные машины (снижение на 10,2%);
·
Телевизоры (снижение на 46,4%).
Это связано с насыщением рынка в 2014 году, когда
наблюдался ажиотажный
спрос на технику из-за первой волны девальвации рубля.
Небольшой рост был отмечен в 2014-2015г. в производстве оборудования для пищевой промышленности, точнее, для переработки мяса – сказалось действие эмбарго на ввоз
некоторых видов продовольствия из
стран ЕС.
Особо острую проблему можно выделить в сфере производства оборудования для энергетического комплекса. Нефтегазовая отрасль является основной
для российской экономики, именно она в первую очередь пострадала от санкций,
т.к. без участия иностранных предприятий не может успешно разрабатывать месторождения. Проблемы в этой области непосредственно коснулись производства оборудования для разработок, так на импортное оборудование в добыче нефти и газа приходится до 24% (на шельфе – почти 100%), в нефтегазопереработке и нефтехимии – до 35% (при производстве сжиженного природного газа – около 100%), в добыче угля – от 31 до 100%; в электроэнергетике импортируется до 45% газовых турбин, более 50% трансформаторов и до 30% гидротурбин.
Следовательно, отечественные производители имеют огромный потенциал в
замещении импортных оборудований российскими аналогами, при посильной поддержке государства (одно из приоритетных направлений программ импортозамещения). При этом
перед ними стоит задача диверсифицировать импорт и локализовать производство
оборудования. Производство газовых турбин увеличилось в 2015 году в 2,1 раза, газогенераторов
— на 43%. Однако, в январе-апреле 2016 года производство нефтеперерабатывающего оборудования упало более чем в 4 раза. Причиной этому стало резкое падение спроса со стороны нефтеперерабатывающих предприятий. Эксперты
объясняют данную тенденцию технологической неподготовленность предприятий и
производимой ими продукцией. В настоящее время происходит закупка российского
оборудования для переоснащения старых месторождений, где идет замена советского
оборудования. Для новых месторождений необходимы более развитые зарубежные технологии, доступ к которым
прекратился в 2014г.,
инвестирование отечественных
предприятий пока для
собственников
не привлекательно.
Согласно разработанной Минпромторгом стратегии локализации производства оборудования для шельфовых месторождений, к 2020 г. локализация судового
оборудования составит 70% от себестоимости (сейчас – примерно 50%, например, все двигатели – иностранные). Нефтегазовое машиностроение, по данным Минпромторга, на
80% зависит от поставок импортного оборудования, производимого в основном в США и Европе. Это насосно- компрессорные комплексы, оборудование для геолого- и сейсморазведки, программно-аппаратные системы автоматизации, оборудование и технологии для морского бурения. В то же время, доля отечественного
оборудования и сырья в поставках составляет от 75% (при добыче трудноизвлекаемых запасов
углеводородов) до 100%. Компания планирует за три-четыре года полностью заместить иностранное нефтегазовое оборудование.
Однако, многие эксперты не поддерживают позитивные прогнозы правительства.
При отсутствии в России современных технологий, необходимости наращивать мощности
в машиностроении,
а также плачевном состоянии станкостроения, наличии проблемы
квалифицированных инженерных и производственных кадров задача заместить высокотехнологичное оборудование в заявленных объемах и в такие короткие сроки
кажется
маловыполнимым.
Список литературы
1.
Бодрунов С.Д. Теория и
практика импортозамещения: уроки и проблемы / монография / С.Д. Бодрунов. – СПб.: ИНИР
им.
С.Ю. Витте,
2015. – 171 с
2.
Федеральнаяслужбагосударственнойстатистики http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/finance/
3.
Экономика России,
цифры и факты [электронный
ресурс] // http://utmagazine.ru/posts/10563-ekonomika-rossii-cifry-i-fakty-chast-10- mashinostroenie