Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
25 сентября 2016г.

Формирование в России цивилизованного рынка микрофинансирования обусловливает необходимость соответствующего уровня государственного регулирования и контроля деятельности МФО, дальнейшего развития и совершенствования нормативно- правовой базы, адаптированной к мировым стандартам и учитывающей социально- экономическое значение микрофинансирования для экономики России в целом.

В условиях рыночной экономики основные приоритеты государственного регулирования заключаются в целенаправленном воздействии и обеспечении стабильности всех финансовых структур, создании благоприятной среды, способствующей конкуренции среди различных поставщиков финансовых услуг, содействии сохранению баланса между социальными и коммерческими целями микрофинансирования и поддержании макроэкономической стабильности в целом.

Изучение вопросов влияния государства на развитие отечественного финансового рынка позволило выделить две его составляющие: поддержку посредством создания стимулирующего законодательства (регулирование) и бюджетную поддержку. Первая носит более общий и фундаментальный характер, обеспечивая благоприятные условия для развития рынка в целом. Вторая заключается в реализации необходимых рыночных механизмов и поддержке тех финансовых структур, которым существующие на рынке ресурсы недоступны. Однако любая государственная поддержка может быть эффективной только в том случае, если она отвечает долгосрочным целям и интересам развития рынка, последовательна и логична в части реализации основных концептуальных мер  и имеет объективные критерии измерения эффективности.

Государство для реализации целей своей экономической политики использует комплекс мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые и образуют инструментарий государственного регулирования. Исходя из организационно- институциональных особенностей методы государственного регулирования можно разделить на правовые, административные и экономические, комплексное использование которых позволит обеспечить достижение конечных целей.

Функции государства как регулятора микрофинансового рынка заключаются, прежде всего, в разработке и установлении нормативно-правовых основ осуществления микрофинансовой деятельности и эффективном разделении полномочий по реализации государственной политики и мер законодательного, исполнительного и надзорно- контролирующего характера между уполномоченными государственными структурами.

Нормативно-правовая база и методы финансового надзора относятся к внешним факторам, оказывающим влияние на развитие рынка микрофинансирования в целом. При этом выделяют три варианта организации надзорного процесса микрофинансовой деятельности:

1)    внешний надзор, осуществляемый государственными органами; 

2)               внутренний надзор, проводимый органами саморегулирования микрофинансовых организаций (СРО);

3)    комбинация двух видов надзора в соответствии со степенью их интеграции и согласованности действий.

Грамотно построенная система законодательного регулирования должна предусматривать стимулирование микрофинансовой деятельности с учетом построения принципиально новой системы надзора и контроля, создание благоприятных экономических, финансовых и правовых условий деятельности МФО, способствуя всестороннему развитию системы микрофинансирования в целом.

Основная задача, стоящая перед органами регулирования микрофинансового рынка, заключается в обеспечении баланса между доступностью финансовых услуг, финансовой стабильностью, финансовой целостностью и защитой прав потребителей.

Российский опыт регулирования деятельности микрофинансовых организаций можно условно разделить на два вида:

- пруденциальное регулирование;

 - непруденциальное регулирование.

 К пруденциальному виду регулирования относятся регулирующие положения и надзор, направленные на защиту финансовой системы страны путем предупреждения ситуаций, при которых несостоятельность одной организации провоцирует несостоятельность других. Вопрос о пруденциальном регулировании микрофинансовых организаций возникает в случае, как только микрофинансирование перестает ограничиваться микрокредитованием.

Непруденциальное регулирование, именуемое также регулированием, которое регламентирует «порядок ведения бизнеса» и является наиболее актуальным для микрофинансирования, преследует, как правило, три основные цели: а) защиту прав потребителей финансовых услуг; б) создание благоприятных условий для деятельности МФО, предоставляющих финансовые услуги; в) проведение политики в области соблюдения микрофинансовыми организациями экономического, финансового и уголовного законодательства.

Общий принцип регулирования микрофинансового сектора заключается в том, чтобы для решения задач непруденциального характера не прибегать к использованию обременительных пруденциальных процедур, поскольку затраты на их реализацию оправданы лишь в том случае, когда существует риск для стабильности финансового сектора страны в целом.

В случае реализации как пруденциальных, так и непруденциальных регулирующих положений, формирование нормативно-правового поля, в рамках которого должна осуществляться деятельность микрофинансовых организаций, будет только способствовать увеличению объема финансовых услуг, расширению клиентской базы и в целом содействовать динамичному и эффективному развитию данного сектора финансового рынка.

Поскольку микрофинансирование, демонстрирующее в последние годы свою рыночную состоятельность, является встроенным компонентом всей финансово- кредитной системы страны, изменение и совершенствование законодательной базы и создание регулируемого нормативно-правового пространства должно осуществляться в первую очередь с учетом особенностей микрофинансового бизнеса.

Долгие годы деятельность микрофинансового рынка носила относительно стихийный    и нерегулируемый характер, а его развитие в качестве эффективного инструмента финансово-кредитной системы сдерживалось отсутствием соответствующей законодательной базы.

Основу для формирования системы государственного регулирования микрофинансовой деятельности заложило, как уже отмечалось ранее, принятие Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», нормативные положения которого были направлены в первую очередь на формирование системы правового регулирования микрофинансовой деятельности, создание механизмов защиты интересов и прав потребителей, обеспечение равных условий для осуществления предпринимательской деятельности на отечественном финансовом рынке [1]. В рамках Федерального закона были формализованы границы микрофинансового рынка, установлены основные параметры и правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности: регламентированы размер, процедура и условия предоставления микрозаймов, определен порядок получения и утраты статуса МФО; установлены права и обязанности уполномоченного органа в сфере микрофинансовой деятельности. Еще одним трендом ратификации закона для микрофинансовых компаний, ориентированных на долгосрочное присутствие, стало добровольное получение независимых рейтинговых оценок, регистрация и вступление в государственный реестр МФО, проведение независимого аудита, присоединение к институту финансового омбудсмена и возможность использования других финансовых инструментов и критериев, подтверждающих их финансовую состоятельность и информационную прозрачность.

Закон установил два уровня регулирования деятельности микрофинансовых организаций:

-государственное регулирование, осуществляемое через соответствующие уполномоченные органы, на которые были возложены функции по выработке государственной политики, контролю и надзору в сфере микрофинансовой деятельности;

-саморегулирование, реализуемое через участие МФО в саморегулируемых организациях (СРО).

Очевидно, что принятие Закона явилось важным шагом к формированию комплексной системы надзора финансово-кредитного рынка, создало правовую основу для более эффективного регулирования микрофинансовой отрасли, а каждая из предлагаемых государством инициатив была в достаточной степени обоснована и направлена, в первую очередь, на очищение рынка от компаний, работающих по «серым» схемам, делая его более привлекательным для частных и институциональных инвесторов. Отмечая положительную динамику развития микрофинансового рынка и благоприятное воздействие регулирующих инициатив на повышение его эффективности и качества, анализ действующей нормативно-законодательной базы, тем не менее, свидетельствует о том, что механизмы ее функционирования нуждаются в совершенствовании и серьезной доработке, а уровень контроля деятельности микрофинансового сектора остается недостаточным.

Закон       не       содержит       исчерпывающих       сведений,       регламентирующих микрофинансовую деятельность, в нем существуют достаточно явные законодательные «пробелы», а степень разработанности отдельных положений закона и возможности его практической реализации наглядно иллюстрируют, что микрофинансирование еще не полностью вписалось в систему правового и государственного регулирования. Так, в действующем Законе недостаточно полно определена экономическая сущность микрофинансовой      деятельности;      достаточно      широко      трактуется      понятие

«микрофинансовая организация», для получения статуса которой достаточно зарегистрироваться в государственном реестре МФО; под понятие «микрозаем» попадают займы, которые ограничены суммой 1 млн руб., тогда как на практике данные суммы могут быть существенно выше при предоставлении залогового обеспечения; открытыми остаются вопросы регулирования конкретных направлений микрофинансовой деятельности на базе четкого разграничения компаний по их клиентскому сегменту и источникам финансирования. Не менее проблематичными являются вопросы взаимодействия микрофинансовых и банковских учреждений, актуальность которых обусловлена проводимой Банком России политикой по ужесточению требований к рынку потребительского кредитования. Не менее актуальными являются вопросы расширения источников финансирования МФО, которое на сегодняшний день осуществляется в основном за счет развития вертикальной инфраструктуры рынка. Законодательные ограничения на привлечение денежных средств от физических и юридических лиц, не являющихся акционерами (участниками) МФО, суммой не менее 1,5 млн руб. также следует отнести к одной из причин, ограничивающей формирование ресурсной базы микрофинансовой отрасли, в то время как привлекаемые денежные средства, могли бы явиться одним из самых доступных источников фондирования. Данное ограничение вместе с обязательными для соблюдения нормативами ликвидности и достаточности собственных средств дают возможность размещать средства только квалифицированным инвесторам в наиболее стабильные микрофинансовые компании. На сегодняшний день остаются нерешенными большое количество методологических вопросов, в первую очередь связанных с отсутствием единообразных показателей, характеризующих финансовую устойчивость и социальную эффективность микрофинансовых организаций.

Анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что деятельность микрофинансового сектора существенно менее регламентирована по сравнению с банковским, что на момент принятия Закона было вполне оправдано. Однако востребованность микрофинансовых услуг и наблюдаемый рост активов микрофинансовых организаций обусловливает необходимость пересмотра базовых регулирующих принципов, ввиду чего микрофинансовый бизнес в последние годы находится в центре пристального   внимания официальных государственных структур.

«Новации в закон назрели не по желанию регулятора, а из-за того, что рынок, на котором работают МФО, активно меняется, и сейчас он должен становиться прозрачнее»[2], — отмечают участники финансового рынка.

В сложившейся экономической ситуации особенно важно сохранять оптимальный баланс между адекватным регулированием и контролем микрофинансового рынка при одновременном формировании базовых стандартов саморегулирования.

Комплексный подход к решению проблем, находящихся в сфере государственного регулирования микрофинансового рынка, должен заключаться в реализации следующих направлений:

-совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей все направления деятельности микрофинансовых институтов и законодательное закрепление регулятивных рычагов;

-стимулирование развития микрофинансовой деятельности с учетом построения принципиально новой системы контроля и совершенствование методов финансового надзора;

-внедрение единых стандартов и норм микрофинансовой деятельности; совершенствование действующих  систем финансирования и бюджетной поддержки микрофинансового сектора, формирование  собственной ресурсной базы и расширение источников фондирования для МФО;

-разработка и использование системы управления рисками в микрофинансовых организациях;

-синхронное развитие инфраструктурной поддержки микрофинансового сектора.

 В настоящее время деятельность микрофинансовых организаций подвергается серьезной трансформации и кардинальным изменениям по причине масштабных изменений в области правового регулирования и введения государством ряда законодательных инициатив, направленных на формирование дееспособной нормативной базы, регулирующей правоотношения субъектов микрофинансового рынка и отношения с потребителями финансовых услуг.

В значительной степени этому способствует вступление в силу Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»[3], который является первым специализированным документом, регламентирующим правоотношения субъектов финансового рынка и отношения с потребителями финансовых услуг, положения которого распространяются на деятельность банков, микрофинансовых организаций, кредитных кооперативов, ломбардов, а также иных организаций, осуществляющих профессиональную деятельность по предоставлению потребительских кредитов и займов.

Основными ключевыми параметрами Закона «О потребительском кредите (займе)» являются:

-регулирование отношений по предоставлению потребительского кредита (займа) физическому лицу;

-установление порядка, способа и объема информации в целях информирования заемщиков об условиях финансовых услуг;

законодательное определение основных понятий, фактически применяющихся на рынке;

 -установление общих финансовых условий предоставления финансовых услуг: требования к заемщику, сроки получения и возврата кредита, периодичность платежей, способы предоставления, процентные ставки, виды иных платежей, диапазон полной стоимости кредита, суммы и порядок расчета неустоек;

-определение методики расчета полной стоимости кредита/займа по типам продуктов исходя из средневзвешенного рыночного уровня, рассчитанного не менее чем по 100 крупнейшим кредиторам, и установление возможного отклонения данного показателя не более чем на 30%;

-возложение на Банк России обязанности по расчету среднерыночного значения полной стоимости кредита/займа (ПСК) на ежеквартальной основе по категориям кредитов/займов по типам продуктов, сумме и сроку;

-установление Банком России категории кредитов с учетом суммы кредита, сроков, наличия обеспечения, типа продукта.

Представители крупнейших микрофинансовых компаний — участников рынка приветствуют введение законодательных инициатив в части ужесточения государственного регулирования и контроля, справедливо полагая, что их реализация позволит в значительной степени очистить рынок от компаний, дискредитирующих своей деятельностью статус МФО и наносящих серьезный урон репутации микрофинансового рынка в целом[5].

Дальнейшее развитие микрофинансового рынка в соответствии с вводимыми законодательными инициативами   должно осуществляться по следующим направлениям:

-введение требований к минимальному размеру уставного капитала; переход на общую систему налогообложения;

-введение запрета на нерегулируемое кредитование: МФО, которые не входят в государственный реестр, не могут осуществлять профессиональную выдачу займов, под которой подразумевается выдача более четырех потребительских ссуд в течение года;

-проведение обязательного ежегодного аудита отчетности по российским стандартам учета;

-возможность для МФО формировать резервы как на потери основного долга, так и требования по процентам, которые снижают налоговую базу;

требования по предъявлению в Бюро кредитных историй информации по всем заемщикам, независимо от их согласия;

-выделение банковских МФО в отдельный сегмент для более точного расчета ПСК;

 -установление условий взыскания просроченной задолженности и правил работы коллекторских агентств.

Введение ограничений процентных ставок по займам является одним из ключевых факторов, определяющих дальнейшее развитие рынка микрофинансирования, и, в частности, его самого многочисленного сегмента — «займов до зарплаты». В рамках реализации мер по ограничению процентных ставок по микрозаймам регулятором инициирован вопрос по установлению предельно возможной суммы долга, которая не должна превышать четырехкратного размера полученных заемщиком средств[6]. Банк России вполне обоснованно считает, что данная мера позволит снизить социальные риски увеличения задолженности в категории «займов до зарплаты», отмечая, что данный продукт опасен для клиентов даже не из-за высокой процентной ставки, а вследствие быстро растущей суммы долга, которая не ограничена «сверху». При этом следует отметить, что многие участники рынка не разделяют данную позицию регулятора, полагая, что основным мотивом для своевременного погашения задолженности должны служить штрафы и начисления процентов по долгу, в то время как ограничения, устанавливаемые на сумму долга, будут стимулировать заемщиков к несвоевременному погашению задолженности[6].

Одновременно с принятием Закона «О потребительском кредите (займе)» были внесены многочисленные изменения более чем в 40 Федеральных законов, направленные на реформирование системы надзора и регулирования на финансовых рынках, среди которых следует особо выделить:

-изменения, внесенные в Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», которыми устанавливается запрет рекламы услуг по предоставлению потребительских займов лицам, не осуществляющим профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», в том числе микрофинансовым организациям;

-изменения, внесенные в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, уточняющие ряд норм, предусматривающих ответственность за нарушение законодательства о микрофинансовой деятельности;

-изменения в Федеральный закон от 28.06.2014 № 189-ФЗ «О кредитных историях», предусматривающие новые правила составления кредитных историй и предоставления информации о заемщиках в Бюро кредитных историй;

-Федеральный закон от 02.11.2013 № 301-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», положениями которого законодательно закреплена возможность МФО создавать резервы как на потери основного долга, так и требования по процентам, снижающим налоговую базу; отменена возможность применения упрощенной системы налогообложения для МФО; введен запрет на выдачу займов и проведение рекламной кампании организациям, не включенным в государственный реестр;

-Федеральный закон от 13.07.2015 № 231-ФЗ, устанавливающий требования по обеспечению электронного документооборота  между МФО и Банком России;

-Федеральный закон от 29.12.2015 № 407-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», который вносит радикальные изменения в основной закон о микрофинансовой деятельности в части увеличения размера микрозайма для юридических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, до 3 млн руб.; закрепления порядка ликвидации микрофинансовых компаний по инициативе Банка России (принудительная ликвидация) и определения условия выхода компаний из реестра МФО по собственной инициативе, которое должно осуществляться при условии удовлетворения в первую очередь требований кредиторов микрофинансовой компании суммой возмещения до 3 млн руб. Законом вводится разграничение микрофинансового рынка на два сегмента: микрофинансовые компании (МФК), для которых установлен минимальный размер собственного капитала 70 млн руб. и обязательно соблюдение установленных нормативов, предоставлено право на привлечение инвестиций от физических лиц и доступ к дополнительным источникам фондирования;   и микрокредитные компании (МКК),   которым не устанавливаются требования по размеру уставного капитала и для которых введен запрет на привлечение средств от частных инвесторов и доступ к источникам финансирования.

Предполагается, что реализация указанных законодательных инициатив и формирование новых стандартов работы отрасли позволят существенно ограничить долю «серых» компаний на микрофинансовом рынке. Следует отметить, что лидеры микрофинансового рынка в своем большинстве соответствуют планируемым нововведениям, однако основная масса МФО понесет существенные издержки для соблюдения этих требований. В сочетании с ростом среднерыночного значения уровня дефолтности по портфелю выданных займов это потребует от них либо продажи своих активов крупным игрокам, либо привлечения дополнительных инвестиций, либо сворачивания бизнеса, что приведет к частичному уходу с рынка менее устойчивых игроков. В первую очередь это относится к компаниям, которые изначально не позиционировали микрофинансирование в качестве основного направления бизнеса. Очевидно, что в рамках этого сценария уход с микрофинансового рынка компаний, не соответствующих новым регулятивным требованиям, компенсируется перемещением клиентов из «теневого» сектора к крупным игрокам, в результате чего прогнозируется рост доли легального бизнеса на 40–50%. Одновременно с воздействием новых регулятивных требований уходу с рынка части игроков будет способствовать постепенное увеличение проблемных долгов на их балансах, что приведет к росту рыночной концентрации. Поддерживать достаточный для работы уровень рентабельности способны только крупные игроки, обладающие доступом к рыночному фондированию и возможностью получения финансовой поддержки учредителей. Ожидаемый рост концентрации рынка приведет к увеличению доли портфеля микрозаймов крупных компаний.

Важнейшей инициативой в рамках усиления контроля в микрофинансовой сфере явилась консолидация Банком России функций Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), с возложением на него полномочий надзора и регулирования в сфере банковских, небанковских финансовых организаций и финансовых рынков[7]. В рамках создания финансового мегарегулятора ему также были переданы полномочия Минфина РФ и Правительства РФ, заключающиеся в нормативном регулировании финансовых секторов, в том числе право законодательной инициативы[8]. Для реализации поставленных задач Банк России располагает передовыми методиками оценки финансовой устойчивости кредитных организаций и их заемщиков, обширной статистической базой по финансовому и нефинансовому рынкам, современными подходами к анализу финансовой отчетности и инструментами рефинансирования. На первом  этапе  создания  регулятора  в  компетенцию  Банка  России  были  переданы следующие функции:

-контроль и надзор в сфере микрофинансовой деятельности посредством территориальных подразделений службы по финансовым рынкам;

-ведение государственного реестра микрофинансовых организаций и саморегулируемых организаций (СРО);

-проведение проверок микрофинансовых организаций; 

регистрация МФО и выдача лицензий на осуществление микрофинансовой деятельности; 

-осуществление пруденциального надзора посредством контроля соблюдения двух обязательных нормативов: норматива достаточности собственных средств и норматива текущей ликвидности;

-осуществление непруденциального надзора в части защиты прав потребителей финансовых услуг, по заявлениям которых могут проводиться проверки МФО на соответствие требованиям действующего законодательства;

контроль предоставления отчетности о микрофинансовой деятельности и персональном управленческом составе участников рынка.

Функции по реализации проводимой государством политики  по регулированию микрофинансового рынка остались в компетенции Министерства финансов Российской Федерации. К ним относятся:

-выработка государственной политики в сфере микрофинансовой деятельности;

 -правовое регулирование рынка микрофинансирования;

 -разработка методологии контроля деятельности микрофинансового рынка с целью повышения его прозрачности для потребителей и инвесторов;

-поддержание постоянного диалога с основными участниками рынка и саморегулируемыми организациями;

-совместная работа с СРО по улучшению государственной политики, осуществляемой в отношении участников микрофинансового рынка;

-определение возможности передачи части функций саморегулируемым организациям.

Как отмечают участники финансового рынка, «мы живем сегодня совершенно в других условиях, нежели три года назад. 2014 год стал судьбоносным для микрофинансового сектора. Во-первых, изменилась система регулирования, во-вторых, появились законодательные и нормативные изменения в Налоговом и Гражданском кодексах, в расчете полной стоимости кредита, рекламе»[9;10].

Дальнейшие перспективы развития микрофинансового рынка во многом определяются эффективностью мер, реализуемых регулятором, в части осуществления надзорных функций в сфере микрофинансовой деятельности.

Вопросы влияния инициативы по созданию финансового регулятора на перспективы развития микрофинансовой отрасли — тема, в последнее время активно обсуждаемая финансовыми экспертами, аналитиками и участниками рынка. Достаточно интересными в этой связи представляются результаты проведенного интерактивного голосования участников XII Национальной конференции по микрофинансированию и финансовой доступности, на которой при ответе на вопрос: «Как вы думаете, приведет ли создание регулятора к повышению качества надзора и сокращению объемов «серого» кредитного рынка?» голоса разделились следующим образом: «да» — 27%; «нет» — 18%; «это будет зависеть от действий регулятора» — 55%[11]. Большинство участников рынка единодушны в своем мнении, что эффективность контроля деятельности микрофинансового рынка и перспективы его дальнейшего развития должны в первую очередь определяться не статусом подразделения, а эффективностью вводимого регулятивного инструментария и тем, как будет организован надзор в рамках проведения финансовых реформ.

Механизм разграничения регулирующих и контрольно-надзорных функций базового регулятора находится в стадии разработки, и основные опасения участников рынка связаны с тем, что регулирование микрофинансового рынка будет осуществляться Банком России по аналогии с банковским, без учета особенностей микрофинансовой отрасли, имеющей определенные отличия с точки зрения бизнес-модели, институциональной структуры и формата оказания услуг. Регулирование микрофинансового сектора должно строиться по-другому: надзор должен базироваться не столько на финансовой устойчивости, сколько на рыночной дисциплине. Формальный же перенос стандартов банковского регулирования на микрофинансовый рынок будет способствовать уходу части игроков в «теневой» бизнес[12].

Отмечая, что «с момента создания единого регулятора микрофинансовая деятельность вошла в жизнь Банка России глубоко и надолго», заместитель председателя ЦБ РФ в своем выступлении на XIII Национальной конференции по микрофинансированию и финансовой доступности подчеркнул, что «рынок микрофинансирования обладает очень большим потенциалом, однако его регулирование и надзор — это не простой процесс, поскольку регулятор привык работать с кредитными организациями, бизнес которых крупнее и больше, чем у МФО. На каком-то этапе в

Центральном банке смотрели  на деятельность микрофинансистов  свысока, но прошло время и ситуация значительно поменялась»[13].

В качестве основных принципов работы, положенных в основу регулирования и надзора микрофинансового рынка, который должен стать «прозрачным, полезным и безопасным»[14], Банк России определил следующие:

микрофинансовая индустрия должна развиваться эффективно, «плохо, когда мы имеем тот сегмент рынка, в котором проблем больше, чем развития»[15];

-микрофинансовый сектор должен выполнять минимальные стандарты и требования;

-регулирование микрофинансового рынка должно базироваться на принципах пропорциональности.

В рамках взаимодействия микрофинансовых структур и Банка России обозначен комплекс первоочередных мер, направленных на создание сбалансированного и регулируемого  микрофинансового рынка, среди которых необходимо  выделить:

1)          установление и жесткое соблюдение запрета на осуществление микрофинансовой деятельности компаниям, не входящим в реестр МФО; введение запрета на дополнительные виды деятельности, не связанные с микрофинансированием;

2)    обеспечение информационной прозрачности и «очистка» рынка посредством установления строгого надзора за соблюдением общепринятых норм и введение штрафных санкций против компаний, нарушающих требования действующего законодательства;

3)   поддержка инициативы по развитию института саморегулирования, реализация законодательно закрепленного требования об участии микрофинансовых организаций в СРО, создание единых стандартов корпоративного управления и повышение уровня раскрытия информации;

4)    регулирование процентных ставок по микрозаймам, осуществляемое с учетом специфики ценообразования и минимизации рисков в микрофинансовом секторе;

5)           разработка и внедрение стандартов взаимоотношений банков и микрофинансовых организаций, позволяющих строить отношения между двумя сегментами финансового рынка на взаимовыгодной и прагматичной основе;

6)      развитие инструментов и разработка механизмов предоставления доступа микрофинансовым компаниям к дополнительным источникам фондирования.

Отмечая, что «количество микрофинансовых компаний — это еще не показатель их качественной работы»[16], свою основную задачу Банк России видит в «очистке» микрофинансового рынка и обеспечении его информационной прозрачности посредством установления строгого надзора за соблюдением общепринятых норм и введения штрафных санкций компаниям, нарушающим действующее законодательство или несвоевременно выполняющим принятые в их адрес предписания. У Банка России уже накоплен определенный опыт работы с правоохранительными органами по очистке рынка от «черных кредиторов». Отмечая, что в реальной жизни работает намного меньше микрофинансовых компаний, чем зарегистрировано в государственном реестре, в Банке России подчеркивают: «Нам не нужны в реестре “мертвые души”. Нам бы хотелось, чтобы на рынке функционировали те компании, кто готов соблюдать минимальные требования и стандарты»[16].

Одной из важнейших инициатив регулятора, направленной на оптимизацию количества игроков на микрофинансовом рынке, явилось введение норм резервирования под проблемную задолженность для небанковских организаций, занимающихся выдачей краткосрочных необеспеченных ссуд, и возможность учета резервов в налоговом учете. Это ставит МФО в один ряд с кредитными организациями и обеспечивает объективную финансовую отчетность, что должно позитивным образом сказаться на повышении инвестиционной привлекательности сектора. Центробанк определил плановый переход МФО на рельсы резервирования, а ближайшая перспектива должна показать эффективность принятых мер.

Реализация требования по предоставлению информации о заемщиках в Бюро кредитных историй на регулярной основе приведет к ужесточению требований к заемщикам со стороны микрофинансовых организаций. На уровне регулятора рассматривается инициатива по формированию на базе СРО единого централизованного Бюро кредитных историй, база данных которого будет создаваться на основе кредитных историй клиентов, полученных от каждой легально действующей микрофинансовой организации. Данная мера позволит заемщикам МФО улучшать свою кредитную историю и впоследствии получить возможность перехода к банковским кредитным продуктам.

Контроль полной стоимости кредита на ежеквартальной основе прогнозируемо будет способствовать снижению процентных ставок на рынке МФО, что существенно повысит финансовую доступность микрозаймов для потребителей. При этом для объективного расчета полной стоимости займа в зависимости от типа предлагаемого кредитного продукта достаточно обоснованным представляется разграничение сегментов микрофинансового рынка по типу заемщиков (физические или юридические лица) и источникам фондирования, предоставляемым различным типам микрофинансовых учреждений (частные и банковские МФО). Очевидно, что законодательное оформление отдельных правил регулирования для разных сегментов рынка должно быть различно.

В качестве одной из инициатив регулятора следует отметить предложение по выделению системно значимых микрофинансовых организаций, которые будут находиться под пристальным надзором центрального аппарата регулятора, тогда как остальные микрофинансовые организации будут распределены между территориальными управлениями Банка России по месту их регистрации. Основные законодательные инициативы по регулированию и поддержке микрофинансового рынка, направленные на усиление социальной роли микрофинансирования, следует обсуждать и внедрять, начиная с крупных и успешных участников рынка.

Исключительно своевременной и актуальной является инициатива Банка России по введению двухуровневой системы надзора на микрофинансовом рынке[17], что органично вписывается в концепцию формирования в перспективе трехуровневой банковской системы. Это связано с тем, что на рынке действуют очень разные микрофинансовые организации: как крупные компании, работающие в большинстве регионов России, так и совсем небольшие организации, выдающие займы в пределах одного населенного пункта. Подход, заключающийся в использовании идентичных принципов их регулирования, в ЦБ РФ считают не совсем правильным, так как для крупных компаний действующее регулирование недостаточно, в то время как для мелких, напротив, избыточно. Двухуровневая система предоставит крупным компаниям возможности для дальнейшего развития, а небольшие — освободит от излишнего давления. Основным критерием разделения компаний является размер капитала: к микрокредитным компаниям (МКК) требования по размеру капитала предъявляться не будут, тогда как статус микрофинансовой компании (МФК) теперь смогут получить только компании с капиталом не менее 70 млн руб. Запрет на привлечение средств физических лиц, устанавливаемый для микрокредитных компаний, впрочем, не станет сильным сдерживающим фактором для рынка, поскольку небольшие компании и сейчас не готовы привлекать средства граждан в объеме, достаточном для ведения бизнеса. Крупным микрофинансовым компаниям сохраняется право на привлечение средств физических лиц, выпуск облигаций, секьюритизацию портфеля займов и использование других источников фондирования.

Предполагается, что разделение рынка на микрофинансовые и микрокредитные компании позволит увеличить объемы фондирования от частных инвесторов в наиболее финансово устойчивые и крупные МФО, которые, согласно одной из инициатив регулятора, с 2016 г. должны будут соблюдать до шести обязательных нормативов вместо двух действующих. Расширение каналов финансирования, в конечном итоге, должно отразиться на снижении стоимости размещения средств.

Немаловажную роль в рамках реализации мер по повышению защищенности инвесторов — физических лиц играет изменение порядка очередности выплат гражданам, которым в случае банкротства МФО при объеме требований до 3 млн руб., денежные средства должны будут возвращаться в первую очередь. Принимая во внимание, что в соответствии с вводимыми законодательными требованиями добровольно выйти из реестра МФО без контроля со стороны Банка России невозможно, инвестиции в микрофинансовый сектор  станут еще более привлекательными для частных инвесторов.

В рамках реализации надзорных функций Банк России приступил к широкомасштабному проекту по проведению обследования микрофинансового рынка посредством сбора аналитических показателей работы микрофинансовых организаций, согласно которому микрофинансовые организации должны предоставлять в департамент финансовой стабильности Банка России информацию о своей деятельности путем заполнения специальной опрос-анкеты в электронном формате.

Банком России будет продолжена работа по разработке критериев исключения микрофинансовых организаций из государственного реестра. Действующая практика исключения из реестра компаний, допустивших два нарушения в год, является явно не дееспособной. Необходимы анализ и дифференцированный подход к видам нарушений и их причинам, поскольку не все нарушения, по мнению участников рынка, могут служить основанием для исключения из государственного реестра.

В рамках реализации мер, косвенно направленных на снижение стоимости кредитных ресурсов, регулятором рассматривается вопрос об увеличении коэффициента риска по необеспеченным займам, что должно позитивно сказаться на снижении среднерыночного уровня дефолтности. Предполагается, что банки в такой ситуации будут ограничивать предложения, что приведет к увеличению потока потенциальных клиентов в микрофинансовый сектор. Это позволит при сохранении текущих темпов роста отрасли более избирательно подходить к качеству заемщиков. Среди причин — сложности с переводом банковских активов в МФО, в то время как пассивов, которые контролируются со стороны Центрального банка и формируются преимущественно из банковских вкладов, будет недостаточно для обслуживания большого количества пользователей. Микрофинансирование располагает собственными источниками формирования пассивов, которые не запрещены на законодательном уровне: облигации, кредиты, средства квалифицированных инвесторов и акционеров. Портфели МФО могут увеличиваться посредством указанных источников, однако по отношению к банковскому сектору участники микрофинансового рынка всегда будут взаимодополняющими. По оценкам   экспертов,   группы   пользователей    услуг   микрофинансовых   и   банковских организаций пересекаются в настоящее время только на 25%[18].

Одной из социально ориентированных инициатив регулятора явилось создание весной 2014 г. при Банке России Службы по защите прав потребителей, основными функциями которой является рассмотрение обращений граждан, оценка состояния регулирования финансовой сферы с точки зрения защиты прав потребителей, определение основных рисков, разработка и реализация программ повышения финансовой грамотности. Только за III квартал 2014 г. в Службу поступило около 900 жалоб на МФО, большинство из которых связаны с высокими процентными ставками и незаконными мерами по взысканию задолженности[19]. Отмечается, что число обращений в адрес микрофинансовых компаний увеличивается в связи с расширением масштабов бизнеса и деятельностью большого числа недобросовестных участников, накладывающих негативный отпечаток на репутацию микрофинансового рынка в целом.

Обозначив главные приоритеты развития микрофинансового рынка, в числе наиболее приоритетных направлений повышения его эффективности следует особо выделить развитие системы саморегулирования (СРО), которая, по мнению участников рынка, «является ключевой вехой, на которой должна быть построена вся концепция надзора»[20].

В этой связи одной из ожидаемых законодательных инициатив является разработка и принятие Федерального закона «О саморегулировании на финансовых рынках», предусматривающего обязательность членства МФО в саморегулируемых организациях с требованием соблюдения базовых стандартов деятельности. Создание института саморегулирования, который должен стать хорошей площадкой по организации взаимодействия микрофинансовых структур и Банка России, позволит передать часть функций регулятора на уровень участников рынка и внедрить эффективные механизмы регулирования посредством реализации следующих задач:

-защита интересов и оказание поддержки участникам рынка, в том числе в отношениях с государственными органами; содействие в решении вопросов, возникающих при взаимодействии с регулятором финансового рынка;

разработка и внедрение стандартов ведения бизнеса и правил корпоративной этики для участников рынка;

-осуществление контроля деятельности участников рынка в соответствии с действующим законодательством в сфере микрофинансирования;

участие в разработке нормативно-правовой базы, лоббирование интересов микрофинансовых организаций и донесение до государственных органов позиции профессиональных участников рынка;

-помощь в приведении внутренней документации в соответствие с требованиями нормативно-правовых актов и оказание правовой поддержки в ходе проведения проверок;

-содействие повышению информационной прозрачности микрофинансового рынка и доверия к членам СРО;

защита прав потребителей на рынке микрофинансовых услуг, в том числе с привлечением финансового омбудсмена для разрешения возникающих спорных и конфликтных ситуаций.

Очевидно, что конечным результатом реализации новых законодательных инициатив в части ужесточения контроля финансового рынка должны стать резкое сокращение теневого кредитного рынка, рост доверия потребителей и инвесторов, повышение доступности финансовых услуг при сохранении стабильности всей финансовой системы.

Ситуация, складывающаяся на отечественном микрофинансовом рынке, как и тенденции, наблюдающиеся в банковском секторе, должны рассматриваться в комплексе, а реализация законодательных инициатив должна осуществляться при участии, поддержке и одобрении всех участников рынка, с учетом особенностей и специфики деятельности микрофинансовой отрасли. Важно, чтобы между МФО, другими участниками рынка финансовых услуг и регулятором было достигнуто единое понимание перспектив развития финансового рынка и найден разумный и оптимальный баланс между обязанностями и возможностями, между регулированием и развитием.

Учитывая текущую ситуацию на финансовых рынках, обусловленную геополитическими проблемами и ухудшением внешнеэкономических условий на фоне начавшегося в предыдущие годы исчерпания традиционных источников экономического роста, что стало серьезным вызовом для российской экономической политики в целом и денежно-кредитной политики в частности, а также последние законодательные инициативы регулятора, требования которых распространяются на сектор микрофинансирования, участники микрофинансового рынка (СРО НП «МиР») вышли с предложением к Банку России о рассмотрении и реализации следующих мер поддержки микрофинансовой отрасли, являющихся исключительно актуальными на текущий момент[21]:

-исключить МФО из состава организаций, на которые распространяется применение Указания Банка России от 07.10.2014 № 3073 –У (об осуществлении наличных расчетов);

-отложить введение в действие Указания Банка России от 09.07.2015 № 3719-У «Об отчетности некредитных финансовых организаций об операциях с денежными средствами» до середины 2016 г.;

-включить облигации МФО в ломбардный список Банка России;

 увеличить лимиты кредитования МФО по программе МСП-Банка с сохранением текущего уровня процентных ставок;

-временно разрешить нарушение норматива достаточности капитала МФО в случае, если оно возникло в результате убытка от переоценки валютных обязательств, появившегося после 1 октября 2014 г.;

-пересмотреть нормы резервирования на кредиты банков микрофинансовым компаниям;

-включить МФО в перечень компаний, по которым не будет ухудшаться группа риска (в случае если финансовое положение МФО ухудшилось в связи с форс-мажорными обстоятельствами, в частности, по причине выдачи займов малому и среднему бизнесу, пострадавшему от введения внешних санкций);

-внести изменения в Положение Банка России от 20.03.2004 № 254-П, предоставляющие банкам, кредитующим микрофинансовые организации, возможность не создавать дополнительные резервы при пролонгации (реструктуризации) выданных кредитов, если эта пролонгация (реструктуризация) обусловлена необходимостью МФО пролонгировать займы, выданные субъектам малого и среднего бизнеса;

-существенно уменьшить размер или полностью отменить резервы по реструктурированным займам с целью стимулирования диалога МФО с проблемными заемщиками.

Рассматривая вводимые законодательные меры, направленные на устойчивое развитие микрофинансового рынка и увеличение социальной значимости деятельности микрофинансовых организаций, следует отметить острую необходимость реализации специальных программ, направленных на системное развитие и поддержку всего микрофинансового сектора. «Если есть программы поддержки банковского сектора, которому в достаточно больших объемах предоставляются различные бюджетные ресурсы, то почему бы не быть аналогичным программам развития сектора микрофинансирования?»[22]. Это означало бы, с одной стороны, признание самостоятельной ценности и значимости институтов микрофинансирования, с другой, — реальную поддержку тех высоких ожиданий, которые связывают с возможностями этого социально ориентированного сегмента финансово-кредитного рынка.

В этой связи считаем вполне закономерным, что реализация функций государственного регулирования и контроля микрофинансового сектора экономики должна сочетать в себе, наряду с регламентирующими и контрольно-надзорными аспектами, разработку комплекса мер по государственной поддержке сектора микрофинансовых услуг, которые должны осуществляться в следующих направлениях:

-разработка эффективных механизмов бюджетного субсидирования микрофинансовых организаций и предоставление возможности привлечения дополнительных ресурсов посредством их участия в закрытых денежных беззалоговых аукционах Министерства финансов РФ по размещению временно свободных средств федерального бюджета;

-включение микрофинансовых организаций в перечень претендентов на размещение средств страховых компаний и страховых взносов Пенсионного фонда РФ;

-включение облигаций МФО, удовлетворяющих повышенным требованиям к финансовой устойчивости, в ломбардный список Банка России;

создание и внедрение системы страхования займов физических лиц, разработанной по аналогии с банковской системой;

-поддержка развития инфраструктуры микрофинансового рынка. 

Реализация комплекса мероприятий по государственному регулированию и контролю микрофинансового рынка в сочетании с мерами по поддержке МФО позволят микрофинансовому бизнесу упрочить свои позиции в финансово-кредитной системе страны, способствуя популяризации финансовых услуг и делая их более доступными для субъектов малого предпринимательства и широких слоев населения.

Полагаем, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе для сегмента микрофинансирования будут характерны следующие тенденции:

-сохранение достаточно высоких темпов роста на фоне снижения темпов потребительского банковского кредитования;

-расширение территориальной инфраструктуры и усиление конкуренции среди участников микрофинансового рынка, что положительно скажется на повышении доступности и качества финансовых услуг;

-специализация  микрофинансовых институтов и структурирование заемщиков;

 -усиление регулятивной деятельности Банка России и саморегулируемых организаций;

-расширение инструментов фондирования микрофинансовых организаций;

-нормативное ограничение ставок размещения ресурсов, которое приведет к снижению рыночных ставок выдаваемых займов;

-повышение финансовой грамотности населения и накопление обществом опыта небанковского кредитования.

Перспективы   для    эффективного   развития       рынка   микрофинансовых   услуг очевидны и причин тому несколько:

-во-первых, высокая действенность микрофинансового инструмента в расширении доступа к внешнему финансированию субъектов малого предпринимательства;

-во-вторых, высокий и реально существующий спрос на микрофинансовые услуги; эффективность и финансовая устойчивость организаций, работающих в этом сегменте;

-в-третьих, активные процессы по институционализации микрофинансового рынка и формированию единых стандартов деятельности.

 

 

Список литературы

 

 

1.   Федеральный закон  от 02.07.2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

2.      Материалы совещания участников института Финансового омбудсмена, 30.11.2011г. – URL: http://banker.ru/novosti/s/kredit-doveria-na-chas-10012086/

 3.        Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)». 

4.        Будущее рынка микрофинансирования. Материалы пресс-конференции. Санкт- Петербург, 25 марта 2014 г. СПб., 2014.

5.      Займам до зарплаты урежут процент. – URL: http://www.kommersant.ru/doc/2614563 

6.        Снижение до зарплаты: Микрофинансовые займы неожиданно подешевели [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kommersant/ru/doc/2669205

7.      Федеральный закон от 23.07 2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков».

8.      Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2013 № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации».

9.    Материалы заседания Попечительского совета НАУМИР. Москва, 18 декабря 2014 г. . – URL: http://www.rmcenter.ru/about/news/detail.php? ID =4477

10. Становление и эволюция рынка в условиях мегарегулирования. Материалы XIII Национальной конференции по микрофинансированию и финансовой доступности.  Санкт-Петербург, 19–21 ноября 2014 г. М., 2014.

11. Инновации и защита прав потребителей – фокус на клиенте. Материалы XII Национальной конференции по микрофинансированию и финансовой доступности. Москва, 23–25 октября 2013 г. М., 2013.

12. Инновации и защита прав потребителей – фокус на клиенте. Материалы XII Национальной конференции по микрофинансированию и финансовой доступности. Москва, 23–25 октября 2013 г. М., 2013.

13. Становление и эволюция рынка в условиях мегарегулирования» Материалы XIII Национальной конференции по микрофинансированию и финансовой доступности. Санкт-Петербург, 19–21 ноября 2014 г. СПб., 2014.

14. Мамута М. Как занять до получки и не попасть в кредитную кабалу. – URL: banki.ru>news/bankpress/? id=8590232

15. Становление и эволюция рынка в условиях мегарегулирования» Материалы XIII Национальной конференции по микрофинансированию и финансовой доступности. Санкт-Петербург, 19–21 ноября 2014 г. СПб., 2014.

16. Инновации и защита прав потребителей – фокус на клиенте. Материалы XII Национальной конференции по микрофинансированию и финансовой доступности. Москва, 23–25 октября 2013 г. М., 2013.

17. Микрофинансовые организации будут регулироваться по-разному // Российская Бизнес-газета. 2015. № 986 (7). 

18. Деятельность микрофинансовых организаций под надзором ЦБ России. – URL: CreditCase.ru.page/2013-09-21-20-10-37

19. Интервью руководителя Службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров И.А. Кочеткова журналу «Деньги»8  декабря 2014  года.    –  URL:         http://www.cbr.ru/press/print.aspx?file=press_centre/Kochetkov_08122014.htm&pid=press_itm 

20. Материалы заседания Попечительского совета НАУМИР. Москва, 18 декабря 2014 г. . – URL: http://www.rmcenter.ru/about/news/detail.php? ID =4477

21.    Письмо СРО НП «МиР» в ГУ рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности ЦБ РФ от 19.12.2014 г. Исх. № 175/01-01

22. Мамута М. Государственная поддержка микрофинансирования: принципы и перспективы. Банковское дело, 21.06.2010 г. . – URL: http: www.finansy.ru/st/post_1277096479.html

23. Цхададзе Н.В. Экономический анализ и классификация налоговых рисков в современной экономике (статья). «Экономико-правовые аспекты реализации стратегии модернизации России: реальные императивы динамичного социохозяйственного развития»/ Под ред. Г.Б. Клейнера, Э.В. Соболева, В.В. Сорокожердьева, З.М. Хашевой. – Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2014. – С.384-389.

24. Цхададзе Н.В.Эволюция мировой экономической мысли от истоков до наших дней: Монография/Н.В.Цхададзе. - М.:  Русайнс, 2015.- 168 с.

25. Цхададзе Н.В. Использование микрофинансирования в решении социальных задач:зарубежный опыт. В сборнике научных трудов «Перспективы развития экономики и менеджмента».- г.Челябинск, 2016.- С.29-43.