Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЕ ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
25 сентября 2016г.

Ключевые слова: ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, МЕДИЦИНСКИЕ ПРЕПАРАТЫ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

 

Одним из основных направлений социальной политики Российской Федерации является повышение уровня жизни населения, обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи, что напрямую зависит от эффективности и доступности лекарственного обеспечения.

Организация лекарственного обеспечения должна рассматриваться не только как возможность обеспечить высокое качество медицинской помощи, но и как один из важных факторов, влияющих на человеческий капитал государства и сохранение трудового потенциала государства.

Современная система здравоохранения Российской Федерации сталкивается со следующими трудностями, которые в значительной степени влияют на объемы лекарственного обеспечения и необходимость поиска возможных путей сокращения связанных с ним издержек:

а) увеличение продолжительности жизни и старение популяции; б) отсутствие стабильности в  мировой экономике;

в) усиление степени воздействия человеческого фактора на развитие экономики и общества – здоровый квалифицированный работник рассматривается как главный источник инноваций, обеспечивающих повышение конкурентоспособности;

г) переход к новой системе лекарственного обеспечения, в основе которой лежат нанотехнологии, информационные и коммуникационные технологии;

д) необходимость привлечения инвестиций в систему здравоохранения.

Рассмотренные выше трудности лекарственного обеспечения говорят об актуальности вопроса снижения затрат на приобретения медицинских препаратов и повышения его экономической эффективности.

Целью исследования, проведенного в данной статье, является выявление основных направлений в повышении экономической эффективности лекарственного обеспечения населения и описание возможных методов ее оценки.

При исследовании способов повышения экономической эффективности лекарственного обеспечения использовался системный подход анализа законодательства и научных публикаций, освещающих данный вопрос. Использовались статистические данные и информация о государственных закупках.

Значительный вклад в повышение эффективности лекарственного обеспечения населения внесли работы Воробьев П.А., Авксеньтьева М.В., Юрьев А.С., Сура М.В., Нургожин Т.С., Ведерникова О.О., Кучаева А.В., Кошель М.С., Кузнецов Д.А., в которых были рассмотрены как способы снижения затрат на закупку медицинских препаратов так и методы анализа их результатов. Направления проведенных исследований указанных авторов отражены на рисунке 1.


Анализ указанных выше публикаций показал, что основными способами повышения экономической эффективности обеспечения населения лекарственными средствами является использование более дешевых аналогов и проведение тендеров на государственные закупки лекарственных средств. Основной проблемой остается доступность лекарственных препаратов для лечения редких заболеваний из-за отсутствия четких положений, регламентирующих регистрацию биоаналогов, что усложняет процесс вывода на рынок отдельных препаратов после истечения срока патентов и снижению стоимости фармацевтических средств.

Особенности лекарственного обеспечения как экономической категории представлены на рисунке 2.



Лекарственное обеспечение населения выполняет экономическую функцию в двух аспектах: обеспечении качества медицинских услуг и их доступности. Учитывая специфику лекарственных препаратов и особенностей их товарообращения категории качества и доступности не должны быть взаимоисключающими или обратнозависимыми. Снижение цены на медицинские препараты должно достигаться не за счет качества на их аналоги, а за счет снижения себестоимости их производства в составе постоянных расходов: повышения эффективности управления фармацевтическими заводами, использования энергосберегающих технологий и альтернативных источников энергии, а также снижения транспортно-заготовительных расходов при поставке сырья или их закупке.

Структура       производства      медицинских      препаратов      фармацевтическими предприятиями Российской Федерации представлена в таблице 1 [12].

 

Таблица 1 – Динамика объемов производства отдельных категорий медицинских препаратов, млн. ампул

Препараты

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Для    лечения    сердечнососудистых

заболеваний

 

238

 

279

 

270

 

242

 

176

Для        лечения        онкологических

заболеваний

 

0,8

 

2,1

 

3,1

 

1,2

 

0,9

Для лечения психоневрологических

заболеваний

 

111

 

102

 

119

 

108

 

110

Для лечения сахарного диабета

449

541

421

3650

13868

Для лечения дисбактериоза

513

455

468

475

431

Для лечения глазных заболеваний

53,7

55,2

55,7

40,1

48,1

Для лечения болезней эндокринной

системы,    органов   пищеварения   и других заболеваний

 

 

123

 

 

121

 

 

128

 

 

91,9

 

 

111

Болеутоляющие, жаропонижающие и

противовоспалительные средства

 

428

 

371

 

368

 

349

 

328

Кровезаменители                                и

плазмозамещающие

 

27,5

 

35,5

 

37,5

 

22,6

 

10,2

Противотуберкулезные

10,6

6,8

8,7

5,4

7,3

 

 Анализ динамики производства отдельных видов медицинских препаратов показал увеличение объемов производства препаратов для лечения сахарного диабета и сокращения объемов изготовления препаратов для лечения сердечнососудистых заболеваний и кровезаменителей. Изменения в объемах производства говорят о необходимости государственного регулирования лекарственного обеспечения при лечении сахарного диабета и сердечнососудистых заболеваний: использование качественных препаратов отечественного производства и ввоз препаратов, которых не хватает. Повысить экономическую эффективность таких закупок можно путем проведения тендеров на поставку медикаментов и снижения себестоимости производства и реализации.

Способы повышения экономической эффективности лекарственного обеспечения целесообразно рассматривать на каждом отдельном этапе снабжения медицинскими препаратами.

Процесс лекарственного обеспечения представлен на рисунке 3.




На начальном этапе лекарственного обеспечения важно достоверно оценить необходимый объем лекарственных средств на текущий год. Наиболее эффективным методом перспективной оценки расходов медицинских препаратов является ABC/VEN- анализ. Проведение ABC/VEN-анализа обеспечивает объективную оценку затрат, понесенных государством на лекарственное обеспечение, и предоставляет возможность свести к минимуму расходы на закупку.

АВC-анализ позволяет выявить наиболее дорогостоящие статьи затрат посредством распределения медицинских препаратов на 3 класса, в зависимости от объемов их потребления на протяжении определенного периода:

а) класс А – медицинские препараты, на которые расходуется основной объем - 80% бюджета;

 б) класс В – затраты составляют 15 % всех расходов; 

в) класс С – оставшаяся часть ассортимента - 5 % от суммы расходов. 

Совместно с АВС - анализом можно проводить VEN-анализ. Он позволит оценить рациональность расходования средств и соотношение групп использованных препаратов. Для этого все выписанные пациентам лекарственные средства делят на 3 категории:

а) V (vital) – жизненно важные;

 б) E (essential) – дополнительные;

 в) N (non+essential) – вспомогательные [6, с. 125, 8].

 Анализ структуры необходимых медицинских средств позволит повысить эффективность распределения выделенных ресурсов на их приобретение и позволит избежать ненужных остатков на складах.

Источником финансирования обеспечения лекарственными средствами являются средства федерального и региональных бюджетов, средства системы орфальных медицинских средств, личные средства граждан, другие источники, предусмотренные законодательством.

Соотношение бюджетных и личных средств населения, направленных на приобретение лекарственных средств, составляет 30% и 70%.

Регулирование распределения средств, предназначенных для приобретения медицинских препаратов, осуществляется согласно с программами: государственных гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи, добровольного медицинского страхования.

При поиске путей повышения экономической эффективности системы лекарственного обеспечения следует принимать во внимание низкую вероятность увеличения страховых взносов в ПФР, ФСС, ФФОМС, как основного финансового источника. Полноценная работа системы обязательного медицинского страхования в таком случае должна финансироваться за счет дополнительных ресурсов.

Стратегией лекарственного обеспечения населения до 2025 года предусмотрены 3 варианта повышения экономической эффективности за счет использования дополнительных источников финансирования:

а) смешанное бюджетно-страховое финансирование;

 б) обязательное страхование с фиксированным страховым взносом;

 в) накопительная система лекарственного обеспечения в рамках обязательного медицинского страхования.

Так же, на этапе поставки лекарственных средств большое значение имеет снижение транспортно-заготовительных расходов путем оптимизации размещения и выбора складов. С этой целью определяется план перевозок – указывается количество медицинских препаратов, которое должно быть доставлено в медицинское учреждение или аптечный пункт, так чтобы транспортные затраты были минимальными.

При оптимизации транспортных затрат можно использовать метод потенциалов, который заключается в следующем:

а) составление исходного плана перевозок (метод северо-западного угла);

 б) определение потенциалов поставщиков – складов и потребителей – аптек и медицинских учреждений;

в) построение улучшенного плана перевозок, при котором общие транспортные затраты будут меньше.

При повышении экономической эффективности на стадии реализации лекарственных средств конечному потребителю большое значение имеет ценовая политика государства.

Стратегией лекарственного обеспечения до 2025 года предусмотрено как использование свободных рыночных цен на медицинские средства, так и регулирование цен государственными ограничениями наценок.

Основными механизмами государственного регулирования цен являются: а) регистрация цен производителя в национальной валюте;

б) установление фиксированной розничной цены.

 Выбор оптимального способа установления цен сделает более доступным качественное терапевтическое лечение и позволит более рационально расходовать средства государственного бюджета.

Гарантии в области здравоохранения являются очень важным элементом социальной политики Российской Федерации, однако лекарственное обеспечение населения затрагивает и ряд экономических вопросов:

а) выбор оптимального источника финансирования;

 б) определение структуры затрат на приобретение медицинских препаратов; в) установление эффективной системы ценообразование;

г) снижение затрат, связанных с поставкой лекарственных препаратов.

 С целью решения описанных выше задач была разработана государственная стратегия лекарственного обеспечения до 2025 года, предусматривающая различные варианты финансирования и ценообразования в сфере лекарственных закупок.

Стратегией лекарственного обеспечения до 2025 года предусмотрены следующие виды финансирования закупок медицинских препаратов:

а) смешанное бюджетно-страховое финансирование;

 б) обязательное страхование с фиксированным страховым взносом;

 в) накопительная система лекарственного обеспечения в рамках обязательного медицинского страхования.

Важным моментом в снижении затрат также является проведение я ABC/VEN- анализа, который позволит разделить затраты по категориям лекарств и предоставит возможность свести к минимуму расходы на их закупку.

Таким образом, повышение экономической эффективности лекарственного обеспечения заключается с одной стороны в проведении ряда мероприятий, направленных на повышение качества лекарственных средств и увеличения степени их доступности для населения с целью сохранения трудового потенциала, с другой стороны – на сокращение государственных издержек по их приобретению.

 

Список литературы

 

 

1.      Авксентьева, М.В. Как может быть использован клинико-экономический анализ для            совершенствования программы дополнительного лекарственного обеспечения / М.В. Авксентьева, П.А. Воробьев / М.: Общество фармаэкономических исследований - 2011 – 350 с.

2.      Воробьев, П.А. Клинико-экономический анализ / П. А. Воробьев, М. В. Авксентьева, А. С.  Юрьев / М.: Ньюдиамед – 2008 – 256 с.

3.      Кошель,       М.С.      Проблемы  и  перспективы  лекарственного  обеспечения населения России  и  Армении  / М. С. Кошель, Н. В. Габриелян, С. А. Парфейников / Фармация и фармакология – 2014 - № 1.

4.      Кузнецов, Д. А. Лекарственное обеспечение населения, как фактор экономической  безопасности / Д. А. Кузнецов / Вестник новых медицинских технологий – 2010 – Т. XVII - № 1.

5.      Мосин, В.М. Правовое регулирование оборота лекарственных средств [Электронный  ресурс].  –  Режим  доступа:  Справочная  правовая  система «КонсультантПлюс». (дата обращения : 15.07.2016).

 

6.      Нургожин,  Т.С. К вопросу об использовании ABC и VEN анализов в научных исследованиях и практическом здравоохранении / Т. С. Нургожин,    О. О. Ведерникова, А. В. Кучаева / Клиническая фармакология и терапия – 2004 – 374 с.