Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЦЕРКОВЬ И ШКОЛА: ПРАКТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В РАЗНЫХ СТРАНАХ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
21 марта 2016г.

Процесс взаимодействия государства и религиозных организаций в сфере образования - величина постоянная, но в разных странах имеет свои особенности, обусловленные объективными и субъективными причинами.

В российском обществе, например, после установления советской власти, отделение церкви  от государства, а школы от церкви, произошло резко и быстро. Образование стало светским, а вся система обучения контролировалась только государством, из курса обучения были устранены все предметы, воспитывающие уважение к вере и церкви. Место религиозной моральной системы в процессе воспитания должна была занять единая политическая идея, способная оказать аналогичное воздействие на ценностные установки человека. Были сформулированы принципы взаимоотношений государства и церкви, формально обеспечивавшие свободу совести. Провозглашенные основы свободы совести и равноправия граждан независимо от вероисповедания, будучи достаточно демократичными и современными, на практике позволили вести политику, направленную на искоренение религии вообще.

Секуляризация системы образования не была полностью искусственным процессом, поскольку соответствовала общемировым тенденциям, но вот проводилась экстренными темпами и, часто, антигуманными методами. Тогда как на Западе процесс выхода системы образования из-под влияния церкви проходил долго, в течение почти ста лет, не был линейным и непрерывным. Интересы общества и государства определили общее направление этого процесса, который в каждой стране имел специфические черты.

Например, в Пруссии впервые все учебные заведения были объявлены государственными в 1794 году. В дальнейшем, в течение примерно пятидесяти лет в Пруссии шло укрепление светского характера образования: правительство держало под контролем отделенные от церкви средние школы, из программы образования был исключен экзамен по религиозным вопросам. Но в 1840-х м положение церкви в немецкой школе укрепляется: по закону 1846 г. епископат приобрел право утверждать в должности школьных учителей. После революции 1848 года Общегерманская конституция (1848г.) снова признавала школу светским учреждением и провозгласила право поступления в учебные заведении независимо от религиозных убеждений. Но новая Конституция 1850 года ввела преподавание религии в школе, подтвердила участие церкви в назначении учителей. Позже германский канцлер Отто фон Бисмарк в 1872-1875 гг. принял меры против церкви: духовенство было лишено надзора за школами. Но до с и х пор в Германии сохраняются ограничения, наложенные церковью на систему образования - выбор учителей для определенных предметов, запрет неверующим преподавать в школе и т.д.

Во Франции первым правовым документом, обозначавшим переход начальных школ в ведомство государства, стал «Закон Гизо» 1833 года. В дальнейшем законодательство по управлению школой, ее взаимоотношениям с церковью неоднократно дополнялось и изменялось, то усиливая степень секуляризации, то ослабляя еѐ. В декабре 1848 г. на пост министра образования был назначен церковный деятель Фаллу, а в марте 1850 г. был принят «закон Фаллу», который фактически отдавал школу во власть церкви. И только в 80-х годах XIX века началось активное отстранение католической церкви от руководства образованием. Стратегический курс на укрепление светскости образования был провозглашен законами 1881-1886 гг. («законы Ферри»). Преподавание богословия в школе запрещалось. Однако значительное влияние церкви на школу довольно долго сохранялось.

Если в Пруссии и Франции все школы, даже частные, подлежали правительственному контролю, то в Англии и США была распространена практика открытия частных школ с собственными уставом и правилами. В связи с этим, в Англии процесс выработки единого государственного школьного законодательства оказался еще более длительным, и образование долго сохраняло по преимуществу религиозный характер. Только в 1847 году школьное образование перешло под контроль государства. В результате в Англии преподавание религии фактически практиковалось во всех учебных заведениях, хотя и не было обязательным. Ученикам общественных школ предоставлялось право выбора обучения основам той или иной религии. В США первое государственное учреждение для контроля над образованием появилось только в 1867 году, в программу начального обучения входили основы религии, но они проводились светскими учителями.

Как показывает история, после решения проблем в становлении правовых отношений между государством и церковью в сфере образования, неизбежно возникает вопрос о правовом оформлении места религии и религиозного знания в системе образования и воспитания. Тип отношений, сложившийся в данной области, можно классифицировать по правовому статусу религиозных организаций в обществе и степени их влияния на содержание государственного образования. По нашему мнению, можно говорить о двух типах:

-   Паритетном - существующем в условиях правового паритета конфессий или паритета религий (Италия, Франция, США);

-   Доминантном - существующем при правовом доминировании одной или двух конфессий (Норвегия, Испания, Израиль).

В государствах с правовым паритетом конфессий формально признается религиозное многообразие, значение каждой конфессии в истории определенного общества. В таких государствах важное место в светской системе обучения занимает предмет, дающий знания о религии и культуре жителей, их традициях и образе жизни. Этот предмет не имеет итоговой формы контроля - экзамена или зачета, не является обучающим, только познавательным, развивающим. Однако, признание паритета конфессий (направлений в рамках одной религии) не распространяется на паритет религий, то есть сохраняется возможность неравноправного положения какой- либо отдельной религии.

В государствах с установившимся правовым паритетом религий система обучения построена по принципу межкультурности. Основой такой системы является воспитание толерантности и признания равноправия всех людей, независимо от их национальности и вероисповедания, от их мировоззрения и убеждений. Провозглашенные цели мультикультурного образования в разных странах достигаются по-своему. В США, например, в каждом штате, городе или поселке может допускаться приоритетность какой-либо конфессии. В связи с этим в некоторые школы могут вводиться предметы миссионерского характера, сообщающие основы одного вероисповедания (чаше всего - протестантского). При этом в обязательном порядке всеми учащимися изучается предмет «Основы религий», базирующийся на равном представлении в содержании образования гуманистических ценностей мировых вероучений. Правда, речь не идет о подробной информации обо всех существующих религиях. Но отражение основных мировых религий позволит учащемуся убедиться, что данное учебное заведение признает и принимает религиозный плюрализм1. Главной особенностью США является то, что на уроках о религии особое место уделяется воспитанию гражданской сознательности, что создает так называемую   «политическую   религиозность».   Результатом   такого   подхода   становится   повсеместная индифферентность в отношении религии. На первый план выходит гражданство человека - американец, остальные различия становятся лишними.

В современной Франции система образования не включает в себя обязательное изучение основ религии, но допускает введение такого предмета в школьную программу по желанию родителей учащихся. В таком случае используются следующие принципы: критичность, историзм, междисциплинарность, толерантность. Использование этих принципов помогает придерживаться нейтралитета при многообразии мировоззренческих позиций. Недостатком такой системы является религиозная «неграмотность» населения, распространение равнодушия к религиозным вопросам.

Разновидностью того типа отношений, который может быть определен как паритет религий, является «двойная терпимость», или наличие законодательного равноправия всех религий с практической поддержкой государственной властью одной из них. Ярким примером этого можно назвать систему образования и воспитания в Королевстве Испания. Основным документом, гарантирующим правовой паритет всех религий на территории государства, является Единый Закон 7/1980 от 5 июля «О религиозной свободе». В нем провозглашается право на религиозную свободу и свободу вероисповедания, признанные в Конституции, и отсутствие государственного характера у всех религий. В Едином законе Испании о качестве образования от 23.12.20021 статьях 16 и 23 оговаривается обязательное преподавание культурологии, обществознания и основ религии. За системой обучения осуществляется государственный контроль. Вместе с тем, между Королевством Испания и Ватиканом существует договоренность, касающаяся образования и культурной деятельности - в ней признается необходимость уважительного отношения к христианским ценностям в процессе обучения светскому предмету« Основы религии», а также говорится о том, что в школах должен быть введен курс, обучающий католической религии, который могут не посещать дети последователей других конфессий.

Таким образом, в Испании формально существует паритет религий, в рамках которого представители всех религий должны уважительно относиться к христианским ценностям. Этот подход поднимает статус католицизма над остальными религиями государства.

Вторым типом правовых взаимоотношений государства и церкви является правовое доминирование одной или двух конфессий. Это происходит в странах, где какая-то определенная религия занимает значительное положение в социальной и политической среде, является важным элементом жизни общества. В таких условиях доминирующая религиозная организация часто является моральной основой политики, или просто оказывает активную поддержку  государству. При доминировании какой-либо конфессии сложно определить границу, отделяющую религиозную организацию от государства. Поэтому именно система образования играет важную роль в продолжении сложившихся взаимоотношений государства и церкви. В таком случае знания о доминирующей конфессии приобретают все без исключения учащиеся, а в случае, если кто-либо исповедует другую религию, он может изучать ее в специальной религиозной школе.

Доминирование конфессий в государстве выражается по-разному. Например, в Италии, на территории которой находится анклав Ватикан, приоритетной конфессией является католицизм. В связи с этим, система воспитания и образования Итальянской республики имеет свои особенные черты. На территории государства существуют государственные, религиозные и частные школы. Деятельность религиозных школ определяется соответствующей религиозной организацией, при этом католической Церкви гарантируется право создавать любые учебные заведения, которые приравниваются к государственным. В государственных учебных заведениях (бесплатных), таких как детские сады, начальная и средняя школы, на протяжении всей учебы изучаются основы католичества. В частных школах сохраняется религиозное образование в виде изучения определенной конфессии (обычно католичество), либо заменяется знакомством учащихся с основами религии.

Правовое равенство всех религий и конфессионально направленное светское образование отражают двойственность отношения к роли религии в обществе и государстве. Церковь в Италии отделена от государства, система образования находится в государственном ведомстве, но в рамках этой системы ведется религиозное образование, направленное на формирование особого отношения к католичеству. Изучение основ католичества в светской школе позволило правительству «сгладить углы» в отношениях с Ватиканом. Но это сделало взаимоотношения государства и других религиозных организаций достаточно проблемными.

Правовое доминирование одной конфессии существует также и в Норвегии, где оно закреплено в статье 2 Конституции: «Все жители Королевства имеют право на свободу вероисповедания. Евангелическо-Лютеранская религия - официальная религия Государства. Жители, исповедующие ее, обязаны воспитывать своих детей подобающим образом». Король Норвегии «должен всегда исповедовать Евангелическо-Лютеранскую религию, и поддерживать и защищать ее»1. Церковь в Норвегии не отделена от государства, поэтому она имеет большое влияние на систему образования. В образовательных учреждениях Норвегии на всех ступенях обучения, кроме университетов, до недавнего времени преподавался предмет «Мораль и Христианское воспитание», который были обязаны посещать все учащиеся, независимо от их религиозных убеждений. Представители других религий обратились в суд, чтобы отстоять свои права и расширить тематику предмета. В результате правительство Норвегии переименовало название предмета «Мораль и Христианское воспитание» на «Религия, философия и этика». Но на практике не произошло никаких изменений. В детском саду, начальной и средней школе читается лишь конфессионально направленный курс религии.

Другой пример - Государство Израиль является светским, что обозначено в Основных законах Израиля. Все религиозные организации отделены от государства, провозглашается свобода совести и равноправие всех людей независимо от национальности и вероисповедания. Тем не менее, население Израиля в своем подавляющем большинстве является представителями иудаизма, который оказывает огромное влияние на политику государства. Поэтому в государственных образовательных учреждениях обязательно преподается предмет, дающий знания об иудаизме и проводящий чтение священной книги иудеев - Танаха. С 2007 года в Израиле введена образовательная программа, углубляющая изучение Ветхого Завета в школе.

Введение таких религиозных изменений в систему образования и воспитания в Израиле повлекло за собой мировоззренческие расхождения. Программа образования перестала включать в себя научные факты, неотраженные в Ветхом Завете, или противоречащие ей, для полного согласования системы обучения с религиозным воспитанием. Так, например, отсутствие в священном писании указаний на существование динозавров (доказанное археологическими раскопками), привело к полному уничтожению книг, фильмов, игрушек, почтовых марок, связанных с темой динозавров, а не только к отказу от упоминания в образовательной сфере. В религиозных школах независимого образования математика преподается только на уровне элементарного счета. Воспитание стало основываться на сюжетах писания и предания, что привело к неправильному восприятию учащимися действительности.

За этим последовала бурная реакция родителей, которые требовали от правительства адекватного подхода к системе образования, а именно ликвидацию замены научного образования религиозным, исключающим общемировой подход к обучению. Правительство создало комитет при Министерстве образования, призванный устранить недостатки системы. Одной из его первых рекомендаций стало предложение  ввести обсуждение сюжетов из священного писания во время ежеутренней переклички в каждой школе1.

Изучение только основ доминирующей религии в государственных школах в условиях активного влияния религиозной организации на общественно-политическую жизнь может привести и приводит к созданию барьеров между людьми.

Делая выводы о типологии подходов к регулированию государственно- церковных отношений в сфере, необходимо еще раз систематизировать известные прецеденты:

-   США - изучение в школе основ религии, имеющее целью воспитать преданность единой политической идеологии, приводит к формированию «гражданской религии», подменяющей религиозные убеждения;

-   Франция - отсутствие религиозного образования в государственной школе, обоснованное целью воспитания толерантности, приводит к массовому равнодушию к традиционной религии и низкому уровню знаний о других религиях;

-   Испания - изучение в школе основ религии с выражением отдельного почтения христианству в условиях формального паритета конфессий и религий проходит с целью воспитания преданности католичеству, приводит к проблемам взаимоотношений представителей разных религий;

-   Италия - изучение основ религии в школе в условиях «двойного стандарта» (формального паритета религий и реального приоритета католичества) с целью воспитания преданности католичеству приводит к проблемам во взаимоотношениях представителей разных религий;

-   Норвегия — всеобщее изучение основ протестантизма в школе в условиях правового доминирования одной конфессии приводит к проблемам в уровне толерантности в обществе;

- Израиль — всеобщее обучение основам доминирующей конфессии и светское обучение в духе требований догматов приводит к проблемам в уровне научности и достоверности специальных, практически направленных знаний.

При типе отношений между церковью и школой, который определен как «правовой паритет конфессий», основными  проблемами  становятся  неизбежно  возникающие  равнодушие  к  религии  и  религиозная «неграмотность» населения, а также расхождение между формальными правовыми нормами о равенстве всех конфессий и религий и практическим осуществлением провозглашенного равенства. А в государствах с правовым доминированием одной конфессии обычно происходит активное вмешательство церкви в государственную систему образования, что приводит в итоге к конфликту религиозного и светского принципов образования, к появлению проблем в понимании принципа толерантности в поликультурном обществе и нарушению свободы выбора мировоззрения.

Государство через систему образования должно обеспечивать своих граждан достоверными и достаточными знаниями о религиях, существующих  в данном  обществе и в мире в целом. Оптимальными принципами светского преподавания основ знаний о вероучениях и культе определенных религий являются принципы толерантности, поликультурности, сочетания уважения прав личности на мировоззренческий выбор и признания обязанностей личности вносить свой вклад в прогрессивное развитие общества, поддерживая своей деятельностью мир, согласие, взаимопонимание и взаимоуважение.



Список литературы

1.      Левицкая А.А. Основные исторические этапы развития религиозного и светского образования в России // Ежемесячный научно-практический журнал «Человеческий капитал», № 12 (48). – 2012. – С. 41-50.

2.      Левицкая А.А. Религиозное и светское образование в России: история и современность // Адаптация детей из семей мигрантов в социокультурную среду столичного мегаполиса: сборник научно-исследовательских и учебно-методических материалов. - Москва, 2014. - С. 112-128.

3.     Лобазова О.Ф. Взаимодействие светского и религиозного компонентов культуры в гуманитарном образовании // Наука и власть: проблемы коммуникаций. Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 26.09.2008). – М.: Научный эксперт, 2009. – С.844-859.

4.     Лобазова О.Ф. Противоречия и тенденции в развитии религиозности современного российского общества // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Философские науки». – М., 2009. – №2. – С.97-107.