Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ В СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Авторы:
Город:
Алматы
ВУЗ:
Дата:
26 июня 2016г.

В советской философии проблемы аксиологии не выходили за рамки ортодоксального марксизма. Функциональные, оценочные и значимостные концепции ценностей были представлены в трудах многих советских философов. Само понятие ценности рассматривалось как единство объективного и субъективного, абсолютного и относительного. В определении ценности различались две стороны – теоретическая и практическая.

Теория ценностей с марксистских позиций разрабатывалась и в работах С. Анисимова, Л. Столовича, О. Бакурадзе, И. Нарвского, Н. Чавчавадзе, С. Рубинштейна и других.

В советской философии разработка аксиологической теории с марксистских позиций приобрела особую актуальность с конца 50-х – начала 60-х годов. В это время происходила переоценка ценностей. Предубеждение, что проблема ценностей – буржуазная проблема, было преодолено, и аксиология встала в ряд с онтологией, гносеологией и методологией.

В настоящее время проблема ценностей разрабатывается без противодействия ортодоксального марксизма, не встречая ни идеологических, ни психологических препятствий.

В каждом историческом периоде и в каждой культуре существует свой комплекс ценностей, которые несут в себе оценку жизни, ее смысла, труда, творчества, нравственных заповедей и т. д.

За время своего сознательного существования человеческим обществом были выработаны четыре основные ценностные системы: эстетическая, религиозная, научная и этическая. В связи с этим любая существующая или возникающая парадигма мышления определяется особым сочетанием эстетических, религиозных, научных и этических утверждений. В каждом, отдельно взятом, порядке стиль мышления формирует свою ориентацию,  где   преобладает только одна  система ценностей. Эта система  является доминирующей, ведущей, она и определяет главное направление и главный принцип в данной системе, выработанной определенной исторической эпохой. Основная ценностная идеология характеризует не только положения данной системы ценностей, но и ориентиры трех других систем, их порядок, значимость и место в парадигме мышления.

В названных системах ценностей определены свои критерии оценки любого явления или предмета данной эпохи. В эстетической системе основой является категория совершенства – от прекрасного до безобразного; в религиозной – вера в Бога и безбожие; в научной – максимальное соответствие отражения объективного мира средствами способностей и возможностей человека (от истины до заблуждения); в этический – категория блага (от добра до зла).

Можно сказать, что в каждой исторической эпохе считалась главной одна из четырех ценностных систем. Так, в период античности основным вопросом было определение степени полноты бытия. Эпоха средневековья признавала доминирующей систему религиозных догм. Новое время, с которого начала свой отсчет научная система ценностей, считает основными ответы на вопросы: что есть? как оно существует?

Эстетическая система ценностей была доминантной в античной культуре. В это время обозначилась терминология, характеризующая эту систему, определяющая ее смысл и специфику (логос, космос, идея, материя, форма, душа, прекрасное, гармония и др.). Эстетические категории во времена античной культуры, являясь формообразующими принципами природы, человека, космоса, определяли ценности других систем.

Религиозная ценностная система вывела не только новые термины, но изменила стиль мышления, определила содержание, значение и важность других категорий, не признававшихся античной культурой. Христианская парадигма открыла для сознания то, что созерцаемо только умственно, лишив мысль таким образом чувственно-материальной основы.

Специфика средневековой эпохи состоит и в выделении новых терминов. Такие понятия, как Бог, свет, слово, откровение, вера, истина, молитва, благо и многие другие, являлись категориальным аппаратом средневековой философии и сделали несомненным главенствование религиозной системы ценностей. В эпоху средневековья произошло полное отрицание ценностей античности: чувственности, вещественности и телесности. Прекрасное стало составной частью духовного, абстрактного, непостижимого, которого можно достичь лишь в результате максимальной концентрации ума и воли. В отличие от античных ценностей, средневековые определяют прекрасное как возвысившееся над телесным и не имеющее с ним ничего общего.

В эпоху Возрождения произошел некий «возврат» к идеям философии античности. В это время получили свое развитие представления о земной (а не мистической) природе нравственного, эстетического, политического и правового сознания. Однако эти представления развивались отдельно и не сложились в единое ценностное пространство.

Просвещение признало человека производным от его мышления.

Лишь в середине XVIII века начались поиски иного взгляда на духовный мир человека. Учение Канта завершило достижения философской мысли и стало теоретической основой Романтизма, который, в свою очередь, создал предпосылки для возникновения теории ценностей, сделав акцент на непознавательное отношение субъекта к объекту.

Новое время, в свою очередь, совершенно отринуло терминологию, содержание и все средневековое освоение мира. Связи, существовавшие в духовных и материальных структурах, кардинально меняются, и центром Вселенной становится не Бог, а человек. Основным в интеллектуальных конструкциях становится такое понятие, как «опыт». Научная система ценностей становится главной в эту эпоху.

С течением времени в категориях философии возникли противоречия, подвергшие сомнению их познавательные возможности. Лейбниц считал: «Ничто не существует без сомнения». Этот постулат был необходим по отношению к религиозным доктринам и философской схоластике, однако в эпоху модерна его значение было сужено, так как достойным научных изысканий предметом он предлагал лишь «факт».

Таким образом, считая за основу ценностные положения той или иной эпохи, представляется возможным определить их принадлежность к ней.

И. Кант фундаментально разработал проблему ценностей, открыв новую сферу бытия – «мир должного» с

его нравственным законом, абсолютной свободой и стремлением к добру.

В определении ценностей в сфере культуры решающую роль сыграла философия Ф. Ницше. Он считал, что решение проблемы ценностей и определение «табели о ценностных рангах» – будущая задача философов.

Проблема ценностей получила свое развитие в Баденской школе неокантианства, представителями которой были Виндельбанд и Риккерт.

Разнообразные подходы к проблеме ценностей можно разделить на пять основных направлений: трансцендентализм  (Виндельбанд,  Риккерт),  натуралистический  психологизм  (Р.  Перри,  Дж.  Льюс), персоналистический онтологизм (М. Шелер, Н. Гартман), культурно-исторический релятивизм (О. Шпенглер, А. Тайнби), социологизм (Т. Парсонс, У. Томас).

Как  мы  уже  отмечали,  в  советской  философии  аксиологические  проблемы  изучались  в  свете ортодоксального  марксизма. При этом  следует сказать,  что  в трудах  К. Маркса и Ф. Энгельса ценностная проблематика специально не рассматривалась.

О многозначности и многоплановости понятия «ценность» свидетельствует то, что в марксизме аксиологические проблемы рассматривались в философском, психологическом, социологическом, этическом, эстетическом аспектах. Важнейшие из них получили свое развитие в работах В. Василенко, В. Тугаринова, М. Кисселя, Л. Чухиной, О. Дробницкого, Н. Чавчавадзе и других.

В     советской     философии     понятие     ценности     рассматривалось   по     большей    части    как    сугубо «идеалистическое». Можно даже сказать, что проблематика ценностей была в то время под идеологическим запретом. Лишь в 1960 году вышла работа В. П. Тугаринова «О ценностях жизни и культуры» – первое крупное исследование по этой теме.

В целом в советской философии выделились три основных подхода к сущности ценностей. Первым и наиболее распространенным было понимание ценности как значимости предметов и явлений для человека, их способности удовлетворять его материальные и духовные потребности. Представители второго варианта рассмотрения ценностей относили к ним лишь высшие идеалы, т. е. видели в ценностях цель, должное. Третий подход был нацелен на объединение первых двух и определял ценности значимость и как идеал современности.

Логический экстракт из проведенного анализа предполагает следующее понимание ценностей. Спецификой ценности является то, что она выражается в феномене оценки и, следовательно, представляет собой отношение человека к тем или иным предметам или явлениям. В то же время есть все основания считать, что специфика ценностей, их реальное проявление и функционирование в обществе определяются прежде всего межсубъектными отношениями и в них же реализуются. Отношение же «субъекта» к «объекту» с точки зрения значимости последнего определяет специфику оценки, а не ценности.

Из этого далее следует, что ценности обладают регулятивно-целевым значением, выступая в качестве норм и идеалов в системе реально действующих общественных отношений. При этом изменения ценностных ориентаций детерминируются не только экономическими или политическими реформами, но и не в меньшей мере переменами во внутреннем отношении индивидов к социальной действительности, изменениями социально- психологического порядка.