06 июля 2017г.
Общество знания как новое пространство социального бытия развивается в контексте развития информационного общества, и представляет собой социальную систему, в которой процессы развития и интеграции образования, науки и инноваций связаны с разработкой и применением новых информационных технологий в процессе самообучения и саморазвития человека [5, с. 88-90].
В таком обществе эффективно работают институты культивирования инноваций, важная роль в которых принадлежит университетам. Вне развитой системы культивирования инноваций в вузах общество знания, выступающее инструментам обеспечения конкурентоспособности в XXI веке, просто невозможно [2, с. 3].
Развитие инновационного человеческого капитала является одной из основных задач современности, поскольку устойчивое социально-экономическое и духовное развитие на пути к обществу знания невозможно без высокопрофессиональных кадров, отвечающих современным запросам развития экономики, науки, техники и технологий [4, c. 35-38].
В связи с этим, основной задачей вузов является подготовка креативных компетентных специалистов-исследователей. Исследовательская деятельность студентов должна стать основополагающей в формировании будущего специалиста, т. к. она обладает всеми необходимыми атрибутами, способствующими его личностному и профессиональному совершенствованию. Следовательно, образовательный процесс в вузах должен предполагать инновационную составляющую.
В современных условиях большое значение в подготовке специалистов и научных кадров имеет научная инновационная деятельность, проводимая в системе образования, являющаяся важнейшим инструментом повышения качества и конкурентоспособности образования, и представляющая собой деятельность, направленную на получение и реализацию результатов научных исследований в образовательном процессе [3, с. 40-44].
В современном мире большое внимание уделяется высшему образованию в целом и инженерному образованию в частности.
В последнее время возникает необходимость делать обучение инженеров более захватывающим, обратиться к реальной инженерной практике и привнести в инженерную профессию богатство и разнообразие человеческой деятельности. Современные студенты должны уметь совмещать естественные и информационные науки на нано-, микро- и макроуровнях, владеть профессиональной этикой и ощущать социальную ответственность, быть творческими личностями и новаторами, иметь развитые навыки устного и письменного общения. студенты должны быть готовы стать гражданами мира и понимать, какой вклад могут внести инженеры в развитие общества. Они должны понимать принципы развития бизнеса, быть экспертами в области разработки и производства продукции, знать, как планировать, проектировать, производить и применять сложные инженерные системы. Они должны вести профессиональную деятельность, применяя принципы устойчивого развития, и быть готовы жить и работать в глобальном мире [1, с. 13-14].
Поэтому актуальна подготовка выпускников, способных планировать, проектировать, производить и применять сложные инженерные объекты, процессы и системы.
В частности, подготовка современных инженеров должна предполагать не просто их адаптацию к какой-либо новой производственной и др. ситуации, а также современные инженеры должны быть способны изменять ее, при этом изменяясь и развиваясь сами, т. е. основной целью инженерного образования является не усвоение студентом суммы знаний и умений, а овладение профессиональной компетентностью в инженерной деятельности. Сегодня именно инженер как творящий предметный мир становится ключевой фигурой в развитии социально-экономической сферы общества, он должен быть не просто техническим специалистом, решающим узкие профессиональные задачи, а специалистом, который владеет глубокими профессиональными знаниями и способен к творческим действиям «не по шаблону», а инженерное образование становится областью общенациональных стратегических интересов России [6, с. 119-122].
Современные инженеры вовлечены во все этапы жизненного цикла объектов, процессов и систем, которые могут значительно отличаться (быть простыми и невероятно сложными), но имеют одну общую черту: они отвечают потребностям общества. Современные инженеры проектируют объекты, процессы и системы, обладающие технологической природой. Иногда они используют прорывные технологии, открывающие новые рубежи и создающие новые возможности. Порой же они используют существующие технологии, адаптируя их под изменяющиеся потребности общества. Инженеры руководят и в некоторых случаях участвуют в производстве объектов, процессов или систем. Инженеры должны учитывать и планировать применение объекта, процесса или системы уже на этапе проектирования. Для успешного планирования, проектирования, производства и применения объектов, процессов и систем инженеры работают в команде, что требует коммуникативных навыков. Они творчески и критически подходят к решению задач, действуют ответственно и обладают целым рядом других универсальных и профессиональных компетенций [1, с. 24-25].
Следовательно, можно выделить признаки инновационного инженерного образования - ориентация не только на передачу знаний, которые постоянно устаревают, а на овладение компетенциями, позволяющими, по мере необходимости, приобретать необходимые знания самостоятельно.
Для этого в инновационном техническом вузе образовательный процесс должен быть построен так, чтобы в ходе подготовки специалиста осуществлялись не только учебные, но и исследовательские и проектные работы, а основные учебные дисциплины, с одной стороны, включали бы результаты этих работ, а, с другой – формировали бы готовность к таким работам. В частности, если рассматривать технические вузы, то сегодня от них в первую очередь требуется развитие широкой технической эрудиции и способностей каждого студента самостоятельно осуществлять исследовательскую деятельность - приобретать знания, генерировать новые научные, технические и социальные идеи, обеспечивающие надежный фундамент для формирования творческого инженерного мышления и инженерных компетенций.
Воспитывая будущего специалиста в вузе, необходимо заранее ориентировать учебный процесс на профессиональное творчество как область, в которой будущий специалист и после окончания вуза будет продолжать проявлять свою поисковую активность, тем самым обеспечивая себе творческий режим жизни. Поэтому важнейшая задача вуза заключается в создании соответствующих условий для развития творческого потенциала личности [7, с. 22-25].
Таким образом, можно выявить следующую взаимосвязь - подготовка, в частности, техническими вузами креативных компетентных специалистов - исследователей задает вектор развития мирового общества знания.
Список литературы
1. Переосмысление инженерного образования. Подход CDIO / Эдвард Ф. Кроули и др.; пер. с англ.Светланы Рыбушкиной; под. Науч. Ред. Александра Чучалина. – М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2015. – 502 с.
2. Регионы России: «Общество знания» как условие реализации стратегии модернизации и инновационного развития: монография / под ред. Л.А. Бургановой, А.Р. Тузикова; М-во образ. и науки России, Казан. национ. исслед. технол. ун-т. – Казань: Изд-во КНИТУ, 2013. – 276 с.
3. Шитов С.Б. Инновационное высшее техническое профессиональное образование: перспективы развития (социально-философский взгляд) // Alma mater – Вестник высшей школы. - 2015.- № 4.- С. 40-44.
4. Шитов С.Б. Инновационный человеческий капитал как основа общества знания (социально -философский взгляд) // Alma mater – Вестник высшей школы. - 2015.- № 2. - С. 35-38.
5. Шитов С.Б. Социально-философский анализ современных тенденций развития информационного общества // Alma mater – Вестник высшей школы. - 2013. - № 6. – С. 88-90.
6. Шитов С.Б. Взаимосвязь высшего технического образования и техносферы в современном обществе как философская проблема // «Вестник МГТУ «Станкин». - 2015. - № 2 (33). - С. 119- 122.
7. Шитов С.Б. Подготовка креативных компетентных специалистов-исследователей в обществе знания // Высшее образование сегодня. - 2015. - № 8. - С. 22-25.