Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА И ЦЕННОСТЕЙ У РЕБЕНКА

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
06 июля 2017г.

FORMATION OF FAMILY VALUES IN A CHILD IN EARLY CHILDHOOD

Guseynova S.F. kizi, 2 Chedzhemov G.A.

(Guseynova S.F. kizi, 1st year student , finance and credit Samara State University of Economics;

© 2017 Chedzhemov G.A., Senior Lecturer, Department of Sociology and Psychology Samara State University of Economics)

Key words: child, upbringing, family values, social institute, personality.

In the article questions of formation of family values at children of school age are considered.

Ключевые слова: личность, воспитание, ценности семьи, социальный институт, ребенок.

В статье рассматриваются      пути     формирования  семейных ценностей      у  детей дошкольного возраста.

Ценности формируются у ребенка уже в раннем детском возрасте. При этом, важно отметить, в какой семье воспитывался ребенок. Социализируясь, он будет подавать пример такого поведения и воспитания, которое он видел в  своей семье и образцы которого ему преподнесли родители. Семья, в которой ценятся духовные ценности, например доброта, поддержка друг друга в разных ситуациях, честность, царит атмосфера взаимопонимания, ребенок не будет одиноким. Все эти качества должны быть сформированы с самого раннего детского возраста, и тогда, будучи взрослым, он сможет зарекомендовать себя как личность с хорошим воспитанием.

Семья является одной из важных социокультурных ценностей, созданной за всю историю человечества. Общество и государство заинтересовано в укреплении и сохранении семьи. Существует много предпосылок и факторов, влияющих на благополучие семьи.

1 .Важнейшее значение имеет «родительский сценарий», показывающий развитие отношений между родителями. Оно показывает как в дальнейшем ребенок будет вести себя в своей, будучи созданной самим, семье.

2 .Единство ценностных ориентаций и т.д.

Благоприятный период для воспитания нравственных качеств личности является период дошкольного возраста.

Основным фундаментом благополучности семьи и ребенка являются семейные ценности.[1] Система ценностей дает возможность решить личности, что для нее важно и значимо в этой жизни.

Одним из семьеобразующим фактором выступает социальная норма, за которой стоит определенная совокупность объективных индивидуальных и общественных потребностей. Данная норма выступает по отношению к семье в качестве как внутренних, так и внешних факторов. Во внешнем факторе семья рассматривается как объективированная норма, то есть, как социальный институт, а во внутреннем - как психологическая группа.[2]

Семейные ценности - это основные постулаты, на которых основывается взаимоотношение в семье, поведение членов семьи. И которые определяют вектор поведения ребенка в обществе, и в дальнейшем оказывают влияние на построение собственной семьи.

Как социальный институт семья всегда руководствовалась правилами, принципами поведения, ценностями, которые способствовали взаимопониманию ее членов.

Семья вносит важнейший вклад в патриотическое воспитание ребенка. Патриотизм ребенка определяется как потребность участвовать в посильных делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы; наличие у детей таких качеств как сочувствие, чувство собственного достоинства. Взаимодействие с родителями приводит к формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных обычаев и традиций.

Очень важно родителям обмениваться своими мыслями, сомнениями, опытом. Для этого им нужно заново осмыслить свои подходы, найти им обоснование, аргументировать целесообразность своих подходов к воспитанию, обучению, развитию малыша. Семейный опыт родителей вызывает живой отклик среди присутствующих, ведь все чувствуют себя на равных, можно свободно спорить, спрашивать, вместе размышлять.

Говоря о формировании семейных ценностей, надо начинать работу с корректировки родительских установок. Ведь именно у родителей ребенок учится проявлять свои чувства и свои привязанности. В семье он видит образцы поведения, когда родные поддерживают друг друга в трудной ситуации, делятся душевным теплом и лаской.[3] Поэтому воспитательная система должна охватывать в первую очередь родителей, предлагая такие формы работы, которые в наибольшей степени заинтересуют взрослых.[4]

«Истинная сущность воспитательной работы… заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка» А.С.Макаренко.

Как отмечает известный психолог Н.Е. Веракса, важно, чтобы схемы семейного поведения демонстрируемые родителями, были адекватны и представляли собой образцы культурного, продуктивного отношения между людьми. Семья выступает как носитель системы ценностей, с которой ребенок выходит в мир.[5] Опыт, который приобретает ребенок в семье, бесценен, если система семейных взаимоотношений поддерживает ребенка.

Семья, являясь для ребенка первым проводником социального влияния, вводит его во все многообразие ролевого поведения, родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина. В связи с этим можно говорить о взаимозависимости «качества » семьи (ее состава, ценностных ориентации, нравственных устоев, уклада, характера детско-родительских отношений, психологического климата, межпоколенных связей и т.д.) и ее возможностей в решении задачи воспитании ребенка как будущего семьянина.

А.М.Рогова рассматривает «семейные ценности» как процесс, направленный на общество в целом, семью и молодое поколение, формирующий позитивные установки к семье.[6]

Семья играет важнейшую роль в формировании воспитания ребенка. Семейные ценности являются стандартами, по которым мы судим, что  правильно, а что  нет. Поэтому необходимо  целенаправленно организовывать формирование семейных ценностей детей в самом раннем возрасте.

 

1 Буланова Д.Д. Формирование принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста // теория и практика общественного развития (2015, №3)

2 Майерс Д. Социальная психология.- СПб., 2000.

3   Медкова Д.В. Семейные ценности как объект социологического анализа / Ломоносовские чтения 2003 г. Студенты. Том №2. – С.103

4 Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999. 232 с.

5   Ковалёва А.В. Интерпретация семейных ценностей и её компонентов в современном обществе (электронный ресурс) // Электронное научное издание « Учёные записки ТОГУ». – Томск, 2010. –Т.2. - №1. – Режим доступа: www.ejournal.khstu.ru/ejournal@khstu.ru.

6   Рогова А.М. Особенности формирования семейных ценностей у современной российской молодёжи // Современные проблемы науки и образования. – 2007. - №1 – C. 66-69