Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ХАКАСЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Абакан
ВУЗ:
Дата:
21 марта 2016г.

Хакасы, титульный этнос Республики Хакасия (РХ), составляют всего 12% населения региона, что является одним из главных факторов ускорения ассимиляционных процессов. В течение ХХ в. хакасский язык утратил многие социальные функции, были почти забыты традиции и обычаи, увеличилось число смешанных браков, серьезно деформировалось этническое самосознание. С другой стороны, в силу особенностей исторического развития, в том числе активного промышленного освоения региона, существенно повысились уровень образования и освоения хакасами современных профессий.

Под влиянием описанных выше процессов серьезной деформации подверглась этническая культура, в том числе ее ценностное ядро. Анализ традиционного мировоззрения хакасского народа [1] показал, что в течение веков  главными  ценностями  хакасов  являлись  «родная  земля  –  отцовское,  материнское  владение», «черноголовый народ с солнечной грудью», наконец, «семья». Исследования, проведенные нами в 1996 году, показали, что эта иерархия ценностей оставалась для респондентов достаточно устойчивой.

Однако ускоряющиеся, не в последнюю очередь, под влиянием глобализации, кризисные процессы вносят существенные изменения в мировосприятие народа. Известно, что интересы транснациональных корпораций простираются на все территории мира, независимо от того, в какой стране они находятся. Хищническое расхищение тайги, размещение опасных предприятий, нерегулируемые миграционные потоки и пр. – все это усиливает уровень тревожности хакасов. Утрата родной земли становится для них крахом перспектив собственного будущего и воспринимается как этническая трагедия. Вопиющими фактами последних лет являются разработка угля открытым способом на территории 5 населенных пунктов Алтайского и Бейского районов, где проживает 12% хакасов; уничтожение кедровников в Таштыпском и Аскизском районах, заключение договора с КНР на строительство марганцевого завода (первого класса опасности) в туристической зоне Ширинского района. Все это территории проживания коренного населения республики. И, казалось бы, в этих условиях «родная земля» должна оставаться важнейшей ценностью. Однако проведенный нами в марте 2015 года опрос хакасского населения г. Абакана и Аскизского района показал иные результаты. В иерархии наиболее значимых ценностей (можно было назвать не более трех) первое место занимает «семья» (90%), затем - «здоровье» (62.2%), «материальное благополучие» (24,1%), «мой народ» (23%), а ценность «родная земля» стоит лишь на шестом месте (16,7%). Однако необходимо отметить и то, что чувство ответственности за родную землю испытывают 32,6% респондентов. В условиях жестких социальных трансформаций значимыми для человека становятся обстоятельства «ближнего круга» (семья, здоровье и пр.), именно за них человек берет на себя ответственность в первую очередь (74,1% - «за своих детей», 58,9% - «за своих родителей», 41,1% - «за свой народ»). Внушает осторожный оптимизм тот факт, что значительная часть этноса, на фоне нарастающего кризиса, все же считает для себя важным участвовать в жизни своего народа и защищать родную землю.

Для современных хакасов «родная земля» и «республика» стали все более и более тождественными понятиями. Образованная в 1991 году Республика Хакасия, по сути, является актом восстановления исторической справедливости. Обретение хакасами государственности является продолжением исторических форм самоуправления этноса («Древнехакасское государство», «тюркского каганата», «киргизского великодержавия» и пр.). Опрос показал, что 41,1% респондентов считают себя, в первую очередь, жителями РХ, 30,4% - представителями своей национальности, 12,2% - жителями России, 7% - жителями города (села), по 3,7% -    жителями Сибири и гражданами мира. Почти 90% респондентов «очень гордятся» и «в общем, гордятся» достижениями своей республики, иначе думающих зафиксировано всего 7,4% ответивших. Проявляют активный интерес к событиям, происходящим в РХ, 80% респондентов, проживающих в Аскизе, и 76,3% - в Абакане.

Более двух третей респондентов (68-70%) испытывают гордость при виде республиканских политических символов – герба и флага. Культурными символами, своеобразными «брэндами» республики,    они назвали «Салбыкский курган», «Хуртуйях тас» и «чатхан». Среди исторических или мифических личностей, которые, по мнению респондентов, являются наилучшим воплощением образа типичного представителя хакасского народа, названы: профессор Петербургского университета, лингвист мирового уровня Н.Ф.Катанов, персонажи одноимѐнных произведений хакасского героического эпоса Алтын Арыг и Абахай Пахта, последний хакасский князь Иренек Хан, боровшийся против царских захватчиков, писатель Н.Г. Доможаков и  др. Необходимо указать, что в 1990-е и в начале 2000-х респонденты затруднялись ответить на эти вопросы.

Среди судьбоносных событий, оказавших наиболее благоприятное влияние на судьбу народа и которыми могут гордиться респонденты, на первом месте стоит «образование Республики Хакасия» (22,2%), «образование Древнехакасского государства» (4,4%), «присоединение Хакасии  к России» (3,3%), по 2,6% получили деятельность хакасских ученых Н.Ф.Катанова и С.Д. Майногашева, «строительство Саяно-Шушенской ГЭС» и пр.

Наибольшие затруднения вызвал вопрос, «Какие судьбоносные исторические события из истории хакасского народа вызывают у Вас чувство неодобрения, разочарования?». Число не сумевших на него ответить - 64,8% респондентов. Тем не менее, среди ответов можно выделить наибольшие показатели: по 3,7% респондентов считают травмирующими событиями «нашествие татаро-монгольского ига», «присоединение к России», «сталинские репрессии 1930-х годов».

Одним из важнейших маркеров этнической идентичности, как известно, является родной язык. Чуть более половины (56,7%) респондентов свободно говорят, читают и пишут на родном языке, 21,5% - понимают, но не говорят на хакасском языке, 15,9% - свободно говорят на родном языке, 5,9% - даже не понимают хакасского языка. Знание и владение родным языком существенно разнятся в Абакане и национальном Аскизском районе, где языковая среда еще сохраняется, т.к. в нем хакасы составляют больше половины населения. По мнению 51,5% респондентов, обучение в семье является важнейшим условием сохранения языка, вместе с тем, около трети респондентов уверены, что государство обязано различными способами восстанавливать социальные функции хакасского языка как одного из государственных языков Республики Хакасия. Серьезной проверкой уровня развития национального самосознания хакасов стали события апреля-мая 2015 г., когда журналист А.Березин в одной из передач городского телевидения высказал, по сути, настоятельное требование отказать в государственной поддержке хакасского языка как народа малочисленного. Реакцией стал активный сбор подписей под письмом протеста Главе Правительства РХ, Прокурору РХ, профильным министрам дать правовую оценку позиции журналиста с соответствующими для него последствиями.

Когда в условиях глобализации под угрозой оказываются родной язык, традиции, обычаи, искусство, религиозные ценности, часть этнофоров смиряется перед ассимиляцией. Другая часть народа, чаще всего это национальная интеллигенция, старается не только сохранять, но и активно развивать этническую культуру. Одним из этноконсолидирующих факторов является, помимо прочих, религия. Суммарный ответ на вопрос о религиозной идентичности респондентов («язычество», «шаманизм», «тенгрианство») получил 30,4%, из них считающих себя тенгрианцами было 7,4%.

Глобализация, расширяя информационное пространство бытия народа, предлагает новые средства и механизмы развития. Одним из них являются т.н. социальные сети, которые выполняют не только информационные, но и консолидирующие функции. Треть опрошенных регулярно посещают их и выражают свою позицию по наиболее актуальным вопросам. Так, например, на ресурсе «Тадар чоннын сайты» [2] более трех десятков тем посвящено анализу различных аспектов хакасского тенгрианства. Одной из наиболее обсуждаемых тем последнего времени является вопрос о сооружении Храма Тенгри. В условиях социальных потрясений, как правило, реанимируются мифы о спасителе, который сможет мобилизовать народ на исторический прорыв. Одним из таких персонажей является Тадар Хан – могучий каган всех тюрков, отдыхающий на священном хребте Хан-сын в Саянах. Как практическую реализацию идеи о скором пришествии спасителя пользователями сайта предлагается праздновать День Тадар-хана 22 июня.

Таким образом, неомифологическое сознание хакасов в условиях глобализации ревитализирует старые символы как ресурс формирования новой картины мира. Миф, как в прошлом, так и в настоящем, помогает этносу обрести целостность во времени и в пространстве. Анализ результатов опроса представителей хакасского народа 2015 года позволяет, с одной стороны, подтвердить высокую значимость ценностей «родная земля», «хакасский народ», «семья» как этнообразующих. С другой стороны, исследование зафиксировало изменение конфигурации системы ценностей. На первое место выходит ценность «семья», что отражает действие общеисторической закономерности: этнос, находящийся в состоянии кризиса, возвращает базовые социальные институты (семья, род).

Работа подготовлена в рамках реализации проекта РГНФ № 15-03-18023 «Акторы российской социокультурной модернизации: региональное измерение».

 

Список литературы

1.      Анжиганова Л.В. Традиционное мировоззрение хакасов: опыт реконструкции. - Абакан: Издательство ХРИПКиПРО, 1997; Анжиганова Л.В. Эволюция мировоззрения хакасов. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2006.

2.      http://www. khakasia.com