Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВЕТСКИЙ ПРОЛОГ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
21 марта 2016г.

Национальная политика Российской Федерации представляет собой плодотворную и любопытную тему для исследования, так как включает множество акторов и переменных с непростыми, изменчивыми отношениями, а также подвержена изменениям, зависящим от воли властвующих лиц, и является одним из самых спорных и сложных вопросов внутренней политики Российской Федерации. После распада Советского Союза одной из центральных проблем его правопреемницы – Российской Федерации - стала национальная политика. Появившиеся еще при Союзе проблемы межнациональных отношений в постсоветский период приобрели особую остроту. Начавшиеся с открытых сепаратистских тенденций, они и сейчас сохраняют определенный ―болезненный‖, неурегулированный, статус. Это можно проследить в современной политической  повестке: создании ―Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года‖, Совета при Президенте по национальной политике, планировании Федеральной Целевой Программы по национальной политике, по кадровым перестановкам (предоставление Р.Г. Абдулатипову поста И.О. президента республики Дагестан), по предложению отменить прямые выборы высших должностных лиц в республиках и т.д. Так как проблемы национальной политики страны всегда тем или иным образом связаны с вопросами государственной целостности, безопасности, отношением федеральных и региональных элит и долгосрочным стратегическим планированием, для продолжения существования государства их необходимо своевременно решать. В 1991 году –   второй раз после 1917 г. - произошло коренное изменение пространства функционирования этнополитических и этноконфесиональных факторов, а также полностью изменилась государственная система. Особенности этих изменений во многом заложили фундамент дальнейших преобразований на ближайшие несколько лет. Именно в это время происходило огромное количество событий, напрямую связанных с будущей национальной политикой строящегося Российского государства. Обобщая преобразования советской власти на поприще этнической политики, можно сказать, что линия СССР в данной сфере была весьма хаотичной: от первоначальной задумки Ленина к последнему преобразованию Горбачева она воплощалась по принципу маятника, колеблющегося между двумя полюсами. Первая, ленинская, попытка строительства государства без титульной нации не удалась, следующие, чередующиеся после нее смены парадигм, от коренизации до русификации и ассимиляции, также не вполне смогли убедить национальные меньшинства в необходимости соседства со ―старшим братом‖ в пределах одного государства, что выразилось в недовольстве союзных республик Центром и сильных сепаратистских тенденциях. Откровенно руссоцентристская политика советского государства в годы Второй мировой войны сильно пошатнула доверие между национальными элитами и русскими. В советский период можно отчетливо проследить смену различных моделей национальной политики. В ней были стадия позитивной дискриминации, стадия восхваления русских как ―первых среди равных‖, а также стадии коренизации, русификации, руссоцентризма и ассимиляции. Несмотря на то, что российская политика еще слишком молода для подобных обобщений, автор данной работы все же попробует отстоять свой тезис о двух различных моделях национальной политики в постсоветский период. Это, с одной стороны, метод реализации национальной политики как ―заигрывания с элитами‖ и децентрализации, использовавшийся Б.Н. Ельциным до начала 2000-х годов, и метод ―закручивания гаек‖ и централизации, который реализуется с приходом к власти В.В. Путина.

Возвращаясь к советской национальной политике, следует отметить, что протестный потенциал национальных движений за всю историю СССР был чрезвычайно высок (особенно в 1917, 1922-1930, 1942-1943, 1950-1970 и 1980-е гг.) На территории государства фиксировались активные сепаратистские настроения, которые начинали позднее трансформироваться в требования отделения от СССР или бунт против присоединения к нему. Многие советские народы противоборствовали центру в попытках наладить их жизнь в единой стране, поэтому в период Второй мировой войны среди коллаборационистов доля представителей этнических меньшинств составляла около 78%. Главная заслуга СССР в области национальной политики, по мнению большинства исследователей, заключалась в том, что он дал представителям различных национальностей возможность осознания себя как отдельных общностей. Во многом именно благодаря политике коренизации, русификации, руссоцентризма и ассимиляции в национальных сообществах зародилось понимание себя и стремление ―отстроить‖ собственную идентичность, отталкиваясь от ―другого‖. Помимо этого советское государство при всех совершенных промахах и перегибах в области национальной политики, иногда принимавших форму террора и депортации, сильно помогло этническим меньшинствам в восстановлении культур, традиций и языков. Немалое значение для развития национального самосознания имел и национально-территориальный принцип разделения страны. Как отмечает В.А. Тишков: ―Социалистические страны создали прекрасный материал для сепаратизма, положив с саморазрушительной декларативностью этнический фактор в основу внутреннего государственного устройства и вложив огромные ресурсы в образование и культурное развитие меньшинств‖. Исходя из этого, можно утверждать, что советский период помог национальным меньшинствам осознать себя и свои потребности и в дальнейшем действовать согласно собственным целям и убеждениям, зачастую стремясь к отделению и суверенитету. За все время существования СССР партийной номенклатурой не был выработан и реализован общий проект национальной политики, который можно было бы претворить в жизнь в столь большом союзном государстве. После 1991 года руководством Российской Федерации для сохранения территориальной целостности и поддержания хороших отношений между центром и республиками, оставшимися в составе уменьшившейся в размерах страны, заново стали предприниматься попытки строительства национальной политики. Чрезвычайно важными для понимания национальной политики 1990-х гг. являются две связанные друг с другом тенденции – сепаратизм и кризис идентичности. Источником первого в свое время выступала национальная элита, чье поведение отчасти определялось собственными чаяниями, отчасти – запросами коренного населения этнических регионов, что зачастую в дальнейшем приводило к требованию суверенитета. Кризис идентичности, в свою очередь выразился в том, что после распада СССР у жителей постсоветского пространства пропала возможность определять свою идентичность как советскую, а новая идентичность к тому моменту не сформировалась. Идентичность поначалу стала весьма разрозненной, а затем с трудом менялась на слабую двойственную (гражданин Российской Федерации и вместе с тем представитель какой-либо нации), или тройственную – этническая идентичность, республиканская идентичность и российская идентичность. Помимо двух указанных важных явлений – сепаратизма и кризиса идентичности, - следует также отметить, что начало 1990-х годов было уникальным моментом разрушения старой политики и выстраивания новой, в котором присутствовали одновременно и существенная свобода принятия решений и сильные риски в плане сохранения целостности государства. В этот период в Российской Федерации произошло первое внедрение в жизнь различных ―моделей‖ государственной национальной политики, которые послужили теоретической и практической основой для попыток формирования новой национальной доктрины и межнациональных отношений. Следует отметить, что период начала 1990-х годов определяется исследователями как весьма сложный этап становления России. Отношения между федеральным центром и регионами и между субъектами федерации оставляли желать лучшего и практически все споры шли вокруг неравного статуса субъектов федерации. В Российской Федерации с момента ее возникновения было выбрано государственное устройство по принципу президентской республики федеративного типа. Это государственное устройство было преобразовано из советской федерации с чертами унитаризма. Основные вехи формирования национальной политики Российской Федерации можно проследить на примере подписания и реализации различных государственных документов и создания всевозможных органов по делам национальностей.

Таким образом, национальная политика Российской Федерации с 1990 по 2015 год дважды поменяла свое направление. Множество принятых документов, составляющих нормативно-правовую базу, созданные институты и доктринальные шаги не привели к строительству жесткой сетки отношений между центром и регионами и между самими субъектами федерации.

 

Список литературы

1.      Кравченко И.Н. Историческая память и образ прошлого в культуре пореформенной России // НаукаПарк.2015. № 1 (31). С. 4-7.

2.      Кравченко И.Н., Туфанов Е.В. Специфика формирования межнациональных отношений в России // НаукаПарк. 2015. № 3 (33). С. 18-20.

3.      Кравченко И.Н. Исторический опыт Федеративной политики советского государства. // Основные проблемы общественных наук: сб. науч. тр. меж.научн. конф. Волгоград. 2014. С. 6-9.

4.      Кравченко И.Н. Общественно-политическое противостояние в 90-е гг. XX века // Актуальные вопросы общественных наук в современных условиях развития страны: сб. науч. тр. меж.научн. конф. Санкт- Петербург. 2015. С. 6-8.

5.      Кравченко И.Н. Государственная национальная политика Российской Федерации в условиях развивающейся демократии // Актуальные проблемы общественных наук в России и за рубежом: сб. науч. тр. меж.научн. конф. Новосибирск. 2015. С. 12-14.

6.      Кравченко И.Н. Основы национально-государственного самоопределения // Актуальные вопросы современных общественных наук: сб. науч. тр. меж.научн. конф. Екатеринбург. 2015. С. 7-9.

7.      Кравченко И.Н. Общественно-политический кризис как военное противостояние // Война, народ, победа в исторической и культурной памяти: сб. тр. науч. конф. Ставрополь. 2015. С. 64-70.

8.      Кравченко И.Н. Конструирование макрополитической идентичности в постсоветской России: символическая политика в трансформирующейся публичной сфере // Актуальные философские и методологические проблемы современного научного познания: сб. тр. науч. конф. Ставрополь. 2014. С. 119-126.

9.      Кравченко И.Н. Тенденции развития национальной политики в северокавказском регионе // Актуальные философские и методологические проблемы современного научного познания: сб. тр. науч. конф. Ставрополь. 2013. С. 124-131.

10.   Кравченко И.Н. Социально-экономическая и национальная политика на Северном Кавказе // Вестник Института дружбы народов Кавказа «Теория экономики и управления народным хозяйством». 2013. Т.2. № 26. С. 19.