Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ПРОБЛЕМЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ И НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
26 июня 2016г.

В многонациональном государстве составной частью политических отношений являются межнациональные отношения. Государство налаживает, регулирует отношения между нациями и народностями. Совокупность принципов, норм, правил, посредством которых осуществляется управление национальными отношениями, составляет национальную политику. В каждой многонациональной стране национальная политика имеет свои особенности. Вместе с тем, существуют проверенные историческим опытом пути и методы решения национального вопроса, оптимизации национальных отношений. В системе национальных отношений ключевыми, решающими, являются политические аспекты. Непосредственно к сфере политики относятся такие вопросы национальных отношений, как национальное самоопределение, сочетание национальных и интернациональных интересов, равноправие наций, создание условий для свободного развития национальных языков и национальных культур, представительство национальных кадров в структуре власти и некоторые другие вопросы. Вместе с тем, на формирование национальной идеи, политических установок, политического поведения, политической культуры заметное воздействие оказывают исторически складывающиеся традиции, социальные чувства и настроения, географические и культурно-бытовые условия обитания наций, народностей. Важнейшим выражением сущности национальных отношений является национальный вопрос. Национальный вопрос — это, прежде всего, отношения национального неравенства, неравенство уровней экономического и культурного развития различных наций, отставание неравноправных и угнетенных наций от наций привилегированных, великодержавных. Это атмосфера национальной розни, вражды и подозрений на национальной почве, закономерно возникающих на основе неравноправия и фактического неравенства наций в доступе к экономическим и культурным ценностям. Национальный вопрос — проблема не столько этническая, сколько социально-политическая. Национальный вопрос всегда имеет конкретно-историческое и социальное содержание, включающее совокупность национальных проблем на определенном этапе развития данной страны. На конкретном содержании национального вопроса отражаются особенности исторического развития страны и ее народов, специфика их социально-экономического и политического устройства, социально-классовой структуры, национального состава населения, исторических и национальных традиций и другие факторы. Причем с решением одних проблем возникают другие, подчас более сложные, обусловленные возрастанием уровня развития самих наций. Поэтому не может быть полного и окончательного решения национального вопроса во всех аспектах и социальных измерениях. Национальный вопрос в бывшем СССР был  решен  в нескольких аспектах: уничтожен национальный гнет и в определенной мере — национальное неравенство (экономическое и культурное), созданы условия для экономического, социального и культурного прогресса бывших национальных окраин. Вместе с тем были допущены и серьезные  ошибки и нарушения в ходе проведения национальной политики. Противоречия и конфликтные ситуации порождались самим фактом совместного проживания в одном союзном государстве более 130 наций, народностей, национальных и этнических групп. Национальные образования существенно различались по этносоциальным, этнокультурным, этнодемографическим характеристикам. Эти различия обусловили различие интересов и потребностей народов, что и порождало противоречия. Развал СССР вызвал многочисленные трения и конфликты на разных уровнях и в разных регионах одной шестой части планеты. На фоне усиления тенденции к национальному самоопределению, подъема национального самосознания проявились центробежные, сепаратистские устремления этнополитических сил, ставящих свои амбиции выше жизненных интересов народов. Поиск механизмов и способов их решения интенсивно ведется сегодня по многим направлениям. Заключение Федеративного договора, принятие новой Конституции и целого ряда законов, прямо или косвенно регулирующих отношения между субъектами Федерации, двусторонние договоры о разделении полномочий — все это создает правовую базу не только для развития межнациональных отношений, но и для нормального функционирования всего общественного организма, успешного становления новой федеративной государственности. Накапливаемый в этом направлении опыт требует своего своевременного и всестороннего анализа с учетом того, что межнациональные отношения теснейшим образом связаны со всеми другими видами общественных отношений, а их содержание и формы проявления детерминируются общей ситуацией в стране.

Во второй половине XX века на политической карте мира появилось более сотни новых государств. И этот процесс продолжается. Неудивительно, что национальные отношения в мире одни из самых важных и в некоторых районах - самые беспокойные, вызывающие войны, революции и пр. А вместе с ними, понятно, огромную роль играет и идеология (обоснование) этих отношений - национализм. Его можно определить как всемирное восхваление своих народа, страны, религии и т. п. Нации, не имеющие собственного государства, порой стремятся создать его, и - напротив - господствующие народы стремятся подавить такие желания.

Люди издавна живут на планете, группируясь в определённые национальные сообщества, которые называются этносами. В древности это были роды, племена или союзы племён. Затем народности. А с развитием индустриального общества - нации. На земном шаре многие тысячи наций, народностей, племён. Они имеют свой язык (или диалект), культуру, исторические особенности, традиции, религии и пр. Нации, в отличие от менее развитых общностей, связаны также с единой письменной культурой (в том числе и через средства массовой информации - СМИ), тесными экономическими отношениями, системой транспорта связи и мн. др. Некоторые племена насчитывают меньше тысячи человек, а иные нации - это десятки или даже сотни миллионов. Но каждая народность неповторима и имеет право на уважение к своим особенностям. Обычно народы живут не изолированно, а тесно соприкасаются друг с другом. Бывает, что одни народности как бы растворяются (ассимилируют) в  других. Некоторые же в самых неблагоприятных условиях сохраняют свои особенности. Происходят и процессы взаимного сближения. Национальные отношения - понятие сложное. В разных местах на первый план могут выйти те или иные показатели: религия ли, язык, обычаи и др. Национальные отношения заключаются в том, каким образом уживаются эти различия; существует ли вражда, ненависть, противостояние, или, напротив, мир, согласие, взаимопонимание; смотрят ли на человека прежде всего с позиции: кто он по национальности, или, напротив, это последнее дело; как относятся к межнациональным бракам и т. п. Важны и формы поддержки национальных особенностей. Есть ли особые школы, газеты, культурно-национальные организации и т. п. или нет; есть ли какие-то формы государственной и политической организации. Бывают национальные партии, движения. Опыт показал, что попытки дать каждой или ведущим нациям государственное устройство очень часто оказываются неудачными. Это в определённый период может вести к расколам, недовольствам со стороны других провинций, понижению прав некоренного населения в национально- государственных образованиях. Всё это отчётливо проявилось в республиках СССР, который раскололся именно по национальным союзным республикам. Но есть и много других проблем в России. Важнейшая - неравноправие между национальными республиками (бывшими автономиями) и другими областями и краями. Национальные республики фактически имеют преимущества перед русскими районами. Это вызывает сепаратизм - движение к независимости или большей независимости в русских районах (Урала, Дальнего Востока, Сибири), что подрывает единство. А при кризисе центральной власти грозит неприятностями. Очень болезненна также проблема беженцев и переселенцев, которые переехали в Россию, а также тех русских, что живут в странах СНГ. Всё это ещё очень долго будет давать о себе знать. В заключение отметим, что всё же национальной нетерпимости в нашем народе немного.

 

Список литературы

1.     Кравченко И.Н. Противостояние федерального центра и Чеченской республики: исторический аспект // НаукаПарк. 2013. № 6 (16). С. 9-14.

2.     Туфанов Е.В., Кравченко И.Н. Социально-экономический кризис в начале 1920-х гг. Переход от военного коммунизма к новой экономической политике // НаукаПарк. 2014. № 8 (28). С. 9-12.

3.     Кравченко И.Н. Взаимоотношения федерального центра и Чеченской республики в 90-е гг. XX века: исторический аспект: дис. канд. ист. наук. Владикавказ, 2005. 175 с.

4.     Кравченко И.Н. Тенденции развития национальной политики в северокавказском регионе // Актуальные философские и методологические проблемы современного научного познания: сб. тр. науч. конф. Ставрополь. 2013. С. 124-131.

5.     Кравченко И.Н., Гузынин Н.Г. О роли концепции государственной национальной политики в России // НаукаПарк. 2014. № 5 (25). С. 16-19.

6.     Кравченко И.Н., Туфанов Е.В. Актуальные проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в аграрных вузах // Вестник АПК Ставрополья. 2014. № 2 (14). С. 248-251.

7.     Методологический, философский и социогуманитарный анализ российского общества: моногр. / Н.Г. Гузынин, И.И. Гуляк, С.П. Золотарев, С.Б. Калинченко, И.Н. Кравченко, Е.В. Туфанов. Ставрополь: ООО ИД «ТЭСЭРА», 2014. 176с.

8.     Туфанов Е.В., Кравченко И.Н. Номенклатура – правящий класс Советской России // НаукаПарк. 2014.№ 10 (30). С. 101-102.

9.     Туфанов Е.В., Кравченко И.Н. Советская политическая система в период 1917 – 1920 гг. // НаукаПарк. 2014. №3(23). С.29-32.

10. Кравченко И.Н. О необходимости совершенствования политики Российской Федерации на Северном Кавказе в начале XXI века // НаукаПарк. 2013. № 6-3 (19). С. 19-27.