Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭТАПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ССЫЛКИ ПОЛЯКОВ В СИБИРЬ XIX ВЕКА НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «РУССКИЙ АРХИВ»

Авторы:
Город:
Сургут
ВУЗ:
Дата:
06 июля 2017г.

Истории политической ссылки в Сибирь посвящено значительное количество исследований, как в отечественной, так и иностранной историографии. Однако материалы журнала «Русский архив» при этом использовались эпизодически. Изучение материалов историко-литературного журнала позволяет углубить основные характеристики и представления о политической ссылке поляков XIX века, сложившиеся в работах исследователей, в частности, об ее этапах, причинах и специфике. Цель исследования – определить представление об этапах политической ссылки поляков в Сибирь XIX века на страницах журнала «Русский архив». Фронтальный просмотр годовых комплектов ежемесячника за 1863 – 1917-е гг. (годы издания журнала) показал, что обращение авторов к теме «поляки и их ссылка» в Сибирь наблюдалось в течение всего периода его существования. На страницах журнала изложены как подробности революционных событий в Царстве Польском, так и дальнейшая  судьба осужденных и сосланных в Сибирь  польских мятежников. Мировоззренческие основы журнала были близки к умеренно-либеральному направлению, а с 1880-х годов наблюдался постепенный переход к консерватизму, что сказалось и на описании сюжетов о политической ссылке. По годам выпуска статей можно проследить следующую динамику обращения авторов к теме. Большинство статей было опубликовано во второй половине 1860-х - 1880-е годы, что связано с апогеем политической ссылки в Сибирь польских повстанцев 1863 года. Материалы журнала в основном формировали представление о двух основных этапах политической ссылки поляков в Сибирь: после 1830-х годов и 1860-х годов, которые стали следствием соответствующих польских мятежей.

Первые публикации в журнале были посвящены ссылке мятежников 1830-х годов, когда уже прошло значительное время после подавления восстания, и свершилось новое выступление. Тем самым авторы стремились показать определенную последовательность, закономерность в обострении польского вопроса в течение XIX века. Основные сюжеты рассматриваемого этапа ссылки касались выявлению ее причин, форм и методов наказания мятежников, их состава и мест наказания.

В одной из первых статей журнала В.С. Попова [12, с.14] причины ссылки польских мятежников связывались с необходимостью обезопасить государство от разного рода сепаратистов. Опубликованная в 1867 году статья И.С. Ульянова «Заметки о Польском восстании 1830 г.» [16, с.405] транслировала представление о необходимости вмешательства русских войск против повстанцев, которых автор характеризует как «преступников», «революционеров» и «мятежников». Кроме того, формировалось представление о неизбежности их наказания, в том числе и ссылке в Сибирь. Целесообразность ссылки польских мятежников в сибирский регион подтверждалась и материалами опубликованных писем Сперанского М.М. к его дочери Елизавете Михайловне [15, с. 1699]. Пребывание в таких местах должно было способствовать исправлению ссыльных различными способами, что зависело от вида наказания (каторга, поселение, жительство, водворение, арестантские роты и т.п.).

Опубликованные на страницах журнала в 1870-е годы записки Н.В Берга содержали подробную информацию о подавлении восстаниях 1830-х годов, о методах расправы с повстанцами. Многих из них «постигла участь государственных преступников первого разряда», им были «определены наказания военным судом» [9, с.1813]. Среди форм их наказания автором отмечались: «смерть», «виселица», «расстрел», каторжные работы, ссылка в Сибирь. Тем самым транслировалась ожесточенная борьба русского правительства с повстанцами, в результате которой многие из них были казнены, наказаны телесно или отправлены в Сибирь. Кроме того, воспоминания графини Блудовой А.Д. формировали представление о жесткой позиции русской власти относительно польского вопроса [5, с.135]. Тем самым транслировалось убеждение о необходимости применения методов подавления и ссылки мятежников ради спокойствия в регионе и сохранения Царства Польского в составе Российской империи. Подобная мысль прослеживалась и в опубликованных в 1875 году «Автобиографических записках сенатора Е.Ф. фон-Брадке», которые подробно описывали подавление польского мятежа 1830-х годов русской армией [2, с.289].

Представленные на станицах журнала воспоминая участников подавления восстания 1830-х годов формировали представление о необходимости подавления восстания во избежание нового витка восстания. Так, в воспоминаниях Е.П. Самсонова отмечалось о «необходимости показательной расправы над зачинщиками и виновниками, которых для устрашения остающихся на воле повстанцев публично казнили и отправляли на каторгу в Сибирь» [6, с.459]. Дюгамель А.О. отмечал свое негодование относительно возникновения мятежа, обосновываясь непониманием его причин [1, с.529]. Также послание Графа Бенкендорфа к великому князю Константину Павловичу во время Польского мятежа проясняло суть имперской политики России относительно польского вопроса: «если бы Россия пошла на уступки, то она уронила бы себя во мнении других народов» [8, с.37]. Опубликованные письма А.Я. Булгакова к своему брату, написанные в 1831 году из Варшавы проясняли информацию о необходимости таких методов подавления польских повстанцев, как казнь и каторга [14, с.64].

В 1908 году на страницах журнала появилась публикация, раскрывающая отельные сюжеты о предыстории обострения польского вопроса в 1830-е годы, наказания польских повстанцев. По материалам Н.Н. Новосильцова транслировалось представление о тайных кружках польских патриотов-сепаратистов 1810-1820-х годов, члены которого после разоблачения в 1820-е годы были отправлены в ссылку в Сибирь. Несмотря на это, «польские карбонарии существовали до восстания 1863 года» [11, с.311].

Таким образом, публикации о польском восстании 1830-х годов и начале массовой ссылки поляков после его подавления формировали представление о сути имперской политики российского государства в решении польского вопроса. Относительно ссылки транслировалось представление о ее роли и значимости в системе наказания  империи. Ссылка польских повстанцев в данный  период  рассматривалась как необходимое и целесообразное средство в борьбе с преступниками. Тем самым вскрывались причинно- следственные связи ссылки мятежников, демонстрировались различные формы их наказания.

Второй этап политической ссылки поляков в Сибирь после 1860-х годов также нашел отражение на страницах журнала. В опубликованных «Записках Н.В. Берга о польских заговорах и восстаниях» под конец бунта 1863 года прослеживается опасение мятежников попадания в ссылку в Сибирь, что, не только усиливало понимание провала мятежа и желание сдаться у одних, но и возбуждало на патриотический подвиг других [10, с.1149]. Материалы статьи свидетельствовали о том, что русская политика показательного наказания преступников через отправку их в сибирскую ссылку и публичную казнь сыграла свою роль психологического давления на повстанцев, благодаря чему многие из них сдавались. Данная мысль нашла отражение и в опубликованной в 1885 году на страницах журнала «Апологии графа Ф.Ф. Берга от польских наветов», в которой отмечались результаты такой политики: «поляки снова сами начали помогать правительству» [3, с.449].

Другие аспекты изучаемой темы как масштабность восстания и как следствие польской ссылки демонстрировали опубликованные в 1899 году «Воспоминаниях Н.Д. Богатинова». Описывая бунт поляков в Киеве, автор отмечал, что «учебные заведения края скрывали в своих недрах немало сил, задействованных в польском мятеже» [7, с.98]. Материалы воспоминаний графа Н.Г. Ностица формировали представление о результативности карательной системы, в частности ссылки в Сибирь. Это касалось исправления мятежников в сибирском изгнании и возможности смягчения их участи за хорошее поведение [13, с.619]. Кроме того, статья Истомина В.А. о событиях  1863 года вскрывала основные проблемы организации политической ссылки поляков, в частности относительно выдачи пособий [4, с.57].

Таким образом, представленные на страницах журнала публикации о событиях польского восстания 1860-х годов и соответствующей ссылке повстанцев транслировали представление о тактике русской власти в борьбе с мятежниками, о назначении им наказания, о проблемах организации ссылки. Здесь уже не делались акценты на причинно-следственные связи ссылки поляков, а в большей степени вскрывались ее отдельные сюжеты как карательной меры, нуждающейся в реформировании.

В целом, публикации журнала «Русский архив» позволяют определить спектр проблем, которые рассматривались на его страницах относительно польской политической ссылки XIX века. Так, авторы публикаций на фоне событий, происходивших в Польше, в основном рассматривали следующие проблемы: причины ссылки польских политических преступников; организация политической  ссылки; расселение ссыльных на территории Сибири. В основном данные проблемы рассматривались с привязкой к наиболее массовым периодам ссылки поляков 1830-х и 1860-х годов. Появление подобных публикаций было обусловлено активизацией института ссылки, в том числе поляков, как одного из способов наказания, применяемого карательными органами в отношении политически неблагонадежных граждан для обеспечения государственной безопасности.

Список литературы

 

1.        Автобиография А. О. Дюгамеля V-VII. 1885. // Русский архив. № 1-4. - М., 509-546.

2.        Автобиографические Записки сенатора Е.Ф. фон-Брадке. 1875. // Русский архив. - № 1-4. - М., 269-307.

3.        Апология графа Ф. Ф. Берга от Польских наветов. Теобальда. 1885. // Русский архив. - № 9-12. -М., 443-453.

4.        Военное положение в Царстве Польском во времена мятежа 1863 года. Правительственные бумаги. Сообщены В. А. Истоминым. 1903. // Русский архив. - № 9-12. – М., 37-84.

5.        Воспоминания графини А. Д. Блудовой. 1875. // Русский архив. - № 1-4. – М., 129-143.

6.        Воспоминания Е.П. Самсонова. 1884. // Русский архив. - № 1-2. - М., 439-481.

7.        Воспоминания Н.Д. Богатинова. 1899. // Русский архив. - № 9-12. - М., 91-118.

8.        Граф Бенкендорф к великому князю Константину Павловичу, во время Польского мятежа.1885.// Русский архив. - №1-4. - М., 35-45.

9.        Записки Н.В. Берга о Польских восстаниях с 1831 г. 1870. // Русский архив. - № 1-6. – М., 1811- 1928.

10.     Записки Н.В. Берга о Польских заговорах и восстаниях. 1873. // Русский архив. - № 7-12. – М.,1139-1167.

11.     Из архива Н.Н. Новосильцова. 1908. // Русский архив. - № 1-4. – М., 308-317.

12.     Из бумаг Потемкинского секретаря В.С. Попова. Две политические записки о Польше 1815 г.1866. // Русский архив. – Вып. 2. – М., 2-38.

13.     Из воспоминаний графа И.Г. Ностица (о Польском мятеже 1863 года). 1900. // Русский архив. -№ 5-8. – М., 611-624.

14.     Письма А.Я. Булгакова к его брату (1831). 1902. // Русский архив. - № 1-4. М., 44-106.

15.     Письма М.М. Сперанского к его дочери, Елизавете Михайловне, с дороги в Сибирь, из Сибири и с возвратного оттуда пути (1819 и 1820 гг.). 1868. // Русский архив. - № 9-12. – М., 1681-1811.

16.     Ульянов И.С. Заметки о Польском восстании 1830 г. 1867. // Русский архив. - № 1-6. - М., 402- 409.