09 июля 2017г.
Городской туризм - это сравнительно новый вид туризма в современном мире.
Изначально, термин «городской туризм» или «городское путешествие» появился в Европе в 1980 году, а в 1997 году его определение было включено в словарь по общей географии Гартмута Лезера. В словаре было дано определение, в котором подчеркивалось, что городской туризм представляет собой краткосрочное путешествие от 1 до 4 дней по причине интереса к истории или искусству города, посещению событий и мероприятий, а также приобретение различных видов товаров в данном городе. Городское путешествие осуществляется как индивидуально, так и в группе и часто проводится в форме экскурсии в выходные дни.
В нашей стране проблема развития городов и городского туризма также привлекает внимание ученых, таких как В.А. Филин, В.Л. Глазычев, Т.С. Рыжова, И.В. Тулиганова [5]. В их трудах особое внимание уделяется психологической культурологической и психологической стороне данной проблемы.
Виды городского туризма, в зависимости от целей туриста, могут представлять собой [1]:
- Экскурсионный тур с осмотром достопримечательностей;
- Посещение событий и мероприятий;
- Поездка в город для того, чтобы провести в нем вечер;
- Посещения города для совершения покупок;
- Индивидуальные поездки с деловыми целями;
- Посещение города с целью присутствия на заседании;
- Посещение съездов и конференций;
- Посещение выставок;
- Посещение города с лечебно-оздоровительными целями;
- Паломничество.
Современные исследователи отмечают, что городской туризм это одна из важнейших форм туризма в современной Европе, например в Германии, поездки с целью посещения города постоянно занимают ведущие позиции в рейтинге самых популярных видов туризма. В среднем, такое путешествие занимает от одного до четырех дней. Целями городского туризма являются: культурный интерес, событийные или деловые интересы.
Большую роль в развитии городского туризма имеет ресурсный потенциал городов, являющихся центрами культурно-познавательного туризма, которые специализируются на приеме туристов, путешествующих с целью получения новых знаний и приобщения к культурным ценностям. Туристов все больше привлекает дизайн, образ жизни городского населения и атмосфера городов. Постепенно человечество начинает осознавать, что наличие и сохранение историко-культурного потенциала имеет огромное значение в развитии туристских городов (например, Париж, Венеция, Лондон, Афины, Венеция, Флоренция, Рим и др.).
Следует отметить, что среди всего многообразия туристских центров большой интерес представляют крупные города, именно здесь сосредоточена значительная часть культурно-исторического наследия человечества. Зачастую крупные мегаполисы являются генераторами и носителями все новых видов туризма и имеют необходимую инфраструктуру для комфортабельного отдыха [4,6].
Среди мировых мегаполисов город Санкт-Петербург является поистине уникальным по масштабу памятником культуры и одним из красивейших мест нашей страны. Высокий уровень сохранности и подлинности исторического центра Санкт-Петербурга и дворцово-парковых комплексов пригородных окрестностей послужил основанием для включения его в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году. Общая площадь всего комплекса превышает 23000 га и включает в себя 36 компонентов и 86 элементов, которые располагаются в двух субъектах РФ - Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Исторический центр является ядром этой номинации, и его площадь составляет около 4000 га [1].
К наиболее крупным объектам петербургского комплекса культурного наследия можно отнести дворцово-парковый ансамбль Петергоф, Кронштадтскую крепость, Петропавловскую крепость, Исаакиевский собор, Собор Воскресения Христова на Крови (Спас на Крови), Кафедральный Казанский собор, Государственный Эрмитаж, Центральный военно-морской музей, а также значимые для научной деятельности Государственный Русский музей и Российскую Национальную библиотеку. Каждый из этих достопримечательностей хранит в себе богатую историю, яркий колорит прошлых веков, а также крупную научную базу для изучения особенностей развития прошлых веков.
Знакомство с культурным достоянием города с каждым годом приобретает всё большую популярность среди туристов и лежит в основе развития городского и культурно-познавательного туризма. Основой этого является стремление людей познакомиться с национальным достоянием своей страны, а также с достоянием мировых ценностей в целом. Поэтому развитие и сохранение историко-культурного потенциала является первостепенной задачей различных государств и Всемирной организации ЮНЕСКО.
Непосредственно в г. Санкт-Петербурге помимо международных нормативных актов, созданных на основе конвенций ЮНЕСКО, законодательство Российской Федерации сформировало ряд нормативно-правовых актов, главными из которых являются следующие документы: Федеральный закон
«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», закон Санкт- Петербурга от 12.07.2007 № 820-7 (ред. От 28.04.2012) «Об охране объектов культурного наследия в Санкт- Петербурге», Петербургская стратегия сохранения культурного наследия, принятая постановлением Правительства Санкт-Петербурга 01.11.2005 №1681 [2]. Все эти нормативно-правовые акты обеспечивают комплексную защиту культурных объектов Санкт-Петербурга и формируют потенциал для последующего их расширения.
Имея такой огромный культурный потенциал, защищенный законодательством РФ и нормативно-правовой базой ЮНЕСКО, Санкт-Петербург является одним из главных и наиболее посещаемых субъектов страны. Ежегодный туристский поток в город и его окрестности превышает 6 млн. человек (при том, что самих жителей в городе около 5 млн. чел.), 2,5 млн. человек из которых – зарубежные туристы. Среди иностранных туристов наибольший процент составляют жители Финляндии, Германии и США, начиная с 2015 года, резко увеличилось число туристов из Китая и стран Азии. Известно, что среди европейских городов по посещаемости туристами Санкт-Петербург занимает 9 место после Барселоны и Вены. Также согласно проведенным исследованиям в европейских странах, достопримечательности Санкт- Петербурга стали «узнаваться» европейцами чаще, чем культурные объекты Вены, Мадрида, Берлина, Мюнхена, или Стокгольма, что говорит об увеличении популярности Санкт-Петербурга среди зарубежных туристов.
Для привлечения еще большего числа туристов в культурный центр нашей страны туристские компании каждый год разрабатывают различные туристические программы, которые наилучшим образом удовлетворят потребности туристов, а также предполагают систему скидок и акций, что также является стимулом для увеличения культурных поездок в г. Санкт-Петербург.
Благодаря активной государственной политике по охране и развитию культурного наследия города, работе организации ЮНЕСКО, а также в не меньшей степени и туристским предприятиям, занимающимся разработкой новых культурно-познавательных туристских программ, Санкт-Петербург является привлекательным местом для удовлетворения одной из главных потребностей людей – потребности в познании. Подлинность, универсальность и общечеловеческая значимость культурного достояния является исключительной ценностью Санкт-Петербурга, выделяя его среди других городов.
Отметим, что перспективы развития Санкт-Петербурга как центра городского туризма России носят прогрессивный характер и имеют всю необходимую для этого культурную базу.
Таким образом, роль и значение ресурсного потенциала крупных городов в развитии городского туризма неуклонно повышаются. Создавая условия для приобщения к культурно-историческому достоянию, занятия бизнесом, отдыху, оздоровления людей и т.д., они притягивают все больше путешествующих лиц.
Список литературы
1. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры [Электронный ресурс] - URL: http://kgiop.gov.spb.ru/nasledie/
2. Официальный портал администрации Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] - URL: http://knowledge.allbest.ru/management/2c0b
3. Прилепских Е.А. Сущность городского туризма на примере города Кёльн / Е.А. Прилепских. // Трансформация научных парадигм и коммуникативные практики в информационном социуме: сборник научных трудов / Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013. – С 111-113
4. Самсоненко Т.А. Ресурсный потенциал как фактор развития туризма в регионах (на примере Апшеронского района Краснодарского края) /Т.А. Самсоненко, А.А. Юрченко // Материалы Всероссийской научно-практической конференции Туризм: Гостеприимство, Спорт, Индустрия питания. Сочи, 21-23 октября 2015 г. С. 39-41
5. Тулиганова И. В. Город как культурный ландшафт / И. В. Тулиганова // Вестник ПАГС. 2007.№13. [Электронный ресурс] - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/gorod-kak-kulturnyy-landshaft
(дата обращения: 20.04.2017).
6. Юрченко А.А. Развитие внутреннего туризма в южном федеральном округе Российской Федерации /А.А. Юрченко, В.Г. Минченко // Материалы научной и научно-практической конференции ППС КГУФКСТ (15 мая – 27 мая 2014 года, г. Краснодар) [Текст]: материалы конференции. – Краснодар: КФУФКСТ, 2014. – С. 90-93