Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ ТУРКМЕНЫ. СВЯЗЬ С ПРОШЛЫМ

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
17 июня 2016г.

Туркме́ны (туркм. Türkmenler, Түркменлер) — тюркский народ. Говорят на туркменском языке огузской подгруппы тюркских языков. По религии традиционно мусульмане-сунниты. Основное население Туркмении (около 5 миллионов человек). Значительная часть туркмен проживает в Иране, Афганистане и России (Северный Кавказ). Иранские туркмены — крупнейшая ирредента этноса численностью около 2 млн. чел. Афганские туркмены также довольно многочисленны. Туркмены более всего родственны туркам и азербайджанцам.

Сегодня в Туркменистане ведется большая работа по осмыслению роли и места туркменского народа в истории мировой цивилизации. Ведь процессы возрождения независимого государства невозможно представить без возрождения самобытности национального менталитета.

По мнению Льва Гумилева, этнос - есть стереотип поведения [1; 35]. Изучение культурного наследия этносов - важнейшая отправная точка для понимания их роли и места как в истории цивилизации, так и в современной жизни.

В современной науке получило развитие такое понятие, как блок культурного наследия. Есть славянский, есть тюркский блоки культурного наследия. Внутри такого блока происходили со временем трансформации, менялись этносы. Но для всех народов, составлявших блок культурного наследия, были характерны общие черты в одежде, в организации жилища, в менталитете и так далее. 

Народы, живущие сегодня на территории СНГ, в разное время входили в единые блоки культурного наследия, и  изучение этих  блоков - одна из важнейших  задач научного  пространства СНГ. Именно блоки культурного наследия являются идеологической основой существования СНГ, а не «дружба народов» [2; 54].

Если говорить об этом применительно к Туркменистану, то культурное наследие, его конкретный анализ и распространение об этом информации позволит образно выявить формирование особенностей национального менталитета и духовного богатства народа. Без учета туркменского менталитета нельзя формировать современное сообщество.

Жизнь Туркменистана подчиняется регламенту «Рухнамы», где в концентрированной форме изложено позитивное восприятие исторического опыта туркменского народа и дана установка на положительные начала туркменского менталитета.

Один из главных аспектов заявленной концепции - соединение национальных достижений и достижений мировой цивилизации. Но это не механическое и эклектичное соединение, а востребованность нового на селективной основе с учетом положительного начала исторических пластов культурного наследия.

Например, «Настоящий туркмен должен обращать внимание на свой внешний вид, одеваться надо со вкусом, внешность должна выглядеть опрятно, потому что, в самом деле, Великий Аллах прекрасен и сам любит все прекрасное, поэтому туркмен должен быть достоин оценивающего взгляда Всевышнего»[3; 1].

«Прошедшие поколения туркмен серьезно относились к вопросу об образовании, и даже достигнув в науке и образовании высоких рубежей - не останавливались на достигнутом; они жили и развивались в русле образования. Существовало такое понятие: прекратить обучение означает выцвести и высохнуть. Туркмен сегодняшнего дня, ты образован до тех пор, пока не прекратишь процесс работы над собой, без продолжения учебы ты превращаешься в невежду. Одним из главных источников силы туркмен должно быть образование, духовный мир и клокочущее сердце. Получить образование означает глубоко осмыслить жизнь. В ходе обучения у человека появляются все новые мысли и идеи. Процесс получения образования - благословение Аллаха»[1; 34].

«Туркменский мужчина должен умеючи руководить своими домом, очагом и семьей, направляя ее на добрые начинания… в процессе воспитания своих детей должен руководствоваться своим авторитетом и жизненным опытом; с детьми нужно обходиться ласково, спокойно, милосердно, улыбчиво и с любовью… Дети должны получить воспитание в духе любви к Родине, быть с хорошими намерениями, щедры и ответственны; и когда повзрослеют, последним долгом родителей к детям должно быть:

во-первых, дать им образование и специальность, во-вторых, обеспечить жильем и, в-третьих, родители должны помочь детям с организацией женитьбы или выхода замуж. Уже после этого молодой туркменский юноша должен пройти жизненный путь своими силами. Вот эти обязанности в среде туркменского народа мы должны сделать своей обязанностью! Да свершаться наши пожелания!»[1, 47]

Туркменский менталитет также проявляется и  в отношении к исламу. Ислам является национальной туркменской религией, но его фундаменталистские формы не прижились на территории Туркменистана, потому что национальные традиции туркмен в мировоззрении и поведенческой сфере как раз исключали фундаменталистский догматизм, они дали жизнь туркменскому варианту ислама - народного, применяемого не в теологических дискуссиях, а в повседневности, в жизненном укладе.

Сегодня построение информационного поля вокруг этого аспекта туркменских традиций создает мировоззренческую ситуацию и в современном туркменском обществе, где нет места крайним проявлениям исламской непримиримости.

И сегодня несомненная ценность туркменского культурного наследия, как для соседних стран, так и для мирового сообщества в целом состоит как раз в том, что его исторический интеллектуальный потенциал формирует естественную преграду для распространения воинствующего исламского фундаментализма.

Туркменские традиции крепки и непоколебимы. Это традиции гостеприимства, почитания старших, традиции в одежде и кухне. 

Туркменское гостеприимство – самый определяющий признак этого дружелюбного народа. Туркмены часто складывают мнение о человеке по тому, как он принимает гостей. Гостя приветствуют словами «Хош гелдиниз!» и, кроме того, произносят ритуальные фразы: «Как мы рады вас видеть! Какую честь вы нам оказали!»

Скатерть, на которой расставляют блюда с едой, считается священной, и наступать на нее грех. Прежде чем приступить к приему пищи, каждый по традиции возносит хвалу Господу. На Востоке говорят: «Гость – от Аллаха!» Отсюда следует, что хорошо принять гостя – не только обязанность, но и священный долг хозяина. Эта традиция зародилась в древности и прочно укоренилась в сознании современных туркмен. В те времена это была элементарная форма защиты. Люди не перенесли бы тягот пустыни, не выжили бы без поддержки друг друга. Поэтому человеку, не оказавшему гостеприимство путнику, выражали презрение даже его родственники.

Туркмены всегда считали хлеб и соль святыми продуктами. Наступить на них – значит навлечь беду.

Почтительное отношение к старшим также основывается на древних традициях. Недопустимо не выполнить их просьбу, спорить с ними, смотреть на них исподлобья или выражать свое недовольство, ждать благодарности за оказанную услугу или напоминать о ней. Обычаи требуют почитания родителей и вообще старших. Туркменская поговорка гласит: «Золото и серебро не стареет, отец и мать цены не имеют». Отец как глава семьи имеет право оценивать поступки своих детей, а также обязан защищать их. Дети должны с особым благоговением относиться к матери и уважать ее. Малейшее проявление непочтительного отношения или невнимания к матери не только осуждается окружающими, но и должно тут же пресекаться.

Туркмены – высоконравственный народ. В своем отношении к жизни они культивируют не только гостеприимство, почитание старших, но и скромность, благородство, правдивость, честность, смелость, душевную щедрость. «Благородный человек, утверждает туркменская пословица, если обещает, обязательно сдержит свое слово».

Туркмены высоко ставят понятие чести. «Моя честь – это честь моей семьи, моего племени, моего народа», - любят повторять они. У туркмен сильно развит так называемый дух родства.

Туркмены всегда ценили искренность. «Говори правду, даже если она против тебя» – гласит народная мудрость. Почитаются долг и обязательство, осуждаются легкомыслие и болтливость.

В туркменском обществе всегда негативно относились к злословию, считая, что «тот, кто сплетничает с тобой, сплетничает и в твой адрес». И, конечно же, осуждались такие недостойные черты, как трусость, малодушие, неблагодарность.

Туркмены дорожат чувством дружбы и любви, поддерживают добрые отношения с соседями. Есть множество народных поговорок на эту тему: «Прежде чем построить дом, узнай, кто твой сосед», «Живи по соседству со счастливым, и сам будешь счастлив», «В первую очередь позаботься о соседе», «Близкий сосед лучше, чем далекий брат».

В современной одежде сочетаются традиционные элементы с городскими общеевропейскими формами. Мужской костюм, сохраняющийся у пожилых туркмен, состоит из рубахи и штанов; поверх надевается халат или пальто. Головным убором служит высокая барашковая с длинными мягкими завитками шапка (телпек), под которой надета вышитая тюбетейка (тахя). У чабанов бытует национальная обувь (чарык, чокай) из бычьей кожи. Красные шелковые халаты (гырмызы дон) в сочетании с телпеком надевают по праздникам и молодые мужчины.

Женщины в сельских местностях, реже в городах, носят платья (койнек) туникообразного покроя по щиколотку, обычно красного цвета, короткие жилетки (енгсиз), длинные узкие внизу штаны (балак); голову покрываю большим шелковым или шерстяным платком. Девичьим головным убором во многих районах служит вышитая, с серебряными украшениями тюбетейка (тахя, борик). Среди городской молодежи бытует длинное платье, облегающее фигуру по талии. В сельских местностях сохраняются халаты. Для национального женского костюма характерно значительное количество серебряных украшений.

Современная пища туркмен сохраняет национальную специфику. Наиболее распространены мясной суп (чорба) с различными приправами, жареное мясо (говурма), плов (палов), различные молочнокислые продукты (гатык, сузме, агаран) из коровьего, козьего, овечьего и верблюжьего молока, каши из риса. Из муки пекут лепешки (чорек, гатлама, челпек), делают пельмени, лапшу и др. В большом количестве пьют зеленый чай (гок чай).

Знания культурного наследия туркмен позволяет продуктивнее строить отношения с представителями этого народа, организовывать совместные мероприятия на многих уровнях общения.

 

Список литературы

1.     Гумилев Л. Исторические труды. – М., 1934.

2.     Массон В.М. Культурогенез древней Центральной Азии. – СПб: Изд-во СПбГУ, 2006.

3.     Ниязов С. Рухнама. – Ашхабад, 2001.