Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КУЛЬТУРОГЕНЕЗ: ФОРМЫ, ВИДЫ, ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ

Авторы:
Город:
Ульяновск
ВУЗ:
Дата:
17 июня 2016г.

Аннотация. В статье говориться о понятии культурогенеза о его формах и видах.

Ключевые слова: культурогенез, культура, история культурогенеза, формы культурогенеза, культурогенетика.

В отечественной науке разными аспектами генезиса культуры занимались такие ученые как : В. Алексеев, С. Арутюнов, А. Асмолов, В. Бочкарев, Н. Гумилев, Ю. Давыдов, М. Каган, В. Лях, В. Массой, Н. Марр, Э. Маркарян, А. Окладников, С. Оленев, Ю. Семенов, В. Степин, А. Флиер и др. Термин «культурогенез» начал использоваться в их трудах начиная с 70 – х годов. Позже А. Флиер предложил термин «культурогенетика» и обосновал положение культурогенетики как самостоятельной области культурологического знания и предложил следующее определение: «культурогенез – это органичная составляющая общей динамики формо и системообразования в социальной жизни человеческих обществ» [4, с. 10]. Несмотря на это, в отечественной культурологической науке сложились различные подходы понимания культурогенеза. Например, М. Каган понимал культурогенез как развитие культуры в первобытную эпоху. В. Бочкарев, А. Окладников – как процесс возникновения и развития определенных культурных комплексов. С. Оленев, А. Флиер – как процесс возникновения культурных систем и культурных форм. С. Арутюнов, Р. Бариев, Н. Гумилев рассматривали генезис культуры с точки зрения развития этнических культур. Из этого делаем вывод, что различные точки зрения в понимании культурогенеза не противоречат, а скорее дополняют друг друга, тем более, что для отечественных исследователей характерна общая черта – понимание культурогенеза как диалектического процесса. Культурогенез представляет собой синтетическое явление и находится на стыке исследовательских поисков различных наук: культурологии, истории, палеонтропологии, археологии, философии, психологии и т.д., это выделяет одну из специфических черт культурогенетики – ее фундаментальную междисциплинарность. Культурогенез, по мнению В.И. Лях, «это сложный, постоянно развивающийся процесс, способный к постоянному самовозобновлению, рождению новых форм и интеграции их в социальную практику; это – творческая созидательная деятельность и общение, которые функционируют в социокультурном пространстве и социокультурном времени и способствуют духовному освоению действительности; это категория теории и истории культуры, основывающаяся на единстве и многомерности, концентрации и синтезе его объективной и конкретноисторической сторон; это интегративный процесс соединяющий стадиальность формационного и синхронность глобального, «естественность» антропологического и искусственность культурологического, социальность демографического и стихийность биосферногометодов познания действительности; это – фундаментальная матрица, помогающая воспринимать окружающий мир, имеющая сложную многоуровневую систему, где каждый элемент имеет свою формудетерминации, обусловленную внешними и внутренними факторами» [3, с. 65- 66]. В структуре культурогенеза А. Я. Флиер выделяет четыре основные и достаточно автономные типа процессов: «порождение отдельных культурных феноменов (форм и норм); генезис определенных видов и типов социальной деятельности, генезис культурных систем, локализующихся и формирующихся по территориальному признаку; и наконец, генезис морфологии стадиальных типов культурных систем, различающихся своими адаптивными ориентациями» [4, с. 11]. Он, обосновывает необходимость и актуальность всестороннего исследования проблем генезиса культуры: «культурогенетические процессы представляют собой тип культурной изменчивости неэволюционного (нетрансформационного) характера, и именно в этом заключается познавательный потенциал понятия «культурогенез»; культурогенетические процессы детерминируются таким изменением условий существования людей, адаптация к которым путем эволюционной трансформации или модернизации существующих форм или систем невозможна или малоэффективна, и требуется порождение принципиально новых форм (технологий и полученных с их помощью результатов) или систем, оптимизированных к сложившимся условиям; содержательно в ходе культурогенетических процессов происходит порождение новых культурных форм и утверждение некоторой части из них в качестве новых норм и стандартов деятельности или взаимодействия людей и т.д.; культурогенез не является одноразовым актом происхождения культуры в эпоху первобытной древности, поскольку процессы генезиса новых культурных форм и систем протекали и будут протекать  на протяжении всей минувшей и будущей истории человечества; в структуре культурогенеза выделяются четыре вида процессов, обладающих сравнительной автономностью протекания, и три характерные стадии, в каждой из которых преобладал свой специфический комплекс условий существования людей, и выделялись этапы складывания и созревания морфологических признаков как культуры нового типа; в истории человечества имели место три стадиальных морфогенеза его культурных систем, которые не являются результатом эволюционной трансформации какой-либо системы предыдущего типа, а порождаются как совершенно новационное явление» [4, с. 11-12]. Проблема изучения генезиса культуры и на сегодняшний день остается недостаточно изученной.

Культурогенез как процесс формирования и развития культуры фиксирует ее различные состояния и формы в разные периоды времени. Формы превращения природных явлений в культурные предметы приставляются, как научные модели и теории, а затем художественные образы природы. Происходят изменения формы натуры человека в культуру, на этот процесс оказывает влияние педагогическая деятельность, которая включает в себя: воспитание, образование, физическое развитие, игровая деятельность и мн. др. Культурогенез выполняет ряд функций: социальную, регуляции, интеграции, трансляции и т. д., при этом развиваясь скачкообразно. Социальная функция является универсальной и очень важной в развитии культурогенеза, она стимулирует накопление социального опыта человека и общества в целом, мотивирует взаимодействие людей, которые стремятся удовольтворять свои потребности. Функции, обеспечивающие « интегрированное существование людей, помогают вырабатывать формы организации их в совместной жизнедеятельности посредством структурной дифференциации на различные группы, согласно социальнотерриториальным, социальнофункциональным, социальнобытовым, коммуникативным и другим особенностям» [3,с. 60].

В современной науке сложилась собственная методология изучения культрогенеза. Так, культурная антропология рассматривала культуру как «основной и автономный феномен истории», применяя методы этнографии для описания и изучения специфических черт отдельных культур, методы этнологии как инструмент культурного сравнительноисторического анализа, методы психологии, антропологии, лингвистики, археологии и других наук как инструменты анализа различных явлений культуры [1, с. 37]. В социально антропологическом направлении культура понималась как одна из функций социума. Впоследствии сложился подход, основанный на традициях как культурной, так и социальной антропологии. «Социальной и культурной антропологией был накоплен огромный теоретический и эмпирический материал по исследованию культурогенеза примитивных обществ, позволивший осмыслить целостный подход к исследованию современных культур, нашедший свое отражение в трудах Ф. Боаса, М. Салинса, М. Харриса, Л. Уайта и др. [2, с. 55]. Как методологический инструментарий изучения культурогенеза выступали концепции культуры, культурной динамики, изучения отдельных культурных черт, общей универсальной эволюции, мультилинейной и специфической эволюции, типологии и интерпретации культуры в трудах Д. Бидни, Р. Бенедикт, Ф. Боаса, А. Кафаньи, К. Клакхона, А. Крёбера, Б. Малиновского, Дж. Мёрдока, М. Салинса, Дж. Стюарда, Э. Тайлора, Л. Уайта, Дж. Фейблмана, Г. Чайлда и др.

Среди исследовательских культурологических подходов и методов выделяются: генетический, компаративный, социологический, деятельностный, семиотический, герменевтический и др. В осмыслении проблем генезиса культуры большое место занимают также подходы  и методы социальной культурологии: просветительский, эволюционистский, цивилизационный и другие подходы. Таким образом, в отечественной науке сложились различные подходы в понимании культурогенеза. Исследователи (М. Каган, В. Лях, Э. Маркарян, А. Окладников, С. Оленев, А. Флиер и др.) понимают его как процесс развития культуры в первобытную эпоху; процесс возникновения и развития определенных культурных комплексов; процесс возникновения культурных систем и культурных форм и т.д. Тем не менее объединяющей чертой этих концепций является понимание культурогенеза как детерминированного, диалектического процесса.

Таким образом, с появлением человека происходит зарождение культуры и как следствие культурогенез. Человек создал свой мир, который состоит из материальных и духовных ценностей, и непосредственно влияет на культурогенез. Существование таких образований позволяет культуре постоянно трансформироваться и развиваться.

 

Список литературы

1.     Антология исследований культуры: в 2-х т. СПб.: Университетская книга, 1997.Т.1. Интерпретации культуры. 726 с.

2.     Ерасов Б.С. Социальная культурология: учебник для студентов высших учебных заведений. Изд-е, доп. И перераб. М.: Аспект Пресс, 2000. 591 с.

3.     Лях В. И. Культурогенез как проблема теории и истории культуры: теоретические основания и рекомендация. – Краснодар, 2010. – 256 с.

4.     Флиер А. Я. Культурогенез. – М.: 1995. – 128 с.