Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ДИЗАЙН»

Авторы:
Город:
Сургут
ВУЗ:
Дата:
18 июня 2018г.

Возникновение  «дизайна» как результата спонтанного формирования  визуальных и функциональных свойств предметной среды произошло в начале XX века. Он основывается на разработке примеров её рационального построения, что соответствует сложному функционированию современного общества. Дизайн решает широкие социально-технические проблемы - деятельность производства, потребления, жизни людей в предметной среде.

Термин «дизайн» сегодня употребляется для характеристики процесса художественного или художественно-технического проектирования, результатов этого процесса — проектов (эскизов, макетов и других визуальных источников), а также осуществленных проектов — изделий, средовых объектов, полиграфической продукции и прочее [ 10, с.3 ].

На сегодняшний день существует множество суждений на определение сущности понятия «дизайн». Определение дизайна в словаре иностранных слов трактуется как [6, с.11]: а) художественное конструирование предметов; б) проектирование эстетического облика промышленных изделий.

В «Популярной художественной энциклопедии» дизайн определяется как: «термин, обозначающий вид художественно-проектной деятельности, охватывающей создание промышленных изделий и рациональное формирование предметной среды» [7, с.116].

Н.М. Шанский в этимологическом словаре русского языка поясняет слово «дизайн» (английское слово design) в одном случае как «замышлять, проектировать, конструировать», в другом - как «замысел, проект, конструкция, чертеж» [9, с.9].

Подведя итог, можно сказать, что дизайн – это направление деятельности, функцией которой является создание комфортной и эстетически выразительной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющее запросам и предпочтениям общества.

Анализируя различные толкования понятия дизайна, его приспособленное и, главное, удобное для школы определение составила Л.И. Малиновская: «Дизайн - это придумывание и создание человеком красивых, удобных вещей и всего окружения, например, удобной и красивой комнаты, удобного и красивого класса. Дизайнер - это человек, который придумывает и создает красивое и удобное жилье, одежду, машины, даже целые города» [4, с.142].

В дословном переводе с английского термин расшифровывается как «план», «чертеж». По одному из определений, представленных в словаре, дизайн – это художественное конструирование чего-либо (в зависимости от объекта работы), существующее наравне с архитектурой и инженерным планированием. Также можно сказать, что дизайн – это одновременно и творческий метод, и сам процесс работы, и ее результат. Объектом дизайна называется некая среда или вещь, идея, на которой и сосредоточена данная деятельность с целью анализа, изучения и преобразования. Она обладает следующими характеристиками:

·                                          Образ. Это идеальное представление дизайнера об объекте, его мысли, планы о нем.

·                                          Функция. Это те задачи, которые возлагаются на объект дизайна. Хороший дизайн, сделанный профессиональным специалистом, в обязательном порядке учитывает данную составляющую, работая не только с внешней, эстетической стороной дела, но и с его практическим назначением. Преобразованный в результате творческой мысли объект должен сохранить способность на нужном уровне выполнять свои функции. Об этом должен позаботиться технический дизайн. В частности, если речь идет, например, о дизайне интерьеров, техническая сторона дела позволит сделать оформление помещения не только красивым, но и логически выверенным, комфортным для проживания.

·                                          Морфология. Это структура объекта, соответствующая его функциям.

·                                          Технологическая форма. Это морфология, воплощенная в методе производства объекта. При этом данный метод отвечает дизайнерской задумке.

·                                          Эстетическая ценность. Значение объекта, которое человек определяет на основе сравнения внешнего вида объекта с имеющимся эстетическим образцом (или образцами).

Суть дизайна состоит в том, чтобы, преобразовывая внешний вид, а также при необходимости отдельные составляющие устройства объекта, получить его лучший вариант. Что касается объектов данной творческой деятельности, то они могут быть всевозможными. Исходя из этого выделяют следующие виды дизайна:

·                                          Промышленный дизайн

Включает большую группу, в которую входят транспортные средства и предметы домашнего обихода, аксессуары и одежда, обувь, орудия труда и механизмы, техника и проч. Этот вид дизайна возник много десятков и даже сотен лет назад.

·                                          Веб-дизайн

Заключается в оформлении интернет-страниц. В веб-дизайне задействована как разработка особенностей навигации средств и их структуры, так и работа по созданию привлекательного внешнего вида сайтов. Довольно современное направление. Его распространенность, необходимость регулярно увеличивается, поскольку растет и значимость интернета в повседневной жизни общества, а также в торгово-денежных отношениях между производителями и покупателями товара, услуг. На сегодняшний день любая компания, представляющая что-либо на рынке, а также какой угодно информационный ресурс считает востребованным иметь интересный, рейтинговый сайт.
 

·     Дизайн процессов

Это разработка фирменного стиля, включающая формирование сайта и фирменной полиграфической продукции (например, визиток, бланков), документации, создание логотипа и прочее. К тому же, сюда относится оформление различных мероприятий, церемоний, которое будет включать полный спектр дизайн-работ.

·                                          Дизайн среды

Включает в себя дизайн интерьеров и ландшафтов, световой дизайн и колористика, архитектурный дизайн и дизайн городской среды, суперграфика и прочее. Сегодня это еще один из самых востребованных видов дизайна. Таким дизайном заинтересованы люди, которые стремятся сделать свой дом престижным и уютным.

·                                              Графический дизайн


Направлениями работы этого вида дизайна считаются наружная и печатная реклама, товарные знаки, полиграфия, фирменные стили.

В научных трудах Г.П. Калининой [2, с.26] обозначено, что дизайн (от англ. design - проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), обозначает современное направление деятельности в проектировании предметного мира.

Возникает вопрос, возможно ли целенаправленно формировать специальную систему и организацию процесса обучения молодого поколения основам дизайна? По мнению О.В. Ожерельевой [5, с.153], в теоретическом плане - это путь формирования знаний о закономерностях дизайна и способах их применения через сферу обучения.

По Е.В. Макаровой, дизайнерское образование имеет направление на общечеловеческие ценности, гуманизацию, вариативность, подготовку обучающихся к непрерывному образованию, формирование культуры современной личности, [3, с.94].

Л.П. Заречная в своих научных трудах [1, с.201] подмечает, что дизайнерское образование считается важнейшим ресурсом приобщения обучающегося к общественным ценностям, которые составляют основу культурной среды, и поэтому одной из важнейших форм его социализации как личности.

В системе проблем развития общей и эстетической культуры человека данное приобщение следует основывать на объединении знаний всевозможных областей наук, выявлении взаимосвязи и взаимообусловленности общенаучных, социальных, технологических, эстетических, экологических, педагогических, психологических и других вопросов. Следует основываться на функциональной обусловленности эстетической культуры в развивающейся эволюции человека, на ее способности восхвалять человеческое начало в человеке «во все времена и эпохи», содействовать гуманизации человеческого общества, служить делу социальной перспективы дизайнерского образования.

По мнению П.Н. Андрианова [8, с.195], фактически ценностная основа дизайнерского образования заключается в том, что оно должно базироваться на формировании эстетических взаимоотношений. Данные взаимоотношения следую из сложной системы взаимоотношений человека с окружающими естественным и искусственным предметным, технологическим миром и обществом, сформировавшийся в ходе исторического опыта и включает три диалектически связанные между собой элемента: деятельность, научные знания, общение. Их взаимосвязь в ходе эстетического познавательного процесса - развивает эстетическую культуру взаимоотношений, эстетический вкус.

Таким образом, под дизайном понимают вид деятельности, направленный на создание комфортной и эстетически выразительной предметной среды, и на удовлетворение запросам и предпочтениям общества.

Дизайнерское образование - это путь получения знаний о закономерностях дизайна и способах их применения в обучении. Оно предполагает: развитие у обучающихся качеств, креативно мыслящей, предприимчивой и мобильной личности; формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт; подготовку обучающихся к осознанному профессиональному самоопределению; воспитание творческого отношения к труду; развитие разносторонней личности.

 

Список литературы

 

1. Дизайн-образование в школе [Электронный ресурс]: Центр современных методик преподавания. -ежим доступа: http://www.dioo.ru/poleznyie-stati/

2.   Жидкина, Т.С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Жидкина. - М.: Академия, 2005. - 192 с.

3.     Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИГ1К. и ФПК / Б.Т. Лихачев. - М.: Юрайт, 1998. - 464 с.

4.    Майорова, И.Г. Трудовое обучение в начальных классах [Текст]: пособие для учителя / И.Г. Майорова. - М.: Просвещение, 2000. - 214 с.

5. Методика преподавания технологии с практикумом [Текст]: Учебнометодический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Т.Н. Зотова. - Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009. - 368 с.

6.   Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. /И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 400 с.

7.   Проснякова, Т.Н. Творческая мастерская [Текст]: учебник для 4-го класса / Т.Н. Проснякова. -Самара: Федоров. Учебная литература, 2004. - 128 с.

8.    Словарь иностранных слов [Электронный ресурс]: Словари и энциклопедии на академике -Режим доступа: http://dic.academic.ru/

9.     Степаненко, Г.В. Принципы организации художественно-творческой деятельности младших школьников [Текст] / Г.В. Степаненко. // Начальная школа. - 2007. - № 3 , - С. 9-12.

10.    Учебно-методическое пособие по дисциплине «Эргономика» [Электронный ресурс]: Файловый архив студентов. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5350861/page:4/