05 июля 2017г.
В выборе визуальных метафор, используемых в айдентике, ведущая роль принадлежит тщательному изучению субъекта проектирования. В ряде случаев для формирования идеи достаточно повседневного запаса знаний дизайнера. Однако в случаях, когда речь идет об организациях, связанных с историческим и культурным наследием, общей эрудиции проектировщика может оказаться недостаточно.
В работе над проектами, связанными с исторической тематикой, необходимо тщательное изучение источников для последующей их интерпретации в дизайнерской работе. При этом крайне важно понимание репрезентативного характера окончательной концепции относительно оригинала. Работы, слепо подражающие историческим прототипам, несут на себе отпечаток несамостоятельности и являются, как правило, не оригинальным дизайнерским произведением, но лишь стилизацией. Задача дизайнера – современное прочтение исторической темы, ее перевод на актуальный визуальный язык. Результат такой работы – репрезентация исторического источника в графическом решении, говорящем современным пластическим языком.
Рассмотрим в качестве примера подобной работы знак, разработанный для Историко-культурного центра «Самолва» (дизайнер Ю. Потресова).
Историко-культурный центр «Самолва» основан в 2011 году. Основным направлением работы ИКЦ является просветительская деятельность, связанная с исследованиями, проведенными в 1957–1962 годах Комплексной экспедицией Академии наук СССР по уточнению места Ледового побоища 1242 года. Результат экспедиции – на сегодняшний день единственное масштабное научное исследование битвы войска Александра Невского с ливонцами. Экспедиция, возглавляемая военным историком генералом Г. Н. Караевым, использовала комплексный (системный) подход к исследованию, привлекая методы и средства различных научных направлений для решения поставленных задач. В 1966 году вышли Труды экспедиции, которые были признаны научным сообществом. Уточненное экспедицией место битвы вошло в учебники истории. Несмотря на это, вокруг Ледового побоища до сих пор существует масса домыслов. Сохранение и распространение научно обоснованной информации о Ледовом побоище видят своей задачей основатели ИКЦ, участники экспедиции Владимир Потресов и Александр Шмид, а также ученый секретарь ИКЦ Татьяна Наместникова. В 2016 году ИКЦ «Самолва» был награжден Национальной премией «Культурное наследие» в номинации «Хранитель».
Разработка айдентики Историко-культурного центра предполагала высокую историческую точность художественных реминисценций. В связи с этим возникла необходимость тщательного изучения визуальных источников информации, связанных с темой Ледового побоища, для определения основных объектов репрезентации в композиции знака. В ходе исследования были выявлены следующие объекты.
1. Вода, ладья на воде (рис.1). Важная составляющая военной и походной жизни во времена Александра Невского. Малые водные пути в Средневековье играли важнейшую роль, являясь подчас единственной транспортной системой, соединявшей населенные пункты. По водным путям добирался Александр и к месту битвы, иной путь в условиях весенней распутицы был бы невозможен. По водным путям, вероятно, планировал отступать в случае неудачного для него исхода сражения. Исследования Комплексной экспедиции также включали большую часть связанных с водными путями работ: в составе экспедиции работали гидрологи, глясеологи, водолазы. Их работа позволила определить, где проходили границы Чудского озера в XIII веке, исследовать топографию прибрежной зоны, обнаружить на дне озера останец Вороньего Камня, который летописные источники указывают как главный ориентир битвы. Параллельно группа московских школьников под руководством А.С. Потресова и Е.В. Шолоховой исследовала малые водные пути и систему волоков, которые могло использовать войско Александра Невского для своих перемещений.
1.
Псковский барс (рис. 2). Изображение барса на гербе Пскова символизировало гордость, отвагу и мужество его жителей. Воинственная поза барса
– открытая пасть, высунутый язык, поднятая лапа – говорят о готовности дать отпор врагу.
1.
Памятник Ледовому побоищу работы И.И. Козловского (рис. 3). История монумента тесно связана с Комплексной экспедицией АН СССР. Руководитель экспедиции Г.Н. Караев и участник экспедиции А.С. Потресов, автор книги об экспедиции «Загадка Чудского озера», были одними из инициаторов создания этого памятника. В композиции монумента легко увидеть аллюзию, отсылающую зрителя к формам древнерусских храмов: головы воинов – главы храма, полукружья щитов – полукружья закомар, сходство с храмом присутствует в пропорциях и общем объеме монумента. Во время работы скульптора вдохновляли формы собора Иоанна Предтечи в Пскове (рис. 4), возле которого, по легенде, были похоронены погибшие участники Ледового побоища.
1.
Летописный полуустав
(рис.
5). Древнерусские шрифты отличались свободным и стройным ритмом, утерянным кириллицей после Петровской шрифтовой
реформы.
Результатом проведенного исследования стало объединение перечисленных объектов в знаке, разработанном для Историко-культурного центра «Самолва» (рис. 6).
Отказ от прямого цитирования и использование исторической репрезентации позволили создать современную по форме и в то же время насыщенную по образному и историческому содержанию айдентику.
Список литературы
1.
IX Региональные Чудские чтения: сб. материалов / Под ред. Т.Е. Наместниковой. Самолва — Москва: Пальмир. 2016.
2.
Гришин И.В., Храменков А.В. Типы русских монет Великого Новгорода и Пскова. М.: Леопарт. 2016.
3.
Житие Александра Невского. Текст и миниатюры Лицевого летописного свода XVI века. Л.: Аврора. 1990.
4.
Караев Г.Н., Потресов А.С. Загадка Чудского озера. М.: Молодая Гвардия. 1966.
5.
Ледовое побоище 1242 г. Труды комплексной экспедиции по уточнению места Ледового побоища /Под ред. Г.Н. Караева. М. — Л.: Наука. 1966.
6.
Потресов В.А. Ледовое побоище: правда, мифы, ложь. М.: Пальмир. 2017.
7.
Потресов В.А. Памятник Александру Невскому на горе Соколиха: драматическая судьба монумента в документах, или Дискуссия на тему «Куда же смотреть коню» // Региональные Чудские чтения: сборник материалов 2010 года. Псков: ООО Логос. 2011.
8.
Серов С.И. Графика современного знака. М.: Линия График. 2005.
9.
Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Под ред. Касавина И.Т. М.: Канон + РООИ Реабилитация. 2009.