Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВКЛАД ГЕРБЕРТА СПЕНСЕРА В РАЗРАБОТКУ ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ ФИЛОСОФИИ, РЕЛИГИИ И НАУКИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
18 июня 2018г.

Ученым разрабатывалась система научного знания, в которой обосновывалась иерархия знаний о мире. Так, например, Спенсер признает психологию автономной наукой, изучающей рефлексы, инстинкты и другие низшие психические функции. По учению Спенсера в человеческой психике есть и априорные элементы, не зависимые от индивидуального опыта. Однако, Спенсер указывает, что априорно для индивида, апостериорно для вида, ибо интеллектуальные достижения унаследованы органическими структурами. В отличие от Канта, Спенсер допускал, что априорные схемы могут быть ошибочными и могут меняться.

Герберт Спенсер не просто эмпирически расширил область психического, но теоретически обосновал предмет психологии. В его теории переплетаются влияния позитивизма, эволюционного подхода и ассоцианизма. Им было пересмотрено понятие души как самодостаточной структуры и введено положение о формировании психики под воздействием внешнего окружения. Само сознание уже трактовалось как отражение внешнего мира. Психологию, которая исследует психофизиологические реакции человека, ученый называл объективной психологией, а исследования особенностей человеческого поведения, переживания различных жизненных ситуаций, Спенсер называет субъективной психологией.

Ученым отстаивалась позиция, что поведенческие акты обусловлены и внешней средой. Поэтому возможно изучение психических актов как результатов эволюции организма в целом в результате приспособления к среде обитания и борьбы за существование.

Этими утверждениями ученый обосновывал объективность методов исследования психики, анализирующих объекты внешней среды. Потому, что в данной позиции специфика психики не объясняется исключительно сознанием. Им акцентировалась уникальность психологии как науки, связывающей сознание с физической реальностью, законами биологии и физики. Существенно, что Спенсером признавалась процессуальность сознания. Это положение является актуальным для современных нейрофизиологических теорий сознания.

Исследуя роль психики в эволюции человека, в своей обобщающей книге по психологии «Основы психологии» (1870-1872) Спенсер писал о том, что психика является механизмом адаптации к среде. Так в науке появился новый подход к детерминации психики — биологический, пришедший на смену механистическому объяснению. Из этого подхода следует, что психика возникает закономерно на определенном этапе эволюции, в тот момент, когда условия жизни живых существ усложняются настолько, что приспособиться к ним без адекватного их отражения невозможно. Большое значение имел тот факт, что Спенсер изучал генезис психики, исходя из того, что психика человека есть высшая ступень развития, которая появилась не сразу, но постепенно, в процессе усложнения условий жизни и деятельности живых существ. Исходная форма психической жизни — ощущение развилось из раздражимости, а затем из простейших ощущений появились многообразные формы психики, отражающие связанные между собой уровни становления сознания и поведения. Все они являются своеобразными инструментами выживания организма, частными формами адаптации к среде. К таким частным формам приспособления относятся:

сознание                                                                  поведение

ощущение                                                               рефлекс

чувства                                                                    инстинкт

память                                                                      навык

разум                                                                        волевое поведение

Говоря о роли каждого этапа, Спенсер подчеркивал, что главное значение разума в том, что он лишен тех ограничений, которые присущи низшим формам психики, и потому обеспечивает наиболее адекватное приспособление индивида к среде. Эта идея о связи психики, главным образом интеллекта, с адаптацией стала ведущей для психологии в начале XX в.

Спенсер также утверждал, что психическое развитие надо рассматривать с точки зрения принципов дифференциации и интеграции, показывая, как из отдельных психических качеств, которые даны ребенку от рождения, формируется психика взрослого человека. Впоследствии этот подход был реализован в теории Селли.

Спенсер распространил законы эволюции не только на психику, но и на социальную жизнь, сформулировав органическую теорию общества. Он говорил о том, что человеку необходимо приспосабливаться не только к природе, но и к социальному окружению, поэтому его психика развивается вместе с обществом. Он одним из первых психологов сравнил психологию дикаря и современного человека и сделал вывод о том, что у современного человека по сравнению с дикарями сильнее развито мышление, в то время как у первобытных людей было больше развито восприятие. Эти выводы в то время были достаточно нетрадиционны и принципиальны, они позволили ученым разработать сравнительные методы психических исследований, которые получили широкое распространение. Анализируя разницу в психическом развитии людей, принадлежащих к разным народам и живущих в разное время, Спенсер отказался от прежних взглядов ассоцианизма на прижизненность формирования знаний. Он писал, что наиболее часто повторяющиеся ассоциации не исчезают, но закрепляются в мозге человека и передаются по наследству, таким образом, сознание не чистый лист. Эти врожденные ассоциации и определяют разницу между мозгом европейца и туземца, разницу между сознанием разных народов.

Теория Спенсера получила признание среди психологов, оказала огромное влияние на дальнейшее развитие психологии, прежде всего на усиление ее связи с естествознанием и поиски объективного метода, и способствовала созданию экспериментальной психологии.

Спенсер, как справедливо отметил И.М. Сеченов, вывел психологию «из поля сознания в поле поведения» [1, c.7]. Это не только расширяло область ее исследований, но позволяло использовать эксперимент, объективную проверку полученных фактов. Такое понимание предмета давало основания сказать, что психология из науки о сознании трансформируется в науку о познавательных процессах. Им различались основания научного, философского и религиозного знания. Эти области, по Спенсеру, могут успешно дополнять друг друга и создавать общее поле разных сфер знания.

На сегодняшний день проблема соотношения бессознательного и сознания является наиболее острой как в психологии, так и в нейрофизиологии. Сознание сегодня становится предметом изучения даже физики.

Какова же функция философии в системе Спенсера? В «Основных началах» он определяет философию как «познание на ступени максимального обобщения». «Истины философии соотносятся с каждой из высоких истин науки так же, как каждая из них соотносится с самой скромной из научных истин. Как каждое обобщение науки консолидирует более узкие обобщения собственного раздела, так философские обобщения консолидируют широкие обобщения науки….Наука — частично унифицированное познание, философия — полностью унифицированное познание», — заключает Спенсер». [3, c. 211] Философия — наука о первопринципах, в ней процесс унификации познания доведен до предела.

Понимая разветвленность и специфичной каждой из отраслей науки, ученый указывал, что в науке положения не могут быть унифицированы так же как в философии, даже когда в процессе унификации они логически организованы на основе фундаментального принципа механики, молекулярной физики и т.п.

Философия, по Спенсеру, должна признать материалистические принципы, к которым пришла наука: неуничтожимости материи, непрерывности движения, силового сопротивления. Это основания всех естественных наук. По-видимому, знания биологии, физики, химии ученый ценил больше, чем знания математики или филологии.

Понятно, что ученый хотел максимально сблизить сам предмет науки и философии. Но в том, то и дело, что эти предметы сблизить нельзя. У философии «ненаучный предмет». Существует сама проблема предмета философии. Спенсером была сделана попытка позитивистски разрешить ее, признав предметом только то, что может быть определено, может быть выделено как объект. В качестве такого объекта им обосновывается закон общего изменения, поскольку абсолютного покоя не существует. А закон всеобщего изменения он называет – эволюцией.

В 1860 годом у него родилась идея написать труд, в котором будут объединены положения естественных наук и философии. И в 1862 году Спенсер издает труд под названием «Основные начала», в котором история Вселенной трактуется как нарастающее прогрессивное движение, объясняемое законами эволюции.

В первой главе «Основных начал» осмысляется деликатный вопрос соотношения научных и религиозных положений. Ученому удается найти компромисс в этом вопросе, признав, что в научном сообществе нет убежденности в полной победе науки над реальностью, что все тайны природы будут открыты. Это положение имеет что-то общее с религиозным положением о непознаваемости божественного мира. Конечно, в противоположность религиозным догматам, ученые очень хотят открыть все тайны мира, например, тайну человеческого сознания. И объясняют свои пока скромные познания исключительно сложностью человеческого мозга, а не принципиальной неспособностью человека познавать мир. Излагая свои мысли, он пишет: ««Любая религиозная теория — это априорная теория универсума, и все они, невзирая на особые догмы, признают, что мир вкупе со всем, что внутри и вокруг него, есть тайна, требующая объяснения, и что сила, которую удостоверяет собой вселенная, до конца непостижима….. Лучше кого бы то ни было ученый знает, что бытие не познаваемо в его последней сущности» [3, c.209]. Это положение требует большого комментария, поскольку тут появляется проблема уровней познаваемости: почему что-то познаваемо, а что-то нет? Только на этих положениях религия и наука соприкасаются: есть что-то неизвестное. Для религии принципиально непознаваемое, для науки бескрайнее «море» непознаваемого.

Им обосновывается, что наука и религия совместимы, ибо обе признают абсолют и безусловное. Однако «если задача религии — в том, чтобы поддерживать смысл тайны, то задача науки — все дальше расширять познание относительного. Если религия ошибается, представляя себя как позитивное познание непознаваемого, наука ошибается, пытаясь включить непознаваемое в позитивное познание». [3, c. 209]

Мысль Спенсера концентрируется вокруг «положительного знания», получившего название «позитивизм». Религия и наука, по Спенсеру, суть «два полюса мысли — позитивный и негативный»: интенсивность одного возрастает не иначе, как с ростом интенсивности другого. «Если заслуга религии в неустанном стремлении к последней истине, то именно наука, — замечает Спенсер, — постоянно помогала и вынуждала религию очиститься от нерелигиозных элементов, например, анимистических и магических». [3, c. 210] Со временем, впрочем, и та и другая уяснят свои задачи и перестанут враждовать.

 

Список литературы

 

1.        Марцинковская Т. История психологии. М.: Академия, 2001.

2.        Осипов Г. История социологии в Западной Европе и США. М.: Норма, 2001.

3.        Реале Д., Антисери Д.. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших  дней. - ТОО ТК "Петрополис", Санкт-Петербург, 1997.

4.        Спенсер Г. Воспитание   умственное, нравственное и физическое. Санкт-Петербург: В.И. Губинский, 1906

5.        Спенсер Г. Классификация наук [Пер. с англ. Н. Н. Спиридонова] М.: Вуз. кн., 2001.

6.        Спенсер Г. Личность и государство; Пер. М.Н. Тимофеевой; Санкт-Петербург, 1908.

7.        Спенсер Г. Многомужество и многоженство: Москва: URSS, 2007.



8.        Спенсер Г. Неисповедимые тайны жизни: факты и комментарии пер. с англ. В. Л. Ранцова.

Москва: URSS, 2007.

9.        Спенсер Г. Основные начала. Санкт-Петербург: Л.Ф. Пантелеев, 1897

10.     Спенсер Г. Социология, как предмет изучения. Санкт-Петербург: тип. А. Якобсона насл., 1896.

11.     Спенсер Г. Эволюционная философия. Москва: тип. т-ва И.Д. Сытина, 1911

12.     Спенсер Г. Этика половых отношений. Москва: типо-лит. А.П. Поплавского, 1902

13.     Спенсер Г.Социальная статистика: Санкт-Петербург: В. Врублевский, 1906.