Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТРАДИЦИИ И ПРОГРЕСС БИГ-БЕНДОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
02 июля 2017г.

Джаз возник в США и об этом знают все. Одним из его основных секторов являются биг-бенды (большие оркестры), которые пользуются заслуженной популярностью не только в Америке, но и во многих странах мира. Прежде чем писать о сегодняшних проблемах биг-бендов, надо вспомнить и посмотреть на развитие джазовых оркестров, их особенности и этапы работы. Нельзя не отметить кропотливую и настойчивую деятельность Дюка Эллингтона (Duke Ellington) и его незабываемого биг-бенда, который внес неоценимый вклад в развитие этого жанра. Никто из бендлидеров не сделал так много и качественно в данном жанре. Он руководил полвека одним коллективом, вдохновлял и контролировал его, внес своей изысканностью, гигантской творческой работой огромный вклад в развитие музыки США.

Биг-бенды прошлых лет всегда отличались своим свинговым многообразием. Игру Бенни Гудмена (Benny Goodman) определял жесткий, яркий драйв. Использование многочисленных риффов можно было услышать у Каунта Бейси (Count Basie), мягкое, аристократическое звучание у Джимми Лансфорда (Jimmie Lunseford). Необычайное своеобразие, красоту и драйв можно ощутить в исполнении Гленна Миллера (Glenn Miller), интимное, салонное исполнение у Томми Дорси (Tommy Dorsy), Гая Ломбардо (Guy Lombardo).

Джазовые коллективы различались друг от друга финансовой поддержкой, работой менеджеров, коммерческими моментами и целым рядом других причин. Короче говоря, успех бендов определяла публика, которая платила деньги. И в зависимости от ее вкуса оркестры воспринимали свой прогресс или не удачу. Но главной и основной причиной, которая влияла на коллективы, были программы, которые определяли стиль биг-бенда. Основную роль в этом играл руководитель и аранжировщик (иногда это был один и тот же музыкант).

Роль аранжировщика в программе бендов чрезвычайно велика. Он не редко изменяет направление и творческий стиль оркестра, создает своеобразное, красочное, новое, оригинальное звучание коллектива. Поэтому целый ряд аранжировщиков, получив достаточную практику, становились сами бендлидерами. Среди них: Сай Оливер (Sy Oliver) из оркестра Томми Дорси, Билли Мэй от Гленна Миллера, Гил Эванс из Клода Торнхилла, Джерри Маллиген от Джина Крупа. Часть бендлидеров сами создавали аранжировки, самые известные из них на раннем этапе были Флетчер Хэндерсон и Дон Рэдмен. Трудно не отметить плодотворную работу в области композиции и аранжировки Дюка Элленгтона, но впоследствии он пригласил аранжировщика Билли Стрэйхорна (Blly Strayhorn), блестящего музыканта и джазиста, с которым он долго и плодотворно творил. Оригинально и творчески аранжировал многие композиции Гленн Миллер, но в дальнейшем в силу своей занятости продолжил сотрудничать с Гиллом Эвансом и Биллом Верданом.

В отдельных случаях, особенно в свинговый период, сама тема создавалась из риффов (так называемые «аранжировки из головы») и была плодом коллективной работы группы музыкантов. Каунт Бэйси любил и предпочитал в своей работе опираться на риффы. Но наиболее ярко это проявлялось в оркестре Лайонеля Хэмптона (Lionel Hampton).

От правильно принятого решения аранжировщика зависела реакция публики, которая и была конечной инстанцией для определения дальнейшего творческого движения бенда, финансового обеспечения оркестра, его популярности и дальнейших гастролей.

Конечно, трудно отрицать значительную роль ведущих джазменов и сайдменов. Последние – это музыканты, которые не играют в сольных моментах, они могут быть техничными и талантливыми джазменами, но в силу различных индивидуальных качеств не хотят или не могут предложить свои собственные импровизационные мысли, конкретную игру зрителям.

Нельзя обойтись без участия в общем процессе самих музыкантов. Прекрасную аранжировку, саму работу бендлидера  необходимо донести до зрителя.  И вот в этом вопросе определенную  и далеко не последнюю роль играют сами музыканты, которые могут при своем активном участии помочь руководителю или развалить всю работу. Нередко джазмены предлагают свои варианты игры и собственные высокохудожественные импровизации. В большинстве случаев бендлидеры с благодарностью принимают эти инициативы. Здесь хотелось бы напомнить, как пример, творческую обстановку биг-бенда, которым руководил Дюк Эллингтон. Он принимал многочисленные предложения своих блестящих джазменов не только с благодарностью, но и активно использовал их в своих многочисленных сочинениях. Может в этом и заключался секрет, что джазмены десятилетиями не расставались со своим бендлидером.

Важную роль играют вокалисты. Иногда после того, как они по истечению времени становились звездами, совместная работа влияла на их популярность, приносила дополнительные дивиденды. Хочется напомнить об успешной работе бендлидеров и вокалистов: Френка Синатра и Томми Дорси, Пегги Ли и Бенни Гудмена, Элвиса Пресли и братьев Дорси. А. Элла Фитцджеральд, выступая с бендом Чика Уэбба, не только стала популярна, но и сама внесла значительный вклад в признание престижа широкой публикой оркестра, особенно после исполнения песни «A-Tisket, A-Tisket».

Факторов, которые влияли на положительные решения бендов – множество. Но важнейшим моментом в деятельности больших джазовых оркестров была и остается работа бендлидера. Он подбирает для себя музыкантов, несет полную ответственность за выбор репертуара. Он, в конечном итоге, и менеджер, и бизнесмен, оплачивающий работу джазменов.

Бендлидеры наделены, как правило, большими амбициями, имеют достаточно ясное понимание своих претензий и задач. В подавляющем большинстве они обладают значительным талантом и видением. Каждый из них ставит своей главной задачей добиться значительных успехов в творческой и коммерческой деятельности. Без этих устремлений и решений подобных задач руководитель заранее был обречен на поражение. Бендлидеры в своей работе сочетают реализм и действительность, сознавая, что высокое мастерство и упорная работа приведут в конечном итоге коллектив к тому положительному результату, который необходим для дальнейшего продвижения вперед.

Большую свободу в аранжировках для биг=-бенда  предоставляли наиболее популярные и продвинутые руководители бендов. Так Вуди Герман (Woody Herman) в сороковых годах предложил Игорю Стравинскому для своего оркестра создать оригинальное произведение, которое было исполнено в Карнеги- холле и называлось оно: «Ebony Concerto».

Для успешного осуществления своих амбициозных планов руководители оркестров приглашали менеджеров и агентов, и от того, как они справлялись со своей работой во многом зависели как музыканты, так и в целом настроение коллектива. Сюда могли входить вопросы обеспечения транспортом, знания бухгалтерского учета, размещения в гостиницах, перевозки костюмов и инструментов и целый ряд других маленьких и больших проблем. Менеджеры также отвечали за связи с концертными площадками, рекламными агентствами, компаниями, контрактами, финансами. Так наиболее эффективным можно назвать Сайя Шрибмена из Бостона, который оказал значительную поддержку Гленну Миллеру, Томми Дорси, Арти Шоу(Atrie Shaw), Клоду Торнхиллу (Claude Thornhill), Вуди Герману и многим другим бендлидерам. Владелец известного зала «Savoy Ballroom» в Нью-Йорке Мозес Галевский (Моу Гэйл) активно помогал Чику Уэббу, Тэдди Хиллу и другим.

Джаз активно и стремительно прогрессировал, приобретая все большую популярность среди многочисленных слушателей. Вместе с ним успешно развивались и биг-бенды. Стала сильнее конкуренция как среди оркестров, так и внутри групп, расширялись составы, подбирался специальный репертуар, интересующий публику. Возросла ответственность бендлидеров понимавших, что качественные программы могут открыть дорогу к лучшим концертным залам, а с ними и к большим доходам. И если на малограмотность музыкантов ранее не обращалось особое внимание, то настало время, когда трудно было представить джазовый оркестр,  не имеющий четких  и ясных музыкальных основ. Без базисных музыкальных знаний бенд был обречен и не мог иметь перспектив для дальнейшего продвижения. Появились новые составы, которые решали самые сложные задачи, выдвинутые временем. Среди них оркестры Д.Эллингтона, Б.Гудмена, К. Бейси, С. Кентона, В. Германа и другие.

И несмотря на то, что бендлидеры не владели техникой дирижирования, однако они управляли оркестром: показывали отдельные вступления джазменам, давали команду для солирования определенного музыканта, устанавливали точные параметры для звучания ритм-группы, поддерживали музыкантов способных внести оживление, драйв в общее звучание. Выдающие деятели джаза, как Чарз Паркер (Chalie Parker), Майлз Девис (Miles Davis), Бикс Байдербек (Bix Beiderbecke), Телониус Монк (Thelonius Monk) постоянно вносили новые мысли и идеи, которые двигали джаз к новым высотам.

Современные биг-бенды имеют разнообразный и широкий репертуар, техника инструментов постоянно совершенствуется, раздвигая установившиеся рамки. На мой взгляд, лучшими являются оркестры возглавляемые: Марией Шнайдер (Maria Schneider), Уинтон Марсалес (Winton Marsalis), Гордон Гудвин (Gordon Goodman),Тосико Акийоси (Akiyochi Toshiko), Джордж Грунту (George Gruntz) и другие. Однако, если говорить о технике дирижирования, то необходимо сказать, что она находится на очень не высоком уровне. Можно отметить в лучшую сторону в этом вопросе среди бендлидеров Марию Шнайдер, которая знает схемы, имеет прекрасные мягкие руки, понимает достаточно ясно общие принципы дирижирования.

Дирижирование биг-бендами не только необходимо для управления бендом, но оно также сокращает драгоценное репетиционное время, дает возможность руководителю минимизировать долгие и не нужные разговоры во время работы с джазменами. Жесты дирижера более конкретно и точнее указывают музыкантам на необходимые вопросы, которые желает воплотить бендлидер. Думаю, что уделяется мало времени для обучения дирижированию в бакалавриате и магистратуре. Главной причиной этих недостатков является слабая подготовка самих педагогов по этому предмету, недостаточное количество часов по обучению дирижированию. Определенную роль играют традиции, которые складывались годами и нежелание самих педагогов обращаться к новым проблемам, которые выдвигает настоящее время.

В основе дирижирования лежат схемы. Значительная часть бендлидеров не пользуются в работе ими, оставаясь на своих местах в бенде, и практически не влияют на исполнение композиций во время игры коллектива, не управляют оркестром, полагаясь на высокий уровень исполнительства своих музыкантов. При этом руководители теряют возможность при помощи жестов эмоционально воздействовать на каждого джазмена, отдельные группы бенда, в целом на оркестр. Мануальная техника дает бендлидеру дополнительные возможности вносить новые моменты, влияющие на художественное исполнение, на динамику композиции, вызывает драйв и энергию коллектива. И, если к  этому  процессу  добавляется выразительная мимика при умелом дирижировании, то значение и эффективность работы руководителя резко возрастает.

Время, которое идет на репетиционную работу, это основной показатель качества работы коллектива. Оно значительно увеличивается от не правильных, не корректных действий бендлидера, или дает возможность за счет сэкономленного времени более детально проработать изучаемый материал. В этом случае роль руководителя особенно важна, ведь джазмены со стороны ясно представляют, ощущают и наглядно видят и оценивают действия бендлидера, хотя и не часто высказываются по этому поводу. И авторитет руководителя может вырасти или пострадать при этом.

Отмечая работу руководителя, необходимо обратить внимание на многочисленные пояснения, подробные замечания джазменам. Не лучше было бы, не прекращая дирижирования по ходу исполнения четкими и ясными жестами, показать необходимые акценты или legato и, продолжая игру бенда, кивком головы одобрить действия музыканта. Во время репетиции подобных моментов можно насчитать очень много, а сбереженное время наверняка пригодится бендлидеру для дальнейшей работы.

Большую роль в исполнении композиций играет импровизация. Действия дирижера должны быть направлены на создание особых условий для успешной игры солиста. При этом руководители часто отмечают, что для достижения более положительного результата необходимо не заглушать исполнителя, не мешать его игре. Но это не всегда так, потому что аккомпанирующей группе или отдельным инструментам нужно в некоторых моментах выделить или вычленить фразы, мелодические движения, придав солисту новые краски и оттенки.

Дирижер должен внимательно следить за балансом исполнителя и аккомпанирующей группы и после того, как игра удовлетворит руководителя, он может взять свой инструмент и продолжить исполнение вместе со всем оркестром. Ведь бендлидер первый среди равных. Но он выделяется среди всех более техничной игрой, авторитетом в коллективе, высоким профессионализмом, проявляет заботу о музыкантах, не зависимо от того, что нравятся кто-то ему или нет.

Использование в джазе схем классического дирижирования совершенно не означает возможности копирования. Классические схемы вырабатывались столетиями, они вобрали в себя все лучшее, что шлифовалось тысячелетиями. Но дирижирование симфоническими произведениями и джазовыми композициями   имеют   коренные  отличия  в  силу  ритмических   особенностей,  специфики   звучания, эмоционального воздействия на зрителей. И если симфонические произведения могут длиться достаточно продолжительно и их эмоциональные воздействия более глубокие, то композиции могут звучать всего несколько минут, но за счет драйва, энергии вызывать более бурные, восторженные аплодисменты. Бывают и определенные исключения, но они не могут повлиять на правила и традиции. Я знаю хороших классических дирижеров, которые пробовали себя в работе с биг-бендами, считая это простым вопросом. Однако у них ничего из этого не получилось. А все дело в специфике и особенностях управления бендами с постоянно изменяющей динамикой, ритмическими моментами и джазовыми правилами.

И хотя в США, где берет свое начало джаз, где поставлено образцово джазовое образование, где на данный момент находятся лучшие бенды, достигнуты большие успехи, мы в вопросах управления, значительно опередили их. В московском институте культуры на протяжении последних трех десятилетий ведется напряженная работа по управлению биг-бендами. Разработаны подробные планы по дирижерской практике студентов с джазовыми оркестрами, которые постоянно корректируются в процессе учебы. Внедряются индивидуальные планы по дирижированию для бакалавров, предлагаются специальные задания и   упражнения,   учитываются   возможности   каждого   студента.   Выпущен   специальный   учебник «Дирижирование джазом».

Значительное внимание уделяется раскрепощению работы мышц не только при дирижировании, но и при игре на своем инструменте. Это особенно необходимо, потому что сейчас стали больше времени уделять игре на инструменте, появилась возможность более профессионально освоить новые технические приемы игры. Однако увеличились случаи зажатия отдельных мышц, которые приводят к профессиональным заболеваниям. К сожалению не все педагоги обращают внимание на данные моменты, а некоторые студенты (большей частью гитаристы, барабанщики, пианисты) в результате лишаются профессии, перенося глубокие личные переживания.

Основателями научной работы по дирижированию на кафедре института являются раннее работавшие в качестве руководителей – профессор, заслуженный деятель искусств РФ Борис Диев и доктор педагогических наук Вячеслав Кузнецов. Они служили примером и образцом для всего педагогического состава, активно внедряли в работу новшества и идеи, способствующие развитию дирижирования. Профессор, заслуженный артист Р.Ф. Евгений Савин в течении нескольких лет руководил институтским бендом, расширил репертуар оркестра, поднял на новый высокий уровень исполнительское мастерство биг- бенда. Не случайно можно увидеть выпускников института в лучших Российских джазовых оркестров. Д.Зинаков сотрудничает с бендом Г.Гароняна, в оркестре И.Бутмана трудится О.Бородин, приобретают опыт практической работы А.Осипов, И.Болякин и целый ряд других выпускников.

На кафедре на протяжении большого периода преподает профессор Ю.Чугунов, отличный музыкант, мастер многих джазовых композиций для биг-бендов, целый ряд которых получили жизнь в бенде института культуры.

Постоянная, планомерная работа коллектива кафедры института по новациям и традициям дирижирования дает свои благоприятные результаты. Прежде всего потому, что имеется достаточно высокий потенциал педагогов на кафедре, дает положительные результаты взаимопонимание студентов и профессорско-преподавательского состава, проводятся систематические мероприятия по улучшению профессионального исполнительского мастерства. Стоит задача по созданию в самых сложных условиях конкурентоспособного профессионала, который может быстро учитывать развивающую обстановку, решать различные проблемы, основываясь на образовании новых идей, особых научно-технологических подходах.

Поставлена задача заведующей кафедры профессором З.Б.Карташевой, чтобы каждый бакалавр, в конечном итоге, мог не только разбирать партитуры, но и слышать их без участия инструмента. Она создала творческую обстановку, способствующей внедрению лучших достижений педагогов, использует их идеи для совершенствования знаний студентов, для их дальнейшего качественного развития.

Обучение мануальной технике, задача сложная и ответственная, потому что студенты – это будущие руководители бендов. Они будут внедрять новые, плодотворные идеи, полностью нести ответственность за будущее нашей музыкальной культуры, используя современные мысли и идеи педагогов. Не случайно на всероссийских конкурсах руководителей джазовых оркестров наши студенты занимают самые высокие позиции. Лауреатами и призерами конкурсов разных лет становились: БорисТретьяков, Вячеслав Бурлаков, Дмитрий Барашков, Алексей Офлиян, Анатолий Осипов и многие другие. Самые сложные творческие задачи должны решаться при непосредственном участии дирижера с хорошей основой для мануальной техники, которая способствует четкой и ясной реализации идей бендлидера.

Особенно важно следить за процессом индивидуального развития учащегося, поиска баланса между его предпочтениями и программами, которые необходимо усвоить в данный период. Нужно найти середину между одним и другим, при этом развивая и обогащая индивидуальные стремления и возможности данного студента, выделяя основные задачи по профессиональному образованию и принятию решений. В результате профориентация, адаптация, ориентирование выступят теми элементами, которые приведут к осознанному выбору композиции, заложат новое начало для педагогического воспитания.

Педагоги в своей работе стараются учитывать постоянно изменяющийся ритм современной жизни. Используют различные технические средства (аудиокассеты, аудиодиски, аудио записи), которые влияют на деятельность музыкальных направлений, мышление и учебу, формируя новые идеи как положительные, так и отрицательные. Руководитель при этом должен быть тактичен и корректен. Он несет всю ответственность, которая ложится на него при изучении композиций, учитывает индивидуальные особенности студента. Это могут быть различные поиски новых решений проблем, другие варианты исполнений, интерпретаций, сочинения композиций по указанным моделям педагога. Произведения, рекомендованные им, должны иметь учебную и воспитательную направленность, служить трамплином для дальнейшего изучения, иметь определенную художественную ценность. Важно не только получение фундаментальных знаний студентом, но и возможность выработки собственных творческих взглядов и убеждений.