Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОЛЛЕДЖЕ

Авторы:
Город:
Караганда
ВУЗ:
Дата:
17 июня 2016г.

Русский язык в Казахстане имеет статус официального и используется наравне с государственным, он является достаточно активно востребованным языком в современных условиях Казахстана. С принятием закона «О языках в Республике Казахстан» в 1997 году русский язык не утратил своего официального статуса, так как согласно постановлению Конституционного Совета, «казахский и русский языки употребляются в равной степени, одинаково, независимо от каких-либо обстоятельств». Русский язык преподается и в 780 колледжах Казахстана.

Новые условия развития общества ставят перед системой среднего профессионального образования новые задачи подготовки квалифицированных специалистов. Современные условия требуют от специалистов определенных знаний, навыков и умений, выражающихся в стиле мышления, креативности, способности принимать самостоятельные решения. Развитие среднего профессионального развития, в свою очередь, требует особого языкового образования. Выпускники колледжей должны обладать не только коммуникативными способностями, но и должны уметь использовать знание языком как инструмент общения.

Одной из задач колледжа является воспитание высококультурной личности. Выпускники колледжа должны грамотно изъясняться не только на родном языке, но и на русском и английском языках. Данная модель выпускника формируется благодаря развитию личности. В свою очередь решение данной проблемы напрямую зависит от уровня образования – важнейшего компонента человеческой культуры. В колледже готовят специалистов для различных отраслей экономики и системы образования. В основу деятельности колледжа положены такие принципы, как актуальность, динамичность, развитие. Поэтому в учебном заведении изучению языков уделяют особое внимание.

В преподавании русского языка мы используем современные педагогические технологии, основанные на развитии критического мышления. Развитие критического мышления через чтение и письмо способствует совершенствованию таких навыков студентов, как способность выражать свою точку зрения, грамотно и аргументировано излагать возникающие мысли. Все это является компонентом образования, которое в итоге позволит учебному заведению выпустить модель выпускника – всесторонне развитую личность

Преподавание языков, в том числе русского языка в колледже, ориентировано на практическое овладение языком. Перед студентами ставится задача – овладеть навыками естественного речевого общения. Студенты осваивают все виды речевой деятельности: письмо, чтение, слушание, говорение. С первого дня обучения в колледже студенты, особенно выпускники национальных школ, погружаются в соответствующую языковую среду, создающую условия для активного говорения. Мы находим это действенным способом выучить русский язык. Общение на русском языке способствует повышению уровня владения языком. В колледже в преподавании русского языка много внимания уделяется практике в чтении, письме и слушании. Благодаря возможностям современных технологий, студенты могут самостоятельно совершенствовать навыки говорения. Различные записывающие аудиоустройства, диктофоны на мобильных телефонах и смартфонах способствуют совершенствованию навыков говорения. Студенты во время занятий в колледже или при самостоятельной подготовке к занятиям, выполнении домашних заданий записывают свою речь, прослушивают ее, дают оценку своему произношению, связности речи, ее стилю. Такой вид работы наглядно демонстрирует студенту и педагогу, над чем стоит еще поработать.

Немаловажную роль в преподавании русского языка в колледже мы придаем совершенствованию навыка слушания. В современном мире, когда в обществе наблюдается большой дефицит внимания людей друг к другу, дефицит родительского внимания и вообще окружающих, очень важно развивать навыки слушания. Над развитием навыка слушания педагоги, преподающие русский язык в колледже, работают каждый день. Слушание, как и говорение, и чтение, лучшего всего развивать в условиях русскоязычной среды. Современными педагогами часто используется оправданный метод полного погружения, который также способствует повышению уровня владения языком. Мы рекомендуем студентам смотреть телепередачи или фильмы на русском языке, рассказывающие об их будущей профессии. По завершении работы практикуем проведение публичных выступлений перед однокурсниками. Данный вид работы позволяет студентам продемонстрировать навыки говорения и слушания, позволяет развить и творческие способности. Студенты постепенно приходят к выводу, что слушание позволяет лучше говорить. Стоит отметить, что опять же применение современных технологий, позволяющих воспроизводить аудио- и видеозаписи, способствуют совершенствованию навыков говорения и слушания студентов. Когда студенты просматривают фильмы или телепередачи, мы вначале рекомендуем уловить общий смысл увиденного и услышанного, и только затем акцентировать внимание на детали. Составление вопросов, «толстых» и «тонких», используемых в педагогических технологиях, основанных на развитии критического мышления, способствуют повышению не только говорения, слушания студентов, но их мышлению на русском языке. Степень сложности вопроса заставляет студента строить свою речь аргументировано, лаконично, грамотно.

Студентам колледжа мы настоятельно рекомендуем читать на русском языке. Ведь это позволяет студентам самостоятельно учиться за пределами аудитории. Здесь немаловажную роль играет сотрудничество преподавателя русского языка и сотрудников библиотеки колледжа, которые могут помочь студентам выбрать книги, словари, энциклопедическую и научную литературу. Как и в средней школе, мы рекомендуем студентам записывать новые неизвестные им слова, находить в толковых словарях их значение и в дальнейшем использовать их в разговоре. Это отличный способ выучить новые слова, также этот способ позволит студентам пополнить лексический запас.

Руководство колледжа придает значение не только актуальности образования студентов, но и развитию их кругозора. Поэтому в своей работе педагоги обращают внимание на развитие интересов студентов. Благодаря Интернету и средствам массовой информации, в том числе газетам и журналам, которые в большом количестве выписывает колледж для студентов, педагоги имеют постоянную возможность повышать уровень овладения языками студентами. К примеру, помимо материалов учебников, в преподавании русского языка мы активно используем газетные и журнальные статьи. Студенты продвинутого уровня легко справляются с ними. При чтении мы рекомендуем таким студентам научиться угадывать значение непонятных слов по контексту, обращать внимание на другие слова в предложении, которые могут подсказать значение неизвестных слов. И только после этого обращаться к словарям, чтобы детально понять значение тех или иных слов. Так как целью обучения русскому языку в колледже является формирование коммуникативной компетенции у студентов, то в первую очередь мы придаем значение решению языковых задач.

Одной из языковых задач для студентов является письмо на русском языке. Поэтому, помимо упражнений по учебникам, мы рекомендуем студентам дополнительно вести дневники или блоги в социальных сетях. На первоначальном этапе предлагаем студентам записи вести хотя бы самыми простыми предложениями. Здесь немаловажную роль играет информационная компетентность студентов, которые должны владеть определенными лингвистическими знаниями. Это позволит вводить причастные и деепричастные обороты в простые предложения, второстепенные члены предложения  в  нераспространенные предложения, строить из простых предложений сложные. Мы придаем особое значение Интернету в развитии письменной речи студентов. Общение в чатах, форумах, комментирование постов помогает студентам научиться правильно выражать мысли на русском языке. При написании постов в Интернете студенты вспоминают написание тех или иных слов, пунктуацию в сложных предложениях и предложениях с различными оборотами. Таким образом, обычное общение студентов в Интернете может стать самостоятельным заданием по закреплению изученного материала. Наиболее продвинутым студентам мы предлагаем написать творческие работы: эссе, стихотворения, рассказы.

Успешное обучение языку обусловлено правильной мотивацией. Студенты должны понимать, почему важно изучение языка, насколько хорошее знание языка способствует успеху в работе, в овладении будущей профессией. Усердная учеба студентов во многом зависит от четкости поставленных целей. Поэтому мы ставим реалистичные цели, которые понятны всем студентам. Русский язык на постсоветском пространстве продолжает играть важную роль. Благодаря знанию русского языка казахские студенты имеют возможность получать знания, современную информацию, получать общение с представителями своей будущей профессии.

 

Список литературы

1.     Аяганова Ш.К. Использование технологии критического мышления в учебном процессе /Ш.К.Аяганова // Администратор в Казахстанской школе.- 2011.- №1.- С.30-33.

2.     Есенова Л.М. Роль технологии критичсекого мышления через чтение и письмо в формировании национальной модели образования /Л.М.Есенова // Русский язык в школах и вузах Казахстана.- 2014.-№4. С.4-6