Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНТИТЕЗА КАК СПОСОБ МЫШЛЕНИЯ И СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ФИГУРА В ГАЗЕТНЫХ ЗАГОЛОВКАХ

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
18 июня 2018г.

Газета является своеобразным зеркалом, отражающим все события, происходящие в мире, стране, городе (в зависимости от масштабности издания), и дающим свою «интерпретацию фрагментов общественной жизни: фактов событий, явлений, личностей» [1, с. 369]. С помощью заголовка журналисты стремятся вызвать у читателей интерес к материалу, вовлечь в чтение. Свойственная газете побудительная функция вынуждает журналистов использовать эмоционально-оценочные структуры, коннотативно окрашенную лексику, фразеологизмы, различные риторические фигуры и т.д.

Язык газеты уже давно привлекает внимание лингвистов. Особенно актуальным представляется обращение к газетным заголовкам, где наиболее ярко проявляется речемыслительная деятельность человека как субъекта познания  и коммуникации. В тексте газетной статьи заголовок выполняет одновременно несколько функций: номинативную, информационную, рекламную, экспрессивно-апеллятивную и т.д., для реализации которых применяются различные средства воздействия на адресата: языковые и не языковые.

Чтобы повысить интерес читателей, авторы очень часто строят заголовки на основе противопоставления. В связи с этим А.А. Сафонов пишет: «Использование «контрастных слов» (антонимов) привлекает внимание читателя, как бы заранее говорит о том, что в тексте речь идет о борьбе противоположностей, о сочетании в одном явлении противоречивых начал» [5, c. 205]. Такие заголовки нередко звучат парадоксально:

Бедные помогают богатым; Начало конца; Дорога шла прямая, хоть и извилистая.

Самыми распространенными и привычными в газетных заголовках являются языковые антонимы. Например:

Ответ Пухлова был лучшим из худших; Акции сразу, деньги потом.

Иногда в заголовках газетного материала используются контекстуальные антонимы аллюзийного характера. Например:

Пой лучше щеглом, чем соловьем.

Данный заголовок вызывает в памяти ставшую давно афористичной фразу из басни И.А. Крылова «Скворец»:

Пой лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем.

А.А. Сафонов, говоря о заголовочной роли антонимов, особо подчеркивает, что названия, построенные по принципу контраста, часто выполняют функцию конструктивной организации текста. Антонимы составляют основу его пространственной протяженности, наполнения, а также временной последовательности событий. В результате возникает антитеза. Она усиливает выразительность речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. Например:

Богатый и в праздник пирует, а бедный и в праздник горюет; Партия будущего в прошлом.

Заголовки, включающие антонимы, в большинстве случаев выполняют на газетной полосе номинативно-коммуникативную функцию, называя описываемые явления и включая адресата в процесс их восприятия:

Богатым дядям не до бедных детей; Из зимы в лето без авиабилета.

Наряду с антитезой, Л.А. Введенская выделяет следующие тропы и стилистические фигуры, основанные на противопоставлении: оксюморон, акротеза, амфитеза, диатеза. Ученый замечает: «Общим для всех этих средств будет то, что их образуют сочетания, состоящие из антонимов» [2, с. 135]. Вместе с тем указанные средства художественной выразительности обладают спецификой.

Оксюморон – троп, сочетающий противоположные по смыслу определения или понятия, в результате чего возникает новое смысловое качество: Живой труп (Л.Н. Толстой); Мертвые души (Н.В. Гоголь).

Акротеза – утверждение, усиленное отрицанием противоположного. Ее  отличительная черта – возможность использовать фразу без отрицательной частицы: Не ленись, а трудись; На чужое не льстись.

Амфитеза – описание целого путем указания на крайние точки: От Москвы до самых до окраин, С южных гор до северных морей.

Диатеза – конструкция с антонимами и двойным отрицанием, утверждение среднего признака путем отрицания противоположных признаков: Ни то ни се; Ни рыба ни мясо.

Антитеза же это резкое риторическое противопоставление образов, состояний или понятий, связанных между собой внутренним смыслом или общим устройством.

«Антитеза основана на сравнении двух противоположных явлений или признаков, присущих, как правило, разным предметам» [2, с. 130]. В ней противоположные понятия воедино не сливаются, как, например, в оксюмороне, а сохраняют свою автономность.

Одной из первоочередных задач заголовка газетного текста является привлечение внимания читателя. Например:

Будущее ГАЗа – в прошлом; Брали постепенно – отдаем сразу.

Лингвисты часто указывают на то, что заголовок служит своего рода рекламой текста. Каждый из читателей на себе ощущает воздействие какого-либо названия, побуждающего прочитать определенную статью. Специалисты отмечают: «Эмоционально-оценочная доминанта текста нередко задается уже его заголовком» [4, с. 172]. Поэтому заголовочная номинация является неотъемлемой частью текста, ее нельзя рассматривать в отрыве от социально-политической действительности и от стратегии издания.

Обратимся в качестве примера к статье М. Кактурской «Богатый дворник и нищий врач» (Аргументы и факты. – 17.08.2005. – № 33). Приведем ее текст.

Нам часто твердят: жизнь налаживается, зарплаты растут, мы почти стали похожи на европейцев. Так ли это?

ИНСТИТУТ общественного проектирования и компания «РОМИР-мониторинг» опросили 15 тыс. россиян из 408 населенных пунктов и составили картину российского общества. (Обычно социологи используют мнение 1,5 – 2 тыс. человек.)

Итак, кто мы сегодня? Аналитики разделили россиян на несколько групп, различающихся как по объему, так и по доходам, уровню образования, трудовому статусу и престижу.

«Верхний класс» – образованнейшие управленцы, удачливые предприниматели,  интеллектуалы. Что, впрочем, логично. А вот дальше начинается удивительное. Вторая позиция отдана людям физического труда (и это при том, что на протяжении всего прошлого века уровень образования у нас «поднимал» человека сразу на определенную социальную ступень). И тем не менее в современной России менеджеры и интеллигенция проигрывают по уровню жизни рабочим. У последних в 2 раза выше доход и в 2 раза более уверенные позиции на рынке труда.

Верхние пять групп образуют средний класс – 25 % населения страны. Причем, по мнению социологов, он уже сформировался, и на него государство должно опираться в первую очередь. Вместе с 6- й группой этих людей относят к «зоне благополучия».

«Эти люди чувствуют себя уверенно в новой России, – говорит Михаил Тарусин, эксперт Института общественного проектирования. – Постоянно повышают свой жизненный уровень и являются востребованными в профессии. Наибольшее предпочтение среди всех человеческих качеств они отдают интеллекту и воле. Их отличает стремление к личной свободе и богатству. Они уверены, что смогут оплатить образование своим детям».

Все остальные в России попадают в «зону бедности и нищеты». А это 60 % всего взрослого населения страны. Их личные доходы – от 25 до 110 долл. в месяц. Многим из них не хватает денег на еду.

Низший класс отличает следующее. Во-первых, большинство бедных живет в сельской местности. Так что, если мы хотим бороться с бедностью, начинать надо с села. Второе – основная часть бедных работает в госсекторе. И третье. У нас самая бедная группа – пенсионеры. Причем во всем мире пенсионеры распределяются по группам в зависимости от статуса, которого они достигли во время работы. И лишь в России пенсионер – это отдельный класс нищих. Правда, надо отметить, что он нуждается в помощи меньше, чем 15 % населения, которые составляют самый низший класс.

«Для представителей этого класса  жизнь – борьба за  выживание, –  комментирует Татьяна Гурова, эксперт Института  общественного проектирования. –  Наиболее ценными  человеческими качествами они считают трудолюбие, доброту и милосердие. От власти они ждут порядка и справедливости и только потом обеспечения «свободы». Развитие частной инициативы их практически не заботит».

Какой вывод делают из этого социологи? Низший класс не имеет жизненных перспектив, социальный статус не позволяет делать их участниками реформ (а ведь именно на них сегодня экспериментирует государство).

«Парадокс сегодняшнего времени в том, что «низы хотят, но верхи не могут», – говорит Михаил Тарусин. – Общество, готовое к развитию в новых условиях, сталкивается с незрелой элитой и с отсутствием компетентного стратегического управления власти. Именно на это надо обратить внимание».

Совершенно очевидно, что заголовок «Богатый дворник и нищий врач», построенный на двух парах антонимов: языковых богатый – нищий и контекстуальных дворник – врач, создает эмоциональную тональность возмущения сложившейся в России социально-экономической ситуацией, когда по доходам представители образованной интеллигенции резко уступают трудящимся, зачастую не обремененным образованием. Чисто физическая работа ценится больше интеллектуальной. И это весьма опасная, пустившая глубокие корни тенденция.

Название статьи четко указывает на нарушение соответствия между родом деятельности, профессией и оплатой труда; призывает обратить внимание на проблему и решить ее сообразно здравому смыслу: не надо делать нищим дворника – надо сделать богатым врача.

Антитеза – это характерное свойство газетной коммуникации, поскольку логическое противопоставление буквально отражает те связи между явлениями действительности, которые существуют в сознании носителей языка.

Антитеза в газетных заголовках может иметь явный и скрытый характер. Явная антитеза репрезентируется языковыми антонимами, в основе ее лежит противопоставление, понятное для всех носителей языка. Например:

Вправо или влево; Раб стандарта, царь природы; Эхо теракта: Победа или провал спецслужб.

Скрытая антитеза содержит противопоставление событий,  действий,  предметов, возможно, актуальное только на данном временном отрезке, причем читатель должен выполнить  ряд логических операций, чтобы обнаружить это противопоставление. Например:

Человек человеку – брат; Человек человеку – волк; Сейчас все думают о конце света.

Таким образом, будучи структурным элементом текста, заголовок в газете выполняет особые функции, выражая определенный смысл и нередко информируя читателя в том же объеме, что и весь текст.

Функции газетного заголовка обусловливаются спецификой массовой коммуникации, связанной с активным, целенаправленным, экспансивным воздействием на адресата  речи, на формирование у него специально задаваемых взглядов, отношений, оценок.

Газетный заголовок включается в дискурс газетного текста, а газетный текст – в более широкий социальный дискурс. Дискурс – это (фр. discours, от лат. «рассуждение, довод») – «одно из сложных и трудно поддающихся определению понятий современной лингвистики, семиотики и философии, получившее широкое распространение в англо- и особенно франкоязычных культурах. Значение слова – «речь, выступление, рассуждение» [3].

Дискурсивные тактики в названии газетного заголовка ориентируются на вовлечение читателя в процесс сотворчества, на пробуждение общественной активности. Легкость для восприятия, интригующий характер газетного заголовка обеспечиваются использованием различных языковых средств, тропов и стилистических фигур, в том числе антитезы.

Антитезный характер названий современных газетных текстов способствует двуплановому восприятию сообщения и благодаря резкому контрасту служит актуализации последнего. Обращение к антитезе позволяет увидеть в статье общее и различное, главное и второстепенное, обычное и парадоксальное.

Список литературы

 

1. Апресян Ю.Д. Избранные труды. – М.: Наука, 2004. – 369 с.

2. Введенская Л.А. Стилистические фигуры, основанные на антонимах // Краткие очерки по русскому языку. – М.: Наука, 2006. – С. 79 – 85.

3.        Дискурс     //     Философская     энциклопедия     [Электронный     ресурс].     –     Режим     доступа:http://www.endic.ru/enc_philosophy/Diskurs-2595.html (дата обращения: 10.05.2018).

4.    Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий: Учебное пособие. – Свердловск: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2009. – 172 с.

5.   Сафонов А.А. Стилистика газетных заголовков / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М.: Айрис – Пресс,2000. – 227 с.