Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СКРИПТЕД РЕАЛИТИ КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЖАНР НА ТВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
17 июня 2016г.

Проблема конструирования реальности в процессах массовой коммуникации занимает ученых уже почти сто лет. Ещё в 1922 г. писатель и журналист Уолтер Липпман отмечал, что «СМИ являются основным связующим звеном между событиями в мире и людьми, и они определяют, как эти события будут отражены в умах общественности» [5]. А спустя 40 лет Бернард Коэн сформулировал эту же мысль точнее, определив тем самым теорию «agenda-setting»: «Пресса может не быть успешной большую часть времени в том, чтобы говорить людям, как думать, но она потрясающе успешна, рассказывая, о чём думать» [2]. Широко известна способность СМИ привлекать общественное внимание к определенному кругу вопросов, и более того, - выделять некие события (проблемы, темы, явления, героев) и акцентировать на них внимание, заставляя аудиторию воспринимать их как необычайно важные, а другие события – игнорировать или заминать, размывая информационный фон так, чтобы аудитория о них не узнала. Теория «agenda-setting» или теория повестки дня (на англ. «повестка дня» — это agenda) до сих пор вызывает споры в научном сообществе. Но её базис очевиден: новости — это не просто отображение реальности, а социально сконструированная, отредактированная реальность, которая корректируется так называемыми «стражами» (gatekeepers). Этими стражами являются журналисты, редакторы, издатели и владельцы масс-медиа — то есть все участники процесса сбора, обработки и распространения информации.

Теория информационной повестки дня появилась ещё в 1950-е гг. Известный американский политолог, пионер исследований медиавлияния Бернард Берельсон сформулировал основную идею этой концепции так: определенные виды коммуникации, привлекая внимание аудитории к определенным темам, способны оказывать определенное информационное воздействие [1]. Наработками Берельсона до сих пор пользуются журналисты, и – парадокс! - в последнее время они звучат всё более актуально.

Начало XXI-го века подарило нам не только мультимедийные и кроссплатформенные технологии в журналистике, но и глобальные изменения в журналистиковедении. Всевозможные концепции жанров – в т.ч. и информационных - меняются ежегодно, пытаясь отражать временные запросы. Только-только исследователями проартикулирована гипотеза о включении в ряд информационных типичного художественно-публицистического жанра мокьюментари, как на подходе организовался новый жанр – скриптед реалити, так часто используемый новостниками в своей работе.

Скриптед реалити (от англ. Scripted reality - «прописанное реалити») – один из самых востребованных жанров развлекательного ТВ, он совмещает документалистику и драму: герои разыгрывают сцены из реальной жизни по заранее расписанным ролям. Часто реципиенту даже не сообщается, что реальная история просто взята сценаристами за основу, а всё остальное – это режиссерская интерпретация событий. По данным немецкого исследования, проведённого по заказу телеканала RTL, целых 16% сидящих у экрана были уверены, что все показанные истории этого жанра – подлинные, а 39% затруднились ответить, правда это или ложь [3].

На современном российском телевидении присутствует целый спектр программ жанра скриптед реалити, это и «Семейные тайны», и «Москва: день и ночь», и «Гадалка». Но так любящие инфотейнмент сотрудники новостных передач осваивают его в том числе – так, что впору говорить о включении скриптед реалити в информационные жанры ТВ. И это неудивительно, ведь с помощью этого жанра публикой очень легко манипулировать. В "Толковом словаре русского языка" С. И. Ожегова манипуляция интерпретируется как "сложный прием действия над чем-нибудь при работе руками, а также проделка, махинация" [4]. В словарях европейских языков манипуляция (лат. manipulus - пригоршня, горсть, от manus и pule - наполнять) толкуется как обращение с объектами с определенными намерениями, целями (например, ручное управление, освидетельствование пациента врачом с помощью рук и т.п.). Именно отсюда произошло современное переносное значение слова - ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами. Примерно тоже самое происходит, когда скриптед реалити выступает на службе информационной повестки дня.

Информационная повестка дня – это своеобразный список тем и событий, которые телеканалы считают наиболее важными и, соответственно, достойными освещения в эфире. На формирование повестки дня влияет несколько факторов. Первый – конкуренция каналов. Наиболее резонансные темы, большие скандалы, сенсации попадают в вёрстки новостийщиков в первую очередь. Вторым фактором формирования повестки дня является политический (или экономический) заказ. Так на экранах часто оказываются представители всех эшелонов власти с различными действиями и инициативами, которые практически никаким образом не сказываются     на      жизни      обычного      потребителя.      Наконец,      повестку      дня      формируют и личные пристрастия телевизионного руководства. Сами журналисты определяют приоритет новостей, и, собственно, формируют информационную картину дня, которая в свою очередь часто не отражает реальную картину вещей, зато может становиться средством манипулирования.

Исследователи Ш. Ийенгар и Д. Киндер в 80-х анализировали влияние новостей на общественное мнение и провели целый цикл экспериментов, демонстрирующих силу влияния информационной повестки дня на личную. Эксперименты заключались в следующем: одной группе испытуемых предлагались выпуски новостей, которые намеренно были дополнены сюжетами о ненавязчивых проблемах, снятых специально для эксперимента, другой контрольной группе – реальные новости. «При всех вариациях экспериментальной техники результат получался одинаковый: значение тех проблем, которые, если так можно выразиться, «подсовывались» участникам в ходе эксперимента, в их сознании резко возрастало. Участники эксперимента считали их очень важными для страны, были озабочены ими гораздо сильнее и гораздо чаще считали, что правительству следует принять особые меры для их решения, чем члены контрольной группы, причем этот эффект сохранялся и через неделю после окончания эксперимента» [6]

Подобный эксперимент происходит и в наши дни, но итоги его известны, и осуществляется он на регулярной основе. Сами журналисты создают для публики новых героев – это и Няш-мяш Поклонская, и Стрелков-Гиркин, и Бородай, и депутаты Милонов с Мизулиной, и даже козёл Тимур с тигром Амуром, которые получили просто феноменальную популярность. Неизвестные массам люди благодаря сотрудникам средств массовой информации наделяются чертами супергероев, мифологизируются, после чего становятся постоянными персонажами выпусков новостей. Бесконечная отработка информ-поводов, связанных с именами одних и тех же действующих лиц, приводит мало того, что к их устойчивому узнаванию и повышенной медийности, но также к манипуляции общественным вниманием. Журналисты подсаживают свою аудиторию на героев, раздутых СМИ, а дальше сами продюсируют информационные поводы, предлагая депутатам и прокурорам высказаться на конкретные темы и, возможно, пролоббировать законопроект, начать проверку каких-либо фактов; заставляя (конечно, не впрямую) предводителей «ополчения» ежедневно напоминать о себе; мотивируя владельцев козла Тимура и тигра Амура на продолжение сериала. Так и возникает эффект скриптед реалити в новостях, - когда участники событий, выражаясь телевизионным языком, «отрабатывают» эти события по заранее написанным ролям. При этом образующаяся сериализация – очень важный аспект действа. Зритель хочет знать, что происходит дальше с раскрученными персонажами, которых ему «подсовывают» как в эксперименте Ийенгара и Киндера; он пультом или кликом голосует за продолжение истории, не отдавая себе отчёт, что, как правило, новостные материалы в жанре скриптед реалити не несут какой-либо практической ценности (законопроекты в итоге не принимаются, прокурорские проверки ни к чему не приводят и т.д.), а лишь размывают информационный фон, отвлекая от действительно важных и актуальных тем, на которых власть или связанный с властью большой бизнес, а как следствие, владельцы СМИ и сами редакции - не хотят акцентироваться. Если какую-то тему информационной повестки дня нельзя замолчать, нужно сделать так, чтобы её заглушила другая тема, - вот один из главных принципов современной редактуры, и жанр скриптед реалити помогает его держаться. Так российская журналистика перестаёт отвечать на запросы общества, а всё больше диктует этому обществу свои представления о прекрасном.

 

Список литературы

1.     Berelson, B.R., Lazarsfeld, P.F. & McPhee, W.N. Voting: A  study of  opinion formation in a presidential campaign. Chicago : University of Chicago Press, 1954.

2.     Cohen, B.C. The press and foreign policy / Bernard C. Cohen. – Princeton: Princeton University Press, 1963. – XII, 288 p.

3.     Wie     wirkt  "Scripted     Reality"?     [Электронный  ресурс]  //  1  Das  Erste.      2016.  Режим  доступа: http://daserste.ndr.de/panorama/archiv/2011/Wie-wirkt-Scripted-Reality,luegenfernsehen131.html

4.     Дьякова, Е.Г. Массовая коммуникация и власть. Екатеринбург: УрО РАН, 2002. 299 с.

5.     Липпман У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.

6.     Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Большой толковый словарь. Том 3. М-О. М.: Азъ, 1992. — 446 с.