Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБРАЗ РЕКИ В ПОЭЗИИ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ ЯКУТИИ А.К. МИХАЙЛОВА И В.Н. ФЕДОРОВА

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
17 июня 2016г.

Исследователь якутской культуры Н.З. Копырин, изучив специфику изобразительных средств в поэзии Севера Якутии, пришел к выводу, что «литература исконные свои изобразительные средства берет из самой жизни, из окружающей среды. С незапамятных времен испытанная родная среда, климат, жизнь, быт, занятия, история народа неизгладимо запечатлевались в его языке, изобразительных средствах литературы и искусства» [3, с. 92-93]. Гачев Г.Д. также подчеркивал немаловажную роль окружающей природы в формировании национальной психологии: «Первое, очевидное, что определяет лицо народа – это Природа, среди которой он вырастает и совершает свою историю. Она – фактор постоянно действующий» [1, с. 27].

Не случайно в творчестве русскоязычного якутского поэта А.К. Михайлова центральное место занимает образ реки Лены. По справедливому утверждению Максимовой П.В., «… смыслообразующая основа самовыражения авторского «я» у А. Михайлова – это окружающая действительность: Якутия, и главным образом, ее природа, ее национально-этнографическая характерность» [4, с. 71]. В стихотворении «На левом на ленском стоим берегу» образ реки Лены становится символом источника жизни: «Нам выпало счастье родиться, / Так будем с тобою всегда молоды/ Пред натиском счастья, напором беды, / А Лена всегда даст напиться!» [5, с.24] и сравнивается с душой: «реке, как душе, внимая» [5, с. 24]. В большинстве стихотворений поэта река отождествляет с родиной, с отчим домом: «У человека должна быть река, / В которой все мамы ловкая рука/ Его купала, где сказал отец, / Увидев крепкий взмах: «Ты молодец!» // У человека должна быть река, / Амур иль Волга, Лена иль Ока, / Которую увидишь в час крутой/ Пред роковой, итоговой чертой//» [2, с. 24]. Так, лирический образ Родины дополняется образом реки, которая должна быть у каждого человека.

Такое трепетное отношение к природе, чувство любви и нежности к родной земле проявляется во многих стихотворениях Михайлова. Река – сакральное место для поэта. Она исцеляет раны, приносит покой, гармонию и радость: «Мне обида нанесена, / Я бреду через дамбу к Лене, / Лишь родная речная волна/ Принесет мне успокоение// Лена, в дождь, в ледоходы и в снег, / Ты всегда – красота и сила! /Сколько раз наяву и во сне/ Счастье полного вдоха дарила!» [3, с.43]. Использование приема олицетворения в стихах, посвященных реке, вполне естественно и органично, в этом проявление национального мировосприятия поэта, так как, по представлениям якутов, все явления окружающей действительности наделялись душой. У народа саха особое отношение к стихии воды, что обусловлено народными сказаниями, легендами о происхождении рек и ритуалами, связанными с почитанием духов – хозяев водной стихии.

Этим можно объяснить пристрастие поэта к образным сравнениям. Реалии и предметы быта часто сопоставляются с образом реки, выступающей как в качестве субъекта, так и объекта изображения: «на небе, как ленские волны при солнце, безудержно синем, стояло, как кипень черемухи, белое облако» [6, c. 13]; «стадом белых оленей, ледоход бредет по Лене» [5, с. 43]; «было – платком махала/ Цвета ленской волны» [6, c. 50];

«стройнозвучный мой хомус. Звук его – ручья теченье» [5, с.16]; «и, словно в реку, в утро окунуться» [5, с. 19]. Как видим, в использовании изобразительных средств ярко проявляется национальное своеобразие поэзии А.К. Михайлова, так как автор исходит из реального мироощущения своего народа.

К излюбленному образу реки Лены поэт обращается постоянно, передавая чувство восхищения ее красотой и силой: «я Леною плыл, под вьюгой я стыл» [6, с. 54]; «издалека река катила – сияла молодая сила» [5, с. 20];

«Ах, ледохода полоса, / Родное, северное чудо, / Когда хрустальною посудой/ Льдин оживают голоса!» [5, с. 63];

«А Лена белая, шурша, / Себя на Север все стремила / Сливались молодость и сила / И счастья ждущая душа!» [5, с. 64].

Красоте природы Якутии посвящают свои стихи и многие местные русские поэты: В. Шевков, И.

Переверзин, В. Федоров и др. Образ реки Лены присутствует и в стихотворениях русскоязычного поэта Якутии Владимира Федорова. Вспоминая свой поселок Таас-Тумус, он пишет: «У каждого из нас есть своя малая родина, для меня это – небольшое рыбацкое село на берегу Лены, которое, к сожалению, не смогло устоять на волнах беспокойной и не слишком разумной подчас жизни. Родина ушла, а память и боль остались» [10].

В стихотворении «Рождение» река Лена предстает в образе бабушки- повитухи: «Приняла меня Лена- бабушка, /Повитухой моею став//И подвесила, лунолицая,/У вселенной всей на виду/ Колыбель мою легкой птицею/ За Полярную, за звезду» [6]. Автор с любовью относится к реке Лене, ласково называя ее «своей». В примечании поэт пишет, что «якуты уважительно называют реку Лену «бабушкой», таким образом, в лирическом изображении реки В. Федоровым проявилось наследование традиций якутов – народа, рядом с которым прошла большая часть его жизни.

В стихотворении «Мне пройтись бы тихою деревней» река Лена представлена в образе мудрого пожилого человека: «Чтобы в строчках шелестело сено / И с листов срывались облака / И волной скребла в калитку Лена, / Мудрая сибирская река» [4].

Так же, как и у Михайлова, лирический образ Родины дополняется образом реки («Эта память – щемящий осколок»): «Эта память – щемящий осколок / Пусть проспекты пронзили мой быт, /Но гвоздями еловых иголок / Я к тайге, как распятье, прибит. // От нее никуда мне не деться, / Главных слов без нее не сказать / Мы полжизни уходим из детства, / Чтоб потом возвратиться назад // Чтоб прийти, приползти на коленях/ И припасть пересохшей душой/ К своей Волге, Оке или Лене, / К деревеньке своей небольшой» [5]. Для В. Федорова река Лена ассоциируется с миром беззаботного и счастливого детства: «Белая ночь опустилась над синею Леною, / В дальние дали гудками манят корабли, /Только сегодня меняю я мир и Вселенную/ На этот крошечный, дальний кусочек земли //Вновь зачерпну синеву теплой детской ладошкою/ И, на песке оставляя босые следы, / Я зашагаю горящей на солнце дорожкою – /Добрый и светлый, не знающий зла и беды» [5].

Кроме того, в творчестве В. Федорова есть образы и других рек, озер («Последнее желание»): «И не слышал никто в педантичном расчетливом мире, / Как грохочет волна у изъеденных бурями скал/ И, с душою российской сравнявшись в раздолье и шири, / Богатырскую песнь распевает великий Байкал» [7]; «Над Смоленской я стою дорогой / На российском ветровом юру, / Потрясен поникшей убогой / Армией, стекающей к Днепру» («Над Смоленской я стою дорогой») [9].

Как видим, в творчестве А.К. Михайлова река является ключевым образом, через который выражается национальное мировосприятие якутского поэта. Река Лена ассоциируется у автора с малой родиной – Якутией. Ее образ часто привлекается автором в качестве изобразительно-выразительных средств, так как почитание стихии воды – одна из характерных ментальных черт северных народов. В стихотворениях В. Федорова мы обнаруживаем не только образ реки Лены, но и Днепра, и озера Байкал. Если у Михайлова образ Лены символизировал красоту и силу, то у Федорова – мудрость и детство. Каждый поэт по-своему, в соответствии со своей ментальностью, жизненным и творческим опытом, раскрывает поэтические образы, и они расцвечиваются новыми гранями, становятся многозначными и многокрасочными.

 

Список литературы

1.     Гачев Г. Д. Национальные образы мира: Курс лекций. – М.: Изд. Центр «Академия», 1998. – 429 с.

2.     Дишкант Е.В. Русскоязычная поэзия Якутии (1970-90-е годы): монография/ Е.В.Дишкант. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013.– 188с.

3.     Копырин Н.З. Изобразительные средства якутской поэзии. – Якутск: Бичик, 1997. – 176 с.

4.     Максимова П. В. Национальные художественные традиции в творчестве якутских поэтов, пишущих на русском языку // Литературные традиции эпохи и преломление их в Якутии: сб. науч. тр. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 1995. – С. 68-78.

5.     Михайлов А.К. Снег в Якутске: Стихи. – М.: Современник, 1980. – 80 с.

6.     Михайлов А.К. Серебряная ночь: Стихи, проза/ Художник Кравчук В.П. – Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1995. – 176 с.

7.     Федоров В.Н. Красный ангел – Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1991. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://vfedorov.yakutia1.ru/index.php/poeziya/knigi-stikhov/110-krasnyj-angel

8.     Федоров В.Н. Небесный пилигрим – Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 9. 2006. – 240 с.

10. Федоров В.Н. Судьба гусарская– Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик»,

11. 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://vfedorov.yakutia1.ru/index.php/poeziya/knigi-stikhov/165- sudba-gusarskaya

12. Федоров В.Н. Цикл стихотворений «Она ушла на дно, как Атлантида». [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://vfedorov.yakutia1.ru/index.php/poeziya/tsikly-stikhov/181-ona-ushla-na-dno-kak-atlantida