Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
15 октября 2017г.

Сегодня на международном уровне накоплен значительный опыт в вопросах защиты прав потребителей. Существуют даже определенные модели по реализации данной защиты: административная и судебная. Первая характеризуется деятельностью уполномоченного государственного органа, осуществляющего потребительскую политику. Вторая же проявляется в осуществлении судебных процедур. Однако, существует и третья - смешанная. Достаточно ярко данная модель можно продемонстрировать на примере Польши, где защиту прав осуществляет государственный орган, а восстановление прав реализует омбудсмен.

Европейский союз также не стоит в стороне по вопросам защиты интересов потребителей. Данная сфера подведомственна Европейской Комиссии, а именно, Генеральному директорату Европейской комиссии по здравоохранению и защите потребителей. Кроме того, в рамках Стратегии потребительской политики устанавливаются цели, задачи, приоритеты по решению вопросов в данной сфере. Приоритетным направлением стратегии является укрепление прав потребителей в ЕС, улучшение их благосостояния, защита в рамках основных рисков и угроз. Важная роль отводится усовершенствование законодательства в сфере защиты прав потребителей. Европейский союз придерживается принципа «минимальной гармонизации».

Множество международных договоров, конвенций затрагивают в своих положениях вопросы, касающиеся потребителей в той или иной части. К примеру, Варшавская конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных перевозок, в которой потребитель является одной из сторон. Вопрос о регулировании непосредственно договорных отношений в международном праве также обладает определенными особенностями. В частности, это связано с тем, что в том или ином международном договоре исключается его действие на такие отношения, если участник отношений, к примеру, приобретает товары для личных или семейных нужд. Это связано с тем, что в каждом государстве как правило есть специальное законодательство, уже регулирующее такого рода вопросы. А применение международно-правового акта в обход такого законодательства свидетельствовал бы о действиях по снижению эффективности данным международным актом такого законодательства. К примеру, Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. [1], положения которой не применяются к продаже товаров, что приобретаются для личных, семейных и домашних целей. Однако, в таком правиле есть исключения. А именно, данное ограничение не действует, если продавец в момент заключения договора или до не знал либо не должен был знать, что товары приобретаются для личного использования.

Следует отметить, что в международно-правовых актах содержится не только материально- правовые, но и коллизионные нормы. В качестве примера можно назвать Римскую конвенцию о праве, применимом к договорным обязательствам [2]. Она содержит широкий спектр коллизионных привязок для большого круга отношений, в том числе и с участием потребителей. Данная Конвенция универсальна. Конвенция схожа с положением ст.1212 ГК РФ, определяет понятие «потребителя», устанавливает превалирующее действие закона, избранного сторонами договора. Однако, императивные нормы права страны места жительства в случае осуществления основных действий по сделке в данной стране. Если выбор права не совершен, то применяется право государства, в котором потребитель имеет обычное место жительства. Кроме того, в положениях статьи 5 Конвенции установлено ограничение сферы ее применения. Так она не распространяется на договоры перевозки, договоры оказания услуг (если работы(услуги) оказываются в месте ином чем место жительства потребителя). Однако, такого рода ограничения не имеет действия на некоторые договоры в сфере услуг (договоры в сфере туристического обслуживания).

Нельзя не упомянуть Гаагскую конвенцию о праве, применимом к ответственности изготовителя 1973 года. Конвенция закрепляет lex loci delicti comissii (закон места причинения вреда). Его трактовка варьируется от применения права места совершения правонарушения до места наступления вредного эффекта. Это свидетельствует о наличии гибкого коллизионного регулирования [3]. Кроме того, правила Конвенции применяются вне зависимости от требования взаимности, а также если применимое право - право государства – не участника Конвенции.

В сфере перевозок необходимо отметить Варшавскую конвенцию об унификации некоторых правил, касающихся международных перевозок. Она содержит большое количество материально-правовых норм. Конвенция унифицировала правила об ответственности авиаперевозчика. Устанавливаются пределы, условия ответственности, возможность изменения которых предусматривается «особым соглашением». Коллизионные нормы отсылают к закону страны суда, а компетентные суды обращаются к нормам национального права. Данная Конвенция, в том числе, подлежит применению и к отношениям с участием потребителя. Основное достижение данной конвенции – унификация положений об ответственности авиаперевозчика. Условия и пределы ответственности возможно изменить посредством «особого соглашения». Коллизионные нормы в Конвенции немногочисленны. Так, для определения судебных издержек, периодических платежей, порядка исчисления сроков действует закон страны суда. Данные вопросы решаются на основании национального права соответствующего государства. Однако, допускается применение права личного закона перевозчика. Согласно Варшавской конвенции вред возмещается пассажиру – лицу, заключившему договор. Если же вред причинен лицу без билета, то данные вопрос решается на основании общих положений гражданско-правовой ответственности с учетом коллизионной нормы.

Из международных соглашений, регулирующих защиту прав потребителей, стоит вновь отметить Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в области защиты прав потребителей [5]. Цель соглашения – сотрудничество в сфере политики по защите прав потребителей. Главный принцип заключается в равной правовой защите. То есть граждане могут обратиться за защитой своих прав как потребителей на условиях, аналогичных для граждан этих государств. Особое внимание привлекает положение о сближении национальных законодательств государств-участниц. Такое положение представляет собой гарантию обеспечения прав потребителя. Претворяют в жизнь данное Соглашение национальные органы государств стран-участниц. Для координации совместной деятельности учрежден Консультативный Совет. Соглашение содержит характеристику национальных законодательств в сфере защиты прав потребителей; определяются субъекты потребительских отношений; раскрываются основные понятия в сфере потребительского права. Для России данный Акт вступил в силу 2 июня 2000 года. Как отмечает А. Райлян [4], это стало главным достижением унификации и гармонизации потребительского законодательства. Кроме того, автор указывает на существенное воздействие российского законодательства на становление данного международного соглашения, обозначая большую роль Закона РФ «О защите прав потребителей». Такое положение свидетельствует об очень высоком уровне законодательной техники РФ и возможности использовать вышеупомянутый закон в качестве модального для стран СНГ. Стоит отметить, что Консультативный совет определил для себя ряд задач, решение которых стоит в приоритете на настоящий момент. Во-первых, это гармонизация законодательства. Для решения данной задачи предлагается принятие Модельной концепции по обеспечению эффективного функционирования системы защиты прав потребителей. Во-вторых, необходимо скоординировать деятельность при рассмотрении нарушений законодательства по с целью выявления недоброкачественных товаров, нарушения прав потребителей. В-третьих, воспрепятствование контрафактной и фальсифицированной продукции. В – четвертых, значительное усиление роли Консультативного Совета как в пределах СНГ, так и на международном уровне.

Таким образом, говоря о международном опыте в сфере защиты прав потребителей, можно отметить достаточно высокий уровень разработанности данного вопроса, изучение и применение которого позволит перейти национальному законодательству в этой области на уровень, более высокий, чем прежде.

Список литературы

 

1.     Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (заключена в г. Варшаве 12.10.1929) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, Вып. VIII, - М., 1935, С. 326– 339.

2.     Конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам (Заключена в г. Риме 19.06.1980)// Treaty Series. Volume 1605. ̶ New York: United Nations, 1997. P. 59 – 156.

3.     Клетченкова М. М. Конвенционное регулирование отношений с участием потребителей // Журнал российского права. 2007. №8 (128). С. 84 ̶ 88.

4.     Потребительское право России: основные положения / Райлян А.А. - С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2005. ̶ 453 с.

5.     Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в области защиты прав потребителей // Бюллетень международных договоров. 2002. - № 3. - С. 25 - 28.