Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВИДЫ СУБЪЕКТОВ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И ОСОБЕННОСТИ ИХ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
01 февраля 2016г.

     Как справедливо отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин, одной из ключевых составляющих поддержания необходимого уровня  обороноспособности и военной безопасности Российской Федерации на современном этапе развития военной организации государства является военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами18.

   С.Н. Максимов обоснованно обозначил в качестве одной из основных целей военно-технического сотрудничества достижение военного превосходства и стабильности на континенте или в регионе в целях обеспечения национальной безопасности19. Солидарен с ним также и И.В. Качаев20.

   Вместе с тем, несмотря на высокую значимость названного вида сотрудничества, в вопросах правового регулирования военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными  государствами, наблюдаются определенные проблемы, связанные, в частности, с законодательной неопределенностью гражданско-правового положения субъектов военно-технического сотрудничества.

     Как справедливо отмечает А.А. Моисеенков, субъекты военно-технического сотрудничества занимают одно из определяющих мест в системе названного вида сотрудничества21. Ст. 1 Федерального закона от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»22определяет субъектов военно-технического сотрудничества как российские организации, получившие право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.

   Ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»23 и п. 2 Положения о порядке предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. № 106224 законодательно устанавливает перечень российских организаций, осуществляющих внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения. К этим организациям, в частности, относятся: государственный посредник; Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии», организации - разработчики и производители продукции военного назначения.

   В настоящее время Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации разметила на собственном официальном сайте в открытом доступе в информационной сети «Интернет» перечень действующих субъектов военно-технического сотрудничества25. Этими субъектами являются следующие организации.

    

18      См.:   Владимир  Путин  провел  заседание Комиссии  по  военно-техническому сотрудничеству  с иностранными  государствами  // [Электронный ресурс]. URL: http://www.arms-expo.ru/049056050057124057054048.html (дата обращения: 23.08.2015).

19    Максимов С.Н. Организация и правовое регулирование поставок вооружения и военной техники Российской Федерацией зарубежным странам: дис. … канд. юрид. наук. М., 2003.С. 9.

20      Качаев. И.В. Институциональное развитие системы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами // Право в вооруженных силах - военно-правовое обозрение. 2014. № 11, с. 52.

21     Моисеенков А.А. Правовое регулирование деятельности субъектов военно-технического сотрудничества: дис. … канд. юрид. наук. М.,2006. С. 7.

22    Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 30,ст. 3610.

23    Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 30,ст. 3610.

24    Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 24, ст. 3140.



1.     Государственной корпорации «Ростехнологии». В объем правомочий названного субъекта военно- технического сотрудничества входит осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения в части, касающейся рекламно-выставочной и маркетинговой деятельности, участия в организации и проведении выставок (показов) продукции военного назначения.

2.   ОАО «Рособоронэкспорт» является государственным посредником при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.

3.Организации-производители и разработчики продукции военного назначения, получившие право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении указанной продукции (согласно перечню, размещенному на указанном сайте26).

4. Субъекты военно-технического сотрудничества, осуществляющие внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения в рамках отдельных проектов в области военно-технического сотрудничества. К ним, в частности, относятся три открытых акционерных общества: «ОАК-Транспортные самолеты», Открытое акционерное общество «Объединенная судостроительная корпорация», Открытое акционерное общество «Оборонсервис».

   За исключением 4-ой из приведенных выше категорий субъектов военно-технического сотрудничества данный перечень полностью корреспондирует приведенным выше законоположениям.

   Даже беглое ознакомление с объѐмом прав и обязанностей действующих субъектов военно-технического сотрудничества, порядком их создания и деятельности, позволяет говорить об их неоднородном  составе, и определѐнных особенностях гражданско-правового положения каждого из перечисленных субъектов.

    Остановимся на одном из основных, по мнению автора, субъектов военно-технического сотрудничества – государственном посреднике. Ст. 12 п. 1 Федерального закона от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»27 определят государственного посредника как специализированную организацию, созданную по решению Президента Российской Федерации в форме федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, либо в форме открытого акционерного общества, 100 % акций которого находится в федеральной собственности или передано некоммерческой организации, созданной Российской Федерацией в форме государственной корпорации. Это определение обусловливает особенности гражданско-правового положения государственного посредника. Как справедливо отметил В.В. Кудашкин: «Природа государственного посредника основана на исключительном государственном интересе в регулировании наиболее значимых аспектов осуществления военно-технического сотрудничества, который может обеспечить только хозяйствующий субъект, полностью подконтрольный государству, но в то же время обладающий определенной хозяйственной независимостью и самостоятельно отвечающий перед иностранными заказчиками и предприятиями промышленности по своим обязательствам.  Главная  задача  государственного  посредника  при  осуществлении  военно-технического сотрудничества состоит как в представлении на мировом оружейном рынке интересов государства, так и одновременно экономических  интересов оборонно-промышленного комплекса,  для которого  экспортные поставки в современных условиях, по сути, являются единственным источником средств для выживания»28.

      Особенность гражданско-правового положения государственного посредника также отмечается и другими учеными. В частности, А.В. Алешин указывает, что государственный посредник является специфическим субъектом военно-технического сотрудничества. При этом в рамках системы военно-технического сотрудничества государственный посредник реализует государственную политику и представляет интересы Российской Федерации и оборонно-промышленного комплекса на мировом рынке вооружений и военной техники29. Названный ученый определяет государственного посредника как субъекта полностью подконтрольного государству и ставящего цель не получение прибыли, а реализацию экономических, внешнеполитических и военно-политических интересов Российской Федерации30.

 

25: Перечень субъектов военно-технического сотрудничества по состоянию на август 2015 г. [Электронный ресурс] http://www.fsvts.gov.ru/ (дата обращения: 29.08.2015).

26   Перечень субъектов военно-технического сотрудничества по состоянию на август 2015 г. [Электронный ресурс] http://www.fsvts.gov.ru/(дата обращения: 29.08.2015).

27 Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 30. Ст. 3610.

28 Кудашкин В.В. Правовое регулирование военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами: дис.… д-ра юрид. наук. М., 2003. С. 274. С. 17.

29 Алешин А.В. Правовое положение государственного посредника в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами: Дис.: … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 10.

30Алешин А.В. Указ.соч. С. 9.


   При этом соединение коммерческих  интересов предприятий оборонного комплекса и одновременной реализации интересов государства при осуществлении военно-технического сотрудничества возможно только в рамках внешнеторговой деятельности государственного посредника, объединяющего в себе преимущества коммерческой организации и возможности решения государственных задач31.

    Из этого следует, что в гражданско-правом положении указанного посредника по сравнению с иными субъектами военно-технического сотрудничества в наибольшей степени, по сравнению преобладают публично- правовые начала, связанные с осуществлением государственных интересов. Однако, такая реализация государственных интересов, несомненно, должна осуществляться с учетом соблюдения коммерческих интересов предприятий – производителей и разработчиков продукции военного назначения.

   Определенными особенностями создания и деятельности также отличается другой, не менее значимый субъект военно-технического сотрудничества - Государственная корпорация «Ростехнологии». Особенность гражданско-правового положения указанного субъекта заключается в объеме его полномочий,  приведенных выше. Анализ ст. 18 Положения о порядке осуществления  военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10.09.2005 г. № 106232 позволяет утверждать, что полномочия названного юридического лица, а именно, осуществление рекламно-выставочной и маркетинговой деятельности, фактически являются деятельностью по поиску иностранных заказчиков и проведению переговоров с ними. Эта деятельность, по мнению автора, носит так называемый обеспечивающий военно-техническое сотрудничество, специальный характер. Названное юридическое лицо, само не разрабатывает и не производит продукцию военного назначения, а также не занимается его непосредственной реализацией. Однако, без деятельности указанного субъекта осуществление военно-технического сотрудничества стало бы крайне затруднительной.

   В контексте гражданско-правового положения среди иных субъектов военно-технического сотрудничества Государственная корпорация «Ростехнологии» выделяет также особая организационно-правовая форма юридического лица - государственная корпорация. Особенность указанной формы заключается в том, что ч. 4 ст. 61 Гражданского Кодекса Российской Федерации33 делает исключения относительно осуществления процедуры банкротства названной формы юридического лица. В отличии от них разновидностей юридических лиц государственная корпорация (равно как и государственная компания) может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Выбор именно данной организационно-правовой формы юридического лица выделяет ее среди иных субъектов военно-технического сотрудничества.

    Другая особенность гражданско-правового положения названного субъекта военно-технического сотрудничества, по мнению автора, определена тем, что в соответствии со ст. 12 п. 1 Федерального закона от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»34 одним из условий возникновения права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, предоставляемого в установленном порядке организациям – разработчикам и производителям продукции военного назначения, является передача их акций (долей, имущества), находящихся в федеральной собственности, Государственной корпорации «Ростехнологии» в качестве имущественного взноса Российской Федерации.

   Проанализируем теперь особенности гражданско-правового положения организаций – производителей и разработчиков продукции военного назначения. Ст. 1 Федерального закона от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно- техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»35 определяет организации - производители продукции военного назначения как российские юридические лица, имеющие производственные мощности, необходимые для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг) военного назначения, и получившие лицензии на осуществление указанных в них видов деятельности.

    Организации - разработчики продукции военного назначения названным законоположением определяются как российские юридические лица (научно-исследовательские организации), осуществляющие разработку и модернизацию образцов вооружения и военной техники, имеющие для этого соответствующие научно- технические кадры и экспериментальную базу и получившие лицензии на осуществление указанных в них видов деятельности.

 

 31Кудашкин В.В. Указ.соч. С. 274.

32   Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 24, ст. 3140.

33 Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32, ст. 3301.

34 Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 30,ст. 3610.

35 Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 30,ст. 3610.


   Кроме того, в отличие от иных субъектов военно-технического сотрудничества, особенностью организаций –   производителей и разработчиков продукции военного назначения в соответствии со ст. 12 ч. 2 Федерального закона от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»36 является обязательное наличие двух условий для осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения: закрепление не менее 51% их акций в федеральной собственности, и размещение остальных акций (долей) среди российских физических и юридических лиц.

   Таким образом, организации - производители и разработчики продукции военного назначения являются единственными организациями, которые непосредственно разрабатывают и производят указанную продукцию. Правовое регулирование такой деятельности также требует специальный подход.

    Проблема заключается в том, что деятельность указанных организаций зачастую связана с требующим разрешения компетентных органов власти ввозом продукции военного назначения, необходимой для производства собственной продукции военного назначения. Конечно же, без участия зарубежных производителей вооружения и военной техники дальнейшее наращивание темпов военно-технического сотрудничества представляется невозможным. Как вполне обоснованно отмечает Ю.В. Хозяинов, в целях создания более конкурентоспособной продукции военного назначения важно предпринимать шаги по развитию интеграции и кооперации с заинтересованными зарубежными производителями вооружения и военной техники, продвигая на оружейные рынки все новые совместные проекты в сфере военно-технического сотрудничества при должном соблюдении наших интересов37.

   Однако, начавшиеся в марте 2014 г. всем известные события, связанным с введением санкций со стороны США, Евросоюза и фактического прекращения военно-технического сотрудничества Российской Федерации и Украины, также говорят и о негативных моментах интеграции и кооперации в сфере военно-технического сотрудничества.

    В этой связи следует обратиться к вопросу импорта продукции военного назначения, используемой для производства собственной продукции военного назначения. Речь идет о запрете поставок продукции военного и двойного назначения в Российскую Федерацию со стороны государств Запада.

    Следует отметить, что особо активно так называемая «санкционная политика» проводится со стороны Соединённых Штатов Америки. Например, 11.12.2014 г. Сенат Конгресса США на заседании принял «Акт о поддержке свободы Украины». Указанный акт дает президенту США право ввести санкции, в частности, в отношении наиболее значимого, по мнению автора, субъекта военно-технического сотрудничества ОАО «Рособоронэкспорт»38.   16.12.2014 г.   на   рассмотрение   Конгресса   США   был   внесен   законопроект, предусматривающий возможность наложение незаконных и необоснованных санкций в отношении Российской Федерации на новом, более высоком уровне. Названная возможность заключается в том, что иностранные граждане и зарубежные финансовые институты, не имеющие связи с США, могут также попасть под санкции за определенную деятельность в Российской Федерации, на которую наложены ограничения или которая запрещена39. Так называемая «санкционная политика» со стороны США в отношении Российской Федерации на настоящий момент не только не прекращается, но и но и «набирает новые обороты».

    Расчет «наших партнеров» из США, как их зачастую называются в дипломатических кругах, по мнению автора, рассчитан, в том числе, на подрыв обороноспособности и военной безопасности Российской Федерации. Автор полагает, что значимой мерой противодействия вводимым санкциям будет являться совершенствование подготовки специалистов в области военно-технического сотрудничества.

    Также в последнее время из-за ряда объективных и субъективных факторов военно-техническое сотрудничество Российской Федерации и Украины, можно сказать, «переживает не самые лучшие времена». Так, Президентом Украины П. Порошенко, сделанном на заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины 16.06.2014 г., было объявлено о прекращении сотрудничества с Россией в части совместного производства продукции военного назначения40.

    Автор полагает, что приведенная ситуация, имеет в своем основании, в том числе, и правовые проблемы. Рассмотрим последствия данного шага в контексте ущерба обороноспособсности и военной безопасности Российской Федерации. Военный обозреватель В. Понаморев называет следующие виды продукции военного назначения, поставляемых предприятиями Украины, используемые Российской Федерацией для производства собственной продукции военного назначения, для которых необходимо в настоящее время искать возможности замещения другой аналогичной продукцией: вертолетные двигатели, некоторые типы авиационных двигателей, производимых предприятием «Мотор Сич», некоторое авиационное оборудование, газотурбинные двигатели большой мощности для боевых кораблей, производимые предприятием «Зоря — Машпроект», оптические головки самонаведения ракет, производимых предприятием «Арсенал»41.

36 Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 30,ст. 3610.

37 Хозяинов Ю. Экспорт российских вооружений: возможности, проблемы и перспективы // Экспорт Вооружений. 2004. № 4, с. 19

38    Сенат США принял законопроект о санкциях в отношении России и военной поддержке Украины. [Электронный ресурс] URL: http://news.mail.ru/ (дата обращения: 20.08.2015 г.).

39   Белый дом: Обама подпишет закон о санкциях в отношении России. [Электронный ресурс] URL: http://news.mail.ru/ (дата обращения:

24.08.2015 г.).

40 Порошенко запретил сотрудничество с РФ в сфере ВПК: [Электронный ресурс] http://izvestia.ru/news/572635. (дата обращения: 20.08.2015).


     Конечно же, в настоящее время проводится активная работа по поиску возможного так называемого импортозамещения указанной продукции военного назначения. Однако, данная работа требует длительного времени, а сложившаяся ситуация с прекращением поставок продукции и сопряжена с ущербом обороноспособности и военной безопасности Российской Федерации.

   Кроме того, в контексте гражданско-правового положения субъектов военно-технического сотрудничества следует отметить, что, зачастую, предприятия-производители продукции военного назначения, использующие в своей деятельности продукцию военного назначения иностранного производства испытывают крайне высокий уровень экономической зависимости от поставок данной продукции. Отсутствие в течение длительного времени поставок такой продукции может  крайне негативно отразиться на экономическом положении данного предприятия, уровне социальной защищенности его работников. Эта ситуация приводит к мысли о необходимости создания каких-либо государственных гарантий деятельности этих предприятий.

    Однако, по мнению автора, в случае наличия законодательного механизма, предусматривающего прогнозирование и порядок импортозамещения продукции военного назначения, в этой ситуации, названных проблем можно было бы избежать. В частности, автор полагает необходимым законодательно определить, что ввоз продукции военного назначения для производства собственной продукции военного назначения организациями-производителями и разработчиками такой продукции возможен только при наличии заключения о возможности импортозамещения указанной продукции при сохранении должного уровня обороноспособности и военной безопасности Российской Федерации.

    Представляется целесообразным классифицировать субъектов военно-технического сотрудничества по критерию использования при производстве собственной продукции военного назначения продукции военного назначения иностранного производства. По этому критерию субъекты военно-технического сотрудничества должны быть классифицированы на использующие при производстве собственной продукции военного назначения продукцию военного назначения иностранного производства и не использующие такую продукцию. Такая классификация будет иметь не только теоретическое, но и практическое значение, позволяя, во-первых, своевременно прогнозировать возможность прекращения поставок продукции военного назначения иностранного производства, а, во-вторых, – произвести своевременную замену продукции военного назначения иностранного производства в случае прекращения ее поставок аналогичной продукцией военного назначения другого производителя.

    Ст.10 Федерального закон от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»42 к одному из полномочий Президента Российской Федерации в области венно-технического сотрудничества относит определение порядка осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, исключающего нанесение ущерба обороноспособности и безопасности Российской Федерации. В рамках реализации данного полномочия Президента Российской Федерации, в Приложении к Положению о порядке предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10.09.2005 г. № 106243 предусмотрен перечень документов, представляемых российской организацией в федеральный орган исполнительной власти для подготовки к рассмотрению вопроса о предоставлении ей права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Автор полагает целесообразным дополнить перечень указанных документов применительно к организациям, которым дается право на закупки продукции военного назначения для производства собственной продукции военного назначения, заключением о возможности импортозамещания указанной продукции с учетом соблюдения интересов обороноспособности и военной безопасности Российской Федерации.

    Таким образом, анализ гражданско-правового положения субъектов военно-технического сотрудничества, проведенный в статье, позволяет прийти к выводу о том, что в рамках предлагаемой на современном этапе развития юридической науки классификации субъектов военно-технического сотрудничества, ее следует дополнить классификацией по критерию использования при производстве собственной продукции военного назначения продукции военного назначения иностранного производства на субъекты военно-технического сотрудничества использующие в своей деятельности продукцию военного назначения иностранного производства и неиспользующие в своей деятельности названную категорию продукции военного назначения.

 

41 В. Понамарев Чем ответит Россия на демарш Украины:  http://q99.it/xLKWxHo:[Электронный ресурс] (дата обращения: 19.08.2015).

42 Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 30,ст. 3610.

43 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 38, ст. 3800.


   Приведенная классификация будет иметь не только теоретическое, но и практическое значение. Оно будет заключаться в возможности «импортозамещения» указанной продукции без ущерба обороноспособности и военной безопасности государства,  а  также  позволит избежать  негативных экономических  последствий для субъектов военно-технического сотрудничества, использующих продукцию военного назначения иностранного производства для производства собственной продукции военного назначения. Это, в свою очередь, будет способствовать укреплению обороноспособности и военной безопасности Российской Федерации и независимости отечественных производителей продукции военного назначения.

 

Список литературы

1.     Алешин А.В. Правовое положение государственного посредника в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2003.

2.     Качаев. И.В. Институциональное развитие системы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами // Право в вооруженных силах - военно-правовое обозрение. 2014. № 11, с. 48-55.

3.     Кудашкин В.В. Правовое регулирование военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2003.

4.     Максимов С.Н. Организация и правовое регулирование поставок вооружения и военной техники Российской Федерацией зарубежным странам: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2003.

5.     Моисеенков А.А. Правовое регулирование деятельности субъектов военно-технического сотрудничества: дис. … канд. юрид. наук. М., 2006.

6.     Хозяинов Ю. Экспорт российских вооружений: возможности, проблемы и перспективы // Экспорт Вооружений. 2004. № 4, с. 15-22.