Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГОСУДАРСТВАХ, ВХОДЯЩИХ В ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ И СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
15 октября 2017г.

В Концепции формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере, отмечено, что целью формирования системы обеспечения интересов России в пограничной сфере является максимальное повышение возможностей государства по противодействию внешним и внутренним угрозам интересам и безопасности Российской Федерации, создание благоприятных условий для эффективной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере защиты и охраны государственной границы.

Эффективность власти в государстве во многом зависит от того, насколько обоснованно разграничены функции, предметы ведения, полномочия и одновременно насколько конструктивно организованы согласование интересов и взаимодействие между ветвями и уровнями власти. Решение проблем обеспечения согласованных действий органов публичной власти является актуальным практически для всех государств мира. Особенно это важно при многоуровневой системе организации государственного устройства, которое существует в нашем государстве, являющемся демократическим федеративным правовым государством.

В условиях глобализации, взаимопроникновения различных правовых систем, наличия общих угроз на государственной границе и совместных действий государств СНГ, направленных на их защиту, нормативное правовое регулирование деятельности и взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере становится все более актуальным   как на внешних участках государственной границы и особенно на внутренних участках государственной границы ЕАЭС.

Поэтому совершенствование нормативного правового регулирования взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в указанной сфере в системе обеспечения безопасности государства, приобретает особое значение.

В 2014 году образован Евразийский экономический союз. В состав ЕАЭС вошли Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Республика Армения (с 02.01.2015г.) и Кыргызская Республика (c 12.08.2015 г.). Указанные государства также являются участниками СНГ.

Конституционно-правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере защиты и охраны государственной границы имеет свои особенности и закреплено в конституциях и законах в государствах входящих в СНГ и ЕАЭС по-разному.

Так, например, в соответствии с Конституцией Азербайджана, местное самоуправление осуществляется муниципалитетами. Муниципалитеты формируются на основе выборов. Основы статуса муниципалитетов устанавливаются Конституцией Азербайджана, а правила выборов в муниципалитеты – законами Азербайджана. Муниципалитеты осуществляют свою деятельность посредством заседаний, постоянных и иных комиссий, которые созываются председателем муниципалитета. Случаи и порядок избрания членов муниципалитета, приостановления или прекращения их полномочий, досрочного роспуска муниципалитетов устанавливаются законом. При этом муниципалитеты независимы при осуществлении своих полномочий, что не исключает их ответственности перед гражданами, проживающими на муниципальной территории. Государство осуществляет контроль за деятельностью муниципалитетов, а независимое осуществление муниципалитетами своих полномочий не может наносить ущерб суверенитету Азербайджанского государства[1].

Особенностью конституционно-правового регулирования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления является то, что Конституция Азербайджана обладает высшей юридической силой, является основой системы законодательства Азербайджана, а система законодательства состоит из следующих нормативно-правовых актов: Конституция; акты, принятые референдумом; законы; указы; постановления Кабинета Министров Азербайджана (далее Правительство); нормативные акты центральных органов исполнительной власти; международные договоры, стороной которых является Азербайджан – неотъемлемая составная часть системы законодательства.

Нормативно-правовые акты должны основываться на праве и справедливости (равные отношения к равным интересам). Применения и исполнение принятых референдумом актов обязательно для граждан, законодательной исполнительной и судебной властей, юридических лиц и муниципалитетов только при их опубликовании. Применение и исполнение только опубликованных законов обязательно для всех граждан, законодательной, исполнительной и судебной властей, юридических лиц и муниципалитетов.

В Нахичеванской Автономной Республике (далее НАР) юридической силой обладают также конституция и законы НАР, постановления Кабинета Министров НАР, однако система законодательства НАР должна соответствовать системе законодательства Азербайджана. В пределах своих полномочий местные органы исполнительной власти могут принимать акты нормативного характера, не противоречащие актам, входящим в систему законодательства[1].

Акты, принятые муниципалитетами, должны основываться на праве и справедливости (равное отношение к равным интересам), не должны противоречить конституции и законам, указам Президента Азербайджана и постановлениям Правительства Азербайджана (а в НАР – также конституции и законам НАР, постановлениям Кабинета Министров НАР). Исполнение акта, принятого муниципалитетом, обязательно для граждан, живущих на этой территории и юридических лиц, расположенных на этой территории. В случаи возникновения противоречия между нормативно-правовыми актами, входящими в систему законодательства Азербайджана (исключая Конституцию Азербайджана и акты, принятые путем референдума), и межгосударственными договорами, стороной которых является Азербайджан, применяются международные договоры.

Президент Республики является главой государства, обеспечивает соблюдение Конституции, нормальное функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей, выступает гарантом независимости, территориальной целостности и безопасности республики, координирует деятельность государственных органов в области обороны.

Местное самоуправление Республики Армения – это право и способность муниципалитета решать под собственную ответственность вопросы местного значения в соответствии с Конституцией и законами Армении в целях благополучия жителей. Свое право на самоуправление муниципалитет осуществляет посредством органов местного самоуправления - муниципального совета и руководителя муниципалитета, которые в установленном законом порядке избираются сроком на четыре года. Муниципальный совет в установленном законом порядке распоряжается муниципальной собственностью, утверждает по представлению руководителя муниципалитета муниципальный бюджет, контролирует исполнение бюджета, в установленном законом порядке устанавливает местные налоги, пошлины и платежи, принимает правовые акты, подлежащие обязательному исполнению на муниципальной территории, при этом принимаемые муниципальным советом акты не могут противоречить законодательству, порядок их опубликования и вступления в силу устанавливается законом[2].

В соответствии с Законом Республики Армения от 17 декабря 2001 года № ЗР-265 «О государственной границе» охрана государственной границы является неотъемлемой частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Армения и включает в себя политические, правовые, экономические, военные, оперативные, организационные, технические, режимные, природоохранные, культурные и иные меры, которые гарантируют: неприкосновенность государственной границы; обеспечение соблюдения юридическими и физическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима пунктов пропуска через государственную границу; защиту жизненных интересов личности, общества и государства от внешней и внутренней угрозы на государственной границе.

Полномочия органов государственного управления в сфере охраны государственной границы устанавливаются законами и иными правовыми актами Республики Армения. В сфере защиты и охраны государственной границы пограничные войска и войска противовоздушной обороны республики Армения оказывают содействие друг другу при осуществлении охраны государственной границы, согласуют в пределах их компетенции действия других государственных органов, осуществляющих различные виды контроля за соблюдением режима государственной границы, не вмешиваясь в эти действия[3].

Особенностью нормативного правового регулирования взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере защиты и охраны государственной границы в Республике Армения является определение участия государственных органов, должностных лиц, граждан и организаций в охране государственной границе, при этом органы местного самоуправления не включены как субъекты взаимодействия в данной сфере и не регламентировано их взаимоотношения с пограничными войсками, что снижает эффективность их взаимодействия.

В соответствии с Конституцией республики Беларусь, Президент Республики Беларусь является главой государства, принимает меры по охране суверенитета республики, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Нормативное правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере защиты и охраны государственной границы осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 21 июля 2008 года № 419-З «О Государственной границе Республики Беларусь», который определяет организационные и правовые основы государственной пограничной политики, полномочия Президента Республики Беларусь, государственных органов в области государственной пограничной политики и регулирует отношения, связанные с обеспечением пограничной безопасности Республики Беларусь[7].

Президент Республики Беларусь в области государственной пограничной политики осуществляет общее руководство государственными органами по вопросам реализации государственной пограничной политики и обеспечивает взаимодействие между ними.

Совет Министров Республики Беларусь в области государственной пограничной политики организует работу подчиненных ему республиканских органов государственного управления по реализации государственной пограничной политики, осуществлению международного сотрудничества по пограничным вопросам.

Государственный пограничный комитет Республики Беларусь (далее ГПК РБ) организует взаимодействие и осуществляет координацию деятельности государственных органов и иных организаций в области проведения государственной пограничной политики и обеспечения пограничной безопасности. Органы пограничной службы осуществляя свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами, иными организациями и гражданами, обязаны: координировать в пределах своих полномочий деятельность государственных органов и иных организаций в области проведения государственной пограничной политики и обеспечения пограничной безопасности; разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими уполномоченными государственными органами мероприятия по совершенствованию пропуска через государственную границу граждан, проводят совещания с участием государственных органов и иных организаций по вопросам государственной пограничной политики и обеспечения пограничной безопасности, а также принимать участие в заседаниях государственных органов и иных организаций, в том числе органов местного управления и самоуправления, и в подготовке проектов решений по указанным вопросам; участвуют в контроле за выполнением в установленном порядке другими государственными органами и иными организациями мероприятий государственной пограничной политики. Государственные органы и иные организации в пределах своей компетенции обязаны оказывать содействие органам пограничной службы в исполнении возложенных на них обязанностей[8].

Местные исполнительные и распорядительные органы в области государственной пограничной политики на подведомственной территории организуют разъяснение законодательства Республики Беларусь о государственной границе физическим и юридическим лицам; создают необходимые условия для обеспечения пограничной безопасности и принимают в этих целях правовые акты в соответствии с законодательством Республики Беларусь; принимают участие в проведении мероприятий, направленных на поддержание и дальнейшее развитие инфраструктуры государственной границы и приграничной территории; предоставляют в установленном порядке органам пограничной службы в постоянное безвозмездное пользование земельные участки, необходимые для охраны государственной границы, осуществляют контроль за их использованием; информируют органы пограничной службы об обстановке на приграничной территории, создают условия для участия на добровольной основе граждан в охране государственной границы.

Областные исполнительные комитеты принимают решения об установлении пределов пограничной полосы по предложениям уполномоченных должностных лиц органов пограничной службы и об установлении пределов пограничной зоны по предложению ГПК РБ, образуют комиссии по вопросам проведения государственной пограничной политики, в компетенцию которых входят обеспечение на подведомственной территории согласованности действий государственных органов и иных организаций в данной сфере, разработка предложений по совершенствованию актов законодательства государственной границе, финансированию мероприятий по проведению государственной пограничной политики и обеспечению пограничной безопасности.

Районные (городские) исполнительные и распорядительные органы по предложениям уполномоченных должностных лиц органов пограничной службы принимают решения о местах установки предупреждающих знаков, обозначающих пределы пограничной зоны, устанавливают предупреждающие знаки и обеспечивают их содержание.

Местные исполнительные и распорядительные органы в сфере деятельности органов пограничной службы: предоставляют органам пограничной службы административные и иные помещения, коммунальные, бытовые и иные услуги в соответствии с законодательством; оказывают содействие в решении вопросов, связанных с оборудованием государственной границы и объектов инфраструктуры органов пограничной службы; оказывают содействие в обеспечении военнослужащих и гражданского персонала органов пограничной службы и членов их семей жилыми помещениями; обеспечивают в пределах своей компетенции реализацию гарантий правовой и социальной защиты военнослужащих и гражданского персонала органов пограничной службы и членов их семей; осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают участие в обеспечении деятельности органов пограничной службы[7].

С учетом изложенного особенностью нормативного правового регулирования взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере защиты и охраны государственной границы в Республики Беларусь является определение полномочий государственных органов и органов местного самоуправления в государственной пограничной политики, при этом государственные органы и иные государственные организации взаимодействуют между собой в области охраны государственной границы и в пределах своей компетенции осуществляют взаимное информирование в этой области, а общественные объединения и иные организации оказывают содействие органам пограничной службы в охране государственной границы, информируют органы пограничной службы об обстановке на приграничной территории, способствуют привлечению на добровольной основе физических лиц к охране государственной границы.

В соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Президент Республики Казахстан обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. В 1999 году Указом Президента Республики Казахстан от 20 марта 1999 года № 88 «О Совете Безопасности Республики Казахстан» образован Совет Безопасности Республики Казахстан (далее Совет Безопасности), который в соответствии с подпунктом 20) статьи 44 Конституции Республики Казахстан является консультативно-совещательным органом для выработки решений и содействия реализации главой государства полномочий по обеспечению национальной безопасности, сохранению государственного суверенитета, независимости и территориальной целостности Республики Казахстан [9].

Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляя законодательные функции, издает законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся основ организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственной и воинской службы; обеспечения обороны и безопасности государства.

Нормативное правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере защиты и охраны государственной границы осуществляется в соответствии с Законами Республики Казахстан от 6 января 2012 года № 527-IV ЗРК «О национальной безопасности Республики Казахстан» и от 16 января 2013 года №70-V ЗРК «О Государственной границе Республики Казахстан». В соответствии с которыми обеспечение национальной безопасности – это деятельность субъектов национальной безопасности, направленная на защиту национальных интересов от реальных и потенциальных угроз.

Пограничная политика в Республике Казахстан реализуется путем согласованных действий уполномоченных органов и представляет собой согласованную, скоординированную деятельность Правительства Республики Казахстан (далее Правительство РК) и уполномоченных органов, направленную на обеспечение пограничной безопасности, предупреждение и пресечение посягательств на суверенитет, целостность и неприкосновенность территории Республики Казахстан, защиту ее государственной границы.

Правительство РК по представлению местных исполнительных органов, согласованному с Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан (далее КНБ РК) и Министерством внутренних дел Республики Казахстан, устанавливает перечень приграничных территорий, входящих в пограничную зону, где может исключаться или приостанавливаться действие отдельных ограничений, входящих в пограничный режим.

Местные исполнительные органы Республики Казахстан в сфере защиты и охраны государственной границы в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, направленные на создание условий для защиты государственной границы; информируют Пограничную службу КНБ РК по вопросам, касающимся обстановки в пограничном пространстве; предоставляют земельные участки для нужд защиты и охраны государственной границы; оказывают помощь уполномоченным органам, осуществляющим защиту государственной границы, рассматривают и исполняют их представления и иные предусмотренные законодательством акты реагирования; для оперативного разрешения вопросов обеспечения пограничной безопасности назначают ответственных должностных лиц и организуют деятельность координационных советов по пограничным вопросам, создаваемых при акиматах приграничных районов (городов), с возложением на них функций координации (на своих территориях) за выполнением органами, организациями, общественными объединениями и гражданами требований законодательства в области защиты государственной границы. Иные государственные органы Республики Казахстан в пределах своих полномочий оказывают Пограничной службе КНБ РК, Вооруженным Силам Республики Казахстан содействие в обеспечении защиты государственной границы[10].

Уполномоченные органы, при выполнении возложенных на них задач по защите государственной границы взаимодействуют между собой, реализуют совместные меры и информируют друг друга по вопросам, относящимся к их компетенции. Пограничная служба КНБ РК, Министерство обороны Республики Казахстан организуют непосредственно на государственной границе взаимодействие своих сил и уполномоченных органов, участвующих в защите государственной границы или осуществляющих свою деятельность, затрагивающую интересы в сфере защиты и охраны государственной границы.

Пограничная служба КНБ РК оказывает содействие правоохранительным, природоохранным органам в защите граждан, природных ресурсов и окружающей среды, соблюдении миграционного законодательства в пограничном пространстве и в пределах пограничного пространства имеет право: координировать в пределах своих полномочий деятельность уполномоченных органов и организаций в области реализации пограничной политики и обеспечения пограничной безопасности, организовывать взаимодействие своих сил и уполномоченных органов, участвующих в защите государственной границы или осуществляющих деятельность, затрагивающую интересы защиты государственной границы; вносить в государственные органы, общественные объединения, организации обязательные к исполнению представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений в пограничном пространстве или препятствующих деятельности Пограничной службы КНБ РК; запрашивать и получать безвозмездно от уполномоченных органов, организаций и общественных объединений информацию, необходимую для исполнения обязанностей; при усилении охраны государственной границы в порядке, определяемом совместными решениями с Министерством обороны Республики Казахстан и Министерством внутренних дел Республики Казахстан, использовать выделяемые ими силы и средства.

Таким образом, особенностью правового регулирования взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере защиты и охраны государственной границы в Республике Казахстан является закрепление в нормативных правовых актах Республики Казахстан полномочий Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных и иных государственных органов Республики Казахстан в области защиты государственной границы, при этом уполномоченные органы, при выполнении возложенных на них задач по защите государственной границы взаимодействуют между собой, реализуют совместные меры и информируют друг друга по вопросам, относящимся к их компетенции.

Как следует из Конституции Кыргызской Республики, Президент республики назначает и освобождает от должности членов Правительства – руководителей государственных органов, ведающих вопросами обороны, национальной безопасности, а также их заместителей; возглавляет Совет обороны, образуемый в соответствии с законом; утверждает Концепцию национальной безопасности, Военную доктрину Кыргызской Республики, разработанную (уточненную) Советом обороны Кыргызской Республики; по предложению Совета обороны Кыргызской Республики утверждает краткосрочные и долгосрочные программы обеспечения национальной безопасности, контролирует их реализацию; по предложению Совета обороны Кыргызской Республики принимает оперативные решения по обеспечению национальной безопасности; в пределах определенной законами компетенции, в целях обеспечения национальной безопасности страны принимает решение об объявлении общей или частичной мобилизации, состояния войны в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии Кыргызской Республике, военного положения, с последующим незамедлительным внесением данных вопросов на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики[12].

Жогорку Кенеш Кыргызской Республики в сфере защиты и охраны государственной границы: осуществляет законодательное регулирование в сфере национальной безопасности; осуществляет контроль за исполнением законов в сфере национальной безопасности; вводит чрезвычайное положение в случаях и порядке, предусмотренных конституционным законом; утверждает или отменяет указы Президента Кыргызской Республики по этому вопросу.

Правительство Кыргызской Республики в сфере защиты государственной границы обеспечивает реализацию мер по охране государственного суверенитета, территориальной целостности, защите конституционного строя, а также мер по укреплению обороноспособности, национальной безопасности и правопорядка; принимает меры по охране государственного суверенитета, территориальной целостности, защите конституционного строя, а также укреплению обороноспособности, национальной безопасности и правопорядка и обеспечивает их реализацию; обеспечивает исполнение законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в сфере национальной безопасности; в пределах своей компетенции осуществляет руководство государственными органами обеспечения национальной безопасности.

Правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере защиты и охраны государственной границы осуществляется в соответствии с Законами Кыргызской Республики от 26 февраля 2003 года № 44 «О национальной безопасности» и от 11 января 1994 года №1362-XII «Об органах национальной безопасности Кыргызской Республики». Национальная безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности, системой мер экономического, политического, организационного, военного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения национальной безопасности. Систему национальной безопасности образуют органы государственной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности в соответствии с законодательством, регламентирующим отношения в сфере безопасности, при этом создание органов обеспечения национальной безопасности, не установленных законом Кыргызской Республики, не допускается. Обеспечение безопасности личности, общества и государства осуществляется на основе взаимодействия органов государственной власти[13].

Органы национальной безопасности оказывают содействие пограничным войскам в охране государственной границы Кыргызской Республики и взаимодействуют с правоохранительными и другими государственными органами в порядке, определенном законами Кыргызской Республики, а также принятыми в соответствии с ними актами уполномоченного государственного органа, ведающего вопросами национальной безопасности, и соответствующего ведомства, а также с государственными органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами, содействующими выполнению возложенных на них задач.

Как следует из Постановления Правительства Кыргызской Республики от 10 декабря 2012 года № 814 «О вопросах Государственной пограничной службы Кыргызской Республики» (далее Пограничная служба) на Пограничную службу возлагаются задачи по: охране и защите государственной границы; принятию мер во взаимодействии (совместно) с государственными органами, осуществляющими противодействие терроризму, по выявлению, задержанию и уничтожению террористов или террористических групп на государственной границе, в пограничной полосе и пограничной зоне; содействию правоохранительным, природоохранным органам Кыргызской Республики в защите граждан, природных богатств и окружающей среды в пограничной зоне и пограничной полосе. Для выполнения возложенных задач Пограничная служба осуществляет следующие функции: организация мероприятий по выполнению совместно с заинтересованными государственными органами законодательства, вступивших в установленном порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика, регулирующих отношения в области охраны и защиты государственной границы; организация взаимодействия с государственными органами, органами местного самоуправления, другими юридическими и физическими лицами в интересах охраны и защиты государственной границы, а также в целях оказания Пограничной службе шефской и иной помощи; организация информационно-аналитического и научного обеспечения деятельности Пограничной службы, проведение аналитических исследований в сфере охраны и защиты государственной границы, подготовка и предоставление информационно-аналитических материалов по этим вопросам Президенту Кыргызской Республики, Жогорку Кенешу Кыргызской Республики, Правительству Кыргызской Республики, Генеральному штабу Вооруженных Сил Кыргызской Республики, а также иным заинтересованным государственным органам Кыргызской Республики.

Особенностью конституционно-правового регулирования взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере защиты и охраны государственной границы в Кыргызской Республике является возложение на уполномоченный государственный орган в сфере охраны государственной границы координацию совместных действий, уполномоченных государственных и местных органов, оказывающих содействие в охране государственной границы.

Произведенный анализ конституционно-правового регулирования и характеристики субъектов взаимодействия – органов государственной власти и органов местного самоуправления государств – членов ЕАЭС и государств-участников СНГ в сфере защиты и охраны государственной границы позволяет прийти к выводам, что во-первых, способы формирования органов государственно власти и органов местного самоуправления, их компетенция и полномочия в сфере защиты и охраны государственной границы различны; во-вторых, органы государственной власти и органы местного самоуправления функционируют и взаимодействуют в этой сфере; в третьих, в правовых актах государств –членов ЕАЭС и государств – участников СНГ, в прямой постановке формы взаимодействия органов государственно власти и местного самоуправления по защите государственной границы не всегда определены (основными можно выделить содействие и координация); в-четвертых, взаимодействие между органами государственной власти и местного самоуправления по охране государственной границы осуществляется на различных уровнях, что приводит к появлению проблем исполнения и ответственности за исполнение принятых решений со стороны взаимодействующих сторон; в-пятых, в правовых актах не отражены вопросы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления приграничных субъектов и районов государств – членов ЕАЭС и государств – участников СНГ в сфере защиты и охраны государственной границы; в- шестых необходимо переориентировать усилия органов исполнительной власти государств – членов ЕАЭС и государств – участников СНГ на обеспечение национальных интересов на внешней границе ЕАЭС и СНГ и разработать единую правовую базу по ее защите и охране.

С учетом вышеизложенного можно сформулировать следующее определение понятия: взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления на участках государственной границы Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического союза – это согласованная по задачам, целям, принципам, методам и средствам их достижения, совместная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по защите государственной границы государств входящих в СНГ и ЕАЭС, учитывающая комплекс экономических, культурных, этнополитических, религиозных, военных и других особенностей, а также современные политические реальности.

 

Список литературы

 

1.       Конституция Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 года [Электронный ресурс] : (по состоянию на 24 декабря 2008 года) (c) VES Consultancy LLC (дата обращения 20.04. 2015).

2.                Конституция Республики Армения [По состоянию на 10.03.14.]

3.                Закон Республики Армения от 17 декабря 2001 года №ЗР-265 «О государственной границе» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 20 октября 2003 года).

4.                Закон Республики Армения «О Пограничных войсках» от 20.11.2001 г. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.04.2003г.) http: //www. odkbarmenia.am/index.php/ru/document/database/22-zakon-respubliki- armeniya-o-borbe-s-terrorizmom-ot-22-marta-2005-goda.

5.                Конституция Республик Беларусь [По состоянию на 10.03.14.].

6.                Закон Республики Беларусь от 3 января 2002 года №74-З Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь [По состоянию на 20.03.16.]

7.                Закон Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 419-З «О Государственной границе Республики Беларусь» [По состоянию на 20.03.16.]

8.                Закон Республики Беларусь от 11 ноября 2008 г. № 454-З Об органах Пограничной службы Республики Беларусь [По состоянию на 20.03.16.]

9.       Конституция Республики Казахстан [По состоянию на 10.03.14.].

10.   Закон Республики Казахстан «О Государственной границе Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.01.2015 г.) ИС Параграф WWW http://online.zakon.kz.

11.   Указ Президента Республики Казахстан от 10 декабря 1999 года № 282 «Вопросы Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 14.11.2014 г.)

12.   Конституция Кыргызской Республики Принята референдумом (всенародным голосованием) 27 июня 2010 года [Электронный ресурс]: (c) VES Consultancy LLC (дата обращения 20.07. 2015

13.   О национальной безопасности [Электронный ресурс] : Закон Кыргызской Республики от 26 февраля 2003 года №44 // Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 31 января 2003 года (c) VES Consultancy LLC (дата обращения 20.07. 2015);

14.   Об органах национальной безопасности Кыргызской Республики [Электронный ресурс] : закон Кыргызской Республики от 11 января 1994 года №1362-XII (c) VES Consultancy LLC (дата обращения 20.07. 2015);

15.   О Государственной границе Кыргызской Республики [Электронный ресурс]: закон Кыргызской Республики от 16 мая 2015 года №98 (c) VES Consultancy LLC (дата обращения 20.07. 2015)

16.   О вопросах Государственной пограничной службы Кыргызской Республики [Электронный ресурс] : постановление Правительства Кыргызской Республики от 10 декабря 2012 года №814 (c) VES Consultancy LLC (дата обращения 20.07. 2015)

17.   Об утверждении Положения о порядке привлечения граждан Кыргызской Республики к охране государственной границы Кыргызской Республики [Электронный ресурс] : постановление Правительства Кыргызской Республики от 22 мая 2003 года №293 (c) VES Consultancy LLC (дата обращения 20.07. 2015).