Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ КАК ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Авторы:
Город:
Гродно
ВУЗ:
Дата:
25 сентября 2016г.

На      протяжении  многих    лет    сельское    хозяйство    остается     приоритетным направлением в Республике Беларусь. В связи с этим государством разрабатываются механизмы стимулирования предприятий для наиболее эффективной деятельности.

Проанализировав источники и законодательство в данной сфере, можно выделить наиболее важный механизм государственно-правового стимулирования - налоговый механизм.

Правовое стимулирование в налоговых правоотношениях осуществляется как путем прямого установления льгот и поощрений, так и путем формирования специальных правовых режимов, включающих целый комплекс условий, призванных стимулировать позитивную активность отдельных категорий плательщиков в экономических отношениях. Так, в условиях неоднородности отраслевого состава субъектов хозяйствования, объективно обусловленных особенностей экономической деятельности отдельных категорий плательщиков, правовое стимулирование осуществляется в форме применения особых (специальных) режимов налогообложения [3].

Понятие налоговой льготы определено налоговым законодательством, а именно статьей 43 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, и включает в себя предоставление отдельным категориям плательщиков предусмотренных налоговым законодательством преимуществ по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.

Налоговые льготы устанавливаются в виде: освобождения от налога, сбора (пошлины);

дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);

пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок; возмещение суммы уплаченного налога, сбора (пошлины);

в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь [2]. 

Такие режимы создают благоприятные условия для осуществления экономической деятельности путем максимального упрощения порядка налогообложения, снижения налоговой нагрузки для отдельных категорий плательщиков с учетом особенностей их правового статуса, специфики деятельности. В Республике Беларусь налоговое законодательство закрепляет целый комплекс особых (специальных) режимов налогообложения для определенных категорий плательщиков либо для определенных видов экономической деятельности (упрощенная система налогообложения; единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц; единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции и др.) [3]

В соответствии с Налоговым кодексов Республики Беларусь плательщиками единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции признаются перешедшие на применение единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции: 

организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию;

организации, у которых есть филиалы и иные обособленные подразделения по производству сельскохозяйственной продукции, имеющие отдельный баланс и для совершения операций которых юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам обособленных подразделений, – в части деятельности таких филиалов и иных обособленных подразделений.

Применять единый налог вправе:  организации, у которых есть филиалы или иные обособленные подразделения по производству сельскохозяйственной продукции, имеющие отдельный баланс и для совершения операций которых юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам обособленных подразделений, выручка которых от реализации произведенной продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), первичной переработки льна, пчеловодства, животноводства и рыбоводства составляет не менее 50 процентов выручки, исчисленной от всей деятельности филиала или иного обособленного подразделения, за предыдущий календарный год;

другие организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию, у которых выручка от реализации произведенной ими продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), первичной переработки льна, пчеловодства, животноводства и рыбоводства составляет не менее 50 процентов общей выручки этих организаций за предыдущий календарный год. Организация, возникшая в результате реорганизации в форме преобразования в предыдущем календарном году, вправе применять единый налог, если выручка от реализации указанной продукции, произведенной ею и реорганизованной организацией, составляет не менее 50 процентов выручки, полученной путем суммирования общих выручек обеих организаций за предыдущий календарный год [1].

Для плательщиков сохраняется общий порядок исчисления и уплаты акцизов, налога на добавленную стоимость, налогов, сборов (пошлин), взимаемых при ввозе (вывозе) товаров на  территорию Республики   Беларусь,  государственной   пошлины, патентных пошлин, консульского сбора, оффшорного сбора, гербового сбора, сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь, налога на прибыль в отношении дивидендов и приравненных к ним доходов и иные.

Объектом налогообложения единым налогом признается валовая выручка. 

Налоговая база единого налога определяется как денежное выражение валовой выручки.

Ставка единого налога устанавливается в размере 1 процента. Отчетным периодом единого налога признается:

календарный месяц – для организаций, уплачивающих налог на добавленную стоимость ежемесячно;

календарный квартал – для организаций, уплачивающих налог на добавленную стоимость ежеквартально.

Плательщики представляют налоговым органам по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по единому налогу не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Уплата единого налога производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом [4].

В целях наиболее эффективного производительности труда и реализации товаров на рынке сбыта Республика Беларусь осуществляет поддержку сельскохозяйственных предприятий через налоговый механизм.

Несмотря на то, что налоговые льготы существуют не все предприятия на сегодняшний день платежеспособны. В связи с этим возможно необходимо более детально пересмотреть налоговое законодательство и проработать вопросы, связанные с налоговыми льготами для субъектов хозяйствования.

 

 

Список литературы

 

 

1.      Налоговый Кодекс Республики Беларусь (ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ): Принят Палатой представителей 11 декабря 2009 года  Одобрен   Советом Республики 18 декабря 2009 года - Минск: Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2015.

2.      Налоговый Кодекс Республики Беларусь (ОБЩАЯ ЧАСТЬ): Принят Палатой представителей 11 декабря 2009 года  Одобрен   Советом Республики 18 декабря 2009 года - Минск: Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2015.

3.      ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия D ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ. Конституционное, административное и налоговое право № 6 ПРАВОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ В НАЛОГОВОМ ПРАВЕ (ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) канд. юрид. наук О.Г. СТАНКЕВИЧ, (Полоцкий государственный университет) канд. юрид. наук, доц. В.А. ОРЛОВ (Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого) электронный ресурс

4.      Абрамчик Л.Я. Финансовое право Республики Беларусь: электронный учебник / Л.Я. Абрамчик; ГрГУ им. Я. Купалы. – Гродно: ГрГУ, 2013.