Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕДАЧИ ПОЛНОМОЧИЙ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЯМ

Авторы:
Город:
Великий Новгород
ВУЗ:
Дата:
23 января 2016г.

     Регулирование административных правоотношений осуществляется как на федеральном уровне, так и субъектами федерации. Статьей 12 Федерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»[5] указывается, что по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, издаются федеральные законы, определяющие основы (общие принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий, а также федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти. Субъекты Российской Федерации в соответствии со статьей 76 Конституции РФ[2] осуществляют собственное правовое регулирование административных отношений. Административная ответственности устанавливается КоАП РФ[1] и законодательными актами субъектов РФ об административных правонарушениях. Отдельными субъектами федерации приняты кодексы об административных правонарушениях,  однако  большинством  были  приняты  законы  субъектов  РФ  об  административных правонарушениях. В Кодексах (законах) субъектов РФ устанавливалось собственное внутреннее деление административных правонарушений, определялись субъекты и объекты административных правонарушений. Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации зачастую содержат нормы, которые не содержатся в федеральном законодательстве, в некоторых из них конкретизированы, установленные КоАП РФ, положения, например, положения о порядке рассмотрения дел об административных правонарушениях. Вместе с тем, на современном этапе сфера совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в достаточной мере не определена. Представляется, что принимаемые в отдельных субъектах федерации законы, устанавливающие административную ответственность, не могут влиять на конституционно-правовой статус гражданина, изменить объем и характер его прав в зависимости от места его территориального пребывания. Субъекты федерации вправе принимать законы исходя из своей компетенции, они должны соответствовать федеральному законодательству и не вторгаться в те сферы общественных отношений, которые уже урегулированы федеральным законом.

    Региональный закон об административной ответственности должен соответствовать определенным требованиям юридической техники,  и не допускать коллизии с федеральным законодательством. Передавая полномочия органам местного  самоуправления, региональный законодатель опосредованно  передает муниципальным образованиям право регулирования в сфере административных правоотношений нормативными актами местного самоуправления. В отличие от государственных контрольно-надзорных органов, сочетающих в себе надзорные и юрисдикционные полномочия, вызывает сомнения правовой статус и полномочия административных комиссий муниципального уровня, специально созданными для рассмотрения дел об административных правонарушениях. В настоящее время административные комиссии являются лидерами среди субъектов административной юрисдикции. Практически во всех субъектах федерации существует положение, когда правовой статус административных комиссий наряду с законодательными актами органов государственной власти субъектов федерации регулируется актами представительных и исполнительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований. Региональный законодатель наделяет органы местного самоуправления собственными полномочиями по изданию актов, регулирующих статус административных комиссий. Согласно Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении федерации и ее субъектов, следовательно, органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные акты, регулирующие соответствующие отношения, а также создавать органы административной юрисдикции, определять их состав и компетенцию.

    Изменение подведомственности рассмотрения дела об административном правонарушении также приводит к нарушениям административного процесса. Решение субъекта федерации о передаче полномочий органам местного самоуправления в значительной степени затрудняет производство по  делам об административных правонарушениях, а также способствует избирательному регулированию административных правонарушений, нарушению процессуального порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях, способствует участию членов административных комиссий как в качестве участников коллегиального органа, так и отдельных субъектов правоприменения. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» ставится под сомнение сама возможность передачи органам местного самоуправления государственных полномочий по образованию административных комиссий в целях привлечения к административной ответственности[3]. Возникает ситуация, когда одни из субъектов административного процесса участвуют в связи с тем, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях затрагиваются их интересы, поэтому государство предоставило им права, обеспечивающие возможность активного участия в рассмотрении дел (или органы местного самоуправления). Другие же своих личных интересов в производстве по делу не имеют, но независимо от этого привлекаются к участию в связи с тем, что это необходимо для полного и всестороннего установления всех обстоятельств по делу. По своему правовому статусу, месту в структуре административно- процессуальной деятельности, выполняемым функциям, заинтересованности в деле и иным параметрам понятия «участник производства» и «субъект производства» далеко не однозначны, и первое понятие следует признать более узким, чем второе. Процессуальная форма выступает важнейшим условием признания лица виновным и применения к нему мер административного наказания. Эта форма должна быть соблюдена независимо от того, какой орган рассматривает дело, и предусмотрена ли она в специальном законе. Поскольку административные правонарушения, согласно ст. 118 (ч. 2) Конституции РФ[2] регулируются федеральным законодательством либо субъектом федерации, должно применяться федеральное процессуальное законодательство, относящееся к рассмотрению дел, возникающих из административных отношений. В отношении правовых оснований привлечения лица к административной ответственности, необходимо обратить внимание не только на законность самого нормативного правового акта, устанавливающего определенные правила поведения и ответственность за их нарушение,  но и на полномочия  должностного  лица,  составившего  протокол  об административном правонарушении,   а   также   должностного   лица или   органа,   рассмотревшего   дело   о   привлечении к административной ответственности. Нередки случаи, когда протоколы об административном правонарушении составляются должностными лицами, не имеющими соответствующих полномочий, или дела о привлечении к административной ответственности рассматриваются органами вне рамок их компетенции, а органы местного самоуправления уполномочены утверждать собственный реестр должностных лиц, имеющих полномочия составлять протоколы об административных отношениях [4].

    Рассмотрев проблемы формирования и применения норм административного законодательства следует отметить, что реформирование административной правовой системы неизбежно потребует создания Административно-процессуального кодекса РФ, ограничение субъектов федерации в области регулирования административных правоотношений, регулирования административного процесса исключительно нормами федерального законодательства, исключив органы местного самоуправления из числа участников административного процесса как в части составления административных актов, регулирующих административные правоотношения, так и применения мер административного наказания.

 

Список литературы

1.      Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ// - [Электронный ресурс] - Режим доступа. – URL: http://base.consultant.ru/ (дата обращения 15.08.14)

2.      Конституция    Российской     Федерации    //     –    [Электронный    ресурс]    -     Режим     доступа.   –    URL:http://base.consultant.ru/(дата обращения 15.08.14)

3.      Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» – [Электронный ресурс] - Режим доступа. – URL: http://base.consultant.ru/(дата обращения 15.08.14)

4.      Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // – [Электронный ресурс] - Режим доступа. – URL: http://base.consultant.ru/ (дата обращения 15.08.14)

5.      Федерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ // - [Электронный ресурс] - Режим доступа. – URL: http://base.consultant.ru/ (дата обращения 15.08.14)