Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Авторы:
Город:
Саранск
ВУЗ:
Дата:
23 января 2016г.

    Для России, Беларуси и Казахстана 29 мая 2014 года стало важнейшей исторической датой - подписание Договора о Евразийском экономическом союзе, который должен начать функционировать на пространстве Таможенного союза с 1 января 2015 года[1]. Союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью. Создание Союза выводит страны- участницы на более высокий уровень интеграции. Три государства берут обязательства гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики: в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте.

     Договор о Евразийском экономическом союзе (далее по тексту – Договор) принципиально не меняет сформированную в рамках ЕврАзЭС институциональную основу Таможенного союза и Единого экономического пространства. Он сохраняет в качестве органов Союза действующие ранее наднациональные органы, в частности, Высший Евразийский экономический совет (Высший совет), Евразийскую экономическую комиссию (Комиссия, ЕЭК), а также Суд ЕврАзЭС, именуемый в Договоре как Суд Евразийского экономического союза (Суд Союза). Вместе с тем, к числу важнейших изменений следует отнести создание нового наднационального органа Союза – Евразийского межправительственного совета. Межправительственный совет состоит из глав правительств государств-членов и наделяется следующими основными полномочиями:

-    обеспечивает реализацию и контроль за исполнением Договора, международных договоров в рамках Союза и решений Высшего совета;

-     рассматривает по предложению Совета Комиссии вопросы, по которым при принятии решения в Совете Комиссии не достигнут консенсус;

-    дает поручения Комиссии;

-   представляет Высшему совету кандидатуры членов Совета и членов Коллегии Комиссии;

-     одобряет проекты бюджета Союза, Положения о бюджете Евразийского экономического союза и отчета об исполнении бюджета Союза;

-    утверждает Положение о ревизии финансово-хозяйственной деятельности органов   Евразийского экономического союза, стандарты и методологию ревизий финансово-хозяйственной деятельности органов Союза, принимает решения о проведении ревизий финансово-хозяйственной деятельности органов Союза и определяет сроки их проведения;

-     рассматривает по предложению государства-члена вопросы, касающиеся отмены или изменения принятых решений Комиссии, либо, в случае недостижения согласия, вносит их на рассмотрение Высшего совета;

-    принимает решение о приостановлении действия решений Совета или Коллегии Комиссии;

-   осуществляет иные полномочия, предусмотренные Договором и международными договорами в рамках Союза.

    Межправительственный совет становится важным нормотворческим наднациональным органом Союза. Согласно ст. 6 Договора, решения и распоряжения Межправительственного совета, принятые в рамках его полномочий, предусмотренных Договором и международными договорами в рамках Союза, входят составной частью в право Союза. Решения данного органа имеют приоритет над решениями ЕЭК.

     Органы Союза действуют на основе принципов, закрепленных в ст. 3 Договора в качестве основных принципов функционирования союза, а именно: уважение общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов и их территориальной целостности; уважение особенностей политического устройства государств-членов; обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов Сторон; соблюдение принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции; функционирование таможенного союза без изъятий и ограничений после окончания переходных периодов. Председательство в Высшем совете, Межправительственном совете и Совете Комиссии осуществляется на ротационной основе в порядке русского алфавита одним государством-членом в течение одного календарного года без права продления (ст. 8 Договора).

     Правовой статус Высшего совета закреплен в ст.ст. 10-13 Договора. В его состав как Высшего органа Союза теперь входят только главы государств-членов. Как и прежде данный орган является ключевым руководящим наднациональным органом евразийской интеграции. Он рассматривает принципиальные вопросы деятельности Союза, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей союза. Высший совет осуществляет следующие основные полномочия:

-     определяет стратегию, направления и перспективы формирования и развития Союза и принимает решения, направленные на реализацию целей Союза;

-    осуществляет важнейшие кадровые полномочия (утверждает состав Коллегии Комиссии, распределяет обязанности между членами Коллегии Комиссии и прекращает их полномочия; назначает Председателя Коллегии Комиссии и принимает решение о досрочном прекращении его полномочий; назначает по представлению государств-членов судей Суда Союза; общую штатную численность органов Союза и др.);

-    утверждает бюджет Союза, Положение о бюджете Евразийского экономического союза и отчет об исполнении бюджета Союза;

-    определяет размеры (шкалу) долевых взносов государств-членов в бюджет Союза;

- определяет порядок принятия в Союз новых членов и прекращения членства в Союзе;

-       принимает решения о переговорах с третьей стороной от имени Союза, в том числе о заключении с ней международных договоров Союза и наделении правом вести переговоры, а также о выражении согласия Союза на обязательность для него международного договора с третьей стороной, прекращении, приостановлении или о выходе из международного договора;

-дает поручения Межправительственному совету и Комиссии;

-   осуществляет иные полномочия, предусмотренные Договором и международными договорами в рамках Союза.

    Высший совет наделен полномочиями вышестоящего правотворческого органа. Так, по предложению государства-члена он рассматривает вопросы, касающиеся отмены или изменения решений, принятых Межправительственным советом или Комиссией, а также вопросы, по которым при принятии решения данными органами не был достигнут консенсус. Высший совет также утверждает Регламент работы Евразийской экономической комиссии; Порядок осуществления Евразийским экономическим союзом международного сотрудничества.

   Постоянно действующим регулирующим органом Союза является ЕЭК, которая осуществляет свою деятельность в важнейших сферах экономической интеграции: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; таможенное регулирование; техническое регулирование; санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры; макроэкономическая политика; конкурентная политика; валютная политика; трудовая миграция и др.

   Комиссия в пределах своих полномочий обеспечивает реализацию международных договоров. ЕЭК принимает решения, имеющие нормативно-правовой характер и обязательные для государств-членов, распоряжения, имеющие организационно-распорядительный характер, и рекомендации, не имеющие обязательного характера. Решения Комиссии входят в право Союза и подлежат непосредственному применению на территориях государств-членов. Комиссия может быть наделена Высшим советом правом подписывать международные договоры по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии. Статус, задачи, состав, функции, полномочия и порядок работы ЕЭК определяются согласно приложению № 1 к  Договору. Структура ЕЭК осталась неизменной – Совет Комиссии и Коллегия Комиссии. Порядок деятельности Совета Комиссии и Коллегии Комиссии регулируется Регламентом работы Евразийской экономической комиссии, утверждаемым Высшим советом. В настоящее время Комиссия действует на основании Регламента работы Евразийской экономической комиссии, утверждѐнного Высшим советом от 18 ноября 2011 г. № 1 (в ред. от 29.05.2013) [2].Совет Комиссии имеет право образовывать структурные подразделения (департаменты Комиссии), а Коллегия Комиссии - консультативные органы для проведения консультаций, деятельность и порядок работы которых определяется соответствующими положениями. Так, в структуре ЕЭК функционируют 23 департамента, при которых созданы 17 Консультативных комитетов с целью выработки предложений для Коллегии ЕЭК и проведения консультаций с представителями национальных органов государственной власти [3].

     Важнейшими элементами создаваемых межгосударственных интеграционных образований являются судебные структуры, которые в рамках евразийской интеграции представлены постоянно действующим судебным органом - Судом Союза. Статус, состав, компетенция, порядок функционирования и формирования Суда союза определяются Статутом Суда Евразийского экономического союза согласно приложению № 2 к Договору. Целью деятельности Суда является обеспечение единообразного применения государствами-членами и органами Союза Договора, международных договоров в рамках Союза, международных договоров Союза с третьей стороной и решений органов Союза. Сравнительный анализ Статутов Суда ЕврАзЭСи Суда Союза позволяет сделать вывод о внесении ряда существенных изменений в компетенцию последнего.Согласно ст. 13 Статуса Суда ЕврАзЭС наделен следующими полномочиями: 1) рассматривает дела о соответствии актов органов Таможенного союза международным договорам, формирующим правовую базу Таможенного союза; 2) рассматривает дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов Таможенного союза; 3) дает толкование международных договоров, формирующих правовую базу Таможенного союза, актов, принятых его органами; 4) разрешает споры между ЕЭК Таможенного союза и государствами, входящими в Таможенный союз, а также между государствами - членами Таможенного союза по выполнению ими обязательств, принятых в рамках Таможенного союза[5].Статут Суда Союза дифференцирует предмет спора с учетом статуса заявителя. В частности, п. 39Приложения №2 устанавливает, что Суд рассматривает споры, возникающие по вопросам реализации Договора, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза:

1)     по заявлению государства-члена: о соответствии международного договора в рамках Союза или его отдельных положений Договору; о соблюдении другим государством-членом (другими государствами-членами) Договора, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза, а также отдельных положений указанных международных договоров и (или) решений; о соответствии решения ЕЭК или его отдельных положений Договору, международным договорам в рамках Союза и (или) решениям органов Союза; об оспаривании действия (бездействия) ЕЭК;

2)    по заявлению хозяйствующего субъекта: о соответствии решения ЕЭК или его отдельных положений, непосредственно затрагивающих права и законные интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Договору и (или) международным договорам в рамках Союза, если такое решение или его отдельные положения повлекли нарушение предоставленных Договором и (или) международными договорами в рамках Союза прав и законных интересов хозяйствующего субъекта; об оспаривании действия (бездействия)  ЕЭК,  непосредственно  затрагивающего  права и  законные интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если такое действие (бездействие) повлекло нарушение предоставленных Договором и (или) международными договорами в рамках Союза прав и законных интересов хозяйствующего субъекта.

    Обращает на себя внимание отсутствие в компетенции Суда Союза ранее четко закрепленных полномочий по толкованию международных  договоров. Анализ Статута позволяет сделать вывод о том, что указанные полномочия не ликвидированы, а значительно трансформированы. Так, в соответствии с п. 49 Приложения № 2 Суд по заявлению государства-члена или органа Союза осуществляет разъяснение положений Договора, международных договоров в рамках Союза и решений органов Союза, а также по заявлению сотрудников и должностных лиц органов Союза и Суда положений Договора, международных договоров в рамках Союза и решений органов Союза, связанных с трудовыми правоотношениями. Указанное разъяснение не носит обязательного характера, а означает предоставление консультативного заключения, которое  не лишает государств-членов права на совместное толкование ими международных договоров.

   Следует отметить, что фактически институциональная основа Союза имеет более сложную структуру. В частности, ст. 5 Договора предусматривает, что решением Высшего евразийского экономического совета могут создаваться вспомогательные органы (советы руководителей государственных органов Сторон, рабочие группы, специальные комиссии) по соответствующим направлениям. Подобные органы уже существуют в рамках функционирования Таможенного союза. Например, при Высшем органе Таможенного союза создан Экспертный совет, в полномочия которого входит рассмотрение заявлений юридических и физических лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью, государств – членов таможенного союза по вопросу соответствия решений ЕЭК, имеющих обязательный характер, договорно-правовой базе таможенного союза[6].Данный Экспертный совет справедливо определяется специалистами как квазисудебный орган в системе органов Таможенного союза[7].

Качественное углубление в рамках функционирования Евразийского экономического союза интеграционных процессов также будет вносить соответствующие коррективы в его институциональную основу. Так, в настоящее время в официальных кругах государств-участников Союза обсуждается перспектива создания после завершения процесса гармонизации законодательств в финансовой сфере ориентировочно к 2025 году Единого наднационального органа финансового регулирования, который будет играть ту же роль, какую играет Европейский центробанк для стран еврозоны[4].

 

Список литературы

1.      http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/about/structure/depSNG/agreement-eurasian- economic-union

2.      http://www.eurasiancommission.org/ru/act/texnreg/depsanmer/Documents/Регламент%20работы%20Евразийской%20экономической%20комиссии.pdf

3.      http://www.eurasiancommission.org/ru/Pages/about.aspx

4.      http://top.rbc.ru/economics/26/03/2014/913632.shtml

5.      Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 № 502 «О новой редакции Статута Суда Евразийского экономического сообщества, утвержденного Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 апреля 2003 года № 122, и проекте Протокола о внесении изменений в Соглашение между Содружеством Независимых Государств и Евразийским экономическим сообществом о выполнении Экономическим Судом Содружества Независимых Государств функций Суда Евразийского экономического сообщества от 3 марта 2004 года» //Бюллетень международных договоров. № 4. Апрель. 2012 (Статут).

6.      Решение Межгосударственного ЕврАзЭСот 27.11.2009 № 16 «Об Экспертном совете в рамках таможенного союза» // http://www.eurasiancommission.org/_layouts/Lanit.EEC.Desicions/Download.aspx?IsDlg=0&print=1&ID=2702

7.      Слюсарь Н.Б. Институциональные основы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС // Таможенное дело. 2011. № 1.