Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
25 сентября 2016г.

В современных экономических условиях, сложившихся в настоящее время в нашей стране, большую роль играет финансовый контроль, обеспечивающий эффективность функционирования финансовой системы, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Именно финансовый контроль является одним из важнейших условий успешного и стабильного существования экономики любой страны. Известно, что процесс осуществления финансового контроля достаточно сложен, в нем участвуют органы государственной власти, исполнительные органы субъектов РФ, судебные органы, Правительство РФ, прокуратура РФ, таможенные службы и т.д.

В связи с последними событиями, произошедшими в российской экономике: падение курса рубля, введение санкций, роль финансового контроля только возрастает. В такой обстановке важно противодействовать «отмыванию» доходов, полученных преступным путем, обеспечить проведение мероприятий по борьбе с коррупцией, оптимизировать деятельность органов государственного управления т.е. сделать все возможное для ужесточения финансового контроля во всех областях.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ под государственным финансовым контролем понимается процедура обеспечения соблюдения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных актов, регулирующих бюджетные правоотношения [1]. Как раз одним из видов государственного контроля является таможенный контроль, суть которого сводится к осуществлению законного перемещения любого вида «товара» за границу. В Российской Федерации органом, выполняющим функции контроля и надзора в области таможенного дела, выступает Федеральная таможенная служба (ФТС). Согласно ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенный контроль осуществляется: федеральными органами исполнительной власти, региональными таможенными управлениями, таможнями, таможенными постами [2]. Функции таких органов прописаны в названном законе.

Говоря о финансовом контроле в области таможни, важно отметить, что одним из основных этапов формирования системы финансового контроля, стало образование Таможенного союза, куда вошли Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, а также сопутствующее принятие Таможенного кодекса. Можно отметить, что все существующие правовые акты данного союза и стран, которые в него входят, содержат в себе четко определенные положения. В частности такие положения касаются многих направлений именно финансового контроля. Например, валютный контроль (способ защиты экономических интересов страны), контролирование уплаты таможенных платежей (важно чтобы оплата происходила в полном объеме и в строго установленные сроки), контроль за легализацией возврата налога экспортерам на добавленную стоимость, а также регулирование положений по закупке работ товаров и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Вопросы о контролировании бюджета, в частности о распределении и использовании материальных ресурсов, которые были выделены на обеспечение деятельности таможенных служб, также вынесены на «международное обозрение». На основе всего вышесказанного, необходимо отметить, что финансовый контроль в области таможенного дела сочетает в себе все сферы касающиеся финансовых правоотношений.

По моему мнению, при заключении Таможенного союза Российской Федерацией было получено ряд преимуществ и дальнейших перспектив. Во-первых, упростилась процедура таможенного оформления, во-вторых, произошло снижение степени административных барьеров, в-третьих, движение товаров и капитала стало практически беспрепятственным, и, наконец, в-четвертых, наша страна получила больше возможностей для расширения своего бизнеса, повышения уровня конкурентоспособности государств-участников союза, привлечение инвестиций.

Как нам известно, не так давно Россия присоединилась к Всемирной торговой организации (ВТО). В связи с этим, под воздействием норм международных договоров, которые касаются вопросов таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, видоизменились функции таможенных органов в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности, организации таможенных органов и всего таможенного дела.

Важно отметить, что необходимо постоянно совершенствовать процесс таможенного контроля. Значение такого контроля особо возрастает в настоящих условиях, так как очень быстро происходит изменение структуры товарооборота и возрастает интерес в унификации таможенного законодательства в разных странах. Многие государства решают свои правовые проблемы путем принятия национальных актов, внесением изменений и дополнений в существующее законодательство. Наша страна не исключение. На мой взгляд, в данный момент главной задачей таможенных служб является осуществление контролирующих функций на самом высоком уровне, а это, конечно же, зависит от множества факторов. В первую очередь, зависит от полноценного правового обеспечения данных отношений и самой системы контроля.

Несмотря на все тенденции, в области финансового контроля существует несколько нерешенных проблем, которые, в свою очередь, существенным образом влияют на финансовую систему в целом. По результатам проводимого анализа к таким проблемам можно отнести:

1.    Несовершенство правовых положений, которые содержатся в законодательных актах РФ и регулирующие общественные отношения по финансовому контролю.

Как пример этого можно привести отсутствие на законодательном уровне четкого определения понятия именно финансового контроля его видов, форм, порядка проведения.

2.    Не совсем четко разделены полномочия между органами (например, налоговыми и таможенными), а также органами субъектов финансового контроля.

В связи с такой «путаницей» между ответственными лицами могут произойти конфликтные ситуации, споры, несогласованность действий, расхождения.

3.        Отсутствие нормативного акта, который регулирует правоотношения между таможенными органами и банковскими службами.

К примеру, на каком основании и в каком порядке банковские службы будут выдавать уполномоченным таможенным органам информацию об осуществлении валютного контроля.

Считаю целесообразным разработать и принять к исполнению новый нормативно- правовой документ, который бы регулировал правоотношения в данной области, а также, возможно, сформировать новый орган, который бы отвечал за координацию финансового контроля. Как и кем, должны создаваться такие документы и органы пока неизвестно, но одно ясно точно, такая необходимость есть.

4. Практически не разработан правовой механизм, отвечающий за возмещение убытков из государственной казны, которые были причинены не совсем правомерными действиями или даже бездействиями таможенных органов или отдельных должностных лиц.

Существенным недостатком, как показывает практика, является отсутствие мер ответственности за невозвращенные денежные средства, которые были уплачены за неввезенные товары при импорте.

Все названные недостатки правового регулирования, влекут за собой соответствующие проблемы правоприменения. Нельзя говорить о том, что государство бездействует. Наоборот, для их разрешения судебными органами разрабатываются и реализуются всевозможные подходы, которые так или иначе направлены на защиту прав субъектов внешней торговли при возмещении налога на добавленную стоимость, возврате валютной выручки, определении таможенной стоимости и пр. В то же время нельзя не отметить противоречивость административной и судебной практики по данной категории дел.

По моему мнению, для укрепления порядка в области финансового контроля таможенного дела, а также для недопущения неэффективного, нецелевого использования бюджетных средств, представляется необходимым обеспечение плодотворного взаимодействия между органами государственного финансового контроля (как внутри отдельной службы, так и с другими подразделениями.

Также целесообразным будет проведение всевозможных семинаров и конференций с сотрудниками таможенных органов, с целью проведения анализа сделанных нарушений, разъяснений необходимых положений законодательства и т.д.

Как видно, тема, затронутая в данной статье, достаточно актуальна и обуславливается давно назревшей потребностью в исследовании существующей системы финансового контроля в области таможенного дела, а также поиском и разработкой предложений по совершенствованию данной системы.

 

 

Список литературы

 

 

1.      «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 23.06.2016) 

2.      Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О таможенном регулировании в Российской Федерации»