Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ В СВЕТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
01 февраля 2016г.

   В современных реалиях развитие любого государства невозможно без осуществления им стратегии, направленной на определение круга прав и обязанностей субъектов правоотношений, в том числе в политико- правовой сфере.

   В юридической науке сформулировано следующее понятие государственной политики – это результат взаимодействия государства, институтов гражданского общества и других заинтересованных структур [5 c.104- 106].

  Ряд ученых солидарны в том, что государственная политика как процесс представляет собой целенаправленную деятельность органов публичной власти по решению общественных проблем, достижению социально значимых целей развития общества в целом и отдельных его сфер [9].

     При этом в каждом отдельно взятом государстве государственная политика определяет уровень политического влияния органов государственного управления на происходящие в обществе процессы.

   И.Г. Селезнева в своем исследовании отмечает, что задача государственной политики всегда состоит в том, чтобы обеспечить политическую устойчивость, стабильность, динамизм государственного развития [15 c.51-54].

    Высшим достижением государственной политики является достижение стабильности общества, которая предполагает определенную гармонию в отношениях между властью и обществом, отсутствие не разрешаемых противоречий и конфликтов, развитие экономики и социальной сферы, уверенность граждан в завтрашнем дне [15 c.51-54].

    Государственная политика должна удовлетворять определенным показателям: реагировать на изменения, происходящие в обществе и государстве; иметь комплексный характер и рассматривать любую проблему во взаимосвязи с другими проблемами; должна быть эффективной и результативной; должна пользоваться доверием населения. Процесс формирования и реализации государственной политики включает несколько этапов:

·   анализ ситуации, выбор приоритетных общественных проблем, принятие решения о разработке политики в конфликтной сфере, определение основных ее целей и направлений.

·   разработку целевых программ, их согласование, принятие официального документа о политике/программе с определением источников финансирования.

· непосредственную реализацию политики/программы, соответствующие мониторинг и контроль.

· оценку результатов и последствий [9].

   Государственное управление и регулирование общественных отношений осуществляется, в том числе с помощью стимулов, выраженных не только в правовых, но и в моральных социокультурных нормах, направленных на формирование компромиссов между различными интересами с тем, чтобы их противоречивость не стала непреодолимым препятствием эффективному регулированию общественных отношений [19 c.133-152].

   В этой связи на первый план выдвигается изучение правовых стимулов и той роли, которую они призваны играть в реализации определенной государственной политики. При этом необходимо учитывать, что «стимулы должны быть подчинены целям, которые ставят перед собой государство» [10 c31].

   Как утверждает Ю.В. Тихонравов, право само по себе уже есть стимул определенного рода поведения – для этого оно и устанавливается. Однако если право в каких-то моментах теряет свою эффективность, возникает проблема дополнительных мер стимулирования законопослушного поведения. Эти меры законодатель может ввести в ткань уже существующего права, чтобы оно стало более эффектным [21 c.154].

    Право призвано регулировать процессы, связанные с установлением общих правил поведения участников общественных отношений. Однако в нем находят отражение не только последствия неправомерных поступков, но и огромная область правомерной деятельности.

   Поэтому в социальной реальности «государство заинтересовано в том, чтобы облегчить лицу выбор лучшего варианта поведения, сделать так, чтобы этот вариант был наиболее привлекателен с точки зрения как общественного, так и личного интереса с помощью создания стимула к подобному выбору» [11 c.32-37].

    Иными словами, «право призвано стимулировать, направлять фактическую деятельность людей, выступать гарантом ее правомерности и достижения практического результата» [4 c.312].

   Реалии современной России, во многом созвучные с опытом зарубежных стран, доказали важность использования позитивных форм правового регулирования общественных отношений.

    Стремительно меняющаяся социальная действительность уже не приемлет пассивности. Как никогда ранее актуальными и востребованными стали социальная активность, ответственность, умение самостоятельно принимать важные решения.

    В этой связи в современных условиях особое значение приобретает разработка концепции правового стимулирования на общегосударственном уровне в качестве одного из направлений государственной политики.

    Правовые стимулы играют существенную роль в формировании сознательно активного, особо полезного правомерного поведения, особенностью которого, отличающей его от иных видов правомерных действий личности, является то, что оно основывается не только на необходимости соблюдения правовых предписаний, но прежде всего на уважении к закону, внутренней установке, убежденности в социальной значимости права [7 c.49- 52].

   Способ воздействия правового стимулирования на поведение участников общественных отношений основан на создании «ориентирующей ситуации», иными словами, условий, в которые они включаются таким образом, что начинают действовать в рамках, смоделированных в процессе правоустановления обстоятельств.

   Как справедливо отмечает в этой связи Т.А. Гуменюк, в основе психологического восприятия правостимулирующей нормы на уровне индивидуального сознания заложено оценочное отношение личности, связанное с избирательными возможностями человека, с его позициями и предпочтениями. Создавая прообраз желаемого, правостимулирующая норма согласуется с внутренними побудительными мотивами поведения индивида, направляя его в определенном русле, не подавляя при этом, что важно, его личную волю[2 c.16-17].

   Проводимое нами исследование, другие источники подтверждают, что правовые стимулы  –  это информационные атрибуты управления. С одной стороны, они выступают в качестве ориентира, а с другой – как источник (побуждений, активности), вынуждающий (вызывающий) реакцию, направленную на достижение положительного ожидаемого результата [19 c.133-152].

    Представляется необходимым дать краткую характеристику событий и явлений, подтверждающих наличие стратегии государственной политики в сфере правового стимулирования.

   Постсоветский период явился достаточным основанием для формирования современной стратегии государственной политики России. С момента принятия Конституции РФ прошло более 20 лет. Пройденный страной путь, как известно, не был простым, однозначным, линейным. Потребовалось время для осмысления и реализации новых подходов в государственной и правовой жизни. В этот период было принято значительное число нормативно-правовых актов, определяющих стратегическое направление в различных сферах государственной деятельности и общественной жизни.

   В основу функционирования современной правовой системы положены принципы верховенства закона, признания неотчуждаемых прав и свобод человека как высшей ценности, приоритета общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации по отношению к национальному законодательству.

   Эти принципы прочно закрепились как в нормах публичного, так и в нормах частного права, а само право утратило идеологическую и классовую направленность.

   Во-первых, произошли крупномасштабные и по существу радикальные преобразования во всех сферах: политике, экономике, культуре, нравственности и, конечно, праве.

    Значительным достижением следует признать разработку и принятие кодифицированных актов в основных отраслях материального и процессуального права, отвечающих современному уровню развития Российского государства и его роли на международной арене.

   Основой и ядром нового законодательства стал Гражданский кодекс Российской Федерации, который прошел проверку временем, обширной практикой применения.

   Изменения, внесенные в ГК РФ  в последние несколько лет, являются отражением  общих тенденций развития российского общества и результатом проявления государственной политики, ориентированной на создание условий для добросовестного и надлежащего осуществления гражданских прав и исполнения гражданских обязанностей.

   В свою очередь, изменения законодательства оказывают влияние на развитие государственной политики в части правового стимулирования, создавая «цепную реакцию» совершенствования правовой действительности.

   Во-вторых, в последние два десятилетия принципиально изменена правовая система российского общества, созданы новые (относительно советского периода) институты: суд присяжных, наряду с публичным активно развивается частное право, сформировано принципиально новое отраслевое законодательство.

  Все современное отраслевое законодательство, безусловно, применительно к специфике предмета регулирования, содержит те или иные правостимулирующие нормы.

   Так, стимулы в гражданском праве выражены в виде дозволений, субъективных прав, свобод, обязанностей субъектов, предоставления льгот и преимуществ. Стимулы здесь могут выражаться в форме предоставления прав (ст.27 ГК РФ), уменьшения цены договора (ст.1039 ГК РФ), предоставления преимуществ (ст.ст.621, 684, 1035 ГК РФ), предоставления льгот, например, при заключении договора лизинга и др [1 c.93-96].

   В семейном законодательстве правовые стимулы направлены на укрепление института семьи, например нормы о режиме общей совместной собственности супругов. Положения Семейного кодекса РФ и Федерального закона «Об опеке и попечительстве» содержат нормы, стимулирующие осуществление полномочий приемного родителя, опекуна, попечителя [16,27].

   Наибольше число правостимулирующих норм, по сравнению с иными отраслями права, содержит трудовое законодательство. К их числу относятся надбавки, доплаты и иные выплаты, направленные на стимулирование повышения показателей труда (ст.129 ТК РФ) и др [23].

  Нормы стимулирующего характера содержатся, в том числе, в законодательстве, регулирующем назначение и исполнение наказаний [24,25,26].

   В-третьих, за время действия Конституции РФ созданы ранее неизвестные типы взаимоотношений гражданина и государства на ценностных основаниях признания международных стандартов прав человека, их приоритетности; действуют институты Уполномоченного по правам человека и Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, а также аналогичные им институты в субъектах федерации.

   В целях формирования высокого уровня правовой культуры населения, традиции и безусловного уважения к закону правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также преодоления правового нигилизма в обществе, препятствующего развитию России как современного цивилизованного государства,28.04.2011 Президентом РФ были утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» [12].

   Следует отметить, что действия государства по созданию условий, обеспечивающих развитие правовой грамотности и правосознания граждан, осведомленности о характере, способах и пределах осуществления и защиты прав, создание институтов Уполномоченных по защите прав имеют свои положительные результаты.

    Проведенный в рамках настоящего исследования опрос показал, что 62,4% респондентов положительно оценивают влияние права и закона на решение внутриполитических, экономических и социальных проблем/задач современного Российского государства.

    Однако все еще настораживают такие ответы, как «безразличное отношение к праву и закону» и «затрудняюсь ответить». Число респондентов, выбравших данный вариант ответа составило в сумме 18,72% от числа опрошенных, что дает основание для вывода о том, что в современном российском обществе уровень правового нигилизма пока еще остается достаточно высоким, при том, что в проведенном нами опросе принимали участие сравнительно социально благополучные группы населения, большинство опрошенных составили студенты ВУЗов и государственные служащие.

    В-четвертых, начался сложный и неоднозначно выраженный процесс изменения гражданского и правового сознания личности, социально-профессиональных групп, общества в целом; происходят изменения в содержании правовой и политической культуры, что стало возможным, в том числе, благодаря развитию институтов гражданского общества.

   Современная государственная политика осуществляется в тесном сотрудничестве со структурами гражданского общества, участие которых в процессе правотворчества, взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления в последнее время заметно активизировалось.

   Однако потенциал гражданского общества в правовом стимулировании задействован не в полной мере, несмотря на то, что такие  возможности сегодня  налицо, поскольку именно гражданское общество, являясь «проводником» обратной связи между государством и гражданином, призвано охранять права и свободы членов общества, реализовывать социальные и иные программы, направленные на смягчение социальных противоречий.

   На наш взгляд, использование в государственной правостимулирующей политике инициативы институтов гражданского общества способствовало бы более «оперативному» реагированию на те или иные проблемы, возникающие в обществе.

   В-пятых, произошло качественное обогащение источниковой базы юриспруденции как науки (введены иностранные научные источники, развивается сравнительное правоведение и т.д.).

   Это способствовало «расширению горизонтов» отечественного права в части правоустановления новых, ранее не известных форм правового стимулирования, таких как «налоговые каникулы», «амнистия капиталов», «инвестиционные  налоговые   кредиты»,  «страхование   капиталов сырьевых   отраслей промышленности   и сельского хозяйства».

   В настоящее время правостимулирующие меры, применяемые в качестве инструмента регулирования экономической конъюнктуры, осуществляются не только в целях развития отдельных отраслей производства товаров и услуг, но и для развития отдельных территорий – так называемых«зон опережающего развития».

   Некоторые из новых форм правовых стимулов еще не нашли окончательного правового закрепления и находятся на стадии становления, но уже провозглашены в качестве направления государственной политики по обеспечению гарантий укрепления и развития экономики, преодоления последствий мирового кризиса, возврата капиталов под юрисдикцию Российской Федерации.

   В-шестых, опубликовано большое количество работ, отражающих проблематику государственной и правовой политики, которые, конечно, неодинакового качества, но подчеркивают в совокупности возросшие исследовательские интересы к данным феноменам.

   В-седьмых, общество нуждается в наличии понятной ему и принимаемой им программы, стратегии действии в области правотворчества, правоприменения, развития юридической науки и поэтому вполне обоснованно возникает вопрос о теоретико-идеологическом обосновании, ценностных параметрах современной государственной правостимулирующей политики; необходимо не только становление, но и закрепление новых правовых идеалов.

   На наш взгляд, наряду с уже существующими направлениями государственной политики назрела необходимость разработки концептуальных основ государственной правостимулирующей политики, положения которой пронизывали бы все сферы общественных отношений, являлись бы комплексным программным документом, объединяющим как ранее накопленный опыт, так и основой для развития новых форм правового стимулирования и расширения сферы его применения.

    Нам представляется, что государственная правостимулирующая политика должна осуществляться, в первую очередь, на следующих условиях:

—     в правостимулирующих нормах должно быть четко сформулировано фактическое основание для их реализации;

—   они должны быть известными широкому кругу лиц;

—      меры правовогоодобрения должны соответствовать характеру достигаемого результата, а само одобрение должно быть соразмерно тем усилиям, которые затрачиваются на выполнение поставленных целей;

—         во избежание возможных злоупотреблений необходим контроль над соответствующими компетентными органами, применяющими правостимулирующие нормы.

   В-восьмых, имеется потребность в становлении, обосновании и реализации научных принципов функционирования управленческих структур, осуществляющих правовое обеспечение деятельности органов государственной власти, управления, госучреждений в части правового стимулирования.

   В то же время, в реализации правовых стимулов имеют место ряд серьезных, можно сказать, системных проблем.

   В большинстве принимаемых нормативных актов правостимулирующие средства все еще не находят должного отражения, в основном они принимаются с упором на правоограничивающие средства. Это еще раз подтверждает, что совершенствование системы правового стимулирования отстает от потребностей социально- экономического и политического развития, медленно приобретает соответствующую правовую форму [8 c.10-22]. Обращает на себя внимание то, что в подавляющем большинстве делается акцент на материально- правовые разновидности стимулов зачастую в ущерб морально-правовым факторам. Это происходит на фоне нацеленности массовой психологии на материальное благополучие, которое может быть получено, т.е. формируется очередная крайность: от абсолютизации моральных стимулов — к абсолютизации материальных [8 c.10-22].

    К числу проблем реализации правовых стимулов относятся их декларативность, материальная необеспеченность правового стимулирования.

    Наиболее показательной является сфера трудовых правоотношений и такие материально-правовой стимулы, как оплата труда, материальное поощрение, перспективы пенсионного обеспечения. С одной стороны, сняты многие формальные ограничения, сковывавшие инициативу работников (отменены «потолки» на зарплату в области производства, ограничения на совмещение и т.п.), а также сужавшие возможности работодателей в установлении соответствующего вознаграждения. С другой стороны, эти стимулы слабо действуют [28 c.154].

    Недостаточно активно осуществляется децентрализация правового стимулирования. Характер новых, прежде всего, экономических связей предполагает не столько их субординацию, сколько координацию, в большей степени децентрализованное упорядочение [8 c.10-22].

   Данная проблема указывает на отсутствие у субъектов Российской Федерации достаточных законодательных полномочий по вопросам принятия нормативных актов в рамках их предметов ведения, в которые включались бы правостимулирующие нормы (в социальной сфере, сфере малого бизнеса и т.д.).

    В настоящее время по-прежнему актуальным является вывод, сделанный А.В. Малько еще в середине 90-х годов ХХ в., о том, что практика реализации правовых стимулов продолжает оставаться непоследовательной, непредсказуемой, а порою продолжает характеризоваться политической конъектурой [8 c.10-22].

    По прошествии значительного времени под каждой из обязательных выше проблем можно смело поставить отметку «проблема не изжита», а значит, на пути совершенствования правового стимулирования существует еще много не пройдѐнных этапов и, следовательно, преждевременно рассуждать, что в теоретическом исследовании данной актуальной для государства и общества темы можно ставить точку. Данная тема требует дальнейшего теоретического изучения, обоснования, осмысления и развития.

   Исследование правовых стимулов и проблем, возникающих при их реализации, имеет под собой не только научный, теоретический интерес, но представляется, что при детальной проработке проблемы с точки теории права имеет шанс быть реализованным законодателем, что, в конечном итоге, будет являться вкладом правовой науки в построение правового государства и развитие гражданского общества.

   Следовательно, в настоящее время, как никогда ранее, необходима стратегия современной государственной политики России в сфере правового стимулирования, как документ стратегического характера. Такой документ может включать следующие основные направления, которые позволят праву, как социальной ценности, способствовать реализации потребностей, интересов, ценностей индивида.

1.     Изменение облика современного человека, его сознания. Его подходов к реальности, его оценок происходящего, его желания или нежелания что-то изменить.

   В последние годы в стране обострились вопросы маргинальности, положения маргинальной личности. 70% населения России ученые относят к разряду маргиналов.

    В научной литературе отмечается, что общей причиной возникновения маргинальных явлений выступает изначально хаотичное и почти неуправляемое движение общества к другой, пока еще неопределенной социально- экономической и политической системе с новой социальной структурой в условиях общего кризиса и радикального реформирования. Существенно изменяются характеристики социальных субъектов, приобретающих маргинальный статус. Специфика состоит в том, что они не исключаются полностью из социально-экономических, политических и социокультурных связей и отношений, но их положение и роли в них существенно и резко изменяются. От того, какова степень трансформации, деформации или разрушения этих структур, зависит степень и характер маргинализации [13 c.62-71].

    Причинами появления «новых маргиналов» в России сталикардинальные изменения в социальной структуре в результате кризиса и реформ, направленных на формирование новой социально-экономической модели общества.  Главной сферой социальных изменений стала социально-профессиональная структура.  Ее трансформация привела к появлению групп населения, для которых характерны наиболее интенсивные и радикальные изменения социального, прежде всего, социально-профессионального статуса. Среди них - социальные группы, потерявшие прежний социальный статус и не имеющие возможности приобрести адекватный (в основе этого - объективное понижение статуса); социальные группы, приобретающие принципиально новый по отношению к прежней социальной системе статус и не имеющие пока механизма нормального, общественно приемлемого функционирования [13 c.62-71].

    В качестве иллюстрации существующей ситуации можно привести результаты применения такого правостимулирующего средства, как «материнский капитал», целью установления которого являлось улучшение демографической ситуации в стране, получившей в два последних десятилетия отрицательную динамику. Данное правовое установление возымело свой результат, в стране постепенно начала повышаться рождаемость и впервые было зафиксировано превышение рождаемости над смертностью.

   Однако по истечении некоторого времени исследователи и аналитики все чаще начали обращать внимание на то, что результат достигается в основном за счет маргинальной среды, т.е. не так, как изначально предполагалось. Однако если задуматься, этот результат был ожидаемым, поскольку средства, выделяемые государством не в целом по стране, а применительно к конкретной семье, ввиду их незначительности по сравнению с расходами, связанными с качественным воспитанием ребенка как полноценного члена современного общества, смогли заинтересовать в большей мере слои населения с достаточно низкими доходами, в том числе не всегда благополучные в социальном плане.

    Это лишь один аспект, казуальный комплекс природы правовой маргинальности чрезвычайно разнообразен, но не следует забывать о том, что объективные предпосылки, условия и причины данного социально-правового явления формируются в результате волевой, сознательной кумулятивной деятельности как субъектов, в частности, правотворчества и право применения, так и в психологической структуре индивидов, значительная часть которых находится в маргинальной ситуации (положении). Это особенно актуально для переходного состояния современного российского общественного устройства. Органы государства (законодатель, правоприменитель и др.) должны, в соответствии с предназначением своих полномочий и компетенции, предпринимать все возможные меры по добросовестному исполнению обязанностей любой личностью, в том числе маргинальной. Последняя обязана их соблюдать, впрочем, так же как и сами представители всех ветвей власти [17 c.71-77].

   Баланс в системе правового стимулирования независимо от имущественного, социально- профессионального статуса как принцип организации государственно-правовой и частной жизни человека необходим в условиях трансформационных процессов, происходящих в России и является важным компонентом стратегии современной доктрины государственной политики.

2.     В государственной политике правового стимулирования необходимо утверждение в обществе духа конституционализма, уважения к закону.

   Право в форме закона должно и может обрести символ социальной ценности, который связан с обеспечением безопасности, свободы. В этом смысле праву, как закону предстоит преодолеть образ, коренящийся в сознании большинства людей, связанный лишь с ограничением, наказанием и принуждением.

   Имидж права как угрозы наказания для индивида должен постепенно сменится на роль права как условия сохранения привычной, удобной и понятной социальной роли, в  рамках которой правовое стимулирование становится необходимым атрибутом.

   Определенные шаги государством в этом направлении уже сделаны, подтверждением чему могут служить результаты проведенного в рамках настоящего исследования опроса.

   Так, при ответе на вопрос о том, какие методы правового воздействия более эффективны в целях достижения правомерного (законопослушного) поведения подавляющее большинство респондентов (62,24%) назвали сочетание методов стимулирования и ограничения,72% респондентов назвали только правостимулирующие меры, 19,84% указали на сочетание убеждения и принуждения и лишь 27,68% от числа опрошенных назвали меры наказания (ограничения прав).

   Это является свидетельством того, что общество за последние двадцать пять лет прошло достаточно серьезный путь от тоталитарного режима к правовому государству.

   Однако говорить о том, что в данном вопросе все обстоит благополучно пока преждевременно. Подтверждением этому служат результаты ответов на поставленный в опросе вопрос о том, играют ли стимулы какую-либо роль в мотивации правомерного поведения личности. Только 28,32% респондентов полагали, что стимулы не имеют значения при высоком уровне сознания личности и внутренней убежденности в подчинении закону, 53,44% респондентов ответили положительно и лишь 9,12% - указали, что страх наказания может удержать от правонарушения.

   Эти результаты указывают на то, что уровень правосознания в обществе еще требует серьезной корректировки, значительную помощь в которой, по нашему мнению, способно оказать именно правовое стимулирование. Уважать право и утверждать дух конституционализма возможно лишь через справедливость и порядок, через формирование положительного и доверительного отношения граждан к процессу правового стимулирования. Утверждение в обществе конституционализма как ценности связано с практически выраженным авторитетом справедливого законодательства.

    Смысл ценности конституционализма состоит в том, что модернизационные и инновационные процессы смогут обрести эффективное правовое обеспечение в сфере правового стимулирования.

    Инновационная деятельность является одной из перспективных сфер экономики и предпринимательской деятельности, поскольку изначально связана с применением новейших технологий, которые призваны обеспечить высокий экономический эффект. В то же время здесь чрезвычайно высок фактор риска. Этим обстоятельством предопределяется роль государственного регулирования в данной сфере, главная цель которого должна состоять в том, чтобы заинтересовать хозяйствующих субъектов в осуществлении такой деятельности, а также минимизировать на первоначальном этапе возможные риски.

   Решение задачи по переходу российского общества на инновационный путь развития не может осуществляться произвольным образом. Все, что связано с правовым обеспечением инновационного развития (от принятия законов до их реализации), должно находиться в единой системе, быть внутренне согласованным, разрабатываться и проводиться в жизнь на основе глубокого научного обоснования в рамках целенаправленной государственной правостимулирующей политики.

   Как отмечается в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020г., финансовая поддержка инновационной деятельности в совокупности с налоговыми, таможенными и иными льготами является важнейшим действенным стимулом и одной из наиболее эффективных форм содействия развитию инновационной деятельности, именно указанным аспектам должно отводиться основное внимание в инновационной политике государства [14].

    Представляется, что важнейшим  условием развития инновационной деятельности должна  являться ее государственная поддержка, основанная на создании необходимых правовых, экономических, организационных условий и стимулов для лиц, продвигающих инновации в жизнь государства и общества. Правовое обеспечение инновационной деятельности должно быть системным, осуществляться на основе научного обоснования в рамках единой государственной правостимулирующей политики.

3.     Актуализация места и роли права, усиление его положительных динамичных характеристик в связи с формированием правового социального государства в России.

    Право в его широком понимании совокупно выражает нормативное, идеологическое существо отношений между человеком и государством, как действующее законодательство, как процесс правотворчества, как правовая доктрина. Важнейшими правовыми характеристиками такого отношения предстает нацеленность права на обеспечение условий не просто наличия, но и «расширенного» воспроизводства социальной  функции государства. Этот вопрос очевиден. Однако применительно к процессу формирования правового социального государства такого подхода окажется недостаточно.

   Социальное законодательство в части правового стимулирования подлежит постоянному мониторингу, поскольку оно направлено на поддержание стабильности социальной сферы как одной из главных сфер жизнедеятельности общества,  которая,  в свою очередь,  обеспечивает не только  стабильность политической власти, но и стабильность государства в целом.

    Каждая страна с учётом своей специфики формирует собственную модель социальной политики. Выбор конкретной модели осуществления социальной политики всегда зависит от исторических, социокультурных и экономических условий, а также определяется конкретным типом общественно-политического устройства государства, его идеологическими, духовными принципами, особенностями переживаемого исторического этапа. Но в любом случае социальное государство в современных условиях с необходимостью предполагает наличие, с одной стороны, сильного государства, способного нести ответственность за развитие человеческих ресурсов, а, с другой, наличие развитых институтов гражданского общества, способных поставить государство под свой контроль [6 c.109-112].

    Как справедливо отмечается в научной литературе, проблемой сегодняшней России является то, что здесь не просто происходит видоизменение модели социальной политики или поиск наиболее адекватных изменившимся условиям способов ее проведения, а осуществляется попытка кардинальной смены одной крайней модели социального государства на другую, то есть резкий переход от максимально огосударствленной, перераспределительной социальной политики к полностью либерализованной, индивидуализированной социальной политике. На сегодняшний день можно  констатировать резкое обострение  противоречия между тенденцией к сокращению объемов непосредственной государственной социальной помощи и предельным увеличением спроса на нее со стороны населения в условиях практической неразвитости, слабости негосударственных институтов социальной поддержки и обеспечения [6 c.109-112].

    Нам представляется, что в этой связи необходимо:

а) не просто продолжение создания социальных и социокультурных служб, но и выяснение их значения, эффективности, полезности для граждан;

б) изучать и внедрять положительный опыт развитых промышленных корпораций по задействованию потенциала человека посредством правового стимулирования (имеются в виду различные «социальные пакеты», «социальные бонусы», предусматриваемые локальными нормативными актами таких предприятий);

в) экспертирование законодательства на предмет изучения  его последствий как для  отдельного гражданина, таи и для общества в целом. Будет ли оно способствовать развитию общественных отношений либо тормозить их. Здесь возможны прогнозирование и диагностика социальных последствий применения отдельных нормативных правовых актов, особенно тех, реализация которых предполагает расходование бюджетных средств.

   Существует значительное число проблем становления социального государства в России, широко известных и анализируемых в научной литературе.

   Роль правового стимулирования в этих начинаниях переоценить сложно. Это не только теоретический посыл, подтверждением этому могут служить и результаты проведенного нами исследования.

   Так, на вопрос о том, способны ли правовые стимулы оказать влияние  (помощь) на решение государственно и социально-значимых проблем значительное большинство опрошенных (74,56%) ответили положительно при том, что число так не считающих составило 9,44%.

   Указанные результаты ответов, кроме того, являются подтверждением изложенного нами тезиса о том, что в современных условиях развития государства правостимулирующие нормы должны преобладать над правоограничивающими нормами.

    Безусловно, вне решения крупных социальных проблем необходимо положительно оценить роль правового стимулирования. Другими словами стратегия государственной политики России в вопросах правового стимулирования не может быть безразличной к этим вопросам и не учитывать этих обстоятельств.

4.     Правовое просвещение, правовое воспитание, преодоление правового нигилизма.

   Это по существутриедная стратегическая задача современной государственной политики.

    В настоящее время особую тревогу вызывает недостаточный уровень правовой культуры и правосознания, правовой нигилизм населения, который «девальвирует подлинные духовно-нравственные ценности, служит почвой для многих негативных социальных явлений (пьянство, наркомания, бытовая преступность). Неразвитое политическое сознание граждан отражается на умении самостоятельно мыслить и рассуждать, анализировать общественные явления и давать им правильную оценку. Именно на это делается ставка многими политическими оппонентами власти при организации массовых протестных акций»[29 c.18-26].

   Поиск эффективных путей по повышению правосознания граждан в настоящее время является актуальной проблемой, требующей от государства системного подхода и комплексного решения.

    Исследователи отмечают, что на формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания и поведения оказывают влияние следующие факторы: характер воспитания и моральный климат в семье; уровень обучения в образовательных учреждениях; эффективность законодательства, его  адекватность реальной экономической и общественно-политической ситуации в стране; эффективная деятельность правоохранительных и иных уполномоченных органов по выявлению и пресечению преступлений и правонарушений [29 c.18-26].

    Актуальным направлением является восстановление исторически утраченного доверия по отношению к государству со стороны граждан и общества. Здесь важна не только правовая и политическая пропаганда, но и реальное обращение государственной власти лицом к народу, соответствие власти его ожиданиям и надеждам [20 c.8-11].

   Не последнюю роль в решении данной проблемы призвана играть именно системная государственная политика в сфере правового стимулирования, призванная продемонстрировать положительные результаты именно позитивного, законопослушного, социально-активного поведения индивидов, основанного на глубоком понимании и принятии закона, поскольку поведение и правосознание неразрывны.

   Определенные позитивные «сдвиги» в этом направлении, несомненно, имеются.

    Так, 53% участников проведенного в рамках настоящего исследования опроса положительно ответили на вопрос, известно ли им что-либо о наличии стимулирующих средств воздействия в современном российском праве. Однако данный показатель еще не дает оснований для самоуспокоения, поскольку, несмотря на практически ежедневно звучащие в СМИ, выступлениях политиков и руководства страны высказывания о необходимости применения правостимулирующих средств в тех или иных сферах общественных отношений, достаточно высок уровень тех, кто указал в ответах, что им ничего не известно о правовом стимулировании, число таких лиц составило 22,24%.

    Следовательно, изложенный нами тезис о том, что информация о правостимулирующих средствах должна более активно доводиться до населения страны, имеет не только общетеоретическую, но и практическую значимость в вопросах правового просвещения, правового воспитания, преодоления правового нигилизма.

   Влияя на правосознание не только через формально организованные каналы, но прежде всего проявлениями правовой реальности, мы тем самым получаем определенное поведение, которое оказывает правомерным либо неправомерным. Затрачивая государственные усилия в сфере правового стимулирования, посредством воспитания индивида мы тем самым достигаем главного: воспроизводства правомерного поведения, снижение правовых рисков, преступности в целом, неправомерного сектора в системе и объеме отношений человек – общество – государство.

    Правильно было бы формировать отношение к праву, основанному на справедливых и мудрых началах, уже в начальных классах средней школы. Правовое воспитание должно продолжаться непрерывно и может оказаться эффективным в части правового стимулирования только в случае системного целенаправленного подхода. Этот процесс длительный, но необходимый.

5.     Обеспечение и воспроизводство правовых механизмов динамичного, оперативного реагирования на изменения правовой ситуации в обществе, появление негативных явлений, способности их преодоления.

    Именно на это должна быть нацелена государственная политика правового стимулирования.

   Таким образом, реализация стратегии государственной политики России необходимый, важный шаг в направлении актуализации и решения вопросов развития современного российского общества.

   В заключение отметим, что будущее России «зависит от приоритетов, избранных политиками, от четко обозначенных целей и соответствующей им совершенной системы правового стимулирования, которая сможет заинтересовать российских граждан в изменении их жизнеустройства» [3 c.16].

   В настоящее время важно поднять социальную значимость правостимулирующих норм путѐм усиления их юридической гарантированности. Необходимо активнее и целенаправленнее использовать данные меры, дополнять их новыми существенными компонентами, которые смогут оптимизировать регулирование современных непростых социальных связей [18 c.11-14].

   В то же время реализация принципов и идей, заложенных в понятие государственной политики невозможна без проведения государством реформ в различных сферах жизнедеятельности (начиная от модернизации экономики и внедрения инновационных проектов, заканчивая социальной, экологической сферой, а так же сферой гражданских правоотношений).

   Реализация данных и многих других аспектов невозможна без развития государственной политики. В данном случае на органы власти ложится обязанность по формированию мощной системы стимулов правомерного поведения участников правоотношений. Речь идет об усилении действия права как социально- психологического фактора общественной жизни, направленного на воспитание граждан, поддержку их положительных стремлений и мотивов.

    Мы поддерживаем позицию авторов, которые убеждены в том, что не следует впадать в этом плане в какие-либо крайности, используя только стимулирующий инструментарий. Это было бы не только малополезно, но и вредно. Но вместе с тем значение правовых стимулов в контексте тех стратегических и амбициозных целей, которые ставятся перед современной Россией, переоценить сложно. Развитие технологии правового стимулирования можно рассматривать как один их основных векторов модернизации общей технологии правового воздействия на современные общественные отношения. Это определяется, прежде всего, задачами по реформированию экономики, улучшению инвестиционного климата и другими схожими планами [22 c.17-23].

 

Список литературы

1.     Богатырева Н.Г. Виды стимулов в частном праве // Современное право. -2011. - № 6. - С. 93 – 96.

2.     Гуменюк Т.А. Стимулирование правомерного поведения личности в условиях развитого социализма. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1983. С. 16–17.

3.     Гущина Н.А. Содержание обеспечительных средств российского права // Право и политика. 2005. № 2. С. 16.

4.     Звечаровский И.Э. Стимулирование в праве: понятие и структурные элементы // Правоведение. 1993. № 5. С. 312.

5.     Знаменский Д.Ю. Системно-динамический подход к исследованию процесса формирования и реализации государственной политики // Теория и практика общественного развития . 2014. №12. С.104-106.

6.     Калов З.А., Куршаева Ф.М., Хациева Л.У. Особенности реализации моделей социальной политики. Часть 2// Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 2 – С. 109-112.

7.     Кожевников В.В., Попова В.В. Поощрительные нормы права и социально активное поведение // Психопедагогика в правоохранительных органах . 2012. №1 (48). С.49-52.

8.     Малько А.В. Правовое стимулирование: Проблемы теории и практики // Правоведение. -1994. - № 3. - С. 10 – 22.

9.     Масленникова Е., Мокеев М., Гегедюш Н. Государственное и муниципальное управление // М.: Высшее образование, 2008, 192 с.

10. Матузов Н.И. Право как центральный элемент и нормативная основа правовой системы// Вопросы теории государства и права. Саратов, 1988. С. 31.

11. Нанба С.Б., Тихомиров Ю.А., Цомартова Ф.В. Социальная концепция права: новый подход // Журнал российского права. - М.: Норма, 2014, № 8. - С. 32-37.

12. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан // Российская газета- Федеральный выпуск №5527 от 14.07.2011 [электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2011/07/14/pravosoznanie-dok.html (дата обращения 16.08.2015).

13. Попова И.П. Новые маргинальные группы в российском обществе (теоретические аспекты исследования) // Социологические исследования. 1999. № 7. С. 62-71.

14. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (в ред. от 8 августа 2009 г.) // СЗ РФ. 2008. N 47. Ст. 5489.

15. Селезнева И.Г. Стабильность и государственная политика в России: взаимосвязь, проблемы и перспективы

// Известия ВолгГТУ . 2010. №7. С.51-54.

16. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16.

17. Степаненко Р.Ф. Причинность, понятие и виды маргинальности // Государство и право. 2014. №6. С.71-77.

18. Строкин А.А. Правовое поощрение в истории юридической науки и практики // Вестник ОмГУ. Серия. Право . 2008. №4. С.11-14.

19. Сусликов В.Н. Правовая аналитика недвижимости. М., 2003. С. 133 - 152.

20. Тепляшин И.В., Взаимодействие российской общественности и государства: историко-правовые аспекты // История государства и права. -2014. - № 9. - С. 8 – 11.

21. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М., 1997. С. 154.

22. Трофимов В.В. Проблема модернизации технологии правового воздействия на современные общественные отношения (доктринально-юридический аспект) // Вестник Волгоградского государственного университета. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013, № 2 (19). - С. 17-23.

23. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.

24. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ 13.01.1997, N 2, ст. 198.

25. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.

26. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. 25.07.2015) // Собрание законодательства РФ 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

27. Федеральный закон от 24.04.2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (ред. от 22.12.2014) // Собрание законодательства РФ от 28 апреля 2008 г. N 17 ст. 1755.

28. Хныкин Г.В. Правовые стимулы повышения трудовой активности рабочих  и служащих // Проблемы совершенствования законодательства. М., 1983. С. 154.

29. Якушева И.П., Формирование правового сознания российской молодежи как фактор совершенствования правопорядка // Культура: управление, экономика, право. - М.: Юрист, 2012, № 3. - С. 18-26.