Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕОБХОДИМЫМИ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН (НА ПРИМЕРЕ АПТЕКИ № 28 С.СУНТАР РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
08 марта 2016г.

Лекарственное обеспечение населения и учреждений здравоохранения Российской Федерации остается одной из самых острых социальных проблем, влияющих на состояние здоровья нации, возможность активного участия людей в трудовой деятельности, увеличение продолжительности их жизни.

Система дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) граждан была введена на территории Российской Федерации с 1 января 2005 г. В Республике Саха (Якутия) в ее реализации задействованы 80 лечебных учреждений, льготные лекарства отпускается в 232 аптеках.

Целью данной работы является анализ обеспечения необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан.

В Республике Саха (Якутия) в настоящее время фармацевтической деятельностью занимаются 232 аптечных учреждения. Лекарственное обеспечение отдельных категорий населения республики осуществляется по пяти федеральным и республиканским программам:

1.   «7 высокозатратных нозологий»;

2. в соответствии со статьѐй 6.1. Федерального закона №178-ФЗ;

3.    по программе реализации Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части бесплатного лекарственного обеспечения больных с орфанными, то есть редкими заболеваниями.

4. обеспечение ОНЛС ветеранов тыла и жертв политических репрессий;

5.    по программе реализации постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 года №890 за счет средств республиканского бюджета (это дети до трѐх лет, дети из многодетных семей, малочисленные народы Крайнего Севера, страдающие гельминтозами, нозологии);

В 2013 году по программе «7 высокозатратных нозологий» медикаментами обеспечены 385 больных, состоящих в регистре, на общую сумму 170,9 млн. рублей. В этом году уже отпущено медикаментов на сумму более 128 млн. рублей.

В настоящее время по лекарственному обеспечению населения Республики Саха (Якутия) государством проводится значительная работа по   обеспечению   необходимыми  лекарственным и  препаратами и изделиями медицинского назначения, за последние шесть лет, начиная с 2008 года. На обеспечение "муниципальных" льготников из бюджета республики выделено 1 663,66 млн рублей, финансирование данной льготы увеличилось по сравнению с 2008 годом на 62%.(176,8 млн. руб. - 2008 год, 460,8 млн. руб, - 2013 год). Софинансирование расходов на организационные мероприятия программы "7 вызокозатратных нозологий" (далее - 7 ВЗН) из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) выросло в 1,5 раза. В 2013 году адресно предусмотрены средства на обеспечение больных, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или  их инвалидности на общую сумму 102,0 млн рублей. Кроме того, субъектом за свой счет обеспечиваются больные целиакией, ежегодно на обеспечение больных выделяется средства на общую сумму 3,7 млн рублей.

Среди факторов, обусловливающих недостаточную удовлетворенность граждан лекарственным обеспечением в настоящее время, следует отметить: недоступность лекарственных средств для граждан, проживающих в сельской местности и отдаленных районах с неразвитой транспортной инфраструктурой, незаинтересованность частного бизнеса для открытия новых аптек в сельских пунктах, отсутствие оборотных средств аптек и больниц для поддержания розничной реализации медикаментов через пункты отпуска.

По состоянию на 1 октября 2014 года право на получение государственной социальной помощи в части бесплатного лекарственного обеспечения сохранили за собой 39 931 человек. Количество льготников увеличилось за 9 месяцев на 1 739 человек. Федеральным бюджетом в бюджет Якутии в 2014 году выделено 446,30 млн. рублей. Однако в последние годы отмечается рост «дорогостоящих» пациентов, норматив же на одного льготника составляет всего 671 рубль в месяц. «Ориентировочная стоимость лечения одного  пациента в год по факту составляет от 300 тысяч до 1,3 млн. рублей. Это финансирование обеспечивается за счет расходных обязательств Республики Саха(Я).

Главным проблемным вопросом является позднее финансирование со стороны федеральных органов. К примеру, постановление о выделении субвенций  утверждается  Правительством  РФ в декабре, первый транш в регионы поступает в марте-апреле. Пока эти средства не поступили , для спасения онкологических больных или больных сахарным диабетом средства берут из бюджета республики. Но опять же по результатам торгов выигрывают дженерики, которые не действуют на пациентов, увеличивается количество их жалоб на отсутствие нужных лекарств, в итоге – граждане идут на монетизацию льгот.

Проблему неудовлетворительного лекарственного обеспечения называют комплексной: есть проблемы во всей цепочке «закуп → доставка → отпуск». Несвоевременный «закуп» характеризуется задержкой в проведении торгов на поставку лекарственных препаратов и медицинских изделий в связи с поздним финансированием федеральными органами власти. На несвоевременную «доставку» влияют отдалѐнность пунктов, сложная транспортная схема, повышенные издержки на содержание аптечных предприятий, значительные расстояния между районными центрами и близлежащими населенными пунктами, неразвитая транспортная инфраструктура. Министерство ищет пути выхода из этой ситуации. Так, ими подготовлен проект постановления Правительства, в котором лекарственные препараты предлагается причислить к первой категории «А», чтобы они доставлялись авиарейсом вместе с особо важными продуктами питания. [7]

Исследование проводилось на базе Аптеки № 28 с.Сунтар Республики Саха (Якутия). Данное аптечное учреждение было создано в соответствии с распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2008 г. № 1082-р путем преобразования государственного унитарного предприятия «Аптека №28» в открытое акционерное общество «Аптека №28». [12]

Анализ лекарственного обеспечения необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан «Аптеки №28»

С целью оценки доступности лекарственного обеспечения в Сунтарском районе было проведено анкетирование 30 посетителей аптеки № 28. По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы: основными посетителями аптеки являются женщины (почти 70%, т.к. приобретают товары чаще всего для всей семьи); социальный статус на посещения аптеки не оказывает особого влияния, т.к. все группы населения практически одинаковое количество раз обращаются в аптеку; главными потребителями аптеки (60%) являются семьи с количеством от 3 членов; частота посещения аптеки 1 раз - 73%, 2-3 раза в месяц – 7% (редко); по разному- 20%, отпущено лекарственных средств (ЛС): дети до 3-х - 33%, инвалиды – 13%, дети инвалиды- 20%, ветераны тыла-13, сахарный диабет, онкологические заболевания, бронхиальная астма – почти 7%. Посетители сталкивались с отсутствием нужного лекарственного препарата часто – почти 7%, редко- 67%, нет- 26%. В целом, посетители аптеки оценили доступность ЛС как «хорошее».

Данные о реализации программы обеспечения необходимыми ЛС по состоянию от 2012 по 2014г.

Все данные взяты из отчета «Аптеки №28», Форма №2 – соцподдержка утвержденная постановлением Росстата от 07.02.2005 №12. «Сведения о реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан на территории Республики Саха (Якутия) по бесплатному обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» за 2012 – 2014гг.

С 2012г. по 2014г. количество граждан имеющих право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами в Сунтарском районе уменьшилось на 141 чел. или 2,5% (всего-5679 чел). Из них количество получивших меры социальной поддержки увеличился на 148 человека или 4,07% (всего 3631 чел.).

Численность граждан, отказавшихся от получения бесплатного лекарственного обеспечения 315 человека или 41% (всего – 770 чел.).

Поступление лекарственных средств для обеспечения льготников увеличился на 4091402.32 руб. или 24% (всего – 16902673.00 руб.).

Объем суммы на которую оказаны льготы увеличился на 8750534.19руб. или 31%(всего – 28661331.00 руб.). 

Обеспечение граждан дорогостоящими лекарственными средствами по 7 заболеваниям увеличился на 2 человека или 17% (всего – 12 чел.).

Количество федеральных льготников уменьшилось на 420 человек или 31% (всего – 1365 чел.). Количество региональных льготников уменьшилось на 96 человека или 22% (всего – 446 чел.). Другие категории граждан (МО) увеличился на 373 человека или 10% (всего – 3856 чел.). Количество выписанных и обеспеченных рецептов увеличилось на 45или 0.20%.

Заключение:

1.     В настоящее время в соответствии с действующими нормативными правовыми актами финансирование лекарственного обеспечения льготных категорий граждан Республики Саха (Якутия) осуществляется из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по следующим направлениям.

·   обеспечение лекарственными средствами, в том числе логистика, на уровне муниципальных образований в соответствии с переданными полномочиями в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства (далее - ЛTC) отпускаются по рецептам врачей бесплатно (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890);

·   софинансирование организационных мероприятий по обеспечению качественными, эффективными, безопасными лекарственными препаратами, предназначенными для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственной им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей;

·   обеспечение необходимыми лекарственными препаратами и специализированными продуктами питания с редкими (орфанными) заболеваниями за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Как показывает практика обращений граждан, основная часть обращений связана с отказом от лекарственных препаратов, указанных в спецификациях действующего контракта по международному непатентованному наименованию. Исполнение и поставка лекарственных препаратов по заключенным государственным контрактам в полном объеме по всем указанным в спецификациях наименованиям ЛC также невозможно, так как на исполнение госконтракта влияют и такие факты, как рождаемость детей, невозможность прогнозировать заболеваемость по всем нозологиям, утвержденных постановлением Правительства РФ N 890, соответственно невозможно запланировать потребление лекарств на год, полугодие, квартал, результате чего остаются "невостребованные" медикаменты или появляется их дефицит. Изменение объемов запрещено. Строгое соблюдение требований спецификации контракта контролируется всеми надзорными органами.

2.     С 1 января 2006 года федеральным льготникам предоставлено право самостоятельно выбирать между получением услуги в виде бесплатного лекарственного обеспечения или ее денежной компенсацией. И сразу в том же году количество граждан, изъявивших желание получить социальную услугу в форме дополнительного лекарственного обеспечения, сократилось в целом по стране на 46,5 процента. Из года в год число отказавшихся от получения лекарств растет.

В первую очередь необходимо обеспечить лекарственными препаратами онкологических больных, больных сахарным диабетом, бронхиальной астмой. Министерством здравоохранения утверждаются заявки в соответствии с тем, какие средства выделены по квоте на каждого льготника. Есть заболевания, особенно онкологические, на которые людям необходимо в месяц более ста тысяч рублей.

Кроме плановой заявки на поставку лекарственных препаратов, можно сделать ещѐ две дополнительные. Они касаются вновь выявленных больных и людей, только что получивших инвалидность.

Многие льготники предпочитают получать импортные препараты. Есть международные патентованные и торговые названия, по которым в России выпускаются те же препараты, но под другим названием, и они ничуть не хуже.

3.     В настоящее время в Аптеке № 28 проводится значительная работа по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.

В результате опроса посетителей – льготников «Аптеки №28» доступность лекарственного обеспечения в улусе оценивается, в целом, как «хорошая». Все выписанные бесплатные рецепты обслуживаются полностью. Но есть проблема по закупке и доставке лекарственных препаратов и медицинских изделий.

Несвоевременный «закуп» характеризуется задержкой в проведении торгов на поставку лекарственных препаратов и медицинских изделий в связи с поздним финансированием федеральными органами власти.

На несвоевременную «доставку» также влияют отдалѐнность села, сложная транспортная схема.

В связи с этой проблемой, не только аптека, но и Министерство здравоохранения РС( Я) должны искать пути для выхода из этой ситуации.

 

Список литературы

1.     Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2017 годы" (утвержден Указом Президента РС(Я) от 12.10.2011 N 982). Подпрограмма 8 «Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях»

2.     Закон Республики Саха (Якутия) от 21 февраля 2013 г. 1160-З N 1227-IV "О социальной поддержке ветеранов тыла и ветеранов труда в Республике Саха (Якутия) (новая редакция)".

3.     Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 10 апреля 2012 г. N 144 "Об утверждении Положения о социальной поддержке отдельных категорий населения Республики Саха (Якутия) в части бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".

4.     Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения";.

5.     Постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. N 403 "О порядке ведения федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента";

6.     Постановление правительство республики Саха (ЯКУТИЯ) от 31 января 2005 года N 35 О порядке льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан на территории Республики Саха (Якутия)

7.     Пресс-служба Ил-Тумэн - В Ил Тумэне заслушана информация о лекарственном обеспечении отдельных категорий населения республики

8.     Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 ноября 2004 года N 257 "О внесении дополнений в приказ Министерства здравоохранения РФ от 23.08.99 N 328 "О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке отпуска аптечными учреждениями".

9.     Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.06.2013 N 28883).

10. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006 N 665 "Об утверждении Перечня лекарственных препаратов, в том числе перечня лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг».

11. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10 ноября 2011 г. N 1340н "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 665 "Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи"

12. Устав открытого акционерного общества «Аптека №28»

13. Федеральный закон от 12.01.95 № 5-ФЗ (ред. от 16.10.2012 с изменениями, вступившими в силу 27.10.2012) "О ветеранах".

14. Федеральный закон  от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной  социальной  помощи (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ)

15. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"(с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа,

29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января, 23 октября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.).

16. Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 2004 года N 122- ФЗ О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений    в    Федеральный    закон    "Об    общих    принципах    организации    законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".