08 марта 2016г.
Несмотря на древность родословной, эпидемиология медленно прогрессировала до средины 19 века. Происхождение термина связывают с Гиппократом, который говорил об эпидемиологической конституции мест и времѐн. Однако историки медицины считают, что этот термин использовался еще в третьем веке до нашей эры. Уже тогда Гиппократ связывал эпидемиологию не только с болезнями, но и со здоровьем в целом. Термин происходит от греческого «эпидемиология» (epi-на, demos-народ, logos-наука) и ранее относился исключительно к описанию острых вспышек заболеваний.
Из глубокой древности идет представление о миазматическом (miasma- скверна) и контагиозном (contagium-зараза) путях развития эпидемий. Согласно первому представлению эпидемии возникают в результате проникновения в организм человека болезнетворных веществ космо-теллургического происхождения (из воздуха или земли). Согласно второму - за счет заражения людей болезнетворными существами, передающимися от больных здоровым контактным способом.
Это было первой попыткой классификации болезней по причине их вызывающей, положившей начало направлению, называемому этиологией (aitia - причина, logos - учение).
Болезнь возникает тогда, когда под влиянием определенных причин в соответствующих конкретных условиях нарушается равновесие организма человека с внешней средой. Причем, в ряде случаев причины болезней лежит на поверхности (травмы, инфекционные болезни), в других же - они далеко неочевидны (эндокринные болезни, новообразования), Однако причиной болезни у того или иного человека может оказаться такой фактор, который для многих других людей будет непатогенным. Этот факт был положен эпидемиологами в основу разработка теории факторов риска. Теория факторов риска позволила понять поликаузальное формирование заболеваний, расширив познания путей возникновения и распространения неинфекционных заболеваний, став выдающимся научным достижением 20-го века.
В течение длительного времени эпидемиология занималась в основном инфекционными болезнями. Золотой век микробиологии, когда открывались один патогенный микроорганизм за другим, казалось бы, навсегда «привязал» эпидемиологию к инфекционным болезням.
На основе теории трѐх факторов («семя, сеятель и почва», т.е. возбудитель, механизм его передачи и восприимчивый организм) советский эпидемиолог Л.В. Громашевский сформировал учение об эпидемическом процессе, который включал в себя взаимодействие источника инфекции, механизма передачи и восприимчивости населения. Это учение имеет огромное практическое значение, поскольку стало ясно, что разрыв «эпидемический цепи» прекращает распространение инфекции.
Однако изменившийся характер патологии населения в XX веке привел к пересмотру прежних взглядов на эту дисциплину. Широкое распространение сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных образований, травм и других неинфекционных заболеваний требовало нового толкования эпидемиологии как раздела, занимающегося не только всеми болезнями, но и другими состояниями, относящимися к здоровью населения.
Эволюция понятия эпидемиология хорошо иллюстрируется теми определениями, которые использовались медиками в 19 и 20 веках.
В конце 19 века английский врач Паркин назвал эпидемиологию наукой, которая лечит эпидемию [1]. Если инфекционист лечит больного холерой поддержанием водно-солевого баланса, то эпидемиолог лечит эпидемию холеры карантином, изоляцией, гидропультом.
В 1927 году Фрост назвал эпидемиологию наукой, изучающей массовый феномен инфекционных болезней [2]. Это было последним определением, связывающим эпидемиологию только с инфекционными заболеваниями.
Уже в 1934 году Гринвуд убрал слово «инфекционных» и говорит о некоторых (ряде) заболеваниях.
Потому, что уже в начале 20 века в экономически развитых странах начали возникать неинфекционные болезни «с вероятности выше нормальной».
Мак Махон (1960) назвал эпидемиологию наукой, изучающей распространенность и факторы появления повторных болезней в обществе [3].
Пожалуй, один из самых авторитетный эпидемиологов конца 20 века Ласт (1983) расширил границы предмета, подчеркнув, что распространенность и факторы, формирующие заболеваемость, используются для решения проблем общественного здоровья [4].
В современном мире сложилось четкое представление о том, что эпидемиология это наука о распространении относящихся к здоровью человека состояний или событий в определенных популяциях и применение этих исследований в контроле над проблемами здоровья.
Несмотря на единодушие в этом вопросе мирового медицинского сообщества, в нашей стране продолжаются попытки связать эпидемиологию только с инфекционными болезнями. В значительной мере это связанно с тем, что становление этого раздела науки в нашей стране связано с выдающимися советскими инфекционистами, которые считали эпидемиологию составной частью учения об инфекционных болезнях.
И до сих пор инфекционисты включают в свои учебники по инфекционным болезням эпидемиологию в качестве составной части курса инфекционных болезней, а не в качестве самостоятельного общемедицинского предмета. Но ведь эпидемиология инфекционных заболеваний это частный раздел общей эпидемиологии, подобный эпидемиологии новообразований, травм, психических болезней, а в настоящее время и других событий и состояний, связанных со здоровьем и здравоохранением.
В настоящее время эпидемиология становится огромным «букетом», состоящим из отдельных частных разделов: инфекционных заболеваний; неинфекционных заболеваний; военная; клиническая; генетическая; экологическая; ландшафтная и др.
Поэтому следует выделять эпидемиологию общую и частную, подобно тому, как есть общая патология и частная патология. Зарубежные ученые признают именно такой поход [5,6].
В книге «Basic epidemiology» [7], изданной Всемирной Организацией Здравоохранения, просматривается именно такой подход к содержанию эпидемиологии. Из 11 глав этого руководства только одна (глава 7) посвящена заразным заболеваниям (communicable diseases). В остальных главах рассматриваются методика изучения здоровья и заболеваемости, методы проведения исследования, основы биостатистики, причинность в эпидемиологии, клиническая эпидемиология, эпидемиология и предупреждение неинфекционных заболеваний, окружающая среда и профессиональные заболевания, политика и планирование здравоохранения, первые (значимые) шаги практической эпидемиологии.
Знания общей эпидемиологии должны формироваться до того как специалист в определенной области, будь то инфекционист, кардиолог, травматолог или онколог, приступит к решению частных эпидемиологических задач в своей области. Сейчас же учебники эпидемиологии пишутся с позиций инфекционистов и начинаются они с описания того, что студенты изучали в курсе информатики, санитарной статистике, на кафедре общественного здоровья и здравоохранения. По сути подготовки эпидемиологов широкого профиля в нашей образовательной медицинской системе не ведѐтся. Существующие самостоятельные кафедры эпидемиологии продолжают заниматься частной инфекционной эпидемиологией, а что уж говорить о курсах эпидемиологии при кафедрах инфекционных болезней.
Итак, в средине прошлого века окончательно сформировалось представление об эпидемиологии как самостоятельной общемедицинской дисциплине, а не рудименте инфекционных болезней. Поэтому вряд ли стоит настаивать на том, эпидемиология это аппарат изучения инфекций, а другие отрасли медицины могут в своих работах использовать только эпидемиологические методы.
На самом же деле общая эпидемиология становится важной составной частью общественного здоровья и здравоохранения, обеспечивая разработку мер первичной общественной профилактики.
Список литературы
1. Bhaskara Rao T. Textbook of Community Medicine - HYDERABAD (INDIA) Paras Medical Publisher, 2006 – 806 p.
2. Park K. Preventive and social medicine – JABALPUR (INDIA), 2005 – 716p.
3. Б. Мак Манн, Т. Пью, Д. Ипсен - Применение эпидемиологичечких методов при изучении неинфекционных заболеваний – М. «Медицина», 1960 – С. 318
4. Last JM. A dictionary of epidemiology. 4th ed. Oxford, Oxford. Oxford University Press, 2001.
5. John R. Paul. Clinical epidemiology – Rev. ed., 1966 – 305 p.
6. Войцехович Б.А. Общественное здоровье и здравоохранение – Ростов. «Феникс», 2007. – С 125
7. Bonita Ruth, Beaglehole Robert, Kjellstrom Tord. Basic epidemiology – WHO, 2006 – 213 p.