Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Г.ИРКУТСКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДЕКСОВ В ДИНАМИКЕ

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

Физическое развитие (ФР) растущего организма является основным показателем состояния здоровья ребенка. Чем большие отклонения в физическом развитии, тем выше вероятность появления заболеваний [6]. Простота методов изучения ФР в использовании и высокая информативность полученных данных придают показателям ФР значение объективного критерия благополучия детского населения и находят свое место при характеристике региональной эколого- гигиенической ситуации [9].
Уровень и гармоничность физического развития детского населения являются важными социально- гигиеническими показателями. Среди разных социальных групп детского населения, наибольший интерес представляют дети, посещающие детские дошкольные учреждения. В этот период развития ребенка происходит бурный рост, развитие и совершенствование всех систем организма, который играет важную роль в формировании здоровья взрослого человека [7].
Для характеристики ФР обычно используют три основных антропометрических показателя: масса тела (кг), длина тела (см), окружность грудной клетки (см) [4,8,9,10].
В последнее время в качестве дополнительной оценки используют метод индексов. Индексы представляют собой соотношения отдельных антропометрических признаков, выраженных в математических формулах.
Разные индексы включают разное число признаков. Наиболее простые включают два признака: весо – ростовые и грудно – ростовые индексы [1]. К весо- ростовым относятся индекс массы тела (ИМТ) и индекс Рорера. К грудо- весовым- индекс Пинье, Бругша и Вервека [1, 2,3,5,6,8].
Цель исследования - сравнительный анализ оценки физического развития детей дошкольного возраста 3-6 лет при использовании метода индексов и центильных таблиц в динамике.
Материалы и методы
Нами было обследовано189 детей в период первого обследования и 160 дошкольников спустя год в возрасте от 3 до 6 лет, посещающих МБ ДОУ детский сад № 148 «Ручеек» г. Иркутска. У обследованных дошкольников были измерены основные антропометрические показатели: масса тела (МТ), длина тела (ДТ), окружность грудной клетки (ОГК). Оценку гармоничности физического развития проводили с использованием «Межрегиональных нормативов для оценки длины и массы тела детей от 0 до 14 лет» [4]. В зависимости от соотношения длины и массы тела дети поделены на три группы: 1-я группа- дети с гармоничным ФР , 2-ая группа- дисгармоничные за счет дефицита массы тела; 3-я группа- дисгармоничные за счет избытка массы тела.
Далее по группам гармоничности рассчитывали уровень физического развития дошкольников с помощью весо- ростовых (индекс массы тела (ИМТ), Рорера) и грудо-ростовых ( Пинье, Бругша, Вервека) индексов.
Для статистического анализа использовали программу Statistica 6.1 Statsoft (США). Применяли различные методы параметрической статистики (вычисление М-взвешенной средней арифметической, средней ошибки (m), средне-квадратичного отклонения (σ), достоверности различий средних величин по t-критерию Стьюдента и F- критерию Фишера).
Результаты исследования
Количественный анализ детей по уровням гармоничности ФР в динамике показал, что 81% обследуемых дошкольников имели гармоничное ФР, 5%- дисгармоничное за счет дефицита массы тела, 14%- дисгармоничное за счет избытка массы тела.
Сравнительный анализ морфометрических характеристик дошкольников при первом и спустя год обследовании (Табл.1) выявил достоверно значимые отличия (Р≤0,05) по массе тела во всех трех группах гармоничности ФР. Дети 2-ой группы (16,11±3,65 кг) при первом обследовании имели массу тела на 2,69 кг меньше, чем дошкольники 1-ой группы (18,80±2,98 кг), а дети 3-ей группы (23,46±3,87 кг) были крупнее, чем 1- ой группы на 4,66 кг. Спустя год дети 2-ой группы (15,00±2,88 кг) отставали от обследуемых 1-ой группы гармоничности ФР (19,71±3,28 кг) в среднем на 4,71 кг. А дошкольники 3-ей группы (24,39±3,38 кг) стали крупнее детей 1-ой группы на 4,68 кг.
Достоверность при первом обследовании детей по длине тела статистически не подтвердилась. При измерении детей спустя год выявлены различия (Р≤0,05) по длине тела между группой гармоничных (112,92±0,08 см) и дисгармоничных за счет дефицита массы тела (107,19±0,09 см) дошкольников. Где последние были ниже в среднем на 5,73 см.
Показатели окружности грудной клетки у группы гармоничных детей (55,94±2,81 см) меньше практически на 5 см, чем у дисгармоничных с избыточной массой тела дошкольников (60,81±4,28 см). Спустя год достоверные различия между этими двумя группами сохранились. Дети из группы с дефицитом массы тела в первое обследование не отличались (Р ≥0,05), а через год объем их грудной клетки (53,00±3,32 см) достоверно значимо был меньше, чем у гармоничных детей (57,78±3,17 см) в среднем на 4,78 см.
                                                                                                                  Таблица 1

 Распределение детей 3-6 лет по группам физического развития в динамике согласно антропометрическим показателям

 

Показатели

 

1-ая группа Х±σ

 

N

2-ая группа Х±σ

 

N

3-я группа Х±σ

Масса тела, кг 1

153

18,80±2,98

10

16,11±3,65*

26

23,46±3,87*

Масса тела, кг 2

130

19,71±3,28

8

15,00±2,88*

22

24,39±3,38*

Длина тела, см 1

153

110,31±8,07

10

110,05±11,53

26

113,04±7,56

Длина тела, см 2

130

112,92±0,08

8

107,19±0,09*

22

113,81±0,06

Окружность грудной клетки, см 1

153

55,94±2,81

10

54,80±3,16

26

60,81±4,28*#

Окружность грудной клетки, см 2

130

57,78±3,17

8

53,00±3,32*

26

62,09±3,42*

Примечание: 1- первое обследование; 2- обследование спустя год;
*- коэффициент Стьюдента (Р≤0,05); #- коэффициент Фишера (Р≤0,05).

В Табл. 2 представлены результаты оценки ФР дошкольников, рассчитанные методом весо- ростовых (индекс массы тела (ИМТ) или Кетле, Рорера) и грудо-ростовых ( Пинье, Бругша, Вервека) индексов в динамике.
Соотношение длины и массы тела обследованных детей оценивали с помощью индекса массы тела (ИМТ) или индекса Кетле, который определяется путем деления массы тела (МТ) на квадрат длины тела (ДТ):

I Кетле = МТ (кг)/ ДТ (м²)

Достоверное отличие по индексу Кетле наблюдали среди детей всех групп гармоничности ФР (Р<0,05). Причем, согласно возрастным нормативам, значения данного индекса обследуемых дошкольников соответствовали группам гармоничности ФР.

                                                                                                                             Таблица 2


Показатели индексов физического развития дошкольников 3-6 лет в динамике

Индексы

1-ая группа Х±σ

2-ая группа Х±σ

3-я группа Х±σ

Рекомендованные значения индексов

ИМТ, кг/м²       1

15,37±0,88

13,14±0,61*

18,24±0,97*

14,34 – 15,72

[1,2,8]

ИМТ, кг/м²       2

15,36±0,92

12,95±0,57*

18,76±1,45*#

 

Пинье ед.         1

37,04±10,73

39,14±5,79

28,77±3,50*#

10- 25

[1,5,8]

Пинье ед.         2

37,21±11,07

45,81±20,35*#

27,32±3,53*#

 

Рорера, кг/м³ 1

14,01±1,33

12,05±1,36*

16,18±1,11*

10,7-13,7

[1,2,8]

Рорера, кг/м³ 2

13,67±1,21

12,16±1,12*

16,51±1,38*

 

Бругша, %       1

50,95±2,61

50,08±3,50

53,84±2,48

63-52

[1,8]

Бругша, %       2

51,33±2,42

49,87±2,93

54,60±2,41*

 

Вервека, ед     1

1,18±0,05

1,27±0,04*

1,05±0,05*

1,25-0,85

[2,3]

Вервека,ед.          2

1,17±0,05

1,29±0,04*

1,03±0,05*

 

Примечание: 1- первое обследование; 2- обследование спустя год;
*- коэффициент Стьюдента (Р≤0,05); #- коэффициент Фишера (Р≤0,05).

Индекс Пинье характеризует тип телосложения человека и чем меньше его показатель, тем крепче телосложение [1] У детей он определяется на основании разницы между значением длины тела (ДТ) и суммой показателей массы тела (МТ) и окружности грудной клетки (ОГК):

I Пинье = ДТ (см) – (МТ (кг) + ОГК (см))

Поскольку нормальными показателями считают диапазон от 10 до 25 единиц по данному индексу, то все группы детей в динамике с высокой степенью достоверности (0, 000) имели слабое телосложение, так как их показатели выходили за пределы нормы.
Индекс Рорера используется как групповой росто- весовой показатель и рассчитывается который определяется путем деления массы тела (МТ) на квадрат длины тела (ДТ ):

I Рорера = МТ (кг)/ ДТ³ (м³)

Он является показателем долихо- и брахиморфии, причем природу этих особенностей экологи объясняют адаптацией к географо–климатическим условиям жизнедеятельности различных популяций. Согласно расчетам, которые имели достоверные различия (0,000) сохранившиеся в динамике, морфометрические показатели детей первого обследования группы с дисгармоничным развитием за счет дефицита массы тела (по центильным таблицам), по индексу Рорера (12,05±1,36 кг/м³) укладывается в показатели нормы 10,7-13,7 кг/м³. А дети с гармоничным ФР (14,01±1,33 кг/м³) и дисгармоничным ФР за счет избыточной массы тела (16,18±1,11 кг/м³) по данному индексу имели высокое физическое развитие, связанное с избыточной массой тела. Спустя год гармоничные (13,67±1,21 кг/м³) и с низким ФР (12,16±1,12 кг/м³) дошкольники имели нормальные показатели по индексу Рорера.
Индекс Бругша является индексом пропорциональности между ростом и окружностью грудной клетки. Расчет производится путем вычисления отношения величины показателя окружности грудной клетки (ОГК) к величине роста (ДТ):
I Бругша = ОГК (см)×100/ДТ (см)
Величина индекса выражается в процентах. В период первого обследования расчетные показатели обследуемых дошкольников по индексу Бругша не имели статистического подтверждения, так как по коэффициенту Стьюдента имели значения Р≥0,05. Достоверно значимые различия выявлены в 1-ой и 3-ей группах ФР детей (51,33±2,42 % и 54,60±2,41 % соответственно), где первые являются узкогрудыми, а вторые имеют нормальный объем грудной клетки.
Индекс Вервека используется для определения конституционного типа телосложения и рассчитывается по формуле:


I Вервека = ДТ (см)/(2МТ(кг)+ОГК (см))

Согласно расчетам выделяют три типа телосложения: мезоморфный тип телосложения - средний вариант размеров тела, занимающий промежуточное положение между брахиморфным и долихоморфным типами; брахиморфный тип характеризуется широким туловищем и короткими конечностями; долихоморфный- узким туловищем и длинными конечностями.
Результаты оценки индекса Вервека в динамике выявили, что дети с гармоничным (1,18±0,05 ед. и 1,17±0,05 ед. соответственно) и дисгармоничным за счет избыточной массы тела (1,05±0,05 ед. и 1,03±0,05 ед.) имели мезоморфный тип телосложения.. Дети 2-ой группы с дефицитом массы тела (1,27±0,04 ед. и 1,29±0,04 ед. соответственно), согласно значениям индекса, имели достоверно значимую долихоморфию, то есть узкое туловище и длинные конечности.
Выводы
1. Количественный анализ показал, что наибольший процент обследуемых дошкольников (81%) имели гармоничное физическое развитие, дисгармоничное ФР за счет дефицита массы тела- 5% детей и дисгармоничное за счет избытка массы тела- 14 %.
2. Анализ динамики морфометрических показателей по группам гармоничности ФР выявил, что у дошкольников в группе с дисгармоничным ФР за счет избытка массы тела наблюдается увеличение среднего значения по массе, длине тела и окружности грудной клетки. Дети в группе с дисгармоничным ФР за счет дефицита массы тела имели достоверно значимые более низкие показатели массы, длины тела и окружности грудной клетки спустя год, по сравнению с первоначальными измерениями.
3. Исследование ФР дошкольников с помощью метода индексов Пинье, Рорера и Бругша выявило, что показатели, полученные при расчетах не соответствовали рекомендованным нормативам, которые были предложены различными авторами. Возможно, это связано с тем, что морфометрические характеристики детской популяции претерпевают значительных изменений в период длительного времени и для каждого региона должны существовать свои региональные нормативы, которые необходимо пересматривать через каждые 5- 10 лет.
4. Проведенные исследования позволяют предложить полученные значения индексов в группе дошкольников с гармоничным физическим развитием для разработки рекомендованных региональных нормативов для детей 3-6 лет города Иркутска.

Список литературы

1. Башкиров П.Н. Учение о физическом развитии человека.- Изд. Московского университета.- 1962.- 339 с.
2. Бусел Л.А., Циркин В.И. Индексы физического развития детей 3-7 лет как критерии оценки влияния факторов окружающей среды // Современные наукоемкие технологии. – 2006. - №4. – С.39.
3. Клименко Е.А. Методика оценки физического развития детей и подростков/ Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. IV / Под ред. М.Н. Симоновой и С.К. Алексеева. – Калуга: Изд- во КГПУ им. К.Э. Циолковского.- 2008. – С. 208 – 228.
4. « Межрегиональные нормативы для оценки длины и массы тела детей от 0 до 14 лет». М.: Министерство здравоохранения СССР, 1990. – 37с.
5. Олонцева Г.Н. Комплексная диагностика физического развития ребенка: учебное пособие. – Иркутск: Изд- во Иркут. гос. пед. ун-та, 2007. – 152 с.
6. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков. – М: ТЦ Сфера, 2005.- 64 с.
7. Петросян Г.Г. Оценка физического развития и структура заболеваемости сельских дошкольников ставропольского края// Вестник научных медицинских технологий.- 2009. – Т.XVI, №3. – С. 174-175.
8. Региональные показатели физического развития детей и подростков Иркутской области: Методические рекомендации.- 2004.- 44 с.
9. Савватеева В.Г., Кузьмина Л.А., Шаров С.В. и др. Физическое развитие детей раннего возраста г. Иркутска
// Сибирский медицинский журнал. – 2003. – Т40. - №5. – С. 71 – 77.
10. Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М./ Гигиена и экология человека.- 2006.