Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ЗДОРОВЬЯ

Авторы:
Город:
Томск
ВУЗ:
Дата:
08 марта 2016г.

Введение.

Одной из важнейших проблем, стоящих перед практическим здравоохранением по усилению профилактической деятельности, повышению ее качества, эффективности и результативности, является разработка новых и адаптация к современным требованиям и условиям работы современных организационных, информационных и профилактических технологий деятельности.

Нормативными документами утверждены требования к организации деятельности ЦЗ. Утвержден и порядок обращения и приема граждан в ЦЗ [5], который в реальной деятельности не позволяет формировать плановые потоки населения.

Разработана в соответствии нормативными документами тактика ведения посетителей ЦЗ в зависимости от состояния здоровья по результатам обследования [2], но она не ориентирована на существующие подходы в области кардиоваскулярной профилактики по выявлению и коррекции ФР ССЗ.

Разработанная структурно-организационная  модель профилактической деятельности амбулаторно- поликлинических учреждений и специалистов ориентирована на отделение профилактики, а предлагаемые технологии адаптированы к деятельности соответствующих кабинетов и специалистов [4].

К сожалению, до настоящего времени не прописаны порядок и стандарты работы ЦЗ с посетителями [3]. Отсутствуют единые требования к процессу сбора, анализа и учета ФР НИЗ [5].

В работе Авдеевой М.В. сформулирована модель ЦЗ, как медицинского подразделения ЛПУ, эффективно реализующего программы индивидуальной и семейно-групповой профилактики социально-значимых НИЗ среди населения административной территории [1]. В этой модели введена маркетинговая деятельность по привлечению приоритетных потребителей первичной профилактики заболеваний, которая подразумевает только выездной режим работы ЦЗ, но не учитывает возможность ее использования при стационарном режиме работы. Использование маркетинговой деятельности при стационарном режиме работ особенно актуально, т.к. у большинства ЦЗ РФ в настоящее  время имеется только 1 комплект оборудования. Кроме того не описана технология маркетинговой деятельности, что существенно затрудняет ее реализацию в практической деятельности. Введена функция количественного учета кардиометаболических ФР НИЗ и функциональных отклонений со стороны сердца, но нет предложений по совершенствованию технологий оказания профилактической помощи в ЦЗ и совершенствованию методик выявления и коррекции ФР ССЗ в ЦЗ.

Проведенный анализ нормативной базы, литературных источников и существующих современных подходов в области профилактики неинфекционных заболеваний и укрепления здоровья населения подтвердил необходимость совершенствования структурно-функциональной модели деятельности ЦЗ.

Цель исследования–разработка и совершенствование структурно-функциональной модели деятельности ЦЗ.

Методы исследования: организационное моделирование, аналитический, экспериментальный, системный анализ, SWOT-анализ. Источник получения информации - литературные данные, нормативно-правовые документы, результаты собственных исследований. Оценка организации работы ЦЗ для взрослых проведена с помощью SWOT-анализа.

Результаты и обсуждения.

С помощью SWOT-анализа деятельности ЦЗ выявлены слабые стороны деятельности, среди которых наиболее значимым являются: необходимость продвижения профилактических медицинских услуг (формирования потоков населения); отсутствие маркетинговых технологий в деятельности; порядков и стандартов оказания услуг, включая выявление и коррекцию ФР ССЗ; системы менеджмента качества; отсутствие навыков, работы у персонала по профилактике с относительно здоровыми посетителями. Среди угроз наиболее значимые факторы: недостаточная информированность населения о наличии и возможностях ЦЗ, низкая (субъективная) потребность населения в получении профилактических услуг, низкая мотивация населения в получениизнаний по ЗОЖ от медицинского персонала; отсутствие системы обучения специалистов ЦЗ новым коммуникативным технологиям, психологическим принципам формирования поведения и его изменений, отсутствие реальных условий, экономических механизмов для ведения ЗОЖ.

Определены основные направления оптимизации оказания медицинской помощи в ЦЗ:

1.     продвижения профилактических медицинских услуг - формирования потоков населения, в том числе организованного населения на обследование в ЦЗ;

2.     повышение качества услуг, оказываемых в ЦЗ;

3.     формирование мотивации по укреплению здоровья и профилактике заболеваний у пациентов, формирование мотивации врачей на укрепление здоровья и профилактику заболеваний у пациентов.

Проведенный SWOT-анализ и анализ результатов собственных исследований по оценке деятельности ЦЗ позволил определить 4 блока первоочередных мер, определяющих успешное взаимодействие ЦЗ с факторами внешней среды и повышение эффективности профилактических услуг внутри системы здравоохранения: маркетинговый, технологический, управленческий, блок менеджмента качества.

На основании выявленных проблем, с учетом использования современных подходов в области профилактики НИЗ, в целях эффективного использования ресурсов и возможностей ЦЗ оптимизирована и разработана структурно-функциональная модель оказания помощи пациентам в ЦЗ (рис.1).При разработке модели учтены цели и задачи, поставленные перед ЦЗ в действующих нормативных документах МЗ РФ [5], опыт их реализации в медицинских организациях, а также слабые стороны регламентированной деятельности ЦЗ, выявленные в процессе ее реализации.

Модель апробирована и внедрена в ЦЗ ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница», где осуществлялась отработка всех ее элементов.

Основными направлениями совершенствования деятельности ЦЗ стали: рационализация организационной и функциональной структур, улучшение информационного обеспечения, внедрение новых технологий (совершенствование технологий), влияющих на организацию и оказание помощи в ЦЗ.

Основные принципы построения модели:

·   подход к человеку (пациенту), как целостной системе: взаимосвязь с внешними (социально- экономическая положение, состояние окружающей среды, системы здравоохранения и др.) и внутренними (наследственность, психологическое состояние и др.) факторами;

· развитие и внедрение инновационных технологий продвижения медицинских услуг;

· этапность оказания медицинской помощи населению с факторами риска ССЗ;

· заинтересованность пациента в сохранении своего здоровья.

Новым введением в структуру ЦЗ кабинета маркетинга и контроля качества (на функциональной основе) наиболее полно решает главную задачу о необходимости продвижения профилактических медицинских услуг (формирования потоков населения) в ЦЗ и контроля качества оказываемых услуг.

Деятельность ЦЗ сложна и многогранна, потому структурно-функциональная модель также должна быть многомерна, что схематично можно представить, например, в виде трех граней куба (Рисунок 1).На верхней грани изображена структура деятельности, которая содержит четыре блока: маркетинговый, управленческий технологический, блок менеджмента качества.

На левой грани – объекты деятельности. Основные участники структурно-функциональной модели оказания помощи в ЦЗ: население организованное и неорганизованное (потребители медицинских услуг); специалисты ЦЗ (производители медицинских услуг); некоммерческие общественные организации НКО (посреднические услуги, продвижение медицинских услуг); работодатель (создание условий, контроль за продвижением медицинских услуг и получением услуг конечным потребителем); администрация муниципального образования (создание условий для организации, контроль за продвижением медицинских услуг и получением услуг конечным потребителем муниципального образования).

Основной потребитель услуги – трудоспособное организованное население (сотрудники предприятий и учреждений, студенты вузов).

На правой грани – показано необходимое методическое обеспечение: методические рекомендации для медицинских работников,  алгоритмы работы врача ЦЗ при первичном и повторном посещении; алгоритмы оказания помощи пациентам с ФР ССЗ.

При создании модели учитывались все перечисленные элементы, которые взаимосвязаны между собой, и их нельзя рассматривать в отрыве друг от друга.

В разработанной модели организация работы ЦЗ предполагает четкую систему взаимодействия с учреждениями и специалистами за пределами медицинской организации и определение направления потоков пациентов (Рисунок 2), что в свою очередь приводит к формированию непрерывных потоков пациентов организованного населения в ЦЗ.

Проведение многопланового  сотрудничества с заинтересованными НКО, работодателями, СМИ и отдельными группами организованного и неорганизованного населения позволяет наиболее полно реализовать главную цель – усиления деятельности, направленной на формирование и реализацию системных подходов к укреплению и сохранению здоровья и профилактики неинфекционных заболеваний.

Выводы.

Внедрение структурно-функциональной модели оказания медицинской помощи пациентам ЦЗ позволяет путем реализации системы управленческих решений повысить эффективность деятельности и качество медицинского обслуживания.





 

 

Список литературы

1.     Авдеева М.В. Научное обоснование модели профилактической деятельности центров здоровья: Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.м.н. Санкт-Петербург, 2014. Доступно по: http://szgmu.ru/ds/upload/files/Автореферат.pdf (Дата обращения 30.07.2015).

2.     Андриянова О.В. Организация работы по формированию здорового образа жизни и медицинской профилактике в Свердловской области //Руководителю ЛПУ, 2011, том 2.

3.     Модестов А.А., Косова С.А., Неволин Ю.С., Фаррахов А.З., Федоткина С.А. Центры здоровья для детей: проблемы и перспективы развития // Социальные аспекты здоровья населения [Электронный научный журнал]. 2013; 31(3). Доступно по: http://vestnik.mednet.ru/content/view/482/30/lang,ru/ (Дата  обращения 30.07.2015)

4.     Сквирская Г.П., Ильченко И.Н., Сырцова Л.Е., Абросимова Ю.Е. Структурно-организационная модель профилактической деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений и специалистов (Практические рекомендации)

5.     Приказ МЗ и СР РФ от 19 августа 2009 г. N 597н. (ред. от 26.09.2011) «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака».Доступно по: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_92084/ (Дата обращения: 30.07.2015).