Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
04 октября 2017г.

Основной задачей государственного управления в сфере информатизации здравоохранения является проведение единой государственной политики, определенное статьей 14 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Несомненно, органами исполнительной власти в сфере здравоохранения данная политика проводилась и проводится постоянно, но ее реализация меняется в зависимости от актуальных задач и условий.

На наш взгляд в развитии информатизации российского здравоохранения четко определяются 4 этапа (периода):

·            1991 - 2000 годы;

·            2001- 2010 годы;

·            2010-2013 годы  (программа модернизации);

·            настоящий период (после реализации программы модернизации - постмодернизационный).

Начало целенаправленному развитию информатизации здравоохранения было положено в советский период. Государственное управление информатизацией и ее финансовое обеспечение было жестко директивным и централизованным, что характерно для государственного управления в целом в рассматриваемый период. Основное содержание работ по информатизации состояло в автоматизации задач статистического учета на союзном, республиканском и областном уровнях, и проведении комплекса НИОКР. Задачи по информатизации медицинских учреждений общей сети здравоохранения практически не ставились.

Информатизация здравоохранения в 90-х годах развивалась в условиях децентрализации управления и финансирования здравоохранением, его низкой финансовой обеспеченности, введения системы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), роста доступности персональных компьютеров. Результатом децентрализации управления стало независимое развитие процессов информатизации на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и на уровне медицинских учреждений.

В рассматриваемый период Минздравом России были утверждены три концепции информатизации здравоохранения (1). Однако, программы и концепции информатизации, разработанные на федеральном уровне в этот период, не обеспечили, хотя бы на уровне регламентации процесса, единства внедрения и развития информационных систем в здравоохранении.

Мощный импульс развитию информатизации придало введение системы ОМС. Появление новых изначально алгоритмизированных учетно-отчетных задач, их конкретность при объемности информации, ведение персонифицированного учета медицинской помощи, наличие финансовых средств сделали введение ОМС «точкой невозврата» в процессе информатизации здравоохранения (2).

В субъектах РФ формируются и утверждаются первые целевые программы по информатизации здравоохранения (3). В медицинских учреждениях начинается формирование ИТ-инфраструктуры, внедряются программы, разработанные для реализации задач ОМС, появляются первые электронные медицинские карты, первые крупные коммерческие проекты.

Десятилетний период децентрализации в развитии информатизации здравоохранения способствовал воплощению многих идей, возникновению неформальных сообществ, формированию рынка АИС, в том числе с однотипными задачами и функционалом. В результате активно проводимых дискуссий определяются приоритетные направления и круг задач информатизации здравоохранения, формируется понимание препятствий для информатизации и путей их преодоления.

В 2000-2010 годах информатизация здравоохранения интенсивно развивалась в условиях экономического роста страны, повышения уровня финансирования здравоохранения, введения в действие федерального закона № 152 «О персональных данных».

Начинается восстановление государственного управления информатизацией здравоохранения. Федеральным уровнем инициируется  создание сети медицинских информационно-аналитических центров, в задачи которых, в том числе, входит координация процессами информатизации здравоохранения и повышение эффективности использования ИТ- инфраструктуры в субъекте Российской Федерации. Утверждена Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г., один из разделов которой посвящен информатизации здравоохранения. Однако, стоит отметить крайне небольшой объем раздела по информатизации, а также констатацию проблем в данном разделе при полном отсутствии предложений по развитию информатизации.

Активизируется государственное управление информатизацией здравоохранения на уровне субъектов РФ: расширяется процесс утверждения региональных целевых программ по информатизации здравоохранения, появляются первые разработки информационных систем регионального уровня, обеспечивающие формирование единого информационного пространства медицинских учреждений, органов управления здравоохранением и территориального фонда ОМС (3). Появление таких информационных систем свидетельствует о повышении роли государственного управления не только в части информатизации, но и в целом управления территориальной системой здравоохранения на уровне субъектов РФ.

Ввиду достаточно благоприятной экономической ситуации и наличия относительной финансовой самостоятельности интенсивно проводится внедрение информационных систем и развитие ИТ- инфраструктуры в медицинских учреждениях. Так, если в 2000 году число ЭВМ (включая ноутбуки, исключая mainfraim) в медицинских учреждениях составляло 100 007 единиц, то в 2010 году оно составило 423 840 единиц. Именно в этот период происходит переход от автоматизации фиксированного набора функций (АРМ) и автоматизации отдельных задач к комплексной информатизации медицинских учреждений (5) и территориальных систем здравоохранения и ОМС, от локальных к распределенным информационным системам, построенным на сочетании централизованных и децентрализованных режимов хранения и обработки данных.

Результатом интенсивного развития информатизации здравоохранения в 2000-2010гг. является:

·         постепенное      восстановление      роли      государственного      управления      в       информатизации здравоохранения;

·         разработка и внедрение основных типов информационных систем при разнообразии их реализации;

·         формирование значительной дифференциации уровня информатизации как субъектов РФ, так  и медицинских учреждений;

·         формирование  круга  фирм  и  специалистов,  специализирующихся  на  разработках  в  сфере здравоохранения.

Результаты информатизации здравоохранения 2000-2010 гг. стали базисом реализации программы модернизации здравоохранения в субъектах РФ в части ИТ-технологий.

В 2011-2014гг. в здравоохранении реализуется программа модернизации, в том числе подпрограмма по внедрению современных информационных технологий. Все задачи информатизации и подходы их реализации по программе модернизации были достаточно жестко регламентированы федеральным уровнем. Решением заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации (утверждено 30 декабря 2010 г. № А4-18040) был утвержден порядок реализации региональных программ модернизации здравоохранения в части внедрения информационных технологий. Приказом Минздравсоцразвития России № 364 от 28.04.2011г. была утверждена концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, издан комплект методических рекомендаций. Из 30 млрд.руб, затраченных на программу модернизации в части ИТ, 20 млрд.руб. было выделено из федерального бюджета. Таким образом, роль федерального государственного управления в информатизации здравоохранения в период проведения программы модернизации была абсолютно определяющей.

Интересно отметить практическое отсутствие научных работ по медицинским специальностям по анализу результатов развития информатизации здравоохранения в рамках программы модернизации в Российской Федерации. По данным Ушенина В.В. (6) число закупленных компьютеров в этот период превысило 970 тыс. единиц, число медицинских учреждений, в которых были внедрены персонифицированный учет медицинской помощи и электронные медицинские карты, превысило 13 тысяч учреждений. Электронная регистратура также была внедрена более, чем в 13 тысячах учреждений. О масштабности работ свидетельствует тот факт, что по данным Росстата в на 01.01.2014 г. число больничных государственных организаций составило 5 392, амбулаторно-поликлинических – 17 106. Были сформированы основы единой государственной информационной системы здравоохранения.

При всех проблемах программа модернизации несомненно вывела информатизацию здравоохранения на абсолютно новый уровень как в аспекте внедрения информационных технологий, так и в аспекте понимания проблем и задач информатизации. В процессе проведения программы модернизации была восстановлена роль государственного управления информатизацией здравоохранения, а также произошел переход к межведомственному характеру государственного управления информатизацией здравоохранения. Иллюстрацией данного положения является тот факт, что все программы модернизации в части внедрения ИТ-технологий согласовывались субъектами РФ не только Минздравом России и Федеральным фондом ОМС, но Минкомсвязи России. Значение перехода к межведомственному управлению информатизацией здравоохранения нам еще предстоит оценить.

В настоящий период (после реализации программы модернизации), несмотря на прекращение федерального финансирования, роль государственного управления информатизацией и его межведомственного характера не только не снизилась, но и продолжает возрастать. И прежде всего, растет роль федерального уровня управления.

Минздравом России инициируется формирование в субъектах РФ «дорожных карт» по развитию

Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, разработан и решением президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 года утвержден как приоритетный проект «Электронное здравоохранение», определены задачи информатизации здравоохранения не предстоящий период, значительная часть из которых получила свое законодательное (7).

Таким образом, на протяжении всего периода развития информатизации здравоохранения в Российской Федерации роль государственного управления данным процессом, которая в 90-е годы была практически утеряна, была восстановлена и постоянно возрастает при росте приоритета федерального уровня государственного управления.

 

Список литературы

 

1.       Пашкина Е.С., Зарубина Т.В. О программах информатизации здравоохранения России (обзор)/ «Врач и информационные технологии», 2009, № 6.

2.       Шустерман И.Л. ИТ в здравоохранении: от первых идей к современному состоянию/PC Week/RE№7     (884)         (https://www.itweek.ru/idea/article/detail.php?ID=171454;    2015г;     дата    обращения:28.08.2017).

3.       Савостина Е.А. Научное методологическое обоснование формирования региональной информационной системы здравоохранения на основе современных программных технологий. Автореф. дис. на соискание ученой степени д.м.н., ЦНИИОиИЗ», М.,2004.

4.       ГОСТ Р 52636-2006.Национальный стандарт Российской Федерации «Электронная история болезни. Общие положения» (http://vsegost.com/Catalog/38/385.shtml; дата обращения: 28.08.2017)).

5.       Берсенева Е.А. Информационные системы в управлении лечебно-профилактическим учреждением // Врач и информационные технологии. - 2006. - № 4. - С.75.

6.       Ушенин В.В. Комплексная оценка эффективности реализации программ модернизации здравоохранения в части внедрения современных информационных технологий. М., 2017.

7.      Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья"( http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1126336/#ixzz4qm2GwX4Q; дата обращения: 28.08.2017).